экспериментирование с воздухом и водой
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Экспериментирование с воздухом и водой»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperementirovanie_s_vozduhom_i_vodoy.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №35 г.Курганинск
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Экспериментирование с воздухом и водой»
Составитель:
воспитатель
Аванесова Татьяна Ивановна
Поиск воздуха
Старшая группа
Программное содержание. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе; ативизировать речь и обогащать словарь.
Оборудование. Воздушные шары, емкости с водой, трубочки, бумажные кораблики, изготовленные самими детьми.
Ход занятия
Воспитатель. Сегодня к нам на занятие прилетели два воздушных шарика: один веселый, толстый, румяный, а второй бледный, худой и грустный. Как вы думаете, почему второй шарик такой? (В нем нет воздуха, он сдулся.) А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим? (Посильнее его надуть.) Как вы думаете, что будет внутри шарика после того, как мы его надуем? (Воздух.) Откуда же берется воздух? (Мы его выдыхаем.) Давайте вместе с вами попробуем вдохнуть и выдохнуть воздух. Теперь подставьте ладонь ко рту и выдохните. (Дети выполняют.) Что вы почувствовали? (Движение воздуха.) Надуйте ваши шарики, чтобы они стали круглыми и упругими. (Дети надувают шарики и зажимают их пальцами.) Теперь опустите шарики в небольшие тазики с водой, которые стоят на столах, отверстием вниз и разожмите пальцы. Что появляется в воде? (Пузырьки.) Откуда они берутся? (Из шариков выходит воздух.) Возьмите трубочку, подуйте в нее, подставьте ладонь. Что вы почувствовали? (Струю воздуха.) Выдохните в трубочку, опущенную в воду. Что происходит? (Выходят пузырьки - это воздух.) Значит, и из трубочки, и из шарика выходит воздух, который мы сначала вдыхаем, а потом выдыхаем. Воздух вокруг нас. Для чего он нужен человеку? (Чтобы дышать.) А как попадает воздух в легкие человека? (Через рот и нос.) Воздух можно почувствовать. Вспомните: как мы это делали? (Подставляли ладонь под струю воздуха.) А еще воздух можно увидеть. Как мы это делали? (Дули в трубочку, опущенную в воду, и видели пузырьки.)
Проводится подвижная игра «Воздушные шары».
Воспитатель. Представьте, что вы самолеты. Чтобы взлететь, нужно вдохнуть как можно больше воздуха (топлива). Вдохнули? А теперь полетели! Крылья самолетов покачиваются, самолеты летят плавно и красиво. Но воздух (топливо) кончается, и самолеты приземляются на аэродром.
Дети садятся за столы. Перед ними бумажные кораблики, сделанные ими самими, и тазики с водой.
Воспитатель. Опустите кораблики на воду. Смотрите: они не плывут. Что мы мо жем сделать, чтобы кораблики поплыли? (Подуть на них.) Попробуйте. Что же двигает наши кораблики? (Воздух.) А откуда берется воздух? (Мы его выдыхаем.)
Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли быстрее? (Посильнее подуть.) Попробуйте сделать глубокий вдох и сделать сильный выдох. Получилось!
А теперь возьмите пушинку и попробуйте подуть на нее. Что произошло? (Она полетела.) Скажите, на что было легче дуть - на кораблик или на пушинку? (На пушинку.) Почему? (Она легче кораблика.)
Как нужно дуть, чтобы воздушный шарик стал круглым и тугим? (Нужно сильно дуть.) А где вы возьмете воздух? (Мы его вдохнем.)
Молодцы! Вы всё верно поняли. Тогда вдохните побольше воздуха и надуйте свои шарики, чтобы они стали круглыми и веселыми.
Свойства воздуха
Средняя группа
Программное содержание. Познакомить со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место, легкий и т.д.) и с его значением для всего живого.
Оборудование. Пластмассовые стаканчики (70 и 200 мл), трубочки, вода, бумага, камешки, чеснок, корка апельсина.
Ход занятия
Дети сидят за столами друг напротив друга.
Воспитатель. Что находится вокруг нас? (Столы, игрушки, книги и т.д.) Возьмите лист бумаги и помашите им перед собой. Что вы почувствовали? (Ветерок.) Как он возникает? (Это движется воздух.) Значит, что же находится вокруг нас? (Воздух.) Отгадайте загадку: «Без рук, без ног, а ворота отворяет». (Ветер.)
В группу вбегает Карлсон (ребенок; можно использовать игрушку, с которой взрослый будет вести ролевой диалог).
Воспитатель. Кого же к нам ветром занесло?
Карлсон. Меня - самого красивого и доброго Карлсончика. Я к вам в гости прилетел.
Воспитатель. У нас занятие. Если хочешь, садись рядом с детьми, и ты узнаешь много нового и интересного.
Карлсон. Я и так все знаю!
Воспитатель. Посмотрим. Сегодня мы поговорим о воздухе. Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (Нет, не видим.) Значит, какой воздух? (Бесцветный, невидимый.)
Карлсон. Какой такой воздух? Где вы его увидели?
Воспитатель. Возьми лист бумаги и помаши перед собой. Что ты чувствуешь? (Ветерок дует.) Ребята, что это за ветерок? (Это воздух движется.) Скажите, а у воздуха есть запах? (Запаха у воздуха нет.)
Карлсон. А вот и есть! Я всегда чувствую, когда пахнет вареньем, и без труда его нахожу.
Воспитатель. Дети верно сказали: воздух действительно не имеет запаха. А прав ли Карлсон, мы сейчас проверим. Возьмите корку апельсина, помните ее. Что вы чувствуете? (Пахнет апельсином.) Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издает такой аромат? (Этот запах идет от корки.)
Воспитатель отходит от детей подальше и давит дольку чеснока.
Воспитатель. Вы чувствуете запах? Чем пахнет? (Пахнет чесноком.) Как вы поняли, что пахнет чесноком? (Запах дошел до нас.) Значит, запах передается по воздуху. И Карлсон был прав, когда говорил, что он всегда чувствует запах варенья. Скажите еще раз: воздух имеет запах? (Нет.) Как же мы чувствуем запахи? (Они передаются воздухом, и мы их чувствуем.) Как вы думаете: есть ли воздух внутри нас? Давайте проверим. Возьмите трубочку и подуйте, опустив ее в стаканчик с водой. Что же происходит?
Карлсон. Я, я, я знаю! В стакане поднялась сильная буря!
Дети. Пузырьки появились.
Воспитатель. Откуда они взялись? (Мы выдыхаем воздух, и он выходит пузырьками.) Значит, внутри нас тоже есть воздух? (Да.)
Проводится физкультминутка «Ветерок».
Дует ветер с высоты,
Гнутся травы и цветы (руки вверх, наклоны).
Вправо-влево, влево-вправо
Клонятся цветы и травы (руки на пояс, наклоны).
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте (прыжки на обеих ногах).
Выше! Веселей! Вот так!
Переходим все на шаг (ходьба на месте).
Вот и кончилась игра,
Заниматься нам пора (садятся за столы).
Воспитатель. Возьмите маленькие стаканчики. В них что-нибудь есть? (Ничего нет они пустые.) Переверните стаканчики вверх дном и опустите их в большие стаканы с водой. Вода попадает в маленькие стаканчики? (Нет.) Почему? Что мешает воде? Что ее не пускает? (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает.) В маленьком стаканчике находится воздух, который не дает воде занять место.
Карлсон. Вот так фокус! Я думал, что стакан пустой, а в нем, оказывается, есть воздух, и даже вода не может попасть в стакан.
Воспитатель. Бросьте - аккуратно - камешек в воду. Что произошло? (Камешек утонул.) Почему он утонул? (Потому что он тяжелый.) Что тяжелее - вода или камень? (Камень тяжелее воды.) Почему вы так считаете? (Потому что камень утонул в воде.) Скажите, а что тяжелее - вода или вездух? (Вода тяжелее.) Как это проверить? (Дети предлагают свои варианты.) Давайте попробуем пустой стакан опустить в стакан с водой. Что происходит? (Он не тонет.) Почему? (Потому что воздух легче воды.) А сейчас подуйте в трубочку, опущенную в воду. Что происходит? (Выходят пузырьки.) Почему они не тонут? (Потому что воздух легче воды.) Скажите, человек может существовать без воздуха? Почему? (Человеку нужно дышать.)
Карлсон. Подумаешь, воздух!.. Я легко смогу обойтись без воздуха. Зачем он нужен?!
Воспитатель. Давайте проверим: может быть, Карлсон прав? Наберите побольше воздуха и попробуйте не дышать, хотя бы недолго. (Дети пробуют не дышать.) А тетерь ты, Карлсон, сделай то же. Мы вместе посчитаем, сколько Карлсон сможет не дышать.
Карлсон (зажимает нос, не дышит). Ой, ой! Лучше я буду дышать. Видимо, без воздуха и правда жить невозможно!
Воспитатель. Скажите, кто не может жить без воздуха? (Люди, животные, растения.) Карлсон, а ты сможешь летать, если не будет воздуха?
Карлсон. Ну и вопрос! Конечно, не смогу. Мой пропеллер разгоняет воздух, поэтому я и летаю.
Воспитатель. Давайте вспомним, что мы узнали о воздухе. Воздух бесцветный и прозрачный. Он не имеет своего запаха - только передает чужие запахи. Воздух легче воды. Он нужен для жизни людям, животным и растениям.
Карлсон. А мне воздух нужен еще и для того, чтобы летать. Спасибо, ребята, что рассказали мне о воздухе так много интересного. Полечу скорее к Малышу и расскажу ему обо всем! До свидания!
Путешествие на воздушном шаре
Старшая группа
Программное содержание. Закрепить представление детей о свойствах воды, снега, льда; расширять представления о свойствах воды (прозрачная, не имеет формы и запаха) и воздуха (расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении); стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Предварительная работа. Накануне вместе с детьми налить воду в небольшие емкости и поставить их в морозильную камеру и на батарею отопления.
Оборудование. Воздушные шарики, пластмассовые бутылки, тазики с горячей (не более 60° С) и холодной водой, изображение воздушного шара, соль, сахар, пластмассовые стаканчики, ложки, емкости для воды (колбы, пробирки, бутылки, банки), фильтры (салфетки), снег, лед, карточки-схемы.
Ход занятия
Воспитатель. На чем можно отправиться в путешествие? (Ответы.) Предлагаю сегодня воспользоваться воздушным шаром. Вы не против? Нам в пути нужен важный помощник. О нем говорится в загадке.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Невидимка он, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух.)
Воспитатель открывает изображение воздушного шара.
Воспитатель. Скажите: зачем под шаром расположена горелка? (Предположения детей.) Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают. Но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании.
- Не толкай соседа во время работы.
- Сначала посмотри, потом повтори.
- Убери и на место положи.
- С горячей водой будь осторожен!
Опыт 1
Пустой воздушный шарик надеть на горлышко пластиковой бутылки. Подержать ее в течение 1 минуты в горячей воде.
Воспитатель. Что вы видите? (Шарик надувается.) Это происходит потому, что воздух в бутылке нагревается, расширяется и заполняет шарик, и он надувается.
Ставит бутылку с шариком в холодную воду.
Воспитатель. Что вы видите? (Шарик сдувается.) Как вы думаете, почему так происходит? (Предположения детей.) Итак, воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика - он сдувается. Зачем же нужна горелка воздушному шару? (Ответы.)
Вывод. При нагревании воздух расширяется и заполняет шар. Когда горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается - шар сдувается.
Воспитатель. Отправляемся в полет! Посмотрите на глобус. Так выглядит наша Земля из космоса. Что на глобусе обозначено синим цветом? (Вода.)
Ребенок читает стихотворение о воде. Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить -
Без воды нам не прожить!
Воспитатель. И правда, без воды жизнь представить сложно. Внимание! Вот мы и прилетели! Приземляемся! (Дети выходят из-за стульев.) Кто-то стоит у нас на на пути. Кто? (Это Водяной.)
Водяной. Здравствуйте! Очень рад вас видеть! Я так люблю шлепать босыми ногами по лужам, купаться, брызгаться. После этого на руках и ногах в солнечных лучах переливаются прозрачные капельки. Только мне непонятно: куда потом исчезает эта вода? (Смотрит на свои руки.) И еще, на днях я хотел искупаться в своей любимой речке, а вместо воды - лед. Откуда он взялся?
Воспитатель. Попробуем ответить на вопросы Водяного? Для этого нужно вооружиться вниманием и терпением. Пройдемте в лабораторию (столы с оборудованием для экспериментирования). Водяной, ребята покажут, какими чудесными свойствами обладает вода. Обратите внимание: на этом столе лежит снег и лед (в разных тарелочках). Мы позже к ним вернемся.
Опыт 2
Взять стакан с чистой водой и понюхать ее.
Воспитатель. Имеет ли вода запах? (Нет, вода не пахнет.)
Вывод. Вода не имеет запаха (карточка- схема).
Опыт 3
Поставить на картинку стакан с водой и стакан с молоком.
Воспитатель. Вам видно, что нарисовано на картинке? (Там, где вода, видно, а где молоко - нет.)
Вывод. Вода прозрачная.
Опыт 4
Положить в стакан ложку сахару или соли, размешать.
Воспитатель. Что произошло? (Сахар растворился.)
Вывод. Вода является растворителем для некоторых веществ.
Опыт 5
Разлить воду по разным сосудам (колба, бутылка, банка).
Воспитатель. Какую форму приняла вода? (Форму той посуды, в которую ее налили.)
Вывод. Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в который ее налили.
Проводится физкультминутка (игра «Воздух, огонь, вода, земля»).
Земля! (Дети приседают.)
Воздух! (Поднимают руки вверх.)
Вода! (Изображают волны руками.)
Огонь! (Поворачиваются вокруг себя.)
Воспитатель. Ребята и Водяной, подойдем к столу, где был снег и лед. Что вы видите? (Снег и лед растаяли.) Почему так произошло? (Потому что в группе тепло.)
Водяной. Жаль, что снег растаял. Я люблю его есть, он похож на мороженое - белый, вкусный и прохладный. Кто из вас любит есть снег?
Воспитатель. Что ты, Водяной! Снег нельзя есть! Ребята, как вы думаете, почему нельзя есть снег? (Он холодный, грязный - можно заболеть.) Скажите, а как можно доказать, что снег грязный? (Профильтровать.)
Опыт 6
Налить талую воду из тарелки в воронку с фильтром (сложенная вчетверо бумажная салфетка).
Воспитатель. Чистый снег или грязный? (Грязный.) Почему вы так решили? (Потому что салфетка стала грязной и на ней остались частички земли и песка.) Водяной, так что - можно есть снег или этого делать нельзя?
Водяной. Что вы! Я больше никогда не буду есть снег! Оказывается, он очень грязный. Можно заболеть, а еще можно заболеть из-за того, что снег холодный.
Воспитатель. Ребята, давайте повторим для нашего гостя все свойства воды, о которых мы сегодня узнали. (Перечисляют все свойства.)
Водяной. Спасибо вам еще раз. Я запомню все свойства воды и никогда их не забуду. (Уходит.)
Воспитатель. Нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в воздушном шаре (дети садятся на прежние места). Итак, считаем до трех - и в путь! Закройте глаза, а теперь откройте их. Мы приземляемся!
Человек! Запомни навсегда:
Символ жизни на Земле - вода!
Экономь ее и береги.
Мы ведь на планете не одни!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментирование. Знакомство с неживой природой. Воздух и вода.
Знакомство с неживой природой. Воздух и вода. Опыты....
Конспект деятельности в центре экспериментирования на тему « Воздух и вода»
В игровой форме ребята знакомятся со свойствами воды и воздуха.Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; ...
"Волшебные стёклышки". Экспериментирование в неживой природе (вода, воздух, почва, осадки, тень, небо, электричество, и др.).
Исследовательско-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект экологического занятия с элементами экспериментирования для 2 младшей группы. Тема: «Воздух и вода - наши природные друзья» (Возраст: 3-4 года)
Конспект экологического занятия с элементами экспериментирования для 2 младшей группы.Тема: «Воздух и вода - наши природные друзья»(Возраст: 3-4 года)...
"развлечение по экспериментированию на свежем воздухе в старшей группе" "Чудеса воздуха и воды"
краткая презентация о развлечении на улице в старшей группе "Чудеса воздуха и воды"...
Презентация к совместной деятельности "Презентация к совместной деятельности "Воздух и вода " (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)" (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)
Презентация к совместной деятельности "Презентация к совместной деятельности "Воздух и вода " (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)" (экспериментиро...
ОД "Неделя капельки и воздуха-невидимки» Экспериментирование с воздухом и игры с водой"
План воспитательно – образовательной работы на летний оздоровительный период Дата:Тема недели: «Неделя капельки и воздуха-невидимки» Экспериментирование с воздухом и игры с водой.Цел...