Воспитывать бережное отношение к растениям; чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Полны весенней музыки края –
И сад, и лес, и степь невообразимая.
У каждой птицы песенка своя,
Своя родная и неповторимая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hod_nod.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход НОД :
( Под спокойную музыку дети входят в зал)
Воспитатель : Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости.
И не строго, а с улыбкой,
Очень тёплой и простой,
Гости нас встречают с вами.
Чем ответим ? … ( добротой)
Поприветствуйте наших гостей.
( Дети садятся на стульчики)
Воспитатель : Прежде чем начать нашу образовательную деятельность, я предлагаю ответить на мои вопросы :
- Какой сегодня день недели ?
- Какое сегодня число ?
- Какая сейчас часть суток ?
- Какой месяц ?
- Какое время года ?
( Под просмотр слайд – шоу « Весна» воспитатель читает стихотворение.)
Полны весенней музыки края –
И сад, и лес, и степь невообразимая.
У каждой птицы песенка своя,
Своя родная и неповторимая.
Поют пернатые – весь белый свет внимает,
Весна на дудочке серебряной играет.
Воспитатель : Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении ?
( ответы детей)
Воспитатель : Давайте вспомним, как пришла весна ?
( Ответы детей сопровождаются слайдами)
- Стало ярко светить солнце.
- Стал таять снег.
- Потекли ручьи.
- На деревьях и кустарниках набухли почки.
- Из почек появились зелёные листочки.
- Выросла травка.
- Распустились весенние цветы.
- Из тёплых краёв прилетели птицы.
Воспитатель : А что ещё подарила нам весна ?
Дети : Цветы – одуванчики, подснежники, проснулись бабочки, жучки.
Воспитатель : Да, всё оживает вокруг. Вот как Георгий Алексеевич Скребицкий описывает весну в своём рассказе :
« Весна – красна, как художник призадумалась и разукрасила полянки , овраги, тропинки. Вот стоит перед ней лес хмурый, унылый. А дай – ка я разукрашу его по – своему по – весеннему ! Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть – чуть тронула зеленью ветви берёз, а на осины поразвесила длинные розовые серёжки.»
Воспитатель : Ребята, хотите побывать в таком чудесном сказочном лесу ?
( ответы детей )
Воспитатель :Тогда отправляемся в путешествие !
В нашем путешествии я буду Хозяйкой Природы, а вы моими помощниками – Юными экологами. Нам придётся выполнять сложные задания, принимать непростые решения.
Перед путешествием каждый член команды должен узнать, какую службу он будет выполнять в путешествии.
Нам понадобятся пожарные, лесные спасатели, лесные медики.
( Дети надевают соответствующие атрибуты)
Воспитатель : Ребята, прежде чем войти в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.
( Ответы детей сопровождаются слайдами )
- Не срывать цветы.
- Не ломать ветки.
- Не ловить птиц.
- Не топтать грибы, ягоды.
- Не оставлять мусор.
- Не разжигать костры.
- Не шуметь.
Воспитатель : В лесу необходимо внимательно вслушиваться и всматриваться, чтобы обнаружить красивое и интересное. Если что –то случится в лесу – необходимо оказать помощь. Поэтому мы взяли с собой аптечку и всё необходимое для помощи в лесу.
( Физминутка. Дети под музыку идут по дорожке.)
Воспитатель :
На горе, как поясок,
Молодой блестит лесок.
Редкий, низкорослый,
А шумит , как взрослый.
Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки,
А на маленькой берёзке
Распускаются серёжки.
- Вот она, наша красавица встречает нас в лесном царстве.
( Дети рассматривают берёзку. Садятся на стульчики)
Воспитатель : Ребята, скажите, как выглядит берёзка ?
Дети : У берёзы ствол белый, с чёрными чёрточками.
Воспитатель : Как можно сказать одним словом о белом стволе берёзы ?
Дети : Белоствольная берёза.
Воспитатель : Берёза – единственное в мире дерево с белой корой. Через чёрные чёрточки берёзка дышит, а называются они – чечевички .
Берёзка – красавица русского леса. Послушайте, как она рассказывает о себе.
« Обо мне стихи и песни сочиняют. Вот например : « Белая берёза под моим окном…» Как звучит ! И ствол у меня белый . А почками моими можно от простуды вылечится . Дрова мои дают много тепла. А ещё из меня делают мебель, лыжи.»
Воспитатель : Ребята, а как называется лес, где растёт много берёзок – подружек ?
Дети : Берёзовая роща.
Воспитатель : Люди говорят, что коса есть у берёзы . Почему так говорят ?
Дети : Когда дует ветерок, ветки у берёзы, как косы заплетаются.
Воспитатель : Ой, ребята, посмотрите, кто – то оставил непотушенный костёр. Пожарные, скорее за дело !
( Дети имитируют тушение пожара)
Воспитатель : Молодцы , ребята. Не растерялись, ловко потушили костёр !
Ребята, скажите, к чему может привести непотушенный костёр ?
( Ответы детей)
Воспитатель : Посмотрите, что могло бы быть, если бы мы не успели вовремя.
( На экране « Лес после пожара» )
Воспитатель : Погибли растения – негде жить и нечем питаться животным, птицам, насекомым. Там плохой воздух и это вредит здоровью людей. Но мы с вами молодцы, мы спасли лес от пожара!
- А нам пора отправляться дальше.
( Физминутка )
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг.
Тысяча цветов вокруг!
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево.
Воспитатель : А вот и красавица Рябина – Краснощёчка.
В чём особенность этого дерева?
Дети : Осенью на ней созревают ярко – красные ягоды.
( Дети рассматривают рябинку. Садятся на стульчики.)
Воспитатель : Послушайте, как рассказывает о себе рябинка.
« Стройнее и изящнее меня вы нигде не найдёте. И ещё когда осенью я облачаюсь в жёлтый наряд, гроздья моих ягод видны из далека, а в них уйма витаминов. Сколько птиц я спасаю зимой от голода ! Да и люди не прочь полакомиться ими!»
Воспитатель : Эти подружки – хвастунишки живут в одном лесу. Лес, где растут берёзы, рябины и другие деревья, имеющие листву, называют лиственным лесом.
(Дети индивидуально повторяют это определение)
Воспитатель : Почему лиственный лес так называется ?
Дети : На ветвях деревьев растут листочки .
Воспитатель : Ой, ребята, посмотрите и здесь непорядок ! Кто – то надрезал кору дерева . Спасатели - медики , скорее за дело !
( Дети замазывают кору дерева )
Воспитатель : Ребята, к чему могла бы привести нанесённая рана дереву ?
Дети : Дерево могло бы засохнуть .
Воспитатель : Но мы и здесь успели спасти дерево от гибели. Молодцы , ребята!
- А мы дальше отправляемся в путь.
( Физминутка)
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг.
Тысяча цветов вокруг!
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево.
Воспитатель : Посмотрите, а вот и две подружки нас с вами встречают.
Что же это за девица ?
Не швея, не мастерица ?
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год ? ( Ёлка)
Воспитатель : А как зовут её подружку ?
Дети : Сосна.
Воспитатель : Эти два дерева живут в одном лесу и постоянно друг с другом спорят, кто из них важнее и главнее. Послушайте их рассказы .
« Я ёлка – зеленушка. Я всю зиму зелёная. Вот где настоящая красота. И иголки свои я постепенно меняю через 5 – 7 лет. Но не все сразу, а по очереди, потому я всегда зелёная. На Новый год вокруг меня хороводы водят. И бумагу из меня делают, и искусственный шёлк, и дома из меня строят, и музыкальные инструменты.»
« А я сосна – стройнушка. Чтобы вы там не говорили , а я самое красивое дерево. Ствол у меня ровный и иголки длиннее чем у ёлки. А строят из меня и дома и бани. И ещё я иду на строительство корабельных мачт.»
Воспитатель : Ребята, лес , где растут сосны , ели , называется хвойным лесом .
( дети повторяют определение).
Воспитатель : Почему эти деревья стоят всегда зелёные ?
( Они не сбрасывают свои хвоинки )
Воспитатель : Посмотрите на лес, где растут одни ели.
( слайд « Ельник» )
Воспитатель : Такой лес называется ельник. Что вы можете сказать о ёлочке?
Дети : Верхние веточки молодые, короткие, а внизу старые , длинные. Кора тёмная, шершавая.
Воспитатель : А теперь посмотрите на лес, где растут одни сосны.
( слайд « Сосняк»)
Воспитатель : Такой лес называется – Сосновый бор. Сосняк. Какой ствол у сосны ?
Дети : Светлый, золотистый.
Воспитатель : Старые ветки отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают выше елей.
Лес где растут и лиственные деревья , и хвойные, называется смешанным лесом.
( дети повторяют определение )
Воспитатель : Давайте поговорим с лесом.
( Физминутка )
В : Что ты делаешь мой лес ?
Д : Целый день качаю Кроны.
В : На кого похож ты лес ?
Д : На высокий дом зелёный.
В : Почему ты зелен лес ?
Д : Чтоб меня любили дети.
В : Сколько лет тебе мой, лес ?
Д : Больше всех на белом свете ?
В : Сколько птиц ты знаешь лес ?
Д : Сколько листьев , трав и ряски.
В : А когда запел ты лес ?
Д : В миг, когда возникли сказки.
Воспитатель : А теперь, ребята, давайте присядем на полянке. Рассмотрим ветви сосны и ели, и их шишки.
- Чем они похожи ?
( Ветка сосны зелёная и ветка ели зелёная. У сосны иголки , и у ели иголки.)
« Даже ёлки мы вначале
От сосны не отличали :
Раз растут иголочки,
Значит это ёлочки.
А когда на ветку ели
Мы поближе посмотрели,
Оказалось, что она
Не такая, как сосна.»
- Так чем же отличается сосновая ветка от еловой ?
( Иголочками – хвоинками.)
- Какие хвоинки у сосны ?
(Длинные, мягкие, светлые )
- А у ели ?
( короткие, колючие, тёмные )
- А чем ещё не похожи хвоинки ?
( Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки – по одной.)
- А какие шишки у сосны ?
( Круглые, с твёрдыми чешуйками )
- Какие шишки у ели ?
( Удлинённые. У неё более мягкие чешуйки )
- Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесёт их ветер по всему лесу. Там , где упадут семена, вырастут новые сосенки, появится новый лес.
- Ребята, скажите, что нужно для роста и жизни деревьев ?
- Солнце. Дерево не может жить без света и тепла.
- Вода. Деревья пьют воду. Воду дерево получает с дождём.
- Воздух. Деревья дышат. Им нужен чистый воздух.
- Ветер. Переносит и распространяет семена.
- Птицы. Поедают плоды, разносят семена. Питаются насекомыми, живущими на деревьях.
- Насекомые. Опыляют растения.
- Дождевые черви. Рыхлят почву.
Воспитатель : Ребята, посмотрите, под ёлкой стоит коробок. Что же это ? На что похоже ?
Дети : Подарок. Незнакомый предмет.
Воспитатель : Что в нём может быть ?
Дети : Чья – то вещь, взрывчатые вещества, всё что угодно.
Воспитатель : Незнакомые предметы брать нельзя. Но у нас есть спасатели. Спасатели за дело !
( Спасатели несут коробок воспитателю, вскрывают его.)
В коробке : Спички, топор, нож, пластиковая бутылка.
Воспитатель : Для чего же всё это ? Зачем эти вещи в лесу нужны ?
( Показываю поочерёдно предмет . Дети рассуждают.)
- Пластиковая бутылка. Нужна для того чтобы попить воды. Но потом она становится не нужна , её выбрасывают и она превращается в мусор. А этого делать нельзя.
- Топор. Нужен чтобы вырубать сухие ветки. Но люди часто вырубают топором ёлки и зелёные веточки, а этого делать нельзя.
- Спички. Спички приносят только вред в лесу. От неаккуратного обращения со спичками в лесу происходят пожары.
- Нож. Нож в лесу служит помощником, чтобы аккуратно срезать грибы. Но ножом, плохие люди, обрезают кору на деревьях, а этого делать нельзя.
Воспитатель : Правильно , ребята ! А сейчас давайте поиграем в игру. Я называю вам правило. Если вы согласны. Поднимайте зелёный флажок. Если нет –красный.
- Ломать ветки. - Нет.
- Стрелять из рогатки в птиц. – Нет.
- Любоваться природой. – Да.
- Разорять гнёзда птиц. – Нет.
- Рубить ёлки. – Нет.
- Помогать животным, птицам. – Да.
- Шуметь в лесу. – Нет.
- Любить природу. – Да.
Воспитатель : Молодцы, ребята ! Вы прекрасно усвоили сегодняшний урок !
Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнёзда весёлые птицы.
« Мне понраву только тот,
Мир лесной кто бережёт,
Тот, кто веток не сломает,
Мухомор сшибать не станет,
И костёр не разведёт,
Кто всегда, всегда в лесу
Уважает тишину.»
Вот и заканчивается наша прогулка. Богата природа нашей страны, но её богатства небезграничны, поэтому её нужно беречь и охранять.
Посмотрите, нужна ли ещё наша помощь в лесу ?
Нет. Сегодня мы сделали много добрых, полезных дел. Лес прощается с вами и дарит вам этот фильм.
( Слайд – шоу « Весеннее пробуждение природы» )
Воспитатель : А мы с вами возвращаемся в детский сад.
Итог Нод .
Воспитатель : Вам понравилось путешествие ?
Что запомнилось больше всего ?
Какие задания были трудными ? Лёгкими ?
Ребята, вы знаете, какую отметку хотят получить все ученики в школе ? Конечно 5.
Предлагаю вам оценить свои старания, проявленные во время прогулки. У меня есть цифры 4 и 5.
Подумайте, со всеми ли заданиями вы справились и поставьте себе оценку. Вы были очень внимательными, сообразительными. Большое спасибо вам за прогулку.
Программное содержание:
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о растениях леса; формировать у дошкольников установку на защиту и сбережение окружающей среды.
Задачи:
Образовательные: Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о растениях леса. Закреплять умение анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки.
Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению хвоинок на ветке).
Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (сосну к сосняку, ель - к ельнику и т.д.).
Развивающие: Развивать связную речь; расширять словарный запас: лиственный, хвойный лес, смешанный). Вызвать интерес к жизни растений. Формировать навыки экологически безопасного поведения. Развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к растениям; чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.
Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Приемы: Погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок, голосовая и эмоциональная модуляция.
Предварительная работа:
1. Просмотр мультимедиа презентации с беседами о растениях леса.
2. Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Лес – наше богатство», составление рассказов по картинкам.
3. Просмотр мультимедиа с беседами о деревьях.
4. Проведение дидактических игр: « Угадай по описанию», «Кто лишний?» «С какой ветки детки».
5. Проведение подвижных игр.
6. Игровые ситуации по правилам обращения с животным и растениями.
7. Чтение художественной литературы о весне, о лесе.
Словарная работа:
березовая роща , ельник, сосняк, сосновый бор; хвойный лес, лиственный лес; смешанный лес, белоствольная; хвоинки, хвоя.
Здоровьесберегающие технологии: Физминутка «Беседа с лесом»,
« Вместе по лесу идём…»
Релаксация «Слушаем звуки леса».
Оформление: слайды с изображением растительности леса, слайды
« Правила поведения в природе», фильм – презентация « Пробуждение природы весной», фонограмма « Деревья говорят о себе», лесная полянка , веточки сосны и ели, шишки сосны и ели, шапочки – маски для детей, флажки для игры.
Аппаратное обеспечение: музыкальный центр, интерактивная доска.
Аудиосопровождение. «Голоса леса».
Образовательные ресурсы: Образовательная программа МБДОУ «Детский сад №10 г. Калининска Саратовской области» составленной на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С Камарова, М.А Васильева. (Москва 2011 год).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг детско-родительских отношений "Давай вместе", для детей старших и подготовительных групп детского сада.
Цель тренинга: установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком; развитие чувства сопереживания, формирование умения понимать состояния и интересы друг друга; ...
Лечебно-профилактический танец "Фитнес-Данс" в программе физического образования детей с ЗПР старшего возраста 5,5-7лет,как средство формирования позитивного отношения к жизни в условиях круглосуточного пребывания детей в детском саду.
Информационный материал......
Доклад на тему "Воспитание любви и бережного отношения к природе" (на районном методическом объединении для воспитателей детских садов)
Полезный материал для воспитателей средних групп по экологическому воспитанию...
Сценарий проведения выпускного вечера в детском саду в стиле вручении премии «Оскар детского сада - 2019».
Сценарий разработан с целью подготовки и проведения для выпускников-дошкольников праздничного прощального мероприятия, создания радостного настроения и ностальгической обстановки....
«Создание партнерских отношений с родителями как полноценными участниками образовательного процесса. Совместные детско-родительские проекты»
Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решен...
Консультация для родителей «Воспитание дружеских отношений в игре у детей 4–5 лет». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам
Консультация для родителей «Воспитание дружеских отношений в игре у детей 4–5 лет». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам...
НОД по ознакомлению с пространственными отношениями для детей средней группы «Виртуальная экскурсия по территории детского сада»
Создание условий для закрепления пространственных представлений при прочтении плана открытого пространства за пределами его видимой части....