Как научить Незнайку ориентироваться во времени. Занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ (Системный лифт) в средней группе.
план-конспект занятия (окружающий мир, средняя группа) по теме
Как научить Незнайку ориентироваться во времени.
Занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ (Системный лифт) в средней группе.
Цель: Расширить знания детей об измерении времени: по часам, по временам года. Формировать временные понятия: сутки, части суток: утро, день, вечер, ночь. Развивать пространственно-временные представления, мышление, наблюдательность, любознательность, внимание. Воспитывать положительную мотивацию к воображению, желание помочь другим, трудолюбие и партнёрские отношение во время поиска решения проблемы.
Материал: часы, магнитная доска, «Системный лифт», цветные карточки для дидактической игры «Выложи по порядку», большие часы «Времена года», маленькие круги, карточки по частям суток, линейки, простые карандаши.
Ход занятия
- Создание мотивации к занятию.
Раздаётся стук в дверь и входит Незнайка. В руках у него подарочная коробка.
- Здравствуйте, дети, это я, Незнайка.
- Здравствуй, Незнайка! Ребята, давайте поздороваемся с Незнайкой и расскажем о себе.
Проводится дидактическая игра «Как меня зовут?»
- Здравствуй, Незнайка! Меня зовут Ольга Фёдоровна.
-Здравствуй, Незнайка! Меня зовут Лена и т.д.
- Незнайка, мы очень рады знакомству с тобой.
2. Постановка проблемной ситуации.
- Ребята, я пришёл к вам с просьбой о помощи. У меня вчера был день рождения и мне подарили много подарков.
- Мы тоже поздравляем тебя, Незнайка, с днём рождения.
- Спасибо. Мне вот подарили красивую коробку, а я не могу её открыть. Там в коробке кто-то тихо-тихо стучит (тик-так). Чтобы это могло бы быть?
- Давай мне свою коробку, сейчас мы во всём разберёмся (воспитатель берёт коробку у Незнайки). Да тут на коробке что-то написано. Читает : «Коробочка откроется, если вы правильно отгадаете загадку. Тик-так, тик-так, а с места никак». Ребята, что это такое?
- Часы.
- Давайте посмотрим, что же лежит в этой коробке. (Воспитатель достаёт из коробки часы).
- Незнайка, тебе подарили часы.
(Незнайка рассматривает часы)
- А зачем мне часы. Мне они не нужны. Я даже не знаю, что с ними делать, зачем они мне нужны?
- Ну не спеши отказываться от подарка. Давай спросим у ребят, зачем нужны часы?
- Ребята, расскажите пожалуйста Незнайке, зачем нужны часы.
- Часы нужны, чтобы определять время.
- Правильно ребята. А чтобы Незнайка больше узнал о часах, давайте подробно расскажем о них с помощью нашего системного лифта.
Воспитатель вывешивает схему дама.
- Этот трёхэтажный дом необычный, в нём живут не люди, а кто ребята?
- Предметы.
- На втором этаже живут они сами. Нарисуем здесь часики. А кто живёт на первом этаже?
- Отдельные части предметов.
- Назовите, из каких частей состоят часы?
- Корпус, циферблат, стрелочки, цифры, колёсики, винтики…
- Правильно. А что находится на третьем этаже?
- Места, в которых могут быть эти предметы.
- Где, в каких местах могут быть часы?
- В квартире, в садике, в школе, в магазине, на улице…
- Это всё интересно! Но я не понимаю по часам.
- Ребята, а вы можете определить время по часам?
- Нет. Мы ещё маленькие.
- А кто нам может помочь узнать сколько времени?
- Взрослые, папы, мамы…
- А как же нам помочь Незнайке научиться ориентироваться во времени? (Ответы детей) А времена года, вы знаете ребята? Давайте для начала научим Незнайку ориентироваться во временах года.
3. Открытие нового. Проводится игра «Разложи по порядку»
- У меня есть волшебные карточки. Они нам помогут определять времена года. Я буду загадывать вам загадки, а вы будете отгадывать их, находить соответствующую цветовую карточку и выкладывать на магнитной доске.
Она приходит в декабре,
Когда деревья стоят в серебре?
(Зима)
- Правильно ребята. А каким цветом мы рисуем снег на белом листе бумаги.
-Голубым, синим. Дети берут синюю карточку и выкладывают её на доске.
Зелёное платье она надела,
И всё вокруг зазеленело?
(Весна)
- Какую карточку мы будем выкладывать?
- Зелёную.
В венке из солнечного света
Вслед за весной приходит...?
- Лето.
-Какую карточку мы выберем?
- Красную.
Платье жёлтое набросив,
Тихо к нам приходит …?
- Осень.
- Какую карточку мы выберем?
- Жёлтую.
- Сколько карточек мы выложили. Давайте посчитаем.
-Четыре.
- Какое время года обозначает синяя карточка? (зелёная, красная, жёлтая)
- Одно время года сменяет другое. Ребята, можно ли из этих карточек сделать часы, которые будут показывать то время года, которое придёт? (Ответы детей) Что нам для этого понадобится? (Ответы детей)
Воспитатель вместе с детьми конструирует часы (раскладывает на подготовленном круге цветные карточки в определённой последовательности).
- Ребята, чего не хватает у наших часов? (стрелочки)
Прикрепляют стрелочку в центр круга.
- На какой карточке сейчас должна быть установлена стрелка и почему?
- Стрелка должна быть установлена на синей карточке, потому что сейчас время года – зима.
-На какую карточку передвинется стрелка, когда закончится зима и почему? И т.д.
- Нравятся тебе, Незнайка, наши часы?
- Да, очень.
- Мы тебе их дарим на день твоего рождения.
- Большое спасибо. Теперь и я смогу определять времена года. Но времена года так долго длятся, а я бы хотел уметь ориентироваться во времени каждый день.
- Мне кажется, наши ребята смогут тебе помочь. Поможем Незнайке дети?
- Поможем.
- А можно сделать такие часы, которые будут показывать части суток.? Что нам для этого понадобится?
- Круг, стрелка, картинки.
- А что должно быть изображено на этих картинках? Ответы детей.
- У меня есть вот такие карточки, на них изображены разные сюжеты. Выберете себе по карточке и назовите часть суток, которая соответствует определённому сюжету.
(Воспитатель раздаёт детям карточки, на которых изображены сюжеты частей суток)
Ответы детей:
- Эта часть суток утро. Потому что зарядку мы делаем утром.
- Эта часть суток день. Потому что днём мы гуляем, играем.
- Эта часть суток вечер. Потому что вечером мы собираемся ложиться спать.
- Эта часть суток ночь. Потому что ночью мы спим.
- Ребята, а при помощи этих карточек мы сможем сконструировать часы для Незнайки? (Ответы детей) В каком порядке мы должны расположить карточки. (Ответы детей) Давайте теперь расположим эти карточки на кружочке.
(Дети выкладывают карточки в определённой последовательности: утро, день, вечер, ночь)
- Сколь частей суток у нас получилось? Назовите их.
- Четыре. Утро, день, вечер, ночь.
- Какие красивые часы у нас получились! Тебе нравятся, Незнайка?
- Большое спасибо, ребята! Я теперь весь день смогу себе спланировать. Что мне делать утром, днём, вечером.
4. Практическая работа.
- Мы с ребятами очень рады, что смогли тебе помочь.
Незнайка, а хотел бы ты сам сделать такие часы? А вы, ребята?
( Ответы детей и Незнайки)
- На столе лежат разные предметы. Вы самостоятельно выберете себе нужные детали для конструирования часов, которые бы показывали части суток. (Дети выбирают необходимые детали и делают часы) В конце занятия обсуждаются все модели.
Воспитатель даёт задание на дом: вместе с родителями придумать необычные часы и нарисовать их.
5.Подведение итогов.
- Ребята , что сегодня нового мы узнали?(ответы детей). Правильно. Время можно измерять не только по часам, но и по временам года и частям суток.
А что мы научились сегодня делать? (ответы детей). Да.
Мы научились делать часы по временам года и частям суток.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_v_sredney_gruppe.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Как научить Незнайку ориентироваться во времени.
Занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ (Системный лифт) в средней группе.
Цель: Расширить знания детей об измерении времени: по часам, по временам года. Формировать временные понятия: сутки, части суток: утро, день, вечер, ночь. Развивать пространственно-временные представления, мышление, наблюдательность, любознательность, внимание. Воспитывать положительную мотивацию к воображению, желание помочь другим, трудолюбие и партнёрские отношение во время поиска решения проблемы.
Материал: часы, магнитная доска, «Системный лифт», цветные карточки для дидактической игры «Выложи по порядку», большие часы «Времена года», маленькие круги, карточки по частям суток, линейки, простые карандаши.
Ход занятия
- Создание мотивации к занятию.
Раздаётся стук в дверь и входит Незнайка. В руках у него подарочная коробка.
- Здравствуйте, дети, это я, Незнайка.
- Здравствуй, Незнайка! Ребята, давайте поздороваемся с Незнайкой и расскажем о себе.
Проводится дидактическая игра «Как меня зовут?»
- Здравствуй, Незнайка! Меня зовут Ольга Фёдоровна.
-Здравствуй, Незнайка! Меня зовут Лена и т.д.
- Незнайка, мы очень рады знакомству с тобой.
2. Постановка проблемной ситуации.
- Ребята, я пришёл к вам с просьбой о помощи. У меня вчера был день рождения и мне подарили много подарков.
- Мы тоже поздравляем тебя, Незнайка, с днём рождения.
- Спасибо. Мне вот подарили красивую коробку, а я не могу её открыть. Там в коробке кто-то тихо-тихо стучит (тик-так). Чтобы это могло бы быть?
- Давай мне свою коробку, сейчас мы во всём разберёмся (воспитатель берёт коробку у Незнайки). Да тут на коробке что-то написано. Читает : «Коробочка откроется, если вы правильно отгадаете загадку. Тик-так, тик-так, а с места никак». Ребята, что это такое?
- Часы.
- Давайте посмотрим, что же лежит в этой коробке. (Воспитатель достаёт из коробки часы).
- Незнайка, тебе подарили часы.
(Незнайка рассматривает часы)
- А зачем мне часы. Мне они не нужны. Я даже не знаю, что с ними делать, зачем они мне нужны?
- Ну не спеши отказываться от подарка. Давай спросим у ребят, зачем нужны часы?
- Ребята, расскажите пожалуйста Незнайке, зачем нужны часы.
- Часы нужны, чтобы определять время.
- Правильно ребята. А чтобы Незнайка больше узнал о часах, давайте подробно расскажем о них с помощью нашего системного лифта.
Воспитатель вывешивает схему дама.
- Этот трёхэтажный дом необычный, в нём живут не люди, а кто ребята?
- Предметы.
- На втором этаже живут они сами. Нарисуем здесь часики. А кто живёт на первом этаже?
- Отдельные части предметов.
- Назовите, из каких частей состоят часы?
- Корпус, циферблат, стрелочки, цифры, колёсики, винтики…
- Правильно. А что находится на третьем этаже?
- Места, в которых могут быть эти предметы.
- Где, в каких местах могут быть часы?
- В квартире, в садике, в школе, в магазине, на улице…
- Это всё интересно! Но я не понимаю по часам.
- Ребята, а вы можете определить время по часам?
- Нет. Мы ещё маленькие.
- А кто нам может помочь узнать сколько времени?
- Взрослые, папы, мамы…
- А как же нам помочь Незнайке научиться ориентироваться во времени? (Ответы детей) А времена года, вы знаете ребята? Давайте для начала научим Незнайку ориентироваться во временах года.
3. Открытие нового. Проводится игра «Разложи по порядку»
- У меня есть волшебные карточки. Они нам помогут определять времена года. Я буду загадывать вам загадки, а вы будете отгадывать их, находить соответствующую цветовую карточку и выкладывать на магнитной доске.
Она приходит в декабре,
Когда деревья стоят в серебре?
(Зима)
- Правильно ребята. А каким цветом мы рисуем снег на белом листе бумаги.
-Голубым, синим. Дети берут синюю карточку и выкладывают её на доске.
Зелёное платье она надела,
И всё вокруг зазеленело?
(Весна)
- Какую карточку мы будем выкладывать?
- Зелёную.
В венке из солнечного света
Вслед за весной приходит...?
- Лето.
-Какую карточку мы выберем?
- Красную.
Платье жёлтое набросив,
Тихо к нам приходит …?
- Осень.
- Какую карточку мы выберем?
- Жёлтую.
- Сколько карточек мы выложили. Давайте посчитаем.
-Четыре.
- Какое время года обозначает синяя карточка? (зелёная, красная, жёлтая)
- Одно время года сменяет другое. Ребята, можно ли из этих карточек сделать часы, которые будут показывать то время года, которое придёт? (Ответы детей) Что нам для этого понадобится? (Ответы детей)
Воспитатель вместе с детьми конструирует часы (раскладывает на подготовленном круге цветные карточки в определённой последовательности).
- Ребята, чего не хватает у наших часов? (стрелочки)
Прикрепляют стрелочку в центр круга.
- На какой карточке сейчас должна быть установлена стрелка и почему?
- Стрелка должна быть установлена на синей карточке, потому что сейчас время года – зима.
-На какую карточку передвинется стрелка, когда закончится зима и почему? И т.д.
- Нравятся тебе, Незнайка, наши часы?
- Да, очень.
- Мы тебе их дарим на день твоего рождения.
- Большое спасибо. Теперь и я смогу определять времена года. Но времена года так долго длятся, а я бы хотел уметь ориентироваться во времени каждый день.
- Мне кажется, наши ребята смогут тебе помочь. Поможем Незнайке дети?
- Поможем.
- А можно сделать такие часы, которые будут показывать части суток.? Что нам для этого понадобится?
- Круг, стрелка, картинки.
- А что должно быть изображено на этих картинках? Ответы детей.
- У меня есть вот такие карточки, на них изображены разные сюжеты. Выберете себе по карточке и назовите часть суток, которая соответствует определённому сюжету.
(Воспитатель раздаёт детям карточки, на которых изображены сюжеты частей суток)
Ответы детей:
- Эта часть суток утро. Потому что зарядку мы делаем утром.
- Эта часть суток день. Потому что днём мы гуляем, играем.
- Эта часть суток вечер. Потому что вечером мы собираемся ложиться спать.
- Эта часть суток ночь. Потому что ночью мы спим.
- Ребята, а при помощи этих карточек мы сможем сконструировать часы для Незнайки? (Ответы детей) В каком порядке мы должны расположить карточки. (Ответы детей) Давайте теперь расположим эти карточки на кружочке.
(Дети выкладывают карточки в определённой последовательности: утро, день, вечер, ночь)
- Сколь частей суток у нас получилось? Назовите их.
- Четыре. Утро, день, вечер, ночь.
- Какие красивые часы у нас получились! Тебе нравятся, Незнайка?
- Большое спасибо, ребята! Я теперь весь день смогу себе спланировать. Что мне делать утром, днём, вечером.
4. Практическая работа.
- Мы с ребятами очень рады, что смогли тебе помочь.
Незнайка, а хотел бы ты сам сделать такие часы? А вы, ребята?
( Ответы детей и Незнайки)
- На столе лежат разные предметы. Вы самостоятельно выберете себе нужные детали для конструирования часов, которые бы показывали части суток. (Дети выбирают необходимые детали и делают часы) В конце занятия обсуждаются все модели.
Воспитатель даёт задание на дом: вместе с родителями придумать необычные часы и нарисовать их.
5.Подведение итогов.
- Ребята , что сегодня нового мы узнали?(ответы детей). Правильно. Время можно измерять не только по часам, но и по временам года и частям суток.
А что мы научились сегодня делать? (ответы детей). Да.
Мы научились делать часы по временам года и частям суток.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя и детей 5-6 лет по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ «Беседа о головных уборах»
Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя и детей 5-6 лет по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в подготовительной группе
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в подготовительной группе...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в старшей группе.
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в старшей группе "Во саду ли, в огороде"....
Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром с элементами сюжетно-ролевой игры в средней группе ГБДОУ
Формирование представлений о природных изменениях в родном крае и о труде человека....
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в старшей группе на тему «Необычный урожай»
интересное занятие по окружающему миру с интеграцией образовательных областей, с элементами триз-технологии....
Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром с элементами сюжетно-ролевой игры в средней группе
методическая разработка...
Интегрированное занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ-технологии «Стекляндия – волшебная страна»
Конспект интегрированного занятия содержит конспект и презентацию...