Конспект НОД "Путешествие по свету"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Клинова Антонина Ильинична

Развивать способность анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи между способами защиты и климатическими условиями жизни человека; развивать познавательный интерес; активизировать речевое общение; воспитывать уважение к людям, живущим в разных уголках земного шара.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Познавательное развитие

Ознакомление с окружающим миром на тему:

«Путешествие по свету»

в старшей группе

Воспитатель высшей категории: Клинова А.И.

МДОУ Детский сад № 173 «Тополёк».


Открытое занятие. "Путешествие по свету"

Программное содержание: развивать способность анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи между способами защиты и климатическими условиями жизни человека; развивать познавательный интерес; активизировать речевое общение; воспитывать уважение к людям, живущим в разных уголках земного шара.

Предварительная работа:чтение художественной литературы: "Ящерица без хвоста" Н.Романова; просмотр видеофильмов: "Ледяные миры", "Великие равнины"; просмотр мультфильмов: " Храбрый олененок", "Умка", "Полярный медвежонок"; беседа на тему "Мое тело"

Оборудование:костюмы жителей Севера, русский народный костюм, восточный костюм, костюм старика Хоттабыча; глобус, видеозапись мультфильмов "Умка", "Мумии Инков"; для опыта: мука на блюдцах, закрытые емкости на каждого ребенка, трубочки (соломинки), песок, настольная лампа, повязки из ткани, кусок ткани 40 *20, закрытая емкость около 3 литров с трубочкой для взрослого.

Ход:

В группу входит старик Хоттабыч с глобусом под мышкой.

Хоттабыч: Ассалам Алейкум! Дорогие сердцу моему, друзья! Я принес вам мяч. В какую игру желаете поиграть?

Воспитатель: Хоттабыч, ты же не мяч принес! Дети, что он принес?

Дети: Глобус!

Воспитатель: А для чего предназначен глобус?

Дети: Глобус - это модель Земли. На нем можно увидеть, где находится наша страна, наш город. А еще можно путешествовать по глобусу.

Хоттабыч: Вай, перепутал значит. Конечно, мы отправимся в путешествие на моем волшебном ковре -самолете.

Дети: Куда сегодня отправимся?

Хоттабыч: А пусть укажет нам путь моя волшебная палочка, (закрывает глаза, показывает палочкой северную часть Земли) Вы видели, куда указала палочка? Дети: На север!

Хоттабыч: Усаживайтесь на ковер, о любознательные из любознательных. Летим на север.( достает волшебную трубу) Посмотрю в свою волшебную трубу, что там внизу?

Воспитатель: Хоттабыч, что там видно? Где мы пролетаем?

Хоттабыч: Ничего не вижу, кругом бело, бело, как белая пустыня.

Воспитатель: Можно и нам посмотреть в твою волшебную трубу?

(Ребенок берет в руки трубу и рассказывает.Раздается сигнал мобильника)

воспитатель: К нам пришло сообщение.

Хоттабыч: Что там пишут? Откуда?

Воспитатель: Слушайте. Со спутника передали на нашу станцию, что в наш край летят гости. Выезжаю. Встречу. Ваня.

Хоттабыч: Вай! Какой гостеприимный Ваня! Держитесь крепче, уже идем на посадку!

Ваня: Приветствую вас на Северной земле. Дети: Здравствуй!

Хоттабыч: Уважаемый, как у вас здоровье? Здорова ли ваша семья? Ваня: Спасибо у нас все хорошо! Как вы долетели? Дети: Спасибо, хорошо! А на чем вы сюда приехали?

Ваня: Я приехал к вам на оленях. Хочу показать вам наш Север. Это мой родной край!

(показ видеозаписи про север)

Хоттабыч к детям: Вай! Зачем, он все время глаза щурит? Наверно, у него глаза болят? Бедняга!

Ваня: Не расстраивайтесь так, Хоттабыч. Это нас природа наделила такими глазами, чтобы не слепнуть от яркого снега и солнца.

Воспитатель: Дети, а давайте выясним, о чем он говорит, на опыте. Представьте, что солнце закрыла темная тучка. Вам, что-нибудь мешает широко открыть глаза и смотреть на нее?

Дети: Нет!

Воспитатель: Внезапно тучка ушла и появилось яркое солнце!

Дети: На яркое солнце смотреть невозможно, глаза сами закрываются.

Воспитатель: Представьте, что лампа - это солнце. Дима и Света будут смотреть на лампу. А вы, проследите за их глазами. Когда пряталось солнце за тучки, глаза будут какие? Покажите ладошками. А когда был яркий свет? (ладошки сближаются) Так, почему, глаза у жителей Севера, как бы прищурены?

Дети: На Севере особенный разрез глаз обусловлен тем, что солнечный свет отражается от белого снега. Такой разрез защищает глаза от яркого сета.

Хоттабыч: Ой, совсем замерз! Ваня, а тебе не холодно? <

Ваня: Нет, я не мерзну, я тепло одет.

Воспитатель: Дети, представьте себе, что лампа - это тело человека. Потрогайте себя, вы теплые?

Дети: Да, теплые!

Воспитатель: Поставим ладошки к лампе, вот так, как я. Что вы ощущаете? Дети: Тепло.

Воспитатель: А теперь закроем лампу от ладошек тканью. Вы ощущаете тепло? Дети: Нет!

Воспитатель: Что же произошло?

Дети: Ткань не пропускает тепло. Одежда задерживает тепло. Теплая одежда защищает от холода.

Хоттабыч: Ковер замерзнет без нас. Нужно быстрее лететь дальше. Спасибо, дорогой, за гостеприимство! Мы приглашаем тебя на наш ковер -самолет.

Воспитатель: Что интересного вы узнали на Севере?

Дети: Как люди защищают себя от холода и яркого света.

(садятся на ковер и взлетают)

Хоттабыч: Я хочу, чтобы вы посмотрели и мой родной край. Летим в пустыню! Ну-ка, мудрейшие из мудрейших, покажите на глобусе пустыню?

Посмотрите в мою волшебную трубу. Что там видно?

Дети: Песо, бегают вараны, ящерицы, оазис, там есть растительность, верблюды, там живут люди.

Хоттабыч смотрит в волшебную трубу: Вай! Кто-то нам машет рукой! Снижаемся, (звучит восточная музыка, девочка танцует) Девочка: Меня зовут Гульнара. Я живу в этом краю, (просмотр видеозаписи о пустыне)

Хоттабыч: Прекрасная Гульнара! Как прекрасен твой край, твой наряд. Но почему у тебя закрыты рот и нос? Что за мода?

Гульнара: Вы же видели, что в моем краю, часто бывают песчаные бури. Повязка защищает от песка.

Воспитатель: Дети, в стаканчиках у нас есть песок. Что может поднять лежачий песок?

Дети: Ветер!

Воспитатель: А мы можем создать ветер? Дети: Подуть в трубочку.

Воспитатель: Наберите воздуха и пустите в трубочку не очень сильно. Что произошло?

Дети: Песок зашевелился.

Хоттабыч: Вай! Гульнара, посмотри, такая у вас песчаная буря? Воспитатель: А я могу создать целую бурю. Что произошло? (дует в банку с игрушкой)

Дети: Песок поднялся выше головы, поэтому нужна повязка.

Хоттабыч: Неужели, песок совсем не попадает в рот и в нос, если их завязать?

Воспитатель: Дети, Хоттабыч, еще и сомневается в надежности такой защиты. Но можно это испытать на себе. Предлагаю вам надеть повязку и неглубоко вдохнуть из блюдца муку.

(дети надевают повязки, вдыхают)

Воспитатель: Посмотрите на повязки друг у друга. Что произошло?

Дети: На повязках осталась мука. А в рот и в нос не попала. Значит, повязка защищает органы дыхания от песка.

Воспитатель: Гульнара, мы приглашаем тебя к себе в гости. Хоттабыч, пора лететь обратно.

Хоттабыч: Садитесь, уважаемые, полетели!

Воспитатель: Дети, как защищают себя жители страны Гульнары?

Дети: Они носят повязку и закрывают голову во время песчаных бурь. Если песок забьет дыхательные пути, то это будет опасно для жизни.

Хоттабыч: Вот вы и дома!

(все встают с ковра) Навстречу бегут девочки в русских народных костюмах)

Девочки: Милости просим, дорогие наши путешественники! Как вы долго путешествовали! Потом нам все расскажите. А сейчас посмотрите, какие наряды мы за зиму смастерили и вышли в них кликать весну. А тут и вас повстречали.

Хоттабыч: Вай! Совсем ослепили красивыми узорами!

Девочки: Долгими зимними вечерами, чтобы порадовать себя и других, мы выбирали самые яркие цвета для узоров.

Хоттабыч: Вай! С вами так интересно! Но нам пора уходить. Надо же и гостей еще домой отвезти. Много я летал по поднебесью. Звезды ночами собирал, в сундук складывал. Хотел подарить лучшему другу, какого встречу. Отдаю их вам, потому что, вы мои лучшие друзья, о любопытнейшие из любопытнейших. Хорошего вам настроения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Секреты света"

Конспект занятия по познанию для старшей группы на тему "Секреты света"...

Конспект НОД "Стороны света"

НОД в средней группе по развитию речи детей. Ознакомление со сторонами света: Север, Юг, Запад, Восток....

Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»

Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...

Конспект образовательной деятельности «Свет мой зеркальце скажи»

Конспект образовательной деятельности «Свет мой зеркальце скажи»Образовательные области: Речевое развитие, познание,  физическое развитиеВозраст с 4 до 5 лет...

Конспект образовательной деятельности «Свет мой зеркальце скажи»

Образовательная деятельность позволяет дать элементарные представления о том, что значит быть здоровым, что каждый человек должен заботиться о своем здоровье....

Конспект по рисованию Светит солнышко

Конспект по рисованию "Светит солнышко" с пдвижной игрой "Солнышко и дождик" вторая младшая группа....

Конспект занятия "Свойства света"

Содержание занятия позволяет детям познакомиться со свойствами света...