Проект «Маленький почемучка» опытно-экспериментальная деятельность.
проект по окружающему миру (средняя, старшая группа) на тему

Челядина Светлана Владимировна

Дети среднего и старшего дошкольного возраста отличаются пытливостью в исследовании окружающего мира. Именно в этом возрасте поисковая и исследовательская деятельность занимает ведущее место и помогает в удовлетворении потребностей детей в познании окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt_na_leto.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Маленький почемучка» опытно-экспериментальная  деятельность.

Китайская пословица гласит:

 «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,

дай попробовать  - и я пойму».

Усваивается всё прочно и надолго,

когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

 

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).

Предмет исследования: вода, воздух, песок.

По количеству участников: групповой.

Участники проекта: воспитатель; дети 1 группы.

Разработчик проекта: Челядина С.В, воспитатель I квалификационной категории

ЦЕЛЬ:

Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования.

ЗАДАЧИ:

- Расширять представление детей о свойствах окружающего мира.

- Знакомить с различными свойствами воды, песка.

- Учить детей делать выводы на основе опытов.

- Участвовать в посильной практической деятельности.

- Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

АКТУАЛЬНОСТЬ: 

Наступило лето. Чем занять ребёнка, когда у него  появилось так много свободного времени? Как заинтересовать любознательного малыша непривычной игрой? Как играть не только с интересом, но и с пользой, не используя при этом сложных и дорогостоящих игрушек? 

В детском возрасте ведущим видом деятельности является не только игра, как это принято считать, а в большей части экспериментирование.

Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность.  В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный  исследователь.  

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если?

Непосредственный контакт ребенка с песком, водой, воздухом, предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.

Организационно-подготовительный этап.

Определение проблемы, цели и задач проекта.

Изучение литературы, подбор материала для выполнения экспериментальных работ.

Выявление знаний детей о предметах и явлениях в неживой природе.

Основной этап (цикл практических дел).

Опыты и эксперименты

Заключительный этап  (продукты проекта).

Создание фотоотчета по прожитой теме недели «Наши эксперименты»

Оформление стенда «Как я провёл эту неделю» (фото, рисунки)

Место проведения: помещение группы, участок.

Обеспечение проекта: салфетки для стола; емкости с водой; трубочки для сока.  Белые цветы; пищевые красители; лупа. Графин для воды; платки, пакеты полиэтиленовые; фартуки для детей; бумажное полотенце.

Предварительная работа:

ежедневные наблюдения различных явлений окружающего мира;

беседы о воде, воздухе, песке, растениях;

рассматривание и чтение детских энциклопедий.

Предполагаемый результат:

создание условий для организации экспериментальной деятельности в группе;

возросшая заинтересованность в познании окружающего мира; поиск нового;

стремление транслировать свои навыки и опыт сверстникам и взрослым;

удачное проведение экспериментов.

Проведение экспериментов.

Опыты с воздухом.

1. Воздух в человеке.

Мы дышим воздухом – пузырьки в воде – воздух из легких. Подуть в трубочку, опущенную в емкость с водой.

Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? Выходят пузырьки.

Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Без воздуха мы задохнёмся. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

2. Ловим воздух.

Взять пакет за ручки.  Пакетом  взмахиваем, поднимая его вверх и опуская концы вниз   - получается купол, заполненный воздухом. Пакет  похож на парашют, который спускается плавно. Воздух под куполом распирается и поддерживает его.

Опыты с песком

  1. «Сравнение мокрого и сухого песка».

Детям предлагают пересыпать сухой песок из одной баночки в другую (песок сыпучий); Из сухого песка слепить колобок – не  получается (сухой песок рассыпчатый, шершавый, содержит пыль);

Рассмотреть влажный песок (плотный, мягкий), сделать из него колечки, оставить их на некоторое время (песок высохнет); полить сухой и влажный песок (влажный быстро пропускает влагу, а сухой – некоторое время держит её на поверхности, затем она уходит вглубь).

Вывод:  песок хорошо пропускает воду; из влажного песка можно лепить предметы, а сухой не держит форму.

 

2. «Из чего состоит песок».  С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки.

Опыты с водой

  1. "Тонет, не тонет”  В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы)

  1. "Цветы лотоса”. Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки, распускаются).

Эксперимент «Окрашивание цветов».

Понадобится:

свежие белые цветы; вода; емкости для воды – 2шт; пищевой краситель – 2 цвета (зеленый и красный).

Что надо делать:

• расщепить стебель цветка пополам;

• в емкости с водой добавить краски - зеленую, красную;

• поставить половинку стебля цветка в одну емкость, а вторую половинку – в другую;

• наблюдаем, в течение ближайших нескольких часов, цветок изменяет свой цвет.

Что происходит:

Лепестки меняю цвет медленно – они приобретают цвет краски. Через несколько часов лепестки становятся красными, а другие зелеными.

Разноцветные краски находят свой путь к лепесткам через капилляры.

Почему?  Свойство воды распространяться в узком канале известно как капиллярная система. Это связанно с силами, действующими между молекулами воды и молекулами канала. Узкие, вытянутые каналы, в которых поднимается вода, называются капиллярами. Вода может передвигаться вверх в условиях ограниченного пространства, канала. И чем они уже, тем выше поднимается вода. Стебель цветка пронизан тонкими трубочками, капиллярами. С помощью этих тонких трубочек вода (и краска) поднимаются к лепесткам. Вода испаряется, и лепестки приобретают цвет краски.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.

Работа по проекту ««Маленький почемучка»!» вписалась в педагогический процесс группы и явилась итогом деятельности за неделю, а именно:

- обогащение детей новыми знаниями, яркими впечатлениями.

-развился познавательный интерес к окружающему, сформировалось доброе отношение к окружающей нас природе.

-дети научились добывать знания в процессе опытно-экспериментальной работы, трудовой и игровой деятельности.

- сотрудничество детей и взрослых (педагог - дети).

Проектный метод в деятельности нашего Д/Д на практике показывает свое преимущество и эффективность.

Организация презентации проекта прошла в виде оформление стенда «Как я провёл эту неделю» (фото, рисунки)

Литература:

1. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб: Детство-экспресс, 2007.

2. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

3. Дибина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. -М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Опыты с воздухом

А воздух, он объект особый,

Его руками не потрогать.

Чтоб его увидеть глазом

В трубочки подули разом.

Потом на радость детворы

Надували мы шары.

Всю эту так сказать работу

Назвали умным словом «опыт».

Опыты с песком

Возле речки мы гуляли

И песочек набирали.

Мы песочек насыпаем

И внимательно наблюдаем.

А потом его намочим,

Будет интересно очень.

И из мокрого песочка

Строим домик для мышонка.

Опыты с водой

Сначала смотрим, наблюдаем,

Затем с водичкой мы играем.

И вот он истины момент –

Проводим мы эксперимент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект «Маленькие почемучки» в первой младшей группе №1 (2016 - 2017 учебный год)

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практ...

Проект "Маленькие почемучки"

Актуальность:      Ребёнок любознателен. Склонен наблюдать, экспериментировать. Элементарное экспериментирование доступно уже детям с раннего возраста. Ведущим познавательным ...

Проект «Маленькие почемучки»

Проект «Маленькие почемучки»Актуальность проекта: Время меняет взгляд на образование и развитие детей. Очень важно в этот период дошкольного детства  не дать ребенку устать от обучени...

Проект "Маленькие почемучки"

: В возрасте 2-3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремя...

Познавательско- исследовательский проект "Маленькие почемучки" для детей младшей группы

Познавательный-исследовательский проект «Маленькие почемучки» для детей  младшей группы Актуальность.Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и...

Проект "Маленькие почемучки" для детей младшего дошкольного возраста

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

Опыт работы по проекту «Маленькие почемучки» для детей младшего дошкольного возраста

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Детей дошкольного возраста называют «почемучками», так как познавательная активность о...


 

Комментарии

Недолужко Наталья Георгиевна

Очень позитивно, реализуя творческий подход , основанный на методе экспериментирования, с элементами экологического направления, посредством поисковой деятельности детей.

Гурьева Наталья Александровна

Отлично, Светлана!!!

Свинина Любовь Геннадьевна

Великолепный проект, очень понравился!!!