Познавательско- исследовательский проект "Маленькие почемучки" для детей младшей группы
проект по окружающему миру (младшая группа)

Познавательный-исследовательский проект «Маленькие почемучки» для детей  младшей группы Актуальность.

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Эксперимент обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т. е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний, сведений.

Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelnyy.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательный-исследовательский проект «Маленькие почемучки» для детей  младшей группы (3–4 года)

Актуальность.

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Эксперимент обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т. е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний, сведений.

Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.

ТипПознавательно-исследовательский.

Вид проекта: комплексный

Продолжительность проекта: среднесрочный (октябрь, ноябрь, декабрь)

Предмет исследования: неживая природа (свойства песка», игры – опыты с водой, игры – опыты с камнем и песком.)

Участники проекта: младшая группа (3-4 года, воспитатель.

Цель проекта:

Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.

Задачи проекта:

1. Продолжать воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру.

2. Развивать любознательность, понимание простейших причинно – следственных, отношений в системе «действие – результат».

3. Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать.

4. Воспитывать эстетические чувства, желание оберегать и создавать красивое.

5. Практически ознакомить детей с некоторыми явлениями неживой природы.

6. Формировать представления о некоторых свойствах веществ и предметов.

Принципы работы по проекту:

• Учет возрастных и индивидуальных особенностей;

• Доступность;

• Постепенность.

Предполагаемый результат:

К концу проектной деятельности дети должны знать, что:

• Вода – источник жизни на Земле. Вода – жидкость, она льется и капает, может менять цвет и вкус, прозрачная, без запаха, бывает теплой, холодной и горячей.

• Песок сыпучий, сырой, сухой, лепится, когда влажный.

• Камень – твердый, тяжелый, большой и маленький, из него можно построить различные сооружения.

• Сформировать умения наблюдать, проговаривать, называть, сравнивать, делать простейшие выводы.

Этапы работы по проекту.

1 этап. Структура образовательной работы

* Подготовка материалов, оборудования для экспериментов;

* Подбор загадок, стихотворений о воде и песке;

* Аудиозапись «Шум воды»;

* Подбор методической литературы;

* Опыты с водой и песком;

* Разработка конспектов по экспериментированию;

* Разработка картотек игр-экспериментов с водой и песком, сборник игровых занятий. Песок (песочная терапия);

* Разработка консультации для родителей;

* Оформление стенда «Чем полезны опыты для детей»;

* Создание лаборатории «Почемучка».

2 этап. Структура образовательной работы.

Ребенок:

Совместная с педагогом работа:

• Беседы;

• Наблюдения;

• Рассматривание альбома «Детям о воде» с изображением реки, озёра, моря: предметных картинок сюжетами использования воды;

• Чтение художественной литературы;

• Проведение игр с водой и песком;

• Проведение игровых занятий;

• Опытно-экспериментальная деятельность.

Родитель:

Консультации по тематике:

• «Развивающие детские игры с песком и водой»;

• «Опыты с водой дома»;

• Сборник игр «Сыпь песок, лей водичку»;

Папки – раскладушки:

• «Экологическое воспитание»;

• «Как играть с песком?»«Песочные игры»«Каменные сказки»; Энциклопедия «Песочного человечка»; Оформление стенда «Чем полезны опыты детей?»; игры с водой; упражнение с песком; наблюдение на прогулке.

Методическое обеспечение проекта:

* Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, А. А. Васильева и др.

* Савенков А. И. «Маленький исследователь»

* Е. О. Смирнова, С. Ю. Мещерякова «Развитие предметной деятельности и познавательных способностей»

* Ю. Л. Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром»

* С. М. Николаева «Место игры в экологическом воспитании дошкольников»

* Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет»

* Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»

* О. В. Дыбина «Неизведанное рядом». Опыты и эксперименты для дошкольников

* О. В. Дыбина «Твори, измеряем, преобразуем». Игры – занятия для дошкольников

* О. А. Новиковская «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников»

* Е. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром». Экспериментирование.

* Л. Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром»

* Н. В. Кузуб, Э. И. Осипук «В гостях у песочной Феи»

* Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей с 3 – 6 лет»

3 этап. Циклограмма выполнения проекта по образовательным областям

Октябрь

1-я неделя

1. Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков.

Цель: Познакомить детей со свойствами песка, учить делать куличики; формировать интерес к экспериментальной деятельности. Развивать мелкую моторику кистей рук.

2-я неделя

1. Эксперименты с песком.

Цель: со свойствами песка: сухой и мокрый, зимой замерзает; с техникой рисование я песком и на песке. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику.

3-я неделя

«Знакомство с песочным человечком» (рисуем пальчиком на песке)

Цель: формировать представления о свойствах песка; показать детям, что можно не только лепить из песка, но и рисовать на доске.

4-я неделя

Игра «Пирожки для Мишки».

Цель: закрепить знание свойства песка: сухой песок пропускаем через трубочки: сыпется, шуршит; из мокрого песка можно испечь пирожки для Мишки.

Ноябрь

1-я неделя

1. «Играем с камушками и песком»

Цель: Познакомить детей со свойствами камня: твердый, прочный, (не ломается и не бьется, имеет определенный вес и поверхность; закрепить представление о песке, как сыпучем материале (мелкий, сыпется в сухом виде).

2-я неделя

1. Домик из песка и дорожка из камней для черепашки.

Цель: Закрепить детей о свойствах песка и камней в процессе опытно-экспериментальной деятельности: песок сухой, сыплется, не лепится; сырой – лепится, не сыплется. Камень – твердый, прочный, тяжелый, бывает разного размера и формы. Из песка можно и камней можно делать постройки.

3-я неделя

1. Аквариум – дом для рыбок. Про маленькую капельку.

Цель: Познакомить детей с устройством аквариума: дно засыпают песком, песок мокрый; камни утопают в песке, они тоже мокрые, темные, большие и маленькие.

4-я неделя

1. «Водичка, водичка. Для чего нужна вода?».

Цель: Познакомить детей со свойствами воды: прозрачная, теплая, холодная, течет, журчит, капельки капают; обсудить вопрос о том кому нужна вода: детям, рыбкам, птичкам; закрепить представление о роли воды в природе; объяснить малышам, что воду загрязнять нельзя, потому что в грязной воде все живое погибнет.

Декабрь

1-я неделя

1. Игра – опыт с водой «Чудо-водичка».

Цель: Познакомить детей со свойствами воды: имеет разную температуру, льется.

2-я неделя

1. Игры – опыты с водой: «Что тонет, что не тонет»

Цель: Познакомить детей со свойствами различных материалов; закрепить знания свойств воды: легкие игрушки в воде плавают, а тяжелые - тонут.

3-я неделя

1. Игра – опыт «Вода-водица. Как цветочек пьет водичку».

Цель: Дать представление о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; после того, как землю польют, она меняет цвет, становится темной; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя.

4-я неделя

1. Игра – опыт «Посадка лука».

Цель: Познакомить детей со свойствами лука; закрепить знания о потребностях растений в земле, воде и свете.

4 этап. Результаты проекта.

1. Презентация проекта на педсовете;

2. Мини-музей «мир камней»;

3. Развлечение «Чистая вода нужна всем и всегда».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Как дети солнышко искали»

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Как дети солнышко искали»...

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект для детей младшей группы детского сада «Этот удивительный мир птиц»

Зачастую в ходе образовательно-воспитательного процесса выясняется, что дети имеют недостаточно знаний о птицах родного края. Дети часто путают зимующих и перелетных птиц. Поэтому данный проект позвол...

Проект по познавательно-исследовательской деятельности для детей младшей группы. «Так близко и так далеко»

Проект по познавательно-исследовательской деятельности для детей  младшей  группы....

Исследовательский проект « Вода и ее свойства» для детей младшей группы. Воспитатель группы Э.А.Карнаухова

Исследовательский проект « Вода и ее свойства» для детей  младшей  группы.Воспитатель группы Э.А.Карнаухова«Вода – это бесценный дар природы, который нужно береж...

Конспект НОД по исследовательской деятельности для детей младшей группы

Конспект предназначен для использования воспитателем в качестве инструмента, проводимого с детьмти младшей группы...