Конспект по эколологии
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Челнокова Оксана Станиславовна

 

формировать знания детей о способах охраны окружающей среды, дать детям понятие «экология»;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект по экологии59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программные задачи:

формировать знания детей о способах охраны окружающей среды, дать детям понятие «экология»;

активизировать словарный запас за счет новых слов (экология, загрязнение, ядовитые вещества, отходы, металлолом, макулатура, бытовые отходы, стеклотара, пластмасса и т. д.);

развивать умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные умения;

расширять и обогащать знания о природе, её явлениях, правилах поведения в ней;

совершенствовать умения детей выразительно читать стихи,  воспитывать бережное отношение к природе, её ресурсам, животному и растительному миру.

Оборудование к занятию: глобус; костюмы Воды, Земли;  аудиозаписи; стаканчики одноразовые с морской водой;  мяч; одноразовые пакеты; различный мусор; коробка.

 Предварительная работа: рассматривание иллюстраций экологического содержания, просмотр документальных фильм экологической направленности, беседы с детьми.

Ход занятия

Дети входят в зал, становятся в круг. Воспитатель читает наизусть стихотворение:

Наш дом родной, наш общий дом -

Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг -

Тут речка, там зеленый луг.

В лесу дремучем не пройдешь,

Воды в пустыне не найдешь!

А где-то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой.

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря, -

Всё называется Земля!

А если в космос ты взлетишь,

То из окна ракеты

Увидишь шар наш голубой -

Любимую планету!

- Ребята, скажите, пожалуйста, как называется наша планета? Правильно, Земля. А какую форму она имеет? Верно, форму шара. Только шар этот такой большой, и чтобы объехать его, нужно много месяцев. Подскажите, как называется модель земли? Правильно, глобус. Давайте на него посмотрим. Ребята, вы не замечаете ничего странного? (Ответы детей: Земля стала мрачной, изменился цвет океанов и т. д.)

Далее дети читают стихи:

1. Воды речек замутились,

Пересох в лесу ручей,

Стали чахнуть липы, клены

На обочинах дорог.

Чистый воздух загрязняет

Фабрик и заводов смог.

В море гибнут кит и рыба,

Загрязняется Байкал,

И становится всё мельче

Море дивное Арал.

2. Да, мы говорим о самом важном,

Взглянуть на землю стало страшно,

Вода мутнеет с каждым днем,

А воздух - сколько грязи в нем!

Когда-то чистый, голубой,

Теперь он грязный и больной,

Погибнуть может всё живое,

Земля, - что сделали с тобою?

Далее за кадром звучит голос Земли (в аудиозаписи):

* Я планет Земля, сейчас я больна.

И в этом, поверьте, лишь ваша вина.

Я людям не верю и им в назиданье

Придумаю страшное наказание.

Вы пожалеете о том, что родились на свет,

За все, что натворили вы,

Придется дать ответ.

Сейчас суда настанет час,

Все встаньте - призывают вас!

Затем читает ребенок:

* Постой, Земля, не торопись!

Ведь мы за взрослых не в ответе.

Да, люди мы, но только дети.

Позволь нам разобраться в том,

За что ты нам грозишь судом?

- Ребята, давайте же с вами разберемся, за что нас хочет судить Земля, что мы натворили за эти тысячелетия на земле. Послушайте загадку: «Такой маленький, что в любую щель пролезет». Правильно, это воздух. Какой он, ребята? (Невидимый). Как вы думаете, для чего нужен воздух и кому? (Чтобы жить, дышать, без него жить нельзя, он нужен всем живым организмам и людям).

- Давайте проведем с вами эксперимент. Закройте пальцами нос, а ладошкой другой руки закройте одновременно рот. Что произошло? (Нечем дышать, не хватает воздуха). Какой орган помогает нам дышать? Правильно, легкие. Проведем опыт. (Дети надувают шарики). Вот как работают наши легкие. Чем мы дышим? (Кислородом). А что выдыхаем? (Углекислый газ). Как вы думаете, что произойдет, если исчезнет воздух? (Наши легкие повиснут, как эти воздушные шарики, люди не смогут жить). Ребята, как вы думаете, почему многие люди сейчас болеют? (Воздух на земле очень загрязненный). Почему так происходит? (Заводы и фабрики выбрасывают много ядовитых веществ в воздух, машины загрязняют воздух выхлопными газами).

- Как вы думаете, можно ли исправить эту ситуацию? (Установить фильтры на трубы фабрик, утилизировать старые машины, придумать новое безопасное топливо, например, электромобили на солнечных батареях). Да, это хорошее решение проблемы, вы молодцы! Послушайте еще одну загадку:

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы дождик лился с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды,

Жить нельзя нам без... (воды)

Звучит музыка, имитирующая шум прибоя. Входит ребенок в костюме Воды. Читает стихотворение:

* Я царица, я Вода,

Без меня вам никуда.

Я и в озере, ив море,

В океанском я просторе,

В ручейке и в луже я,

Не прожить вам без меня.

Но как же вы не понимаете,

Что меня вы отравляете?

Ко мне относитесь беспечно,

Считаете, что бесконечна!

Дети приглашают Воду присесть. Воспитатель:

- Скажите, для чего нам нужна вода? (Пить, купаться, вода нужна животным). Что вы можете рассказать о воде? Какая она бывает? (Пресная, питьевая, очищенная, минеральная, мутная, грязная). Где живет вода? (В океане, в море, речке, озере, водопроводе, фонтане, в кулере и т. д.). Глядя на глобус мы видим, что вода бывает разная, какая? (Пресная и солёная, морская). Можем ли мы пить морскую воду? Давайте попробуем. (Пьют из одноразовых стаканчиков, говорят, что пить её нельзя, так как она очень соленая). Ребята, а вы знаете, что запасы пресной воды в мире уменьшаются. Почему это происходит? (Отходы предприятий сбрасываются в реки, мусор сбрасывается в моря).

- Ребята, вы поняли, что воду нужно беречь? Как это сделать? (Экономить воду, не загрязнять).

- Ну что же, ребята, снова в путь, но прежде нужно отдохнуть.

Дети становятся в круг, проводится игра с мячом «Земля, воздух, вода»:

«земля» - ребенок называет животного,

«воздух» - птицу

«вода» - обитатели водных глубин.

Дети садятся. Воспитатель загадывает загадку о земле:

Черным - черно, но не страшна,

Всем людям мать-кормилица она.

Входит ребенок в костюме земли, читает стихотворение:

* Когда-то раньше я была

И лесом, и цветущим садом,

Шумела ярким листопадом,

Была красавицей земля,

Была кормилицей для вас,

И плодородной, и могучей,

А стала мусорною кучей, -

Такой вы сделали меня!

- Да, ребята, прямо скажем ситуация плачевная. Замусорили мы нашу землю. Вы знаете о том, что каждый человек за год выбрасывает тонны мусора - это целый грузовик. На планете несколько миллиардов жителей. Очень скоро человечеству придется спасать себя от мусора.

- Давайте пофантазируем с вами, ребята.

Дети читают наизусть стихотворение Усачёва «Мусорная фантазия» (см. «Ребенок в детском саду», №3, 2009 г. , стр. 64).

- Что же можно придумать? Может мусор можно как-то использовать? (Дети высказывают свои предложения. Например, использовать в изготовлении платьев и костюмов).

- Ребята, скажите, можно ли сжигать мусор? (Нет, он выделает вредный дым). А закапывать в землю? (Не всё сгнивает в земле). Давайте поэкспериментируем.

Проводится опыт: в коробку складываются яблоко, бумага, кусок ткани, пластиковая бутылка, жестяная банка, кулек). Воспитатель сообщает детям, что все это они закопают в землю, а через 3 месяца, весною, откопают и проверят, что сгнило, а что нет.

- Скажите, ребята, а вы знаете, что такое металлолом? (Все, что сделано из металла). А макулатура? (Это все бумажные отходы: картон, старые газеты). Можно ли их как-то использовать? (Застилать пол во время ремонта). А как используют пустую бутылку? (На заводе её моют, а потом в нее опять что-то наливают. Это называется стеклотара).

- Посмотрите, какой огромный кулек приготовили выбрасывать. Давайте с вами поиграем.

Проводится игра «Рассортируем мусор». Дети надевают перчатки и складывают в отдельные пакеты:

бумага, картон - макулатура,

пакеты - полиэтилен,

пластиковые бутылки - пластмасса,

баночки, жесть - металлолом,

яблоко, картофель - пищевые отходы

и т. д.

Воспитатель спрашивает у детей:

- Какой вид мусора у каждого в пакете? (Дети отвечают). Что вы поняли, ребята? (Мусор необходимо сортировать, сжигать его нельзя, закапывать в землю можно не весь мусор).

- Вы многое узнали о природе и способах её охраны.

Сегодня вы  становитесь юными экологами, защитниками природы (детям выдаются специальные эмблемы). А нас с вами ждет путешествие.

Возьмемся за руки, друзья,

И по тропе лесной

Отправимся туда, где лес

Манит своей листвой.

- Сейчас мы поиграем в словесную игру:

Кто скажет, кто знает

Какой лес бывает?

Внимание, внимание!

Слушайте задание.

Любит подберёзовик

Лес какой? (березовый)

Дуб налево, дуб направо,

Это что у нас? (дубрава)

Любит подосиновик

Лес какой? (осиновый)

Ели словно на подбор,

С красной шапкой мухомор

Спрятался бездельник

В вечнозеленый (ельник).

Любит красноголовый

Лес какой? (еловый).

- Ну вот мы и пришли.

Вбегает ребенок в костюме Ёжика.

Звери к вам меня послали

И свои наказы дали.

Это жалобы зверей

На таких как вы, людей.

Кто природу обижает,

Лес совсем не уважает?

Видят мальчика, который скачет по лужайке. Влетает бабочка с поломанным крылом:

Что за слон пришел к нам в лес?

Только шум стоит и треск.

Все цветочки затоптал,

Крылышко мое сломал,

Наступил на червяка,

Чуть не раздавил жука.

Как теперь я полечу?

Нужно мне скорей к врачу.

Звучи запись «сирена скорой помощи». Появляются дети в костюмах муравьев.

1. Мы санитары леса,

В труде и день и ночь,

Готовы мы больному

От все души помочь.

2. Отвезем тебя, сестрица,

В муравьиную больницу,

Будешь скоро ты опять

Ловко крылышком махать.

Воспитатель говорит, обращаясь к ребенку:

Вот видишь, что ты натворил,

В лесу, где хочешь, ты ходил.

Опять не знаешь право

Одно простое правило!

Не рви цветы, и не топчи траву,

Не обрывай с кустов листву,

Не мни зеленую былинку,

В лесу ходи лишь по тропинке.

Мальчик говорит:

- Я понял: я сорвал цветок - и он завял, я поймал жука - и он умер у меня на ладони, и тогда я понял, что прикоснуться к природе можно только сердцем.

Воспитатель спрашивает:

- А как это - сердцем? (Наблюдать за природой, не разрушая).

Звучит запись песни А. Пахмутовой «Просьба».

 Воспитатель говорит:

- Вот мы и вернулись в детский сад. Вы многое узнали и поняли за наше путешествие.

Дети становятся по кругу, читают стихи:

1. Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы окажемся одни.

2. Давайте будем дружить друг с другом.

Как птица с небом, как поле с лугом,

Как ветер с полем, трава с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами.

3. Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь, и птица,

И доверяли повсюду нам,

Как самым близким своим друзьям.

4. Давайте будем беречь планету,

Во всей Вселенной прекрасней нету,

Во всей Вселенной совсем одна,

Что будет делать без нас она?

В конце занятия воспитатель подносит детям глобус с такими словами:

* Надежду хрупкую свою

С землею вместе отдаю,

С надеждой, верой и любовью,

Чтоб стала вновь она такою,

Какой была бы изначально:

Чиста, красива, величава.

Им дальше жить на этом свете,

Им людям быть за все в ответе.

Дети берут глобус и выходят из зала.

Источник: http://doshvozrast.ru/konspekt/ekologiya32.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

1. Конспект по рисованию 2. Конспект по конструированию 3. Конспект по математике. 4. Конспект по окружающему миру.

Тема1. Рисование "Осенний пейзаж. Дождь" (05.10.2021)2. Окружающий мир «Такие разные, такие важные ». бытовые предметы и техника. Их значение в жизни человека. (11...