Мониторинг "Сформированность представлений старших дошкольников о природе родного края и ее особенностях"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Материал содержит подробный инструментарий и критерии уровней знаний детей о природе родного края и ее особенностях,.показатели мониторинга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_sformirovannost_predstavleniy_starshih_doshkolnikov_o_prirode_rodnogo_kraya.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг «Сформированновть представлений старших дошкольников о природе родного края и ее особенностях»
для детей 5-7 лет
Знания | Критерии | Инструментарий | Наглядный материал | Оценка знаний детей | |||||
знает | отвечает с помощью взрослого | затрудняется отвечать | |||||||
о животных и растениях как о живых организмах и об условиях их существования; | Определяет экосистемы по характерным признакам. В полном объёме классифицирует, обобщает. Классификация носит содержательный характер. | Что изображено на картинках. Назови характерные признаки каждой. Какая экосистема характерна для нашего округа? | Картинки с изображением озера, болото, луга, степь, пещеры, лес, пустыня, тундра, тайга, море, река, океан Характерные признаки Озеро- водоем, окруженный сушей, бывают пресные и соленые Покажи какие животные и растения можно найти у озера. Болота… Река…. Луг-… И т.д. Река, озеро, болото, лес, тайга. | ||||||
Знает что такое Красная книга | Беседа по вопросам: -Что такое Красная книга? -Зачем нужна Красная книга Югры? | Иллюстрации с изображением Красной книги России и Югры | |||||||
деятельность общения с природой, основанная на знаниях: | Знает заповедные места округа | Что такое заповедник? Какие заповедники есть в нашем округе? Для чего нужны заповедник? Кто следит за заповедниками? Если ты в заповеднике , то как ты будешь там себя вести? Почему? | Картинки и иллюстрации заповедников и парков округа: *Государственный природный заповедник "Юганский" *Васпухольский заказник * Елизаровский заказник *Государственный природный заказник "Верхне-Кондинский" *Природный парк "Нумто" *Природный парк "Самаровский чугас" Природный парк «Сибирские Увалы» *Природный парк «Кондинские озера» | ||||||
о жизни животного и его закономерностях; | Знает, как стать другом для природы? | У тебя есть друг? Как его зовут? Почему ты его считаешь другом? А тебе плохо без друга? Почему? | Серия картинок: Кто из ребят друг природы а кто- нет? Почему? Посмотри на картинки и скажи как помочь природе в этой | ||||||
о тождестве человека с другими живыми существами проявляющихся в природоохранных поступках, уходе за объектами природы. | Подумай и скажи : можно ли стать другом для природы? Кто такой друг природы? Можешь ли ты себя считать другом природы? Почему? | ситуации ( не разорять муравейники, подвязать веточку березы, замазать кору поранен- ного дерева, глиной, чтобы не вытекал сок и др.) Можно использовать знаки предупреждения(экологические) | |||||||
Накопление эмоционально-нравственного опыта в ходе общения с природой и на основе формирования отношения к природе. | Флора и фауна –основные понятия | Посмотри на картинки и скажи кто здесь изображен? (Царица Флора и царица Фауна) Чем правит царица Флора? Фауна? | Картинки Царица Флора в цветах, растениях Царица Фауна символизирует животный мир | ||||||
Знает животных нашего края выделяет «краснокнижников» | Как называется наш округ? Знаешь ли ты символ нашего округа? Города? Что изображено на гербе? | Альбом с гербами города, округа, России, Москвы Классификация картинок животных нашего края , и «краснокнижников» | |||||||
Знает растительный мир нашего края | Расскажи какие растения есть в нашем лесу. | Классификация растительного мира округа Набор карточек. Ягоды (морошка, голубика, черника, клюква, брусника, малина, земляника, шиповник, рябина, калина, черемуха) Грибы-…. Деревья-… Кустарники-… Травы-… Цветы-… | |||||||
Называет растения- «краснокнижники» | Какие из этих растений необходимо сохранять, какие считаются редкими? Знаешь ли ты их названия. Что ты о них можешь рассказать? | Набор картинок. | |||||||
Понимает экологические знаки, их назначение | Вспомни какие знаки существуют вокруг нас. Какие знаки и где применяют? Для чего? Найди дорожные знаки Музыкальные знаки Математические знаки А какие знаки еще есть? Что они означают? Где их можно располагать или встретить? Для чего и кого нужны такие знаки? | Набор карточек знаков дорожных, ноты, математические и экологические |
Уровни
Возраст детей (группа) | Старший дошкольный возраст | ||
Уровни | Высокий | Средний | Низкий |
Знает свою фамилию, имя, отчество , возраст и дату рождения. Знает всех членов своей семьи и ближайших родственников по фамилии, имени, отчеству. Самостоятельно ориентируется в помещении и на территории ДОУ, в своём микрорайоне. Знаком с достопримечательностями города, знает улицы города, историю их названия. Имеет представления о символике России, округа, города, и географических особенностях России. Активен в подготовке и проведении общественно-значимых праздников. Самостоятельно называет и определяет культурные центры столицы России (Третьяковская галерея, Большой театр). Знает назначение Армии, различает рода войск, имеет представление о роли Армии в годы Великой Отечественной Войны. Оценивает и высказывает суждения о явлениях общественной жизни по предлагаемой теме. Определяет экосистемы по характерным признакам. В полном объёме классифицирует, обобщает. Классификация носит содержательный характер. Знает правила поведения в природе и старается их выполнять. Имеет полные представления о содержании труда взрослых и отражает их профессиональные отношения во всех видах деятельности (8-10 профессий). Самостоятельно различает труд людей сельских и городских профессий и понимает их взаимосвязь. Любит трудиться на общую пользу, умеет добиваться результата. Различает и передаёт характерные элементы произведений декоративно-прикладного искусства. Имеет представление о народных промыслах. Проявляет самостоятельность, активность в народных играх. Самостоятельно может организовать игру. Определяет художников иллюстраций по технике изображения. Понимает смысл и использует в активной речи произведения устного народного творчества. Проявляет интерес к людям другой национальности, выражает стремление петь песни, танцевать, узнавать о них больше. | Знает свою фамилию, имя, отчество , возраст. Знает и называет близких членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству. Ориентируется в помещении и на территории ДОУ. Имеет представление о достопримечательностях города, знает названия улиц. Знаком с понятиями «герб», «флаг», «гимн». Принимает участие в проведении общественно-значимых праздниках. Называет некоторые культурные центры столицы, используя помощь педагога. Имеет неполные представления об Армии, частично называет рода войск. Оценивает и высказывает суждения о явлениях общественной жизни с помощью тематических вопросов взрослого. При помощи наводящих вопросов, определяет по характерным признакам экосистемы, группирует, обобщает. Классификация носит формальный характер. Знает правила поведения в природе, выполняет по просьбе взрослого. Имеет представления о содержании и предметах труда взрослых (6-8 профессий). Переносит профессиональные отношения в игровую деятельность по инициативе взрослого, ребёнка. Различает труд сельских и городских профессий с помощью педагога. Трудовая деятельность ребёнка стимулируется. Частично передаёт элементы произведений декоративно-прикладного искусства по образцу.
Играет в подвижные, хороводные игры, не соблюдает правила игры, ошибается. Может организовать игру с помощью взрослого. Определяет иллюстрации художников с помощью педагога. Осмысливает пословицы и поговорки с помощью наводящих вопросов, не часто использует в активной речи произведения устного народного творчества. Пассивный интерес к традициям людей разных национальностей. | Знает свою фамилию, имя. Отчество, дату своего рождения не называет. Не называет членов своей семьи по отчеству. Не знает и не называет ближайших родственников по фамилии, имени, отчеству. Недостаточно хорошо ориентируется в помещении детского сада, на её территории. Не знает микрорайон, в котором он живёт. Затрудняется в назывании достопримечательностей города, названий улиц, не знает их историю. Отсутствуют представления о символике России, округа, города. Не принимает участие в подготовке и проведении общественно-значимых праздниках. Не называет, не определяет культурные центры столицы. Имеет элементарные представления об Армии, рода войск не называет. Не умеет оценивать и высказывать суждения о явлениях общественной жизни. Не определяет по характерным признакам экосистемы. Неправильно классифицирует объекты живой природы. Не знает и не выполняет правила поведения в природе. Имеет неполные представления о содержании труда взрослых (4-6 профессий). Частично отображает профессиональные отношения взрослых в процессе игры, труда, продуктивных видах деятельности. Не понимает взаимосвязь труда людей сельских и городских профессий. Не проявляет желания и отказывается трудиться на общую пользу. Не различает и не передаёт основные характерные элементы произведений декоративно-прикладного искусства. Отсутствуют представления о народных промыслах. Имеет представления о народных подвижных играх, но не принимает в них участие. Игру организовать не может, малоактивен. Не знает художников-иллюстраторов, не называет их произведения, технику изображения. Не понимает смысл пословиц и поговорок, не использует их в активной речи. Не проявляет интереса к традициям, культуре других народов. Не осознаёт свою национальную принадлежность |
ПОКАЗАТЕЛИ
2014-2015 уч.год
Родная природа | Не определяет по характерным признакам экосистемы: - луг - поле - степь | 5 4 20 |
Не группирует животный мир: звери, насекомые, птицы, рыбы | 2 | |
Не классифицирует объекты живой природы: - по среде обитания - по типу передвижения - по источнику питания | 12 6 4 | |
Не различает по внешним признакам виды растений: - травянистые растения - комнатные растения - культурные растения поля (злаковые) | 10 9 16 | |
Бережно не относится к живой и неживой природе, не понимая положительные и отрицательные последствия своего вмешательства | 10 | |
Не принимает участие в мероприятиях по охране природы | 10 | |
Родная природа | Не определяет по характерным признакам экосистемы: - лес - луг - поле - степь - горы - болото - водоёмы (море, река, озеро, пруд) | - 10 8 10 2 4 3 |
Не группирует животный мир: звери, насекомые, птицы, рыбы | 4 | |
Не классифицирует объекты живой природы: - по среде обитания - по типу передвижения - по источнику питания | 4 3 10 | |
Не различает по внешним признакам виды растений: - травянистые растения - комнатные растения - садово-огородные растения (овощи, фрукты, ягоды) - культурные растения поля (злаковые) | 7 10 8 2 10 | |
Бережно не относится к живой и неживой природе, не понимая положительные и отрицательные последствия своего вмешательства | 3 | |
Не принимает участие в мероприятиях по охране природы | 5 | |
Труд людей | Не имеет представление о содержании и предметах труда взрослых: строитель (каменщик, маляр, плотник), милиционер, библиотекарь, нефтяник, люди работающие на разных видах транспорта (речник, лётчик, водитель, машинист), учитель, парикмахер, работники ателье | 4 |
Не отражает профессиональные отношения взрослых в процессе игры, труда, продуктивных видах дея-ти | 4 | |
Не понимает взаимосвязь труда людей сельских и городских профессий | 6 | |
Не проявляет желание трудиться на общую пользу | 8 | |
Не стремится быть полезным, добиваться результата труда | 8 | |
Народное творчество | Не различает и не передаёт основные характерные элементы декоративно-прикладного искусства: хохлома, гжель, городецкий узор, дымковский узор, жостово, хантыйские узоры, узоры на бересте, палех | 10 |
Не имеет представление о народных промыслах | 10 | |
Не играет в подвижные и хороводные народные игры, знает правила | 1 | |
Не умеет их организовать | 6 | |
Не знает произведения художников иллюстраторов (Е. Чарушин, Е. Рачёв, И. Шишкин, Ю. Васнецов, В. Конашевич, В. Серов, Ю. Коровин, В. Сутеев) | 10 | |
Не понимает смысл пословиц и поговорок | 5 | |
Не использует в активной речи произведения устного народного творчества | 10 | |
Народы нашей страны | Не проявляет терпимость, уважение к традициям людей других национальностей | 3 |
Не знает национальности окружающих: детей группы, сотрудников детского сада, ближайшего окружения | 9 | |
Не осознаёт свою национальную принадлежность | 10 | |
Не знает названия национальных праздников и умеет их объяснить | 10 | |
Не даёт оценку поступкам героев художественных произведений разных народов | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление старших дошкольников с родным городом через проектную деятельность
В данной работе представлен опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Использован инновационный подход - метод проекта....
статья "Особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни"
Статья предназначена для прочтения воспитателям детских садов...
Особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.
Задачи и содержание воспитания детей старшего дошкольного возраста многогранны. Особое место среди них занимают проблемы охраны здоровья детей и их физического воспитания, т.к. от эффективности решени...
Методические рекомендации по развитию представлений старших дошкольников о профессиях родного края
В методических рекомендациях представлена система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых....
Публичное выступление " Гражданско - патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с этнокультурными особенностями родного края".
Опыт работы на тему: "Гражданско - патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с этнокультурными особенностями родного края" был представлен Мариной А...
Проект по ознакомлению старших дошкольников с родным краем « Югра – мой край родной»
В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями в вопросах художественно-эстетического развития детей. Сущность работы заключается в оптимизации взаимодействия в ...
Проект "Особенности пространственных представлений старших дошкольников с ОНР"
Проект "Особенности пространственных представлений старших дошкольников с ОНР"....