Познавательско- исследовательский проект "Маленькие почемучки" для детей младшей группы
проект по окружающему миру (младшая группа)
Познавательный-исследовательский проект «Маленькие почемучки» для детей младшей группы Актуальность.
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Эксперимент обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т. е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний, сведений.
Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnyy.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательный-исследовательский проект «Маленькие почемучки» для детей младшей группы (3–4 года)
Актуальность.
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Эксперимент обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т. е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний, сведений.
Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.
Тип: Познавательно-исследовательский.
Вид проекта: комплексный
Продолжительность проекта: среднесрочный (октябрь, ноябрь, декабрь)
Предмет исследования: неживая природа (свойства песка», игры – опыты с водой, игры – опыты с камнем и песком.)
Участники проекта: младшая группа (3-4 года, воспитатель.
Цель проекта:
Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
1. Продолжать воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру.
2. Развивать любознательность, понимание простейших причинно – следственных, отношений в системе «действие – результат».
3. Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать.
4. Воспитывать эстетические чувства, желание оберегать и создавать красивое.
5. Практически ознакомить детей с некоторыми явлениями неживой природы.
6. Формировать представления о некоторых свойствах веществ и предметов.
Принципы работы по проекту:
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей;
• Доступность;
• Постепенность.
Предполагаемый результат:
К концу проектной деятельности дети должны знать, что:
• Вода – источник жизни на Земле. Вода – жидкость, она льется и капает, может менять цвет и вкус, прозрачная, без запаха, бывает теплой, холодной и горячей.
• Песок сыпучий, сырой, сухой, лепится, когда влажный.
• Камень – твердый, тяжелый, большой и маленький, из него можно построить различные сооружения.
• Сформировать умения наблюдать, проговаривать, называть, сравнивать, делать простейшие выводы.
Этапы работы по проекту.
1 этап. Структура образовательной работы
* Подготовка материалов, оборудования для экспериментов;
* Подбор загадок, стихотворений о воде и песке;
* Аудиозапись «Шум воды»;
* Подбор методической литературы;
* Опыты с водой и песком;
* Разработка конспектов по экспериментированию;
* Разработка картотек игр-экспериментов с водой и песком, сборник игровых занятий. Песок (песочная терапия);
* Разработка консультации для родителей;
* Оформление стенда «Чем полезны опыты для детей»;
* Создание лаборатории «Почемучка».
2 этап. Структура образовательной работы.
Ребенок:
Совместная с педагогом работа:
• Беседы;
• Наблюдения;
• Рассматривание альбома «Детям о воде» с изображением реки, озёра, моря: предметных картинок сюжетами использования воды;
• Чтение художественной литературы;
• Проведение игр с водой и песком;
• Проведение игровых занятий;
• Опытно-экспериментальная деятельность.
Родитель:
Консультации по тематике:
• «Развивающие детские игры с песком и водой»;
• «Опыты с водой дома»;
• Сборник игр «Сыпь песок, лей водичку»;
Папки – раскладушки:
• «Экологическое воспитание»;
• «Как играть с песком?»; «Песочные игры»; «Каменные сказки»; Энциклопедия «Песочного человечка»; Оформление стенда «Чем полезны опыты детей?»; игры с водой; упражнение с песком; наблюдение на прогулке.
Методическое обеспечение проекта:
* Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, А. А. Васильева и др.
* Савенков А. И. «Маленький исследователь»
* Е. О. Смирнова, С. Ю. Мещерякова «Развитие предметной деятельности и познавательных способностей»
* Ю. Л. Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром»
* С. М. Николаева «Место игры в экологическом воспитании дошкольников»
* Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет»
* Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»
* О. В. Дыбина «Неизведанное рядом». Опыты и эксперименты для дошкольников
* О. В. Дыбина «Твори, измеряем, преобразуем». Игры – занятия для дошкольников
* О. А. Новиковская «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников»
* Е. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром». Экспериментирование.
* Л. Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром»
* Н. В. Кузуб, Э. И. Осипук «В гостях у песочной Феи»
* Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей с 3 – 6 лет»
3 этап. Циклограмма выполнения проекта по образовательным областям
Октябрь
1-я неделя
1. Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков.
Цель: Познакомить детей со свойствами песка, учить делать куличики; формировать интерес к экспериментальной деятельности. Развивать мелкую моторику кистей рук.
2-я неделя
1. Эксперименты с песком.
Цель: со свойствами песка: сухой и мокрый, зимой замерзает; с техникой рисование я песком и на песке. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику.
3-я неделя
«Знакомство с песочным человечком» (рисуем пальчиком на песке)
Цель: формировать представления о свойствах песка; показать детям, что можно не только лепить из песка, но и рисовать на доске.
4-я неделя
Игра «Пирожки для Мишки».
Цель: закрепить знание свойства песка: сухой песок пропускаем через трубочки: сыпется, шуршит; из мокрого песка можно испечь пирожки для Мишки.
Ноябрь
1-я неделя
1. «Играем с камушками и песком»
Цель: Познакомить детей со свойствами камня: твердый, прочный, (не ломается и не бьется, имеет определенный вес и поверхность; закрепить представление о песке, как сыпучем материале (мелкий, сыпется в сухом виде).
2-я неделя
1. Домик из песка и дорожка из камней для черепашки.
Цель: Закрепить детей о свойствах песка и камней в процессе опытно-экспериментальной деятельности: песок сухой, сыплется, не лепится; сырой – лепится, не сыплется. Камень – твердый, прочный, тяжелый, бывает разного размера и формы. Из песка можно и камней можно делать постройки.
3-я неделя
1. Аквариум – дом для рыбок. Про маленькую капельку.
Цель: Познакомить детей с устройством аквариума: дно засыпают песком, песок мокрый; камни утопают в песке, они тоже мокрые, темные, большие и маленькие.
4-я неделя
1. «Водичка, водичка. Для чего нужна вода?».
Цель: Познакомить детей со свойствами воды: прозрачная, теплая, холодная, течет, журчит, капельки капают; обсудить вопрос о том кому нужна вода: детям, рыбкам, птичкам; закрепить представление о роли воды в природе; объяснить малышам, что воду загрязнять нельзя, потому что в грязной воде все живое погибнет.
Декабрь
1-я неделя
1. Игра – опыт с водой «Чудо-водичка».
Цель: Познакомить детей со свойствами воды: имеет разную температуру, льется.
2-я неделя
1. Игры – опыты с водой: «Что тонет, что не тонет»
Цель: Познакомить детей со свойствами различных материалов; закрепить знания свойств воды: легкие игрушки в воде плавают, а тяжелые - тонут.
3-я неделя
1. Игра – опыт «Вода-водица. Как цветочек пьет водичку».
Цель: Дать представление о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; после того, как землю польют, она меняет цвет, становится темной; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя.
4-я неделя
1. Игра – опыт «Посадка лука».
Цель: Познакомить детей со свойствами лука; закрепить знания о потребностях растений в земле, воде и свете.
4 этап. Результаты проекта.
1. Презентация проекта на педсовете;
2. Мини-музей «мир камней»;
3. Развлечение «Чистая вода нужна всем и всегда».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательско-творческий проект в младшей группе ДОУ "Ознакомление детей с домашним животным — кошкой"
Кроткоскочный проект по окружающему миру для младших дошкольников....
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Чем мы дышим?» Образовательная область «Познание» (для детей 3 - 4 лет)
Этот материал поможет в интересной и игровой форме объяснить детям, что такое воздух....
Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Как дети солнышко искали»
Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Как дети солнышко искали»...
Познавательно-исследовательский краткосрочный проект для детей младшей группы детского сада «Этот удивительный мир птиц»
Зачастую в ходе образовательно-воспитательного процесса выясняется, что дети имеют недостаточно знаний о птицах родного края. Дети часто путают зимующих и перелетных птиц. Поэтому данный проект позвол...
Проект по познавательно-исследовательской деятельности для детей младшей группы. «Так близко и так далеко»
Проект по познавательно-исследовательской деятельности для детей младшей группы....
Исследовательский проект « Вода и ее свойства» для детей младшей группы. Воспитатель группы Э.А.Карнаухова
Исследовательский проект « Вода и ее свойства» для детей младшей группы.Воспитатель группы Э.А.Карнаухова«Вода – это бесценный дар природы, который нужно береж...
Конспект НОД по исследовательской деятельности для детей младшей группы
Конспект предназначен для использования воспитателем в качестве инструмента, проводимого с детьмти младшей группы...