Конспект организованной образовательной деятельности "Съедобные и ядовитые грибы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Организованная образовательная деятельность направлена на формирование у детей представление о съедобных и ядовитых грибах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sedobnye_i_yadovitye_griby.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Формирование у детей представление о съедобных и несъедобных грибах.
Задачи:
1. Закрепить у детей знания о лекарственных растениях и простейших способах использования некоторых из них для лечения.
2. Сформировать понятие, что в пищу можно употреблять только съедобные грибы и после обработки.
3. Развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
4. Развивать чувство композиции во время работы с бумагой, умение работать в коллективе.
Методические приёмы: словесные игры; практические действия.
Средства обучения:
Наглядные: картинки, муляжи съедобных и ядовитых грибов.
Предварительная работа:
Чтение “Лесная сказка”, “Окно в мир” (экологический атлас, авторы Турчина Г.П., Иванов Ф.Ф., Иванов С.Ф.)
Занятие по лепке, тема “Грибы”.
Ход организованной образовательной деятельности:
1. Оргмомент:
Игровой приём «Старичок – Лесовичок»
В гости приходит Старичок - Лесовичок.
- Здравствуйте, ребятишки! Отгадайте загадку:
Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть – нет головы (это гриб).
- Я пришёл к вам, чтобы пригласить вас в мой чудесный лес за грибами. Любите собирать грибы? (ответы детей).
- Ну, тогда берите корзинки и в путь.
Чтение стихотворения П. Синявского “Грибная электричка”.
Едут в электричке
Волнушки и лисички
С подружками – друзьями
Чернушками, груздями
Со станции Пригоркино
На станцию Ведёркино,
Со станции Подъёлкино
На станцию Засолкино.
Колёса со старанием
По рельсам тарахтят,
Везут по расписанию
Компанию опят
Со станции Полянкино
На станцию Сметанкино,
Со станции Пеньковкино
На станцию Духовкино.
У мухомора хитрый вид,
Ехидная усмешка –
Забрался в поезд и сидит,
Как будто сыроежка.
Но вот заходит контролёр,
Выводит мухомора.
И безбилетник – мухомор
Краснеет от позора.
А старичок – боровичок,
Интеллигентный толстячок,
Приподнимает свой берет
И предъявляет свой билет.
К билету прилагаются
Четырнадцать квитанций
Четырнадцать квитанций
С названиями станций:
Дорожкино, Лукошкино,
Опушкино, Засушкино,
Кастрюлькино, Бульбулькино,
Лучково, Сельдерейкино,
Морковкино, Перловкино,
Немножкино – Картошкино,
Лаврушкино, Петрушкино,
Тарелкино и Ложкино.
2. Игра «Загадкино»
- Ну, а мы с вами приехали на станцию Загадкино. Сейчас проверим, знаете ли вы грибы.
Я в красной шапочке расту
Под стройною осиною,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я…(подосиновик).
Эти дружные ребята на пеньке растут в лесу, называют их…(опята).
Среди молодых сосенок
В блестящей темной шапочке
Растет грибок…(масленок)
Люблю я в разных шапках быть,
То в желтой, то в зеленоватой,
То в красной, или сероватой.
Собирай, не мешкай, это…(сыроежки).
Серенькие шапки,
Рябенькие ножки.
Под березой растут.
Как их зовут…(подберезовик).
На белой толстой ножке
Коричневая шапка.
Наверняка любой грибник найти мечтает…(боровик).
Растут в лесу сестрички,
Рыжие…(лисички).
- Вот сколько съедобных грибов мы положили в свои корзинки!
- Ребята, будьте осторожны в лесу с грибами. Если не быть внимательными, то в вашу корзинку залезут непрошенные гости. Угадайте, какие?
У него невзрачный вид,
Воланчик на ножке его не украсил.
Ты не трогай этот гриб.
Учти – он очень ядовит!
Смотри, не бери его с полянки!
Его называют…(бледной поганкой).
Возле леса, на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка,
Ядовитый…(мухомор).
В лесу есть грибы, что не надо искать,
Много растёт их на каждой полянке,
Но эти грибы нельзя трогать и брать –
Яд в них опасный. Это …(поганки).
- Съедобные грибы мы собрали, а ядовитые оставили в лесу. Но запомните, ребята, грибы, которые вы не знаете, оставьте на полянке, не топчите, не сбивайте.
Воспитатель: Вы обратили внимание, что каждый гриб растет в определенном месте: под березой, под осиной, под елями…
- Уж я-то, Лесовик, знаю, что все грибы в моём лесу нужны. То белочка грибок съест, то ёжик, а мухоморами лоси лечатся. Они нужны лесу.
- Многие из вас, наверное, думают, что гриб растет сам по себе. Это не так. Под землей есть грибница, от нее тянутся тонкие длинные нити к грибам, это означает, что грибы по одиночке не растут. Нельзя нарушать место, где растут грибы.
- А как вы собираете их в лесу? (ответы детей)
- Гриб срезают аккуратно ножом. Если гриб нечем срезать, это не беда.
Его можно слегка раскачать, а затем аккуратно вывернуть из земли вместе с ножкой. Все листочки и хвоинки должны остаться нетронутыми, а полянка неповрежденной.
-А что делать, если гриб оказался червивый? (ответы детей)
Надо разломать шляпку и разбросать в разные стороны. Его споры прорастут на новом месте, будет больше грибов.
-Есть очень важное правило: брать можно только знакомые и съедобные
грибы.
3. Игра «Съедобные – несъедобные».
4. Чтение сказки «Война грибов»
- Послушайте сказку, которая называется “Война грибов”.
… В старые – стародавние времена царь Горох воевал с грибами.
Гриб боровик над грибами полковник, под дубочком сидючи, на все грибы глядючи, стал приказывать:
- Приходите вы, белянки, ко мне на войну!
Отказалися белянки:
- Мы – столбовые дворянки! Не пойдем на войну!
- Приходите, рыжики, ко мне на войну!
Отказалися рыжики:
- Мы – богатые мужики! Не пойдем на войну
- Приходите вы, волнушки, ко мне на войну!
Отказалися волнушки:
- Мы, волнушки, - старушки! Не пойдем на войну!
- Приходите вы, опенки, ко мне на войну!
Отказалися опенки:
- У нас ноги очень тонки! Не пойдем на войну!
- Приходите, грузди, ко мне на войну!
- Мы, грузди, - ребятушки дружны! Пойдем на войну!
- Какие новые съедобные грибы вы узнали из этой сказки? Найдите их среди наших грибов (ответы детей)
- Как вы думаете, почему боровик не звал на войну ядовитые грибы? (ответы).
5. Композиция «Грибная полянка»
- Предлагаю вам сделать композицию “Грибная полянка”.
У меня есть заготовки, вы выбираете - какой гриб будете делать и можете работать.
(создается общая композиция из готовых форм или в технике “рваная бумага”).
6. Игра «Представьте себе…»
-Наша картина готова. А теперь представьте себя насекомыми, живущими под грибами. Вы должны составить короткий рассказ о жизни в грибном домике: где он находится и о его лесных соседях.
7. Чтение сказки Т. Шорыгиной «Советы лесной мышки»
Советы лесной Мыши
Летом Настя гостила у бабушки в деревне.
Однажды она взяла корзинку и пошла в лес по грибы, но ягоды. Только вышла Настенька на дорогу, видит на обочине стоит большой зеленый куст, усыпанный мелкими ярко-красными ягодками, собранными в гроздья.
- Ах! Какие хорошенькие ягодки! Сейчас попробую, сладкие ли они? — подумала девочка и протянула руку, чтобы сорвать ягоду.
Какой совет вы могли бы дать девочке?
- Не рви, девочка, эти ягоды. Они хоть и красивые, но ядовитые. А кустарник, на котором они растут, называется бузиной, - услышала Настя чей-то тонкий голосок.
- Ой, кто это? — удивилась Настенька.
Ей показалось, что голосок идет откуда-то снизу, и она присела на корточки. Под кустом бузины на земле росла невысокая трава, лежали прутики, сучки, листики, но никого не было видно.
Вдруг один листочек зашевелился, и из-под него показалась прехорошенькая мордочка лесной мышки с черными смышлеными глазками и крошечными розовыми ушками.
- Лесная мышка! Да какая пригожая! Рыженькая, с темной полоской вдоль спинки! — обрадовалась Настя.
Она протянула мышке раскрытую ладонь, и та ловко взобралась на нее.
- Это ты со мной разговаривала, мышка? — спросила девочка.
- Конечно я! Кто же еще! Увидела, что ты хочешь ядовитую ягоду сорвать, вот и решила предупредить тебя.
- Спасибо, мышка! — поблагодарила Настя. — Но я не знала, что мыши умеют говорить.
- Я живу в избушке старика-лесовика, он меня и научил вашему языку, — пропищала мышка. — Я вижу, Настенька, ты не очень-то разбираешься в лесных ягодах — какие съедобные, а какие нет.
- Это ты, мышка, правильно заметила. Я ведь в городе живу, а к бабушке в гости только на каникулы приезжаю, — объяснила Настя.
- Что ж, если хочешь, я с тобой в лес пойду, покажу разные ягоды и грибы, расскажу о них.
Конечно, хочу! — обрадовалась девочка.
- Ну, тогда пошли. Я впереди побегу, а ты за мной иди.
Мышка быстро побежала по тропинке, а Настя пошла за ней. Скоро они оказались в густом лесу, и девочка заметила под елью невысокий стебелек с крупными оранжево-красными ягодами.
- Что это за ягоды? - спросила Настя у мышки.
- Это семена ландыша.
- Ландыша? — удивилась девочка. — А я думала, что у ландыша белые душистые бубенчики...
-Белые цветочки у ландыша бывают в конце весны и в начале лета, а потом, когда они отцветают, на их месте появляются зеленые ягоды, к концу лета они краснеют. У ландыша и корни, и стебли, и листья, и ягоды — очень ядовитые!
Настя огляделась по сторонам и заметила куст с крупными сочными алыми ягодами, похожими на вишню.
- А эти ягоды съедобные или ядовитые? — спросила она мышку.
- Очень ядовитые! Называют их волчьими ягодами или волчьим лыком. Собирать их нельзя! — предупредила девочку мышка.
- Ой, смотри, мышка, какая удивительная ягодка! На глаз с большими ресницами похожа.
- А ее так и называют — вороний глаз. Черная сочная ягодка лежит на зеленой розетке из листьев. Запомни, Настенька, это опасная ягода, ею можно отравиться. Никогда ее не рви!
- Хорошо, не буду. А скажи мне, пожалуйста, какие ягоды можно собирать?
- Таких ягод очень много. Это малина и костяника, голубика и черника, калина и земляника. Пойдем, я тебе покажу некоторые из них.
Мышка привела девочку на поляну. Настя наклонилась, чтобы сорвать костянику, и вдруг заметила большущий темно-коричневый гриб, края шляпки которого загибались вверх, а в самой шляпке блестела дождевая вода.
Неожиданно с нижней ветки густой зеленой ели на землю спрыгнула рыженькая белочка, подбежала к грибу, ловко уселась на краю шляпки и стала пить из нее воду, словно из блюдца.
Настя и мышка с интересом наблюдали за белкой. Та напилась и ускакала в чащу леса.
- Здорово! — воскликнула Настя. — А скажи, из какого гриба пила воду белка?
- Этот гриб называется черным груздем — чернушкой. Вообще-то, чернушки — съедобные грибы, их мариновать и солить можно, но этот гриб улсе старый, перезрелый. Его рвать не надо. Сейчас мы других грибов наберем.
Мышка показала Насте сыроежки, подберезовики и подосиновики. Девочка аккуратно собрала грибы и уложила их в корзинку.
Какие съедобные грибы вы знаете? Как они выглядят?
- А вот этот гриб я знаю. Он очень ядовитый! — сказала Настенька, указывая на большой ярко-красный мухомор, шляпка которого была словно забрызгана белой известкой.
Мухомор не таясь рос под молоденькой елочкой.
- Мне бабушка рассказывала, что другие грибочки подлистиками таятся, вмох зарываются, ветками прикрываются, а мухомор прятаться не любит.
Настя взяла хворостину и хотела сбить с мухомора шляпку, но мышь остановила ее.
- Ты правильно сказала, что для людей мухоморы опасны, а вот лесные великаны-лоси ими лечатся. Так что лучше, Настенька, не трогай мухомор. Пусть себе растет, лесное царство украшает и лосям помогает.
Долго еще Настя с мышкой бродили по лесу. Много полезного и интересного узнала девочка.
Потом мышка проводила Настю до дома и вернулась в избушку доброго старичка-лесовичка.
Беседа по прочитанному произведению:
Где Настя гостила летом?
Куда пошла Настя?
Кого встретила девочка по дороге в лес?
О чем рассказала ей лесная мышка?
Почему нельзя собирать и есть ягоды бузины, ландыша, вороньего глаза? Как они выглядят?
Какие съедобные ягоды вы знаете? Расскажите, как они выглядят.
Какие ядовитые грибы вы знаете? Расскажите, как они выглядят.
Почему нельзя собирать незнакомые ягоды и грибы?
7. Подведение итога. Рефлексия
- Ребята, но бывает и так, что грибы растут не только в лесу, но и в городе, в парке, в сквере, на участке детского сада. Запомните: грибы в городе, даже если они съёдобные, опасны. Они содержат много нитратов. Грибы поглощают выхлопные газы, радиацию. Поэтому, встретив гриб в городе, растопчите его или покажите взрослым. Учите маленьких братьев и сестёр этим несложным правилам:
Правила для грибников:
- Не собирайте незнакомые грибы.
- Не собирайте грибы, растущие вдоль обочины дорог.
- Не употребляйте в пищу старые, лежалые, испорченные грибы.
- Не храните необработанные грибы более суток.
К ядовитым грибам относятся бледная поганка, мухомор, ложный опенок, сатанинский гриб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Организованной образовательной деятельности "По грибы" пересказ
Образовательная область "Коммуникация". Конспект поможет при работе по обучению детей пересказу....
Конспект организованной образовательной деятельности "В лес за грибами"
Данный материал поможет воспитателям ДОУ подготовиться к ООД на тему : "Грибы"...
Конспект организованной образовательной деятельности тема: «В лес за грибами и ягодами» старший дошкольный возраст
Конспект организованной образовательной деятельности тема: «В лес за грибами и ягодами» для старшего дошкольного возраста направленный на закрепление умения классифицировать грибы и ягоды....
Конспект организованной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста Тема: «Съедобные и несъедобные грибы».
Конспект организованной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста Тема: «Съедобные и несъедобные грибы»....
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Изобразительная деятельность: рисование» Тема: «Грибы для белочки» Возрастная группа: средняя
конспект составлен для детей средней группы. Основная цель: научить детей рисовать грибы. Задачами являются: продолжать знакомить детей с овальной формой, познакомить с геометрической фигурой - полукр...
Конспект организованной образовательной деятельности по экологии с использованием ИКТ ресурсов в средней группе «Грибы»
С приходом осени хочется взять карзину и отправиться в лез по грибы......
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема: «Грибы» возрастная группа: старшая
Задачи: Образовательные. Закрепление представлений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение и расширение и активизация словаря по теме «Лес» (лес, гриб, ножка, ...