«Создание партнерских отношений с родителями как полноценными участниками образовательного процесса. Совместные детско-родительские проекты»
консультация
Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И педагог, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ «Создание партнерских отношений с родителями как полноценными участниками образовательного процесса. Совместные детско-родительские проекты»
Сухова Е.В.
Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И педагог, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. Основные задачи взаимодействия с родителями являются: - установить партнерские отношения с семьей каждого; - объединить усилия для развития и воспитания детей; -создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; - активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; - поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Принципами взаимодействия с родителями являются:
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагога с родителями. В общении с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Надо помнить что нельзя: - выносить суждений.. - поучать. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения. - Нельзя ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас. - Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом. - Не разглашайте «тайну». - Не провоцируйте конфликты. Существует много форм и методов взаимодействия с семьёй это: ФОРМЫ
Что же должен знать и уметь современный педагог в работе с родителями, каким он должен быть???? В первую очередь
Устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им, проявлять к ним внимание, предвидеть результаты общения, возможные трудность; управлять своим поведением, предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации; проявлять гибкость в общении с родителями; создавать в процессе общения с родителями атмосферу совместного творчества; Владеть этикетными нормами речи и поведения; Организовывать содержательное общение с родителями; Осуществлять индивидуальный подход на основе знания их конкретных особенностей.
Что же можно сделать для того, чтобы как можно больше родителей стали настоящими партнерами сада в деле воспитания детей? - Поднимать авторитет семьи; - Воспринимать ошибки в воспитании, как создание новых возможностей для развития; - Учитывать интересы родителей; - Опираться на жизненный опыт родителей; - Не концентрироваться на недостатках в семейном воспитании; - Верить, что любая семья имеет сильные стороны. Другая трудность в организации работы с родителями заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные стереотипы, например, такие как: “я и так все знаю” - отрицание возможности приобретения нового опыта; “чему вы можете меня научить, я старше вас” - демонстрация превосходства возраста; “вы учитель, вы и занимайтесь с ребенком” - долженствование и др. Существуют разнообразные взаимодействия педагогов с родителей. Индивидуальные формы: Посещение семьи на дому. Проводится один - два раза в год с целью познакомиться с семьей, особенностями воспитания, отслеживать условия жизни ребенка дома. Индивидуальные консультации. Предполагают индивидуальное общение с родителями, когда педагоги или другие специалисты отвечают на их вопросы. Проводятся по запросам родителей. Индивидуальные беседы. Представляют собой обсуждение с родителями жизни ребенка дома и в детском саду для установления позитивных отношений с семьей, получения информации о ребенке. Про-водятся воспитателями практически ежедневно. Участие родителей в управлении дошкольным учреждением. Предполагает участие родителей в советах: дошкольного учреждения, педагогов, по питанию. Участие родителей в подготовке и проведении воспитательно-об-разовательного процесса. Проводится по согласованию с родителями в форме подготовки помещения, раздаточного и демонстрационного материала, участия в качестве ассистента, помощника в занятиях, самостоятельного обучения детей, участия в режимных процессах: утренней зарядке, прогулке, играх детей, организации кружковой работы по интересам. Совместные Консультации специалистов.. Предполагает организацию консультаций для всех желающих в определенное время несколькими специалистами детского сада, имеющими разную квалификацию: воспитателями, педагогом-психологом, руководителем физического воспитания, медицинской сестрой, музыкальным руководителем, логопедом. Коллективные формы: Родительские собрания. Групповые консультации. Включают подготовку сотрудниками до-школьного учреждения сообщений, практических рекомендаций и мате-риалов для группы родителей, имеющих одинаковые проблемы (в воспитании детей, общении с ними, в педагогической позиции), совместное обсуждение волнующих вопросов. Например: «Агрессивный ребенок», «Застенчивый малыш», «Когда в семье брат и сестра», «Воспитание близнецов», «Когда родитель только один». Формы работы на основе совместных досугов: КВН, педагогический ринг, «Моя семья», «Поле чудес'» и. др. Представляют собой такую организацию Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Включает в себя активную деятельность различного рода в групповом помещении, на участке. Это может быть их уборка, украшение; подготовка и посадка растений, совместное приготовление пособий, подарков, украшений и др. Дни открытых дверей. Представляют собой дни свободного посещения желающими (родителями и общественностью) детского сада с целью более детально ознакомиться с работой учреждения: занятиями, играми, режимными моментами, праздниками, развлечениями. Их количество и содержание определяется руководством детского сада. Телефон доверия. Предполагает рекламу режима работы определенного телефонного номера, по которому желающие могут анонимно высказать свое мнение, получить ответ на вопрос, разъяснения, другую информацию у имеющихся в детском саду специалистов. Совместные вечера, праздники и развлечения родителей с детьми и сотрудниками дошкольного учреждения. Организуются как активные, насыщенные Эмоциональным общением мероприятия, в процессе которых все Благотворительные акции. Организуются для материальной поддержки нуждающихся семей через сбор средств (одежды, игрушек, детских книг), оказание дополнительных бесплатных услуг. Наглядно - информационные формы: Родительские уголки. Предполагают представление в наглядной форме наиболее востребованной информации для родителей: о распорядке дня в детском саду, содержании воспитательно-образовательного процесса, об организации питания детей, а также психолого-педагогические, медико-гигиенические и другие сообщения. Папки- передвижки, рукописные журналы. Представляют собой самостоятельную издательскую деятельность, в результате которой сотрудниками детского сада подбирается и оформляется в папки или журналы теоретический и практический материал, который будет обогащать знания и умения родителей по предложенной проблеме. На пример: «Развивающие игры для детей», «Что читать малышам», «Мир природы», «Азбука вежливости». Выставки. Предполагают представление результатов индивидуальной и совместной деятельности дошкольников, родителей и педагогов. Например: выставка рисунков «Рисуют дети и родители», фото-выставки «Семьи наших воспитанников»-, «Домашние любимцы» (коты, собаки, птицы). Список предложенных форм сотрудничества не является полным и всеобъемлющим, так как ежедневная работа с родителям постоянно рождает новые и видоизменяет старые. Чтобы ваша работа с родителями строилась успешно, придерживайтесь следующих правил: - никогда не начинайте разговор с родителями с указания на отрицательные моменты в поведении их ребенка; -отметьте сначала положительные факты его жизни; -замечания, жалобы родителей, их сомнения, возражения выслушивайте внимательно и терпеливо; -если есть необходимость указать на ошибки родителей, делайте это тактично; -желательно давать точные, конкретные ответы, обоснованные советы, если не готовы сейчас – прямо об этом скажите; -вселяйте в родителей веру в своего ребенка; -щадите самолюбие родителей; -не принижайте авторитет родителей, как бы ни был мал их опыт в воспитании детей; Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы сотрудничества и общения с родителями как равноправными участниками образовательного процесса
«… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…...
Проект «Создание предметно - развивающей среды речевой активности детей через совместную творческую деятельность участников образовательного процесса»
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может разв...
Совместный детско-родительский творческий проект «Елочка, елочка - зеленая иголочка» (средняя группа детского сада)
Проект проведен в средней группе детского сада под Новогодние праздники....
Создание партнерских отношений с родителями как полноценными участниками образовательного процесса
Согласование и объединение усилий образовательного учреждения и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка...
Презентация Внедрение инновационных форм сотрудничества и взаимодействия с родителями как равноправными участниками образовательного процесса
Презентация Внедрение инновационных форм сотрудничества и взаимодействия с родителями как равноправными участниками образовательного процесса...
Справка по итогам взаимопроверки по теме: «Инновационные формы сотрудничества и взаимодействия с родителями, как равноправными участниками образовательного процесса».
Справка по итогам взаимопроверки ...
статья: «Одна большая дружная семья или современные формы работы с родителями, как непосредственными участниками образовательного процесс»
Одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям(законным представителям) в воспитании ...