Проект "Особенности пространственных представлений старших дошкольников с ОНР"
материал
Проект "Особенности пространственных представлений старших дошкольников с ОНР".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_osobennosti_prostranstvennyh_predstavleniy_starshih_doshkolnikov_s_onr.pptx | 1.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Аннотация Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Он охватывает такие образовательные области как: Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, математическое развитие, художественно-эстетическое развитие, коррекционное развитие. Этот проект поможет детям с ОНР правильно ориентироваться в пространстве и употреблять в речи слова правильной формы соответствующие их действию. С помощью игр, художественного слова, ребенок очень быстро и интересно погрузится в мир изучения пространственных представлений. Что приведет к успешности данного проекта.
Проблемный вопрос Для чего детям данной категории н еобходимы знания пространственных образов и умения оперирования ими?
ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР Пространственное мышление в своей наиболее развитой форме оперирует образами, содержанием которых является воспроизведение и преобразование пространственных свойств и отношений объектов . Данное умение является необходимым условием социального бытия человека, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности.
Пространственное положение выражается понятиями: вперед-назад , вверх-вниз, налево-направо близко-далеко ближе-дальше В середине высокий-низкий, длинный-короткий О направленно сти О расстояниях Об отношениях О местоположении О протяженности
К концу дошкольного возраста у детей с дизартрией формируется такие знания о пространстве, как: ФОРМА ВЕЛИЧИНА ПОЛОЖЕНИЕ В ПРОСТРАНИСТВЕ прямоугольник , квадрат, круг, овал, треугольник, продолговатый, закругленный, выгнутый, заостренный, изогнутый большой, маленький, больше, меньше, одинаковые, равные, крупно, мелко, половина, пополам посередине, выше середины, ниже середины, справа, слева, сбоку, ближе, дальше, спереди, сзади, за, перед
Для чего детям данной категории необходимы знания пространственных образов и умения оперирования ими? Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового и речевого анализаторов в ходе совершения различных видов деятельности ребенка, направленные на активное познание окружающей действительности.
Как же пространственные образы влияют на речь? Качественные изменения при формировании пространственного восприятия связаны с развитием речи у детей, с пониманием и активным употреблением ими словесных обозначений пространственных отношений, выраженных предлогами, наречиями. Овладение знаниями о пространстве предполагает умение выделять и различать пространственные признаки и отношения, умение их правильно словесно обозначать, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных трудовых операций, опирающихся на пространственные представления
В процессе логопедической работы с дошкольниками необходимо учитывать особенности и последовательность формирования пространственного восприятия. Для понимания проблемы речевых расстройств у детей этот вопрос имеет существенное значение, так как недостаточная сформированность пространственных представлений с большой вероятностью скажется у дошкольников на формировании грамотной связной речи, а у школьников на процессе формирования навыка чтения и письма. Дети , у которых не сформированы пространственные представления, не используют в своей речи предлоги, обозначающие пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных. В их речи часто отсутствует предлог над. Дошкольники, а иногда и младшие школьники, в устной речи затрудняются в дифференциации предлогов к - у, в - на (к дому - у дома, в столе - на столе).
Что необходимо учитывать при проведении логопедической работы? С целью развития и уточнения пространственных представлений необходимо учитывать закономерности формирования пространственных функций в онтогенезе.
Заключение Трудности в развитии пространственных представлений у детей данной категории объясняются нарушенной деятельностью двигательно-кинестетического анализатора, недостаточностью пространственного анализа и синтеза, а особенности последних рассматриваются как следствие нарушения высших корковых функций. В связи с этим развитие пространственных представлений, являясь составной частью в работе по формированию знаний и навыков в различных видах деятельности, выделяется как одна из важнейших задач коррекционной работы, проводимой с данными детьми.
Литература Горбачева Л.С. Роль игры в формировании пространственных представлений у младших школьников вспомогательной школы. - «Дефектология», № 3, 1991,с.170; Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. - М. 1980, с.145; Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. - СПб.: Детство-пресс, 1999г.-110с;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни"
Статья предназначена для прочтения воспитателям детских садов...
Особенности формирования пространственных представлений у дошкольников с ОНР
Особенности формирования пространственных представлений у дошкольников с ОНР...
Технология развития пространственных представлений старших дошкольников
Технологии развития пространственных представлений старших дошкольников....
Особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.
Задачи и содержание воспитания детей старшего дошкольного возраста многогранны. Особое место среди них занимают проблемы охраны здоровья детей и их физического воспитания, т.к. от эффективности решени...
Сообщение на семинаре по теме «Особенности развития пространственных представлений у дошкольников»
Статья...
Педагогический проект: «Использование нейроприемов для развития пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ 5-6 лет (старшая группа)»
Педагогический проект: «Использование нейроприемов для развития пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ 5-6 лет (старшая группа)»...