"Музей огня"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Якушева Мария Викторовна.

Ознакомление детей с историей огня, его вреде и пользе для человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_obzh_dlya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx29.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

для методического объединения

по ОБЖ для воспитателей.

Тема: «Музей огня».

Старшая группа.

Воспитатель: Якушева М.В.

МДОУ №15.


Цель. Познакомить с историей огня, с его пользой для человека. Закрепить элементарные знания об основной группе пожароопасных предметов. Продолжать учить правилам пожарной безопасности и воспитывать в детях чувство осторожного обращения с огнём.

Словарная работа. Обогащать речь детей существительными: экскурсия, музей, экспонат, кремень, светцы, лучина.

Материал. Экспонаты музея: трут, кремень, деревянная палочка, дощечка, лучина, иллюстрация светцов, свеча, керосиновая лампа, фонарь со свечкой, электрический фонарь, электрическая лампа. Рисунки детей, плакат по пожарной безопасности. Альбомные листы с изображением различных предметов, в том числе пожароопасных. Фишки. Изображение «Кошкиного дома» и его обитателей.

Предварительная работа. Знакомство с легендой о появлении огня на земле. Посещение «Музея огня», знакомство с его экспонатами. Рассказ о предметах, для изготовления которых нужен огонь ( кованные гвозди, подковы, молоток, ножницы, ложки, вилки, стеклянные цветы и вазы, фигурки животных, предметы из керамики.)

Беседы о роли огня в быту человека с демонстрацией иллюстраций и соответствующих предметов быта ( печи, плиты, камина, утюга, самовара).


Воспитатель.        Ребята, посмотрите к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте их поприветствуем.

Дети.         Здравствуй небо голубое.

                Здравствуй солнце золотое.

                Здравствуй вольный ветерок.

                Здравствуй маленький дубок.

                Мы живём в одном краю.

                Всех я вас приветствую!

Воспитатель.        Мы сегодня с вами отправимся в музей, а в какой музей вы должны догадаться сами.

                Рыжий зверь в печи сидит,

                Рыжий зверь на всех сердит.

                Он от злости ест дрова

                Целый час, а может – два.

                Ты его рукой не тронь,

                Искусает всю ладонь!

Дети.         Огонь.

Воспитатель.        Правильно ребята, огонь. Мы с вами находимся в музее огня. Мы здесь уже с вами были. Сегодня я хочу познакомить вас с новыми экспонатами музея. Вам уже знакомо слово «экспонат». Что оно означает?

Дети.        Все выставленные предметы в музее называются экспонатами.

Воспитатель.        Я познакомлю вас с предметами, которыми пользовался человек в древние времена. (Демонстрирует трут).

Это - трут. (Просит несколько детей повторить). Человек с его помощью разводил огонь. Он вставлял палочку в выемку на дощечке, вокруг палочки раскладывал кусочки трута и быстро-быстро вращал палочку между ладонями. От трения о подставку она нагревалась, и трут загорался.

(Дети рассматривают трут передают его из рук в руки).

Воспитатель. (Демонстрирует кремень).

Дети, что это за камень?

Дети. Кремень.         

Воспитатель. Как древние люди использовали кремни?

Дети. Они делали из них ножи, топоры, наконечники для стрел и копий.

Воспитатель. Вы правы. Ещё кремень использовался для разведения огня. От удара двух таких камней один о другой высекались искры, от которых загорались приготовленные заранее сухая трава и мох. Ребята, а с помощью чего сегодня люди разводят огонь?

Дети. С помощью спичек, зажигалки.

Воспитатель. Да, сегодня всё гораздо проще, огонь можно зажечь в считанные секунды.

Раньше люди использовали огонь для освещения жилищ, улиц. Сначала это были лучины – тонкие длинные щепки, которые вставлялись в специальные приспособления – светцы. (Демонстрирует иллюстрацию светцов).

Светцы можно было переносить с места на место. Позже появился предмет, о котором я загадаю загадку:

                

                Тонкая девчонка,

                Белая юбчонка,

                Красный нос.

                Чем длиннее ночи,

                Тем она короче,

                От горючих слёз.

Дети. Свеча.

Воспитатель. Правильно. Свечи стоили дорого. Немногие могли себе позволить их купить. Сегодня же в каждом доме есть свечи. (Демонстрирует свечу).

Затем появились керосиновые лампы (демонстрирует). Улицы стали освещать фонари, заправленные керосином. Ребята, а как сейчас люди освещают своё жильё?

Дети. При помощи электрической лампочки. Если отключили свет или перегорела лампочка зажигают свечу.

Воспитатель. Если туристы идут в поход, с помощью чего они могут осветить путь в темноте?

Дети. Они берут с собой электрический фонарик.

Воспитатель. Правильно. Вот такой (демонстрирует).

Вы много знаете об огне. Огонь может осветить жилище, согреть в походе, на нём можно приготовить еду.

Раздаётся стук. Из-за ширмы появляется Кузя (кукла).

Воспитатель. Кузя, что ты тут делаешь?

Кузя. Задремал немного, да вот вы меня разбудили. О чём это вы здесь толковали

Дети. Мы говорили об огне.

Кузя. А вот эти загадки о чём?

        Шипит и злится, воды боится.

        Без зубов, а кусает, с языком, а не лает.

Дети.        Об огне.

Кузя.        А как вы догадались?

Дети. Огонь можно залить, потушить водой. Если дотронуться до огня, будет очень больно, обожжёшься.

Воспитатель. Верно, человек без огня жить не может, но надо помнить, что огонь не прощает шалостей.

Кузя.

Какие вы знаете поговорки, пословицы об огне?

1-ый реб.                        От искры Москва загорелась.

2-ой реб.                        Не шути с огнём – обожжёшься.

3-ий реб.                        Огонь - не вода, охватит – не выплывешь.

4-ый реб.                        Спички - не игрушка, огонь – не забава.

5-ый реб.                Пожар слезой не зальёшь.

Воспитатель. Посмотрите ребята, у меня в руках воздушный шар. Я взяла его не случайно. Раньше в случае пожара звонили в колокол или поднимали вверх воздушный шар.

Давайте ребятки встанем в круг и поиграем немного.

Воспитатель. Где с огнём беспечны люди,

                         Там взовьётся в небо шар,

                         Там всегда грозить нам будет злой...

Ребёнок.

Пожар! (передача шара)

Воспитатель. Раз, два, три, четыре – У кого пожар в ...?

Ребёнок.

Квартире.

Воспитатель.         Дыма столб поднялся вдруг.

                        Кто не выключил ...?

Ребёнок.

Утюг.

Воспитатель.         Красный столбик побежал.

                        Кто со спичками ...?

Ребёнок.

Играл.

Воспитатель.         Стол и шкаф сгорели разом.

                        Кто сушил бельё над ...?

Ребёнок.

Газом.

Воспитатель.         Столб огня чердак объял.

                        Кто там спички ...?

Ребёнок.

Зажигал.

Воспитатель.         Побежал пожар во двор.

                        Это кто там жёг ...?

Ребёнок.

Костёр.

Воспитатель.         Пламя прыгнуло в листву.

                        Кто у дома жёг ...?

Ребёнок.

Траву.

Воспитатель.         Кто бросал в костёр при этом

                        Незнакомые ...?

Ребёнок.                Предметы.

Воспитатель.        Дым увидел – не зевай

                                И пожарных ...?

Ребёнок.

Вызывай.

(Сели на стулья).

Воспитатель. (Демонстрирует плакат с номером «01») Ребята, что означает этот номер?

Дети. Если у вас в доме начался пожар нужно позвонить по номеру «01» и чётко назвать свои домашний адрес.

Ребёнок.        Сам не справишься с пожаром –

                это труд не для детей.

                 Не теряй секунды даром,

                 «01» звони скорей.

Воспитатель. Ребята подойдите, пожалуйста, к столам.

(Перед каждым ребёнком - альбомный лист с изображением различных предметов, в том числе пожароопасных).

Вы должны быстро и без ошибок разложить фишки на пожароопасные предметы. (Дети работают стоя).

Аня (Дима), объясни, пожалуйста, почему ты поставила фишку на изображение свечи (спичек, электрического утюга, зажигалки)?

Дети. Если свечку поставить близко к занавескам, они могут загореться. Плохо закреплённая свеча может упасть, и огонь от неё подожжёт скатерть, стол. (Сели на стулья).

Воспитатель. А теперь представим такую ситуацию: вы остались дома одни, и в это время начался пожар. Как вы будете себя вести? Давайте рассмотрим ваши рисунки и плакат, они помогут нам вспомнить правила поведения при пожаре.

1-ый        ребёнок.        Если пожар не большой, огонь можно затушить водой или накрыть плотным одеялом, ковром.

2-ой        ребёнок.        Нельзя тушить водой электроприборы.

3-ий        ребёнок.        Нельзя оставаться в помещении, где начался пожар, нужно быстро выбежать из комнаты или квартиры.

4-ый ребёнок.        Нельзя прятаться в дальних углах, под кроватями, за шкафами - опасен не только огонь, но и дым.

5-ый ребёнок.        Если в квартире много дыма, нужно низко пригнуться и пробираться к двери, прикрывая нос и рот мокрым полотенцем или платком.

6-ой        ребёнок.        Если загорелась одежда, надо кататься, по полу, сбивая огонь.

Воспитатель.        Ребята, вам, наверное, приходилось видеть, как по городу мчатся пламенно- красные автомобили. Стремительно идут они навстречу опасности, на встречу огню. И все уступают им дорогу, потому что знают, что где-то возник пожар, нужна немедленная помощь. Наши пожарные смело вступают в единоборство с огнём. Они проникают в задымлённые помещения, рискуя жизнью, спасают попавших в беду людей. Мы все должны твёрдо знать, что пожар легче предупредить, чем потушить, поэтому мы должны все знать пожарные правила.

1-ый        ребёнок.        Правила, пожарные без запинки знайте!

                        Правила, пожарные строго соблюдайте!

                        Правило первое касается каждого!

                        Правило первое самое важное!

                        На улице и в комнате о нём, ребята, помните!

                        Спички не тронь, в спичках огонь!

2-ой        ребёнок.        Правило второе легко запомнить можно:
                                         С электроприборами будьте осторожными!

3-ий        ребёнок.        Правило третье:

                        Не оставляй горящим газ,

                        За газом нужен глаз да глаз.

4-ый        ребёнок.        Правило четвёртое:

                        Хотим предостеречь,

                        Не разжигай без взрослых печь!

5-ый        ребёнок.         Правило пятое:

                        Приятно в лесу посидеть у костра.

                        Когда же домой возвращаться пора,

                        Перед уходом не жалей,

                        Костёр землёй забросай и водою залей.

Воспитатель. Если вы будете следовать этим пожарным правилам, то с вами никогда не случится беды, как произошло с одной кошкой из сказки «Кошкин дом». А что же произошло давайте вспомним.

Артём рассказывает сказку.

Кузя. Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. Я вижу, что вы все знаете правила пожарной безопасности и надеюсь всегда будете осторожны с огнём.
И хочу вас угостить вкусным печеньем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«С Огнем не играйте! С огнем не шалите! Здоровья и жизнь свои берегите!»

Конспект заключительного занятия по пожарной безопасности....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при  возникновении пожараЗадачи:ü  создать условия для расширения представлений...

"С огнем воюют, без огня горюют"

Очень  важно, чтобы  дети  всегда  знали  и  применяли  основные  правила  безопасности. Я  подготовила  и  провела  тематический ...

Сценарий развлечения по пожарной безопасности во 2 младшей группе «С огнем не играйте, с огнем не шалите!».

Данное мероприятие было разработано с целью закрепить элементарные знания и умения в поведении детей при возникновении пожара....

Беседа с детьми с детьми старшего дошкольного возраста «С ОГНЕМ НЕ ИГРАЙТЕ, С ОГНЕМ НЕ ШАЛИТЕ! ЗДОРОВЬЕ И ЖИЗНИ СВОИ БЕРЕГИТЕ»

Данный материал  содержит конспект беседыдля детей  старшего дошкольного возраста по теме "Пожарная безопасность"...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «С огнем не играйте, с огнем не шалите!»

Закрепление правил безопасного поведения по пожарной безопасности....