Структурное подразделение «Детский сад № 64»
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области основной общеобразовательной школы № 34
города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
План - конспект
интегрированной непосредственно-образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе
Тема: «Государственные символы России»
Автор:
Зудилина Светлана Владимировна
воспитатель
высшей квалификационной категории
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Задачи:
Познавательное развитие:
1. Закрепить представления о характерных природных особенностях России: на ее территории есть леса, поля, красивые березовые рощи; на Крайнем Севере – вечные льды и северное сияние; на юге – степи и горы; Волга – самая большая река страны.
2. Познакомить с понятием «символы» - это условные знаки или изображения, имеющие для страны очень важное значение; это то, что дорого сердцу всего народа; то, что ценится всем народом.
3. Расширить представления о государственных символах России: о флаге, гербе, гимне и о неофициальных символах России: Московский Кремль, березка, балалайка, самовар, матрешка, медведь и др.
4. Обогатить представления о символическом значении цветов флага: белый цвет означает мир и чистоту, он говорит о том, что наша страна за мир и никогда ни на кого не нападает; синий цвет означает верность и правду, т.е. наш народ любит свою страну и в любой момент защитит ее от врагов; красный цвет означает огонь и отвагу.
5. Познакомить с историей герба России: через просмотр мультфильма «Пластилиновая история. Герб России» рассказать детям об истории появления двуглавого орла на гербе России; как герб видоизменялся в зависимости от того, кто вставал на престол Российского государства.
6. Систематизировать представления о том, чем Россия по праву может гордиться: царем леса – медведем, русской национальной игрушкой – матрешкой, березой и ромашкой, валенками, гармонью, рожью, пшеницей, Курантами, символом точности и надежности страны, русским музыкальным инструментом – балалайкой.
7. Познакомить с основными правилами геральдики: форма, цветовой фон, выбор и расположение символов. Развивать креативное мышление.
8. Совершенствовать умения сравнивать, замечать признаки сходства и различия между людьми на Земле и разными странами. Подвести к выводу, что общее то, что у всех людей похожее строение тела, все они умеют думать, говорить. Различие в том, что есть люди толстые и худые, высокие и низкие, люди отличаются цветом кожи, разрезом глаз. У разных стран есть свой язык, на котором говорит народ; страны друг от друга отличаются климатом, историей, обычаями, традициями; бывают большими и маленькими. Развивать аналитическое мышление дошкольников в игре «Похожи - отличаются».
9. Совершенствовать умение создавать целое из частей в игре «Собери пазлы».
10. Уточнить представления о разных способах измерения длины и ширины предметов: метром, линейкой, пядью, палочкой, полоской. Закрепить умение детей измерять длину и ширину предметов при помощи условной мерки, отражать в речи результаты измерений. Развивать логическое мышление, зрительную память, внимание.
11.Упражнять дошкольников в придумывании загадок, используя технологию «ТРИЗ».
12. Закрепить навыки работы с интерактивной доской.
13. Поддерживать у детей познавательный интерес к истории страны.
14. Формировать навыки самоанализа и самооценки.
Социально – коммуникативное развитие:
1. Воспитывать духовные и патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к ее символам, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.
2. Формировать чувство гордости за нашу огромную страну.
3. Совершенствовать умение детей делиться на пары в игре «Выбери партнера глазами».
4. Воспитывать умение работать в группах, помогать друг другу, радоваться результатам совместного труда.
5. Способствовать установлению эмоционального доверительного контакта детей с педагогом и друг с другом.
6. Формировать положительный эмоциональный настрой на образовательную деятельность.
7. Воспитывать самостоятельность в самообслуживании, желание готовить необходимый материал для рисования.
Речевое развитие:
1. Формировать образность речи дошкольников в процессе придумывания загадки о России.
2. Совершенствовать монологическую речь детей: умение составлять связный рассказ на тему «Мой герб России».
3. Способствовать речевому развитию через обогащение и активизацию словаря. Обогатить словарь детей словами и образными выражениями: «символы», «двуглавый орел», «государственные символы», «неофициальные символы». Активизировать словарь: «Родина», «Россия», «гимн», «герб», «флаг», «сильная», «родная», «добрая», «богатая», «красивая», «разноцветная», «бескрайняя», «радушная», «героическая», «справедливая», «милосердная».
4. Воспитывать культуру речевого общения, умение вести диалог с воспитателем и со сверстниками.
Физическое развитие:
1. Развивать мелкую моторику рук; совершенствовать координацию руки и глаза в игре «Собери пазл».
Художественно – эстетическое развитие:
1. Закреплять умения детей петь коллективно, эмоционально подчеркивая слова песни «Добрый день» муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова; красиво выполнять танцевальные движения под музыку: поднимание рук вверх, плавные движения руками из стороны в сторону, пружинка с небольшим поворотом.
2. Совершенствовать умение детей изображать герб России, используя различные материалы для традиционного рисования кистью и гуашью, а также нетрадиционного рисования трафаретами, печатками из картофеля. Развивать чувство композиции, творческие способности.
3. Совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки при чтении стихотворения.
Методы и приемы:
- Наглядные: показ наглядных пособий, показ видеоролика, демонстрация слайдов презентации, модель составления загадки.
- Словесные: беседа, рассказ воспитателя, рассказы детей, чтение стихотворения наизусть, вопросы, объяснения, указания.
- Игровые: дидактические игры, придумывание загадок, сюрпризный момент, социоигровая технология.
- Практические методы: исследовательская деятельность, создание художественного продукта.
Оборудование и материалы: интерактивная доска, видеоролик – мультфильм «Сказка о двуглавом орле» - пластилиновая история «Герб России», аудиозаписи песни Д. Белозерова «Это все Россия; минусовка песни Я. Дубравина «Добрый день»; карта мира, условные мерки, цветные карандаши, кружки, треугольники для измерения длины и ширины сравниваемых стран; модель составления загадки; презентация «Неофициальные символы России»; выставка предметов, на которых можно увидеть герб России (монеты, печати, образцы официальных документов); красивая коробка с пазлами характерных природных особенностей России; для рисования: заготовки разных цветов в форме щита, кисть для рисования, гуашь, трафареты с силуэтами медведя, растений, готовые изображения богатырей, орла; печатки «звезды», «лепестков ромашки».
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Коммуникативная | 1. Свободное общение по теме НОД 2. Рассказы детей на тему «Мой герб России» |
Игровая | 1. Сюрпризный момент: «Появление красивой коробки с пазлами» 2. Дидактические игры: «Собери пазлы», «Чем похожи, чем отличаются» 3. Игра «Выбери партнера глазами» 4. Придумывавние загадки о России с применением технологии ТРИЗ |
Познавательно – исследовательская | 1. Сравнение России с другими странами по длине, ширине с помощью условной мерки |
Восприятие художественной литературы и фольклора | 1. Чтение стихотворения о Российском флаге
|
Музыкальная | 1. Пение песни Я. Дубравина на слова В. Суслова «Добрый день» 2. Музыкальное сопровождение рисование: слушание песни Ю. Вережни- кова «Это все Россия» |
Изобразительная | 1. Рисование «Герб России» |
Самообслуживание и элементарно - бытовой труд | 1. Самооблсуживание (подготовка материалов для рисования и уборка после окончания НОД) |
Двигательная | 1. Пение песни «Добрый день», сопровождая пение движениями
|
Логика образовательной деятельности
Этапы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Ожидаемые результаты |
Организационный момент
| Воспитатель здоровается с детьми и предлагает детям поздороваться со всеми песенкой-приветствием Я. Дубравина на слова В. Суслова «Добрый день»: Встало солнце рано – рано: Добрый день! Плещут волны океана: Добрый день! Поднимается пшеница, И звенят задорно птицы: Эй, ребята - малышата, Добрый день! Улыбаются озера: Добрый день! С высоты кивают горы: Добрый день! И в твое окошко ветер Постучится на рассвете. Просыпайся, поднимайся! Добрый день! Над родною стороною Добрый день! И с тобою, и со мною Добрый день! И страна у нас такая Нету ей конца и края! Мы ей тоже дружно скажем: Добрый день! Добрый день! Добрый день! | Дети исполняют песню и сопровождают пение движениями:
- поднимают руки вверх - плавные движения руками из стороны в сторону - поднимаются на носочки - машут руками, имитируя птичек
- руки вперед, улыбаются
- руки вверху, соединены «как крыша», кивают головой - руки вверху, машут из стороны в сторону
- показывают правой рукой на улицу
- показывают правой рукой на соседа, потом на себя - руки вперед, показывают, какая большая страна – Россия - пружинка с небольшим поворотом в стороны | Установление эмоционального доверительного контакта с педагогом и друг с другом. Закрепление умения петь коллективно, эмоционально подчеркивая слова песни, красиво выполнять танцевальные движения под музыку. |
Сюпризный момент | Обратить внимание детей на красивую коробку, появившуюся в группе. Предлагает посмотреть, что там внутри. | Дети обнаруживают в коробке большие самодельные пазлы.
| Создание интереса к теме, формирование положительного эмоционального настроя на предстоящую образовательную деятельность. |
Мотивация деятельности с элементами социоигровой технологии | Предложить разделиться попарно, чтобы собрать пазлы и узнать, чем сегодня они будут заниматься. Поможет в этом игра «Выбери партнера глазами».
Предложить каждой паре собрать свой пазл.
Вопросы: 1. Что у них получилось?
2. В какой стране есть и лес, и березовая роща, и хлебное поле, и реки, и степь, и даже можно увидеть северное сияние? 3. Чему же посвятим сегодняшний разговор? | Дети принимают предложение воспитателя поиграть в игру. Встают в круг, опускают глаза и по команде воспитателя «найди пару», поднимают глаза, находят пару и встают попарно.
Дети собирают пазлы, на которых изображены лес, березовая роща, хлебное поле, северное сияние, река, степь.
Каждая пара отвечает, какую картинку они собрали.
- Все это – Россия.
- Сегодня будем говорить о России. | Совершенствование умений делиться на пары, формирование коммуникативных навыков общения.
Совершенствование умений создавать целое из частей. Формирование уважения к партнерам по игре. Закрепляются представления о характерных природных особенностях России. |
Исследовательская деятельность | Сравнение России с другими странами по длине, ширине с помощью условной мерки. Предложить подойти к карте, которая лежит на столе, посмотреть, какая наша страна по размеру, сравнить Россию с другими странами по длине и ширине. Вопрос: - Чем можно измерить длину и ширину предметов? Предложить измерить условной меркой – полоской. Длину отмечать кружками, а ширину – треугольниками. Сравнивать будем Россию, Китай, Францию, Мексику. Вопрос: - Где длина, ширина каждой страны. Предложить детям самостоятельно разделиться: кто будет измерять длину, а кто ширину стран, кто будет отмечать карандашом то место, где мерка кончается, кто откладывать кружки или треугольники. Сначала измеряется длина, затем – ширина.
Вопрос: - Что можно сказать о территории, которую занимает Россия? |
Дети подходят к столу, встают вокруг него.
- Можно измерить метром, линейкой, пядью, палочкой, полоской.
Дети показывают, где длина, ширина каждой страны. 4 детей измеряют длину стран, еще 4 - отмечают карандашом, еще 4 – откладывают кружки. Затем также измеряют ширину стран. По ходу измерения, ребята вспоминают правила измерения условной меркой: сначала надо приложить мерку к самому краю границы России (Китая и др.); сделать отметку карандашом в том месте, на которое пришелся конец мерки; перемещать мерку следует слева направо при измерении длины и снизу вверх — при измерении ширины; при перемещении мерки прикладывать ее точно к отметке, обозначающей последнюю отмеренную часть; перемещая мерки, надо не забывать откладывать кружочек или треугольник; окончив измерение, сосчитать и назвать количество отложенных мерок и сказать, какой результат получился. Например, длина России равна 8 меркам, Китая – 4 меркам, Франции – 2 меркам, Мексики – 3 меркам; ширина России – 6 мерок, а ширина Китая – 3 мерки и т.д.) Делают вывод: - Россия – самая большая страна из сравниваемых стран |
Уточнение представлений о разных способах измерения длины и ширины. Закрепление умений детей измерять при помощи условной мерки, отражать в речи результаты измерений. Формирование логического мышления, зрительной памяти, внимания; умения работать в группах, помогать друг другу, радоваться результатам совместного труда |
Придумывание загадки о России с применением технологии ТРИЗ
| - Говорят, что с давних пор на Руси люди любили придумывать и отгадывать загадки. Давайте и мы самим придумаем загадку о России. Вывешивается модель составления загадки. РОССИЯ Какая она? |
| Кто (что) такой же? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вопрос: - Какая она – Россия? Воспитатель записывает в левой части таблицы названные слова с четко выделанной первой буквой. Затем предложить ответить на вопрос и заполнить правые строчки таблицы: Кто (что) бывает таким же?
Воспитатель: - Таблица заполнена, давайте прочитать её хором, вставляя между строчками правого и левого столбцов слово «как». |
- Принимают предложение воспитателя придумать загадку о России.
- Дети называют слова – прилагательные: сильная, родная, добрая, богатая, красивая, разноцветная, бескрайняя, радушная, героическая, справедливая, милосердная и др. - Дети сравнивают по перечисленным признакам: РОССИЯ Какая она? |
| Кто (что) такой же? | сильная | как | армия | родная | как | мама | гордая | как | орел | красивая | как | роза | разноцветная | как | радуга | добрая | как | бабушка | бескрайняя | как | океан | радушная | как | хозяйка | героическая | как | Брестская крепость | огромная | как | столетний дуб | веселая | как | песня | справедливая | как | судья | милосердная | как | солнце |
Читают хором вместе с воспитателем, вставляя между строчками левого и правого столбцов слово «как». | Развитие аналитического мышления, образности речи, воображения, фантазии. |
Игра «Чем похожи – чем отличаются»
| Воспитатель: - Как вы думаете, сколько людей живет в России? - Наверное, люди в России, как и на всей Земле, похожи друг на друга. Чем же? - Но все ли они одинаковы? Чем они отличаются друг от друга? - Разные страны на Земле, как и люди, тоже имеют различия. Предложить их назвать. |
- У всех людей похожее строение тела, все они умеют думать, говорить.
- Есть люди полные, а есть худые; высокие и низкие; разный разрез глаз, цвет кожи и др. - У разных стран есть свой язык, на котором говорит народ; страны друг от друга отличаются климатом, историей, обычаями, традициями; бывают большими и маленькими. | Совершенствование умения сравнивать, замечать признаки сходства и различия между людьми на Земле, а также между разными странами. Развитие мышления.
|
Беседа о государственных и неофициальных символах России
| Воспитатель: - У каждой страны есть свои символы. Вопросы: - Как вы понимаете, что такое «символы?»
- Какие символы России знают?
|
- Символы – это знаки отличия стран друг от друга. Это то, что дорого сердцу всего народа. Это то, что ценится всем народом. - Государственные символы России: флаг, герб, гимн. - Московский Кремль, березка, балалайка, самовар и др. | Формирование понятия «символ». Закрепление представлений о государственных неофициальных символах страны.
|
Знакомство с государственным флагом России. Работа с интерактивной доской
| Воспитатель: - Опишите Российский флаг. Предложить посмотреть на доску, на которой набор разных полосок и выбрать из набора ту полоску, которая на ваш взгляд, расположена наверху Российского флага. Уточнить, если выберите правильно, услышите такой звуковой сигнал (слышится сигнал). А если выбор неправильный – сигнал будет звучать так (слышится звуковой сигнал). Вопросы: - Какого цвета полоску ты выбрал? - О чем напоминает вам белый цвет? Воспитатель дополняет: - Белый цвет означает мир и чистоту. Он говорит о том, что наша страна за мир и никогда ни на кого не нападает. Предложить выбрать полоску, которая находится в середине флага. Вопросы: - Какого цвета полоска? - Как думаете, что означает синий цвет на флаге? Воспитатель дополняет: - Синий цвет означает верность и правду, т.е. наш народ любит свою страну и в любой момент защитит ее от врагов. Предложить выбрать полоску, которая располагается снизу флага. Вопросы: - Какого цвета полоска? - Что напоминает красный цвет? Воспитатель дополняет: - Красный цвет всегда считался самым красивым. Он означал огонь и отвагу (смелость). Это цвет силы; красный цвет – праздничный цвет. |
- Российский флаг прямоугольной формы, состоит из 3-х полос. Слушают воспитателя. Один ребенок, по желанию, работает у доски: выбирает полоску и располагает ее наверху.
- Белую.
- Белый цвет напоминает о белоствольной березке, о русской белоснежной зиме, белых облаках, лепестках ромашек.
Ребенок, по желанию, выбирает полоску и располагает ее под белой полоской.
- Синяя. - Синие реки, озера, моря, небо, васильки. - Слушают воспитателя.
Ребенок выбирает нужную полоску, располагает ее снизу, под синей.
- Красного. - Это цвет огня, солнца, тепла солнечного рассвета, радости.
| Расширение представлений о государственном символе России – флаге, о символическом значении цветов флага. Закрепление навыков работы с интерактивной доской.
|
Чтение стихотворения о Российском флаге
| Предлагает прочитать стихотворение о Российском флаге. Три полоски флага – это неспроста: Белая полоска – мир и чистота, Синяя полоска – это цвет небес, Куполов нарядных, радости чудес, Красная полоска – подвиги солдат, Что свою отчизну от врагов хранят. Он страны великой самый главный знак – Доблестный трехцветный Наш Российский флаг!» | Эмоциональное чтение стихотворения
| Совершенствование художественно – речевых исполнительских навыков.
|
Знакомство с Гербом России | Вопросы: - Что, кроме флага, является отличительным знаком России? - Где можно увидеть герб?
Продемонстрировать заранее приготовленные монеты, печати, образцы официальных документов. Предложить посмотреть мультфильм об истории герба нашей страны. Демонстрируется видеоролик: «Пластилиновая история – Герб России». Воспитатель: - А почему бы нам не придумать свой герб России? Но прежде чем приступить к работе, давайте немного отдохнём и приготовим свое рабочее место для рисования. |
- Герб.
- Герб есть на монетах, паспортах, печатях. Рассматривают предметы на столе, на которых можно увидеть герб России.
- Смотрят видеоролик.
Принимают предложение воспитателя: нарисовать герб России. | Знакомство с историей герба России: истории появления двуглавого орла на гербе, видоизменении герба в зависимости от того, кто вставал на престол Российского государства.
|
Перерыв 10 минут | Во время перерыва дети готовят рабочее место для рисования (ставят стаканчики с водой, берут кисточки и др.). |
Рисование «Герб России»
| Воспитатель: - При создании гербов мастера стремятся отразить в них самые главные особенности страны, которые делают ее не похожей на другие страны. Знаки и цвета в гербе сообщают людям о характерных особенностях природы: на гербы помещают красивых зверей, птиц, деревья, растения, характерные для той или иной страны, об основных занятиях людей. Вопросы: - Как вы думаете, что может быть на гербе России, что для нее является самым важным, чем она гордится? Воспитатель дополняет: - Косолапый на Руси всегда считался царем леса. Наш бурый мишка только с виду кажется неповоротливым увальнем, способным лишь реветь да ульи разорять. На самом деле это умный и сильный зверь.
Воспитатель дополняет: - Это самая популярная русская национальная игрушка. В неё играют дети в разных уголках нашей планеты.
Воспитатель дополняет: - Самое красивое и нежное дерево русского леса. Ни в одной стране мира не встретишь таких березовых рощ, как в России.
Воспитатель дополняет: - Балалайка - самый русский музыкальный инструмент.
Воспитатель дополняет: - Этот цветок – символ России. Он растет в разных местах страны; красивый и напоминает солнце.
Воспитатель дополняет: - Можно разместить на гербе Куранты, как символ точности, надежности России. - Царем птиц считается орел, поэтому его также можно изобразить на гербе. - Колосья пшеницы и ржи. - Солнце – символизирует жизнь, тепло. - Звезда – знак мужества. Ее лучи символизируют дружбу всех людей. Воспитатель: - На столе лежат картонные основы для ваших гербов. Они разного цвета. Выберите «щит» такого цвета, который, на ваш взгляд, больше всего подходит для герба России. Воспитатель: - Облегчить работу вам помогут трафареты с силуэтами медведя, готовые изображения богатырей, орла, печатки «звезды». Простые элементы герба можно нарисовать кистью. Помните, что на гербе символы должны быть четкими; их не должно быть слишком много. Предложить приступить к выполнению задания. В процессе рисования помогать советом, указаниями; уточнять, почему выбрали именно этот цвет «основы для герба».
После выполнения задания, воспитатель предложить желающим описать свой герб. |
- На гербе можно поместить медведя, т.к. это животное – символ России.
- Можно поместить матрёшку.
- Береза – тоже символ нашей России.
- Можно поместить балалайку.
- Ромашка.
- Валенки, лапти, гармонь – тоже символы России. - Слушают воспитателя.
Дети подходят к столу, выбирают заготовку по своему усмотрению.
Дети работают за столами под песню Ю. Вережникова «Это все Россия». Рассказывают тихо воспитателю, почему выбрали именно этот цвет «щита»: - я выбрал голубой цвет, потому что это цвет мира, радости; - я выбрал желтый цвет – это символ солнца, богатства; наша страна очень богатая нефтью, газом, лесом; - я выбрал зеленый цвет – в России много лесов, полей, травы; - красный цвет, выбранный мною, означает храбрость, мужество; Россия – храбрая страна.
- Желающие рассказывают, что они изобразили на своем гербе России. | Систематизация представлений о том, что является важным для России, чем она по праву может гордиться. Знакомство с основными правилами геральдики: форма, цветовой фон, выбор символов. Развитие креативного мышления.
Совершенствование умений изображать герб России, используя различные материалы для традиционного рисования кистью и гуашью, а также нетрадиционного рисования трафаретами, печатками, использования различных техник. Развитие чувства композиции, творческих способностей. Совершенствование монологической речи: умения грамотно аргументировать свой ответ. |
Заключительная часть. Рефлексия.
| Вопросы: - О чем мы сегодня говорили? - Что нового узнали? - Что больше всего запомнилось? Воспитатель: - Будущее нашей страны, России, во многом зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы любите свою Родину, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми людьми. Вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться. Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся, и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый. Давайте все дружно скажем: «Если дружба велика – будет Родина крепка!» | Дети делятся впечатлениями, эмоциями. | Формирование навыков самоанализа и самооценки.
|