Развитие познавательной активности дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Татьяна Николаевна Литвинова

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_t.n.litvinovoy.docx29.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное  автономное учреждение

«Детский сад  № 8 «Рябинка» компенсирующего вида»

г. Тында Амурской области

Опыт работы

Развитие познавательной активности ребёнка в опытно-экспериментальной деятельности

Воспитатель 1 кв. категории

Литвинова Татьяна Николаевна

2014 год


Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предлагается выступление из опыта работы на тему «Развитие познавательной активности ребёнка в опытно-экспериментальной деятельности»

Ведь то, что дети услышат, они забудут.                
То, что они увидят, они запомнят.
А то, что они сделают сами, они будут знать!

Конфуций

Для эффективного познания окружающего мира я использую такую форму работы, как опытно-исследовательская. В повседневной жизни дети часто сами экспериментируют с различными предметами, стремясь узнать что-то новое. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, они стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде. Проведение  опытов позволяет детям по новому взглянуть на привычные вещи, задуматься над неожиданными вопросами, открыть для себя много нового.

Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»,  позволяет моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, позволяет почувствовать  себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Методологической основой моего опыта являются взгляды известных педагогов: Ольги Витальевны Дыбиной «Ребенок в мире поиска», «Занимательные опыты и эксперименты дошкольника», теории взаимосвязи обучения и развития Льва Семёновича Выготского, теории игровой деятельности Марии Монтессори.

Методологические подходы реализации опыта работы:

  • Гуманистический
  • Деятельностный
  • Синергетический

Новизна опыта - современные тенденции в образовании (личностно-ориентированный подход) и реализация Федерального Государственного Образовательного Стандарта в дошкольном учреждении позволяют пересмотреть роль и значение развития способностей детей, в том числе  познавательно-исследовательские.

Приступая к работе с детьми в этом направлении, я поставила перед собой следующую цель:

практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Исходя из цели, поставила задачи. 

  • Развивать у детей предпосылки диалектического мышления, видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • расширять представления детей об окружающем мире  через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
  • развивать у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов;
  • расширять перспективы поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.

Принципы: 

  • Принцип индивидуального подхода, который предлагает учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка в отдельности;
  • Принцип доступности, последовательности и системности, предполагающий плавного перехода от простого к сложному;
  • Принцип сознательности и активности, говорящий о необходимости развития у ребёнка мотива заинтересованности занятиями и фиксации на успех;
  • Принцип наглядности обучения, предполагающий образование связи между конкретным и абстрактным мышлением.

Модель развития экспериментирования включала в себя несколько этапов:

На 1-м этапе  изучила индивидуальные возможности детей, провела диагностику знаний о живой и неживой природе.

На 2-м и 3  этапах – создала предметно-развивающую среду и составила тематические планы.

Тема

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

 «Путешествие солнечного зайчика»

«Волшебные зеркала», «Хроматография на бумаге»

Консультация «Физика дома», изготовление самодельного перископа

«Тайна магнита»

«Полярное сияние»

-

«Вес, притяжение»

«Рекордный вес»

Копилка статей «Это интересно»

«Электричество»

«Танцующие хлопья», «Сортировка», «Магнит для конфетти». «Палочка и волосы», «Танцующая фольга»

Презентация опыта по статистическому электричеству

«Звук и слух»

«Поющий стакан», «Коробочка с секретом», «Спичечный телефон»

-

«Движение, трение»

«Могучее дыхание», «Всасывание воды», «Опыт с монеткой и воздушным шаром»

-

«Вода, воздух»

«Домашняя газированная вода», «Упорная воронка», «Странные звуки», «Подводная лодка из винограда», «Делаем облако», «куда делся запах»

Выставка самодельных флюгеров, вертушек, воздушных змеев, парашютов.

«Тепло и температура»

«Греет ли шуба», «Рукам своим не верю», «Яйцо в бутылке»

-

4-й этап - основной,  это вся работа с детьми по развитию познавательной активности средствами экспериментирования.

  Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе оборудована  мини – лаборатория «Как? Зачем? Почему?», где представлены материалы для исследования.

Лаборатория пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей.

Здесь же находятся дневники наблюдений, схемы для проведения опытов, познавательная  литература. 

А помогает нам в увлекательной игре и способствует пробуждению интереса к экспериментированию сказочный герой – Знайка.

           Реализацию поставленных задач осуществляю в непосредственно образовательной  деятельности, во время лабораторных  работ, наблюдений за объектами или явлениями природы на прогулке, организации досуга с проведением интересных опытов.

Диагностика  по развитию исследовательских способностей проводилась с использованием специально разработанных тестов по методике Альбины Михайловны Щетининой.

Критерии

2011-2012г.

2012-2013г.

2013-2014г.

в

с

н

в

с

н

в

с

н

Умение слушать

12%

48%

40%

44%

44%

12%

80%

20%

-

Умение видеть проблему

16%

56%

28%

36%

50%

14%

60%

40%

-

Умение выдвигать гипотезу

14%

72%

14%

46%

46%

8%

57%

40%

3%

Умение отвечать на вопросы

12%

78%

10%

49%

45%

6%

52%

48%

-

Умение осуществлять

поиск практического материала

14%

74%

12%

34%

56%

10%

59%

41%

-

Умение обрабатывать материал (делать

выводы)

19%

69%

15%

28%

60%

12%

64%

36%

-

Умение поделиться полученной информацией

12%

75%

13%

49%

45%

6%

68%

32%

-

По результатам обследования 2011 – 2014 года  дети разделились на несколько подгрупп по уровню развития.

Высокий уровень умения слушать, видеть проблему, выдвигать гипотезу вырос на 41%, за счет снижения среднего и низкого уровней.

На 43% повысился высокий уровень умения поделиться полученной информацией за счет снижения среднего и низкого уровней. Позитивная  динамика прослеживается по всем критериям обследования.

В результате овладения исследовательскими навыками и умениями дети могут высказывать предположения об ожидаемом результате, определять цель эксперимента, условия ее достижения, анализировать существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенностей их взаимодействия.

Эксперименты  подбираю  самые разнообразные, но самое главное - они  интересные и привлекательные, а также они соответствуют возрасту.  

  • Это  запланированные эксперименты, которые  требуют от меня определения  текущих дидактических задач, выбора объекта, осваивания техники экспериментирования.
  • Случайные эксперименты, которые проводятся экспромтом.
  • Сравнительные, позволяющие  научить детей видеть сходства и различия предметов и явлений.
  • Обобщающие эксперименты, проводимые после проведения цикла опытов.

По содержанию опыты делятся на три группы:

Живая природа  Части растений, чем дышат, питаются, как развиваются, размножаются, каково их строение  и значение.

Неживая природа. Цикл опытов «Волшебница-вода», «Невидимка-воздух» «Удивительный магнит», «Свет и цвет», «Звук», «Земля», « Песок».

Мир материалов. Знакомство детей с металлами, некоторыми свойствами бумаги, ткани.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Для просвещения родителей провожу консультации, практические занятия, распространяю  буклеты, памятки.

Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, я рекомендую родителям в домашних условиях проводить опыты и эксперименты. Многие родители заинтересовались, и это стало увлекательным занятием для всей семьи.  Кроме того, родители помогают нам в оформлении разнообразных коллекций,  экспонаты к которым они собирают во время отпуска, на даче, на прогулках.

От того, насколько увлечён нововведением сам педагог, как грамотно и тактично сможет руководить исследовательской деятельностью дошкольников, будет зависеть успех внедрения экспериментирования в практику детского сада.

В нашей группе проведение экспериментов рассматривается не как развлечение, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов.    

Опыт работы по внедрению детского экспериментирования обобщаю на педагогических советах и методических объединениях.

Экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

Ведь, по словам  американского философа Эмерсона «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».

Спасибо за внимание!

Литература

1.Венгер Л.А. программа «Одаренный ребенок» - М 1995

2.Дыбина О.В. Поддъяков, Н.Н.Рахманова, Н.П.Щепина В.В. Ребенок в мире поиска: программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста – М 2005

3. О.В. Поддъяков, Н.Н.Рахманова, Н.П.Щепина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников - М 2001

4. Щепина В.В. Учим дошкольников думать: игры, занятия, диагностика- М 2005.

5. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие

Щетинина А.М.

СИНЕРГЕТИКА переводится как «энергия совместного действия», единый междисциплинарный подход к исследуемым предметам и объектам.

Слово гуманизм – от латинского  “humanus” означает человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека, признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

деятельности ребенка в предметном мире, причем не просто индивидуальной, а совместной, коллективной деятельности.

Новизна опыта - современные тенденции в образовании и реализация Федерального Государственного Образовательного Стандарта в дошкольном учреждении позволяют пересмотреть роль и значение развития способностей детей, в том числе  познавательно-исследовательские.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности дошкольников через игры-эксперименты.

Работа о развитии познавательной активности дошкольников через игры-эксперименты....

Развитие познавательной активности дошкольников, через опытно-экспериментальную деятельность.

Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации; дети становятся в ней субъектами - носителями предметно-практической деятельн...

Развитие познавательной активности дошкольников, через опытно-экспериментальную деятельность.

Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации; дети становятся в ней субъектами - носителями предметно-практической деятельности и познания, "активными делателями", эт...

Развитие познавательной активности дошкольников через опытно- экспериментальную деятельность.

Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного  дошкольного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательско...