Проект «Маленький почемучка» опытно-экспериментальная деятельность.
проект по окружающему миру (средняя, старшая группа) на тему
Дети среднего и старшего дошкольного возраста отличаются пытливостью в исследовании окружающего мира. Именно в этом возрасте поисковая и исследовательская деятельность занимает ведущее место и помогает в удовлетворении потребностей детей в познании окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt_na_leto.docx | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Маленький почемучка» опытно-экспериментальная деятельность.
Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать - и я пойму».
Усваивается всё прочно и надолго,
когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).
Предмет исследования: вода, воздух, песок.
По количеству участников: групповой.
Участники проекта: воспитатель; дети 1 группы.
Разработчик проекта: Челядина С.В, воспитатель I квалификационной категории
ЦЕЛЬ:
Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования.
ЗАДАЧИ:
- Расширять представление детей о свойствах окружающего мира.
- Знакомить с различными свойствами воды, песка.
- Учить детей делать выводы на основе опытов.
- Участвовать в посильной практической деятельности.
- Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Наступило лето. Чем занять ребёнка, когда у него появилось так много свободного времени? Как заинтересовать любознательного малыша непривычной игрой? Как играть не только с интересом, но и с пользой, не используя при этом сложных и дорогостоящих игрушек?
В детском возрасте ведущим видом деятельности является не только игра, как это принято считать, а в большей части экспериментирование.
Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если?
Непосредственный контакт ребенка с песком, водой, воздухом, предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.
Организационно-подготовительный этап.
Определение проблемы, цели и задач проекта.
Изучение литературы, подбор материала для выполнения экспериментальных работ.
Выявление знаний детей о предметах и явлениях в неживой природе.
Основной этап (цикл практических дел).
Опыты и эксперименты
Заключительный этап (продукты проекта).
Создание фотоотчета по прожитой теме недели «Наши эксперименты»
Оформление стенда «Как я провёл эту неделю» (фото, рисунки)
Место проведения: помещение группы, участок.
Обеспечение проекта: салфетки для стола; емкости с водой; трубочки для сока. Белые цветы; пищевые красители; лупа. Графин для воды; платки, пакеты полиэтиленовые; фартуки для детей; бумажное полотенце.
Предварительная работа:
ежедневные наблюдения различных явлений окружающего мира;
беседы о воде, воздухе, песке, растениях;
рассматривание и чтение детских энциклопедий.
Предполагаемый результат:
создание условий для организации экспериментальной деятельности в группе;
возросшая заинтересованность в познании окружающего мира; поиск нового;
стремление транслировать свои навыки и опыт сверстникам и взрослым;
удачное проведение экспериментов.
Проведение экспериментов.
Опыты с воздухом.
1. Воздух в человеке.
Мы дышим воздухом – пузырьки в воде – воздух из легких. Подуть в трубочку, опущенную в емкость с водой.
Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? Выходят пузырьки.
Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Без воздуха мы задохнёмся. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.
2. Ловим воздух.
Взять пакет за ручки. Пакетом взмахиваем, поднимая его вверх и опуская концы вниз - получается купол, заполненный воздухом. Пакет похож на парашют, который спускается плавно. Воздух под куполом распирается и поддерживает его.
Опыты с песком
- «Сравнение мокрого и сухого песка».
Детям предлагают пересыпать сухой песок из одной баночки в другую (песок сыпучий); Из сухого песка слепить колобок – не получается (сухой песок рассыпчатый, шершавый, содержит пыль);
Рассмотреть влажный песок (плотный, мягкий), сделать из него колечки, оставить их на некоторое время (песок высохнет); полить сухой и влажный песок (влажный быстро пропускает влагу, а сухой – некоторое время держит её на поверхности, затем она уходит вглубь).
Вывод: песок хорошо пропускает воду; из влажного песка можно лепить предметы, а сухой не держит форму.
2. «Из чего состоит песок». С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки.
Опыты с водой
- "Тонет, не тонет” В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы)
- "Цветы лотоса”. Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки, распускаются).
Эксперимент «Окрашивание цветов».
Понадобится:
свежие белые цветы; вода; емкости для воды – 2шт; пищевой краситель – 2 цвета (зеленый и красный).
Что надо делать:
• расщепить стебель цветка пополам;
• в емкости с водой добавить краски - зеленую, красную;
• поставить половинку стебля цветка в одну емкость, а вторую половинку – в другую;
• наблюдаем, в течение ближайших нескольких часов, цветок изменяет свой цвет.
Что происходит:
Лепестки меняю цвет медленно – они приобретают цвет краски. Через несколько часов лепестки становятся красными, а другие зелеными.
Разноцветные краски находят свой путь к лепесткам через капилляры.
Почему? Свойство воды распространяться в узком канале известно как капиллярная система. Это связанно с силами, действующими между молекулами воды и молекулами канала. Узкие, вытянутые каналы, в которых поднимается вода, называются капиллярами. Вода может передвигаться вверх в условиях ограниченного пространства, канала. И чем они уже, тем выше поднимается вода. Стебель цветка пронизан тонкими трубочками, капиллярами. С помощью этих тонких трубочек вода (и краска) поднимаются к лепесткам. Вода испаряется, и лепестки приобретают цвет краски.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.
Работа по проекту ««Маленький почемучка»!» вписалась в педагогический процесс группы и явилась итогом деятельности за неделю, а именно:
- обогащение детей новыми знаниями, яркими впечатлениями.
-развился познавательный интерес к окружающему, сформировалось доброе отношение к окружающей нас природе.
-дети научились добывать знания в процессе опытно-экспериментальной работы, трудовой и игровой деятельности.
- сотрудничество детей и взрослых (педагог - дети).
Проектный метод в деятельности нашего Д/Д на практике показывает свое преимущество и эффективность.
Организация презентации проекта прошла в виде оформление стенда «Как я провёл эту неделю» (фото, рисунки)
Литература:
1. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб: Детство-экспресс, 2007.
2. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
3. Дибина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. -М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Опыты с воздухом
А воздух, он объект особый,
Его руками не потрогать.
Чтоб его увидеть глазом
В трубочки подули разом.
Потом на радость детворы
Надували мы шары.
Всю эту так сказать работу
Назвали умным словом «опыт».
Опыты с песком
Возле речки мы гуляли
И песочек набирали.
Мы песочек насыпаем
И внимательно наблюдаем.
А потом его намочим,
Будет интересно очень.
И из мокрого песочка
Строим домик для мышонка.
Опыты с водой
Сначала смотрим, наблюдаем,
Затем с водичкой мы играем.
И вот он истины момент –
Проводим мы эксперимент.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский проект «Маленькие почемучки» в первой младшей группе №1 (2016 - 2017 учебный год)
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практ...
Проект "Маленькие почемучки"
Актуальность: Ребёнок любознателен. Склонен наблюдать, экспериментировать. Элементарное экспериментирование доступно уже детям с раннего возраста. Ведущим познавательным ...
Проект «Маленькие почемучки»
Проект «Маленькие почемучки»Актуальность проекта: Время меняет взгляд на образование и развитие детей. Очень важно в этот период дошкольного детства не дать ребенку устать от обучени...
Проект "Маленькие почемучки"
: В возрасте 2-3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремя...
Познавательско- исследовательский проект "Маленькие почемучки" для детей младшей группы
Познавательный-исследовательский проект «Маленькие почемучки» для детей младшей группы Актуальность.Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и...
Проект "Маленькие почемучки" для детей младшего дошкольного возраста
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...
Опыт работы по проекту «Маленькие почемучки» для детей младшего дошкольного возраста
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Детей дошкольного возраста называют «почемучками», так как познавательная активность о...
Комментарии
Отзыв о проекте.
Очень позитивно, реализуя творческий подход , основанный на методе экспериментирования, с элементами экологического направления, посредством поисковой деятельности детей.
Отлично, Светлана!!!
Отлично, Светлана!!!
Великолепный проект, очень
Великолепный проект, очень понравился!!!