Проект "Хороша ты, Зимушка-Зима"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Чечетенко Татьяна Юрьевна

Расширение представлений о зимних природных явлениях, научить отражать в работах характерные особенности зимы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_horosha_ty_zimushka-zima.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Хороша ты, Зимушка-зима!»

Название проекта: «Хороша ты, Зимушка-зима! »

 Автор проекта: Чечётенко Татьяна Юрьевна – воспитатель МДОУ ДСКВ № 29 г. Ейска МО Ейский район

 Тип проекта по роду деятельности: исследовательско – творческий.

 Характеристика проекта по срокам реализации:

средней продолжительности.

 Актуальность проекта.

 Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог – новатор, педагог – исследователь, поэтому я педагог – практик включилась в активную поисковую, инновационную деятельность.

 В педагогике творческий поиск предполагает поисковую деятельность, создание нового педагогического опыта. Я, считаю, что метод проектов – один из новых видов деятельности, который используется в воспитательно- образовательном процессе детских садов. Познавательно – исследовательское направление является актуальным в детском саду.

 Цель проекта: расширение представлений о зимних природных явлениях, научить отражать в работах характерные особенности зимы.

 Задачи для детей:

 • Расширять представления детей о характерных особенностях зимней поры.

 • Знакомство со свойствами снега, воды в твердом и жидком состоянии.

 • Развивать умение отражать в своих работах признаки зимы, используя разные материалы.

 • Способствовать развитию общих речевых навыков, интонационной выразительности, мелкой моторики пальцев, расширению словаря.

 • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

 • Воспитывать чувства отзывчивости и доброты, желание прийти на помощь.

 Задачи для родителей:

 • Создать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка.

 • Учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.

 

Задача для педагога:

 • Развивать профессиональную компетентность и личностный потенциал.

 Участники проекта:

 1. Педагоги: воспитатели группы, учитель - логопед, музыкальный руководитель.

 2. Дети подготовительной логопедической  группы.

 3. Родители и другие члены семьи.

 Длительность проекта: 3 месяца.

 Ожидаемые результаты в процессе взаимодействия педагог – дети – родители в реализации проекта.

 Дети:

 • Используют в речи слова характеризующие время года (зима холодная, морозная, снегопад, снежок – мягкий, пушистый, белый, можно лепить и д. р.)

 • Выделяют свойства и качества снега (в теплой комнате тает, бывает липкий, мокрый, в морозный день рассыпается, скрипит)

 • Активно, по собственному желанию, используют в своих работах краски, мелки, ватные палочки, кисти, бумагу.

 Родители:

 • Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

 • Повышение педагогической компетентности родителей.

 Педагоги:

 Проектирование заставляет педагога находится в поиске, требует творческого и личностного роста.

 

Этапы проекта.

 I. Подготовительный этап.

 Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата. На этом этапе работы, решала следующие задачи:

 • изучить отношение родительской общественности к предлагаемой деятельности в рамках проекта.

 • разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.

 II. Практический этап.

 Цель практического этапа: расширить представления детей о характерных особенностях зимней поры на основе занятий по развитию речи, игр, чтение и последующий анализ художественных произведений, художественного творчества, экспериментальной деятельности.

 1. Содержание деятельности родителей:

 • Работа по закреплению словаря.

 • Участие родителей вместе с детьми в конкурсе поделок «Зимушка – зима. »

 • Участие в украшении группы к новому году.

 2. Содержание деятельности педагога.

 • НОД по развитию речи: «Зима», «Зимние забавы», «Хвойные деревья», «Новый год. Новогодние праздники. », «Зимующие птицы».

 • Оформление книжного и логопедического уголка детскими книгами, предметными и сюжетными картинками по теме.

 • Рисование: «Зима в лесу», «Снеговик», «Портрет Снегурочки».

 • Аппликации: «Свет в окне», «Веселые снеговики», «Дед Мороз зажигает фонарики».

 • Целевая прогулка- эксперимент: «В январе, в январе, много снега на дворе… »

 • «Лаборатория Всезнайки» - экспериментирование со снегом, льдом (холодный, тает, прозрачный, не прозрачный) .

 • Игры: «Заморожу», «Два Мороза», «Мороз красный нос», «Снежки», «Кто дальше? »

 III. Заключительный этап.

 Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

 • Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята.

 • Возросла речевая активность детей.

 • Удалось достигнуть результатов взаимодействия педагог – родители.

 Работа с педагогами.

 Защита проектной деятельности (передача педагогического опыта работы) .

Зима

Выражение эмоционального и психофизического состояния

Выразите свое состояние и настроение в разное время зимы. Радуемся первому снегу, ёжимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.

Пластические этюды

Покажите мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы. Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю. Сердитая Старуха-Зима заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д.

Обыгрывание ситуации «Новый год». Изобразите Деда Мороза и Снегурочку, идущих на елку. Покажите, как разные звери встречали Новый год.

Изображаем зимние забавы: катаемся на коньках, играем в снежки, лепим снежную бабу, везем на санках малышей, ходим на лыжах.

Вся земля в снегу,

Я на лыжах бегу.

Ты бежишь за мной.

Хорошо зимой:

Небо ярко-синее,

Ели, сосны в инее,

Снег сверкает под ногами.

Эй, ребята, кто за нами?

Изобразите зимующих птиц: дятла, ворону, прилетевших к кормушке, замерзшего воробья.

Помогаем птицам: мастерим кормушку, вешаем ее на дерево, насыпаем в кормушку зерно.

Изобразите зверей в зимнее время: зайчика, притаившегося под кустом; лису, прислушивающуюся к шороху мышки под снегом; голодного волка; спящего медведя; белочку, нашедшую свою кладовую, и др.

Изобразите зимние деревья, укрытые снеговой шапкой, стонущие и гнущиеся от сильного ветра; летящие снежинки; радующихся снеговиков; острую сосульку, свисающую с крыши.


  • 1

 Пальчиковая гимнастика:

 Я мороза не боюсь, (Грозят пальчиком)

 С ним я крепко подружусь. (Руки в «замок»)

 Подойдет ко мне мороз, (Шагать двумя пальчиками по столу)

 Тронет руку, тронет нос. (Трогают)

 Значит, надо не зевать, (Грозят пальчиком)

 Прыгать, бегать и играть. (Загибать пальчики)

 Физминутка:

 Выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

 Выпал беленький снежок

 Собрались мы все в кружок

 Мы потопаем, потопаем,

 Мы похлопаем, похлопаем.

Будем весело плясать,

 Будем руки согревать.

 Покружиться мы не прочь.

 Мы танцуем день и ночь.

 Встанем вместе все в кружок

 Получается снежок.

 Чтобы было веселее,

 Будем прыгать мы скорее.

 Упражнения на развитие мелкой моторики:

 1. «Горка»-сминаем бумагу в комочки и катаем между ладонями, выкладываем из них горки для ЗВЕРЕЙ.

 2. Коллективная работа «Зимний пейзаж» -склеить объемные елки из цветной бумаги, приклеить их на лист картона А3, припорошить все «снегом» из измельченного пенопласта.

 3. «Снегопад в лесу »- разложить на елке (аппликация из бархатной бумаги) кусочки ваты.

 4. На картоне размером 10х10 нарисовать зимнюю картину из пластилина методом размазывания и пластилиновых жгутиков (картину придумывает ребенок) .

 

  • 2

Психогимнастика:

 Выражение психоэмоционального и психофизического состояния

 Выразите свое состояние и настроение в разное время зимы.

 Радуемся первому снегу, ёжимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.

 Пластические этюды

 Покажите мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы. Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю. Сердитая Старуха-Зима заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д.

 Обыгрывание ситуации «Новый год».

 Изобразите Деда Мороза и Снегурочку, идущих на елку. Покажите, как

 разные звери встречали Новый год.

 Изображаем зимние забавы: катаемся на коньках, играем в снежки, лепим снежную бабу, везем на санках малышей, ходим на лыжах.

 Вся земля в снегу,

 Я на лыжах бегу.

 Ты бежишь за мной.

 Хорошо зимой:

 Небо ярко-синее,

 Ели, сосны в инее,

 Снег сверкает под ногами.

 Эй, ребята, кто за нами?

 А. Введенский

 Изобразите зимующих птиц: дятла, ворону, прилетевших к кормушке, замерзшего воробья.

 Помогаем птицам: мастерим кормушку, вешаем ее на дерево, насыпаем в кормушку зерно.

 Изобразите зверей в зимнее время: зайчика, притаившегося под кустом; лису, прислушивающуюся к шороху мышки под снегом; голодного волка; спящего медведя; белочку, нашедшую свою кладовую, и др.

  • 3

 Изобразите зимние деревья, укрытые снеговой шапкой, стонущие и гнущиеся от сильного ветра; летящие снежинки; радующихся снеговиков; острую сосульку, свисающую с крыши.

 Игра «Холодно - жарко» (на напряжение и расслабление мышц туловища)

 Мама-медведица ушла. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки - греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Опять подул северный ветер.

 Повторить игру 2 — 3 раза.

 Мимическая гимнастика

 Снежинки

 Цель: развитие внимания, наблюдательности, способности определять эмоции по схематическим изображениям.

 Описание игры:

 Вариант 1. Ребенку дают снежинки, вырезанные из бумаги, в центре которых схематично изображены эмоции. Предлагается рассмотреть свою снежинку и рассказать, что она чувствует.

 Вариант 2. Ребенку дают снежинки, вырезанные из бумаги, и предлагается схематически изобразить любую эмоцию на своей снежинке, затем рассказать, что снежинка чувствует.

  • 4

 Массаж активизирующий:

 Зима

 Пришла зима,                                          трем ладошки друг о друга

 Принесла мороз.                              пальцами массажируем плечи, предплечья

 Пришла зима,                                  трем ладошки друг о друга

 Замерзает нос.                                 ладошкой массажируем кончик носа

 Снег,                                                 плавные движения ладонями

 Сугробы,                                          кулаки стучат по коленям попеременно

 Гололед.                                      ладони шоркают по коленям разнонаправлено

 Все на улицу — вперед!            одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем)

 Теплые штаны наденем,                                     ладонями проводим по ногам

Шапку, шубу, валенки.                    ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами

 Руки в варежках согреем                 круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони

 И завяжем шарфики.                       ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи

 Зимний месяц называй!                   ладони стучат по коленям

 Декабрь, Январь, Февраль.              кулак, ребро, ладонь

 Точечный массаж:

 Крылья носа разотри – раз, два, три

 И под носом себе утри – раз, два, три

 Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять

 Нужно горлышко прогреть,

 И не будем мы болеть

 Артикуляционные упражнения:

 Артикуляционная и мимическая гимнастика

 Снеговики радуются морозу

 Надуть щёки. Весёлое выражение глаз.

 Горка

 Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

  • 5

 Горка закрывается – открывается

 Сделать «горку», а потом не убирая язык от нижних зубов, сжать зубы (губы

 – в улыбке, зубы видны, а затем открыть снова рот (язык всё время упирается в нижние зубы). Повторить движения 5-6 раз.

 Саночки

 Рот широко открыть, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Движения языком вперёд – назад, боковые края языка скользят по коренным зубам.

 Грустные снеговики весной

 Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

 Сосулька

 Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми») .

 Санки-ледянки

 Сделать язык «чашечкой».

 Ураганный ветер открывает и закрывает форточку

 Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка

 

  • 6

Артикуляционная зимняя сказка

 «Наступила зима. Наш Язычок увидел, как веселятся дети зимой на улице и играют в интересные игры. Язычок запомнил действия ребятишек и сейчас попытается их повторить.

 1. Подуй на снежок – дуем на ватный шарик на нитке или бумажную снежинку (щеки не надувать, кончик языка чуть виден между губами) .

 2. Язычок боится мороза – острый напряженный язык резко высовывается изо рта, как можно дальше, и быстро прячется обратно (6 раз) .

 3. Язычок показывает, как ветер кружит снежинки: рот открыт, кончик языка выполняет круговые движения по губам (по 3 раза в обе стороны) .

 4. Язычок прыгает по губам, как заяц по сугробам: рот открыт, челюсть неподвижна, прижимаем широкий язык то к верхней, то к нижней губе.

 5. Язычок прыгает через зубы, как снежные валы: широкий язык то упирается в основания резцов (верхних, нижних, то перепрыгивает через зубы, попадая в преддверие рта (под губу верхнюю, нижнюю) (6 раз) .

 6. Похлопай язычком – лопатой как по снегу: рот приоткрыт, широкий язык совершает хлопательные движения по верхней губе (6 раз) .

 7. Язычок строит горку то высокую, то низкую: кончик широкого языка упирается в нижние резцы, а спинка то поднимается, то опускается. (6 раз)

 9. Ручки заморозим и ручки погреем: поднести ладони ко рту, поднять широкий язык к бугоркам за верхними резцами и произнести: тс-с-с, тс-с-с! Далее потереть ладошку о ладошку, словно согреваем их.

 

  • 7

Развитие речевого дыхания и голоса:

 Вьюга

 Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой ЯГОЙ.

 Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.)

 Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)

 Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.)

 Стонут березы: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)

 Шумят ели: «Ш-ш-ш-П1-Ш-П1».

 Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».

 Мороз колдует

 Разыграйтесь-ка, метели!

 Гнитесь ниже, сосны, ели!

 Все, что есть в моем лесу,

 Я засыплю, занесу!

 Дыхательная гимнастика:

 Как подул Дед Мороз в воздухе морозном,

 Полетели, закружились ледяные звёзды,

 Кружатся снежинки в воздухе морозном.

 Падают на землю кружевные звёзды.

 Вот одна упала на мою ладошку.

 Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

 Подуй на снежинку

 Дети сдувают с ладошки снежинку (вырезанную из бумаги) .

 Гимнастика для глаз:

 Кидай снежок (электронная)

 Задачи: Оказать оздоравливающее воздействие на орган зрения.

 Ход: Предложить детям понаблюдать за снежком, который кидает ребенок.

 Новогодняя елка (электронная)

 Задачи: Оказать оздоравливающее воздействие на орган зрения.

 Ход: Предложить детям понаблюдать за мелькающими цветными

 огоньками, но не в полной темноте.

 

Снежинки (электронная)

 Задачи: Оказать оздоравливающее воздействие на орган зрения.

 Ход: Предложить детям понаблюдать за движением падающей снежинки.

  • 8

Елка (словесная с движением)

 Вот стоит большая елка,

 Вот такой высоты.

 У нее большие ветки.

 Вот такой ширины.

 Есть на елке даже шишки,

 А внизу – берлога мишки.

 Зиму спит там косолапый

 И сосет в берлоге лапу.

 (Выполняют движения глазами.)

 Посмотреть снизу вверх.

 Посмотреть слева направо.

 Посмотреть вверх.

 Посмотреть вниз.

 (Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза)

  • 9

 Проблемно-игровые игротренинги и игротерапия:

 Развитие ощущения и восприятия

 Ответьте на вопросы:

 1.Какие звуки характерны для зимы? Сравните на ощупь снег и лед. Что легче? Каким цветом можно нарисовать зиму, снег, лед, зимнюю дорогу?

 2.Какой формы бывают снежинки? (Снежинки имеют форму восьмиугольника.) Какую геометрическую фигуру напоминает сосулька? (Треугольник.)

 3.Сколько надо скатать комов, чтобы получился снеговик? Где находится самый большой ком - вверху или внизу? Что можно сделать из маленьких комочков?

 4.Понаблюдайте, сколько времени пройдет с момента превращения воды в лед и льда в воду.

 Развитие внимания

 Игра «Бывает - не бывает»

 Зимой зеленеют листья. В воздухе кружатся снежинки. На яблоне созрели яблоки. Дети сыплют зерно в кормушку. На ветках сидят снегири. По болоту ходит цапля.

 Игра «Я - не я».

 Я катаюсь на лыжах. Я съезжаю с горки. Я собираю грибы. Я пускаю кораблики по лужам. Я хожу в валенках. Я катаюсь на велосипеде. Я еду на снегоходе. Я сосу сосульку. Срываю яблоки в саду. Поливаю огород.

 Развитие памяти

 Кто больше назовет слов, относящихся к зиме?

 Зима - снег - снежинка - лед - коньки - каток.

 Кто знает, пусть продолжает

 Я знаю такую зимнюю одежду: шуба. Я знаю такую зимнюю обувь: валенки. Я знаю такие зимние виды спорта: лыжи.

  • 10

 Послушайте, запомните и повторите слова.

 Снег, снежинка, снеговик, Снегурочка, снегопад. Какое слово «потерялось»? (Снег, снеговик, Снегурочка, снегопад.)

 Запомните и назовите пары слов.

 каток - коньки хоккеист - хоккей гол - ворота шайба - клюшка

 фигуристы - лед комок - снежки мороз - шуба

 Подберите нужное слово.

 катаемся на (санках, лыжах, коньках)

 лепим (снеговика, снежную бабу)

 спускаемся с (горы)

 поднимаемся на (горку, фуникулере)

 скользим по (льду)

 играем в (снежки)

 Найдите и разложите правильно

 Выкладываются две картинки: одна с изображением зимнего пейзажа, другая - осеннего. Дети называют предметы, относящиеся к тому или иному времени года.

 Из ряда картинок с изображением зимней одежды исключить плащ. Объяснить, почему он исключается. И т. д.

 Развитие мышления

 Подумайте и скажите

 Я назову месяцы, а вы - время года.

 Декабрь, январь, февраль. (Зима.)

 Сентябрь, октябрь, ноябрь. (Осень.)

  • 11

 Развитие воображения

 Ответьте на вопросы:

1. О чем разговаривают между собой Снежинки?

 2.О каких приключениях поведали вам Снежинки?

 3.О чем предупреждают Сосульки, свисающие с крыши?

 4.О чем шепчутся Деревья в зимний день?

 5.О чем разговаривают между собой Ель и Осина? Сосна и Береза?

6. Какие сны видит Елочка зимой?

 7.О чем мечтает Березка в морозный день?

8. О чем мечтают Воробушки в зимний день?

 9.О чем могут вести разговор Зайка и Белочка в холодный ненастный день?

 10. Что могла бы рассказать замерзшая Река?

 11.Что вы можете рассказать о волшебнике Дедушке Морозе? О чем поведали Снегурочке обитатели леса в новогоднюю ночь? Что вам могла бы рассказать Снегурочка о своей жизни?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимушка-зима, зима снежная была...

Конспект НОД в подготовительной группе...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

Закрепление знаний детей о временах года....

Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.

Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...

конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"

Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года. Задачи: 1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликатьс...