Развитие познавательной активности дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 8 «Рябинка» компенсирующего вида»
г. Тында Амурской области
Опыт работы
Развитие познавательной активности ребёнка в опытно-экспериментальной деятельности
Воспитатель 1 кв. категории
Литвинова Татьяна Николаевна
2014 год
Уважаемые коллеги!
Вашему вниманию предлагается выступление из опыта работы на тему «Развитие познавательной активности ребёнка в опытно-экспериментальной деятельности»
Ведь то, что дети услышат, они забудут.
То, что они увидят, они запомнят.
А то, что они сделают сами, они будут знать!
Конфуций
Для эффективного познания окружающего мира я использую такую форму работы, как опытно-исследовательская. В повседневной жизни дети часто сами экспериментируют с различными предметами, стремясь узнать что-то новое. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, они стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде. Проведение опытов позволяет детям по новому взглянуть на привычные вещи, задуматься над неожиданными вопросами, открыть для себя много нового.
Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», позволяет моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Методологической основой моего опыта являются взгляды известных педагогов: Ольги Витальевны Дыбиной «Ребенок в мире поиска», «Занимательные опыты и эксперименты дошкольника», теории взаимосвязи обучения и развития Льва Семёновича Выготского, теории игровой деятельности Марии Монтессори.
Методологические подходы реализации опыта работы:
- Гуманистический
- Деятельностный
- Синергетический
Новизна опыта - современные тенденции в образовании (личностно-ориентированный подход) и реализация Федерального Государственного Образовательного Стандарта в дошкольном учреждении позволяют пересмотреть роль и значение развития способностей детей, в том числе познавательно-исследовательские.
Приступая к работе с детьми в этом направлении, я поставила перед собой следующую цель:
практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Исходя из цели, поставила задачи.
- Развивать у детей предпосылки диалектического мышления, видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
- развивать у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов;
- расширять перспективы поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.
Принципы:
- Принцип индивидуального подхода, который предлагает учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка в отдельности;
- Принцип доступности, последовательности и системности, предполагающий плавного перехода от простого к сложному;
- Принцип сознательности и активности, говорящий о необходимости развития у ребёнка мотива заинтересованности занятиями и фиксации на успех;
- Принцип наглядности обучения, предполагающий образование связи между конкретным и абстрактным мышлением.
Модель развития экспериментирования включала в себя несколько этапов:
На 1-м этапе изучила индивидуальные возможности детей, провела диагностику знаний о живой и неживой природе.
На 2-м и 3 этапах – создала предметно-развивающую среду и составила тематические планы.
Тема | Самостоятельная деятельность | Работа с родителями |
«Путешествие солнечного зайчика» | «Волшебные зеркала», «Хроматография на бумаге» | Консультация «Физика дома», изготовление самодельного перископа |
«Тайна магнита» | «Полярное сияние» | - |
«Вес, притяжение» | «Рекордный вес» | Копилка статей «Это интересно» |
«Электричество» | «Танцующие хлопья», «Сортировка», «Магнит для конфетти». «Палочка и волосы», «Танцующая фольга» | Презентация опыта по статистическому электричеству |
«Звук и слух» | «Поющий стакан», «Коробочка с секретом», «Спичечный телефон» | - |
«Движение, трение» | «Могучее дыхание», «Всасывание воды», «Опыт с монеткой и воздушным шаром» | - |
«Вода, воздух» | «Домашняя газированная вода», «Упорная воронка», «Странные звуки», «Подводная лодка из винограда», «Делаем облако», «куда делся запах» | Выставка самодельных флюгеров, вертушек, воздушных змеев, парашютов. |
«Тепло и температура» | «Греет ли шуба», «Рукам своим не верю», «Яйцо в бутылке» | - |
4-й этап - основной, это вся работа с детьми по развитию познавательной активности средствами экспериментирования.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе оборудована мини – лаборатория «Как? Зачем? Почему?», где представлены материалы для исследования.
Лаборатория пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей.
Здесь же находятся дневники наблюдений, схемы для проведения опытов, познавательная литература.
А помогает нам в увлекательной игре и способствует пробуждению интереса к экспериментированию сказочный герой – Знайка.
Реализацию поставленных задач осуществляю в непосредственно образовательной деятельности, во время лабораторных работ, наблюдений за объектами или явлениями природы на прогулке, организации досуга с проведением интересных опытов.
Диагностика по развитию исследовательских способностей проводилась с использованием специально разработанных тестов по методике Альбины Михайловны Щетининой.
Критерии | 2011-2012г. | 2012-2013г. | 2013-2014г. | ||||||
в | с | н | в | с | н | в | с | н | |
Умение слушать | 12% | 48% | 40% | 44% | 44% | 12% | 80% | 20% | - |
Умение видеть проблему | 16% | 56% | 28% | 36% | 50% | 14% | 60% | 40% | - |
Умение выдвигать гипотезу | 14% | 72% | 14% | 46% | 46% | 8% | 57% | 40% | 3% |
Умение отвечать на вопросы | 12% | 78% | 10% | 49% | 45% | 6% | 52% | 48% | - |
Умение осуществлять поиск практического материала | 14% | 74% | 12% | 34% | 56% | 10% | 59% | 41% | - |
Умение обрабатывать материал (делать выводы) | 19% | 69% | 15% | 28% | 60% | 12% | 64% | 36% | - |
Умение поделиться полученной информацией | 12% | 75% | 13% | 49% | 45% | 6% | 68% | 32% | - |
По результатам обследования 2011 – 2014 года дети разделились на несколько подгрупп по уровню развития.
Высокий уровень умения слушать, видеть проблему, выдвигать гипотезу вырос на 41%, за счет снижения среднего и низкого уровней.
На 43% повысился высокий уровень умения поделиться полученной информацией за счет снижения среднего и низкого уровней. Позитивная динамика прослеживается по всем критериям обследования.
В результате овладения исследовательскими навыками и умениями дети могут высказывать предположения об ожидаемом результате, определять цель эксперимента, условия ее достижения, анализировать существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенностей их взаимодействия.
Эксперименты подбираю самые разнообразные, но самое главное - они интересные и привлекательные, а также они соответствуют возрасту.
- Это запланированные эксперименты, которые требуют от меня определения текущих дидактических задач, выбора объекта, осваивания техники экспериментирования.
- Случайные эксперименты, которые проводятся экспромтом.
- Сравнительные, позволяющие научить детей видеть сходства и различия предметов и явлений.
- Обобщающие эксперименты, проводимые после проведения цикла опытов.
По содержанию опыты делятся на три группы:
Живая природа Части растений, чем дышат, питаются, как развиваются, размножаются, каково их строение и значение.
Неживая природа. Цикл опытов «Волшебница-вода», «Невидимка-воздух» «Удивительный магнит», «Свет и цвет», «Звук», «Земля», « Песок».
Мир материалов. Знакомство детей с металлами, некоторыми свойствами бумаги, ткани.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Для просвещения родителей провожу консультации, практические занятия, распространяю буклеты, памятки.
Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, я рекомендую родителям в домашних условиях проводить опыты и эксперименты. Многие родители заинтересовались, и это стало увлекательным занятием для всей семьи. Кроме того, родители помогают нам в оформлении разнообразных коллекций, экспонаты к которым они собирают во время отпуска, на даче, на прогулках.
От того, насколько увлечён нововведением сам педагог, как грамотно и тактично сможет руководить исследовательской деятельностью дошкольников, будет зависеть успех внедрения экспериментирования в практику детского сада.
В нашей группе проведение экспериментов рассматривается не как развлечение, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов.
Опыт работы по внедрению детского экспериментирования обобщаю на педагогических советах и методических объединениях.
Экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
Ведь, по словам американского философа Эмерсона «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».
Спасибо за внимание!
Литература
1.Венгер Л.А. программа «Одаренный ребенок» - М 1995
2.Дыбина О.В. Поддъяков, Н.Н.Рахманова, Н.П.Щепина В.В. Ребенок в мире поиска: программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста – М 2005
3. О.В. Поддъяков, Н.Н.Рахманова, Н.П.Щепина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников - М 2001
4. Щепина В.В. Учим дошкольников думать: игры, занятия, диагностика- М 2005.
5. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие
Щетинина А.М.
СИНЕРГЕТИКА переводится как «энергия совместного действия», единый междисциплинарный подход к исследуемым предметам и объектам.
Слово гуманизм – от латинского “humanus” означает человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека, признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.
деятельности ребенка в предметном мире, причем не просто индивидуальной, а совместной, коллективной деятельности.
Новизна опыта - современные тенденции в образовании и реализация Федерального Государственного Образовательного Стандарта в дошкольном учреждении позволяют пересмотреть роль и значение развития способностей детей, в том числе познавательно-исследовательские.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности дошкольников через игры-эксперименты.
Работа о развитии познавательной активности дошкольников через игры-эксперименты....
Развитие познавательной активности дошкольников, через опытно-экспериментальную деятельность.
Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации; дети становятся в ней субъектами - носителями предметно-практической деятельн...
Развитие познавательной активности дошкольников, через опытно-экспериментальную деятельность.
Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации; дети становятся в ней субъектами - носителями предметно-практической деятельности и познания, "активными делателями", эт...
Патриотическое воспитание в развитии познавательной активности дошкольника через занятия по краеведению.
Опыт работы в старшей и подготовительной группе по краеведению....
Развитие познавательной активности дошкольников через проведение опытов и эксперименты
Статья из опыта работы с дошкольниками...
Развитие познавательной активности дошкольников через опытно- экспериментальную деятельность.
Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного дошкольного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательско...