Конспект НОД "Воздух - первое знакомство"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности
на тему: «Воздух – первое знакомство»
Цель: сформировать представления о воздухе, показать способы обнаружения воздуха при помощи органов чувств.
Задачи:
- дать детям представления о воздухе и его свойствах; помочь в процессе экспериментальной деятельности обнаружить воздух в окружающем пространстве;
- развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию, развивать речь, мышление;
- воспитывать умение видеть удивительное в окружающем мире.
Оборудование:
«Посылка», воздушный шарик, целлофановые пакеты, стаканы по количеству детей, Центр воды и песка, баночки, музыкальные инструменты (дудочка, гармошка, свисток), карточки - символы.
Для рисования: акварельные краски, бумага, кисти, стаканчики, соломинки для коктейля.
№ этапа | Содержание | Примечание |
1 | Введение в игровую ситуацию В круг широкий, вижу я, Встали вы, мои друзья. Мы сейчас пойдем направо, А потом пойдем налево, И на место мы вернемся, Улыбнемся, подмигнем И знакомиться начнем. | Предложить детям встать в круг и взяться за руки. Знакомство с детьми |
2 | Мотивационная игра В центре на столе стоит посылка. - Что это? - Откуда могла прийти такая посылка? - Ребята, давайте посмотрим, что нам прислали из страны Почемучек? Из посылки вылетает воздушный шарик, к нему прикреплена открытка с символическим изображением воздуха. - Что это нарисовано? Мы сможем узнать, что это, отгадав загадку. Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать, С нами рядом каждый час, Но невидим он для нас. (Прикрепить на доску символ воздуха) -Ребята, а воздух действительно никак нельзя обнаружить? Жители волшебной страны, откуда пришла эта посылка, тоже искали ответ на этот вопрос, но не смогли найти. Давайте поможем жителям Страны Почемучек и тоже отправимся в эту страну. А как нам можно попасть в сказочную страну? На чем передвигаются сказочные герои по воздуху? - Полетим на ковре-самолете? -Вот мы и прилетели. А в этой волшебной стране все жители – ученые. Давайте, тоже превратимся в ученых. Крибли - крабли -вилс - в ученых превратись! | - Посылка Ответы детей Ответы детей Музыкальное сопровождение |
3 | Затруднение в игровой ситуации Итак, мы с вами ученые, и сегодня мы исследуем воздух. Как мы можем обнаружить воздух? У человека есть помощники - органы чувств – глаза, уши… | Ответы детей Предложить детям назвать остальные органы чувств (показать карточки) |
4 | Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации -Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать сейчас ответ? -Правильно, можно ли увидеть воздух. - Вы видите воздух? Попробуем поймать его, чтобы разглядеть. С помощью чего мы можем это сделать? -Посмотрите, как я могу поймать воздух пакетом. (опыт№1: расправляем пакетик: ничего в нем нет, «ловим» воздух, крепко закручиваем) -Хотите попробовать? - Что произошло с вашими пакетами? Что внутри? Мы можем увидеть воздух? Почему? - А сейчас проткните ваши мешочки. Поднесите к лицу. Что происходит? - Давайте возьмем веера. Что вы чувствуете?
- А стакан может поймать воздух? - Опыт №2: я на дне стакана закрепила вату. Переворачиваю стакан и ловлю воздух. Я держу стакан ровно, не выпускаю воздух и осторожно опускаю стакан в воду до самого дна. Потом также, держа стакан ровно, поднимаю его. Что произошло с ватой? Почему вата осталось сухой? - Правильно, вата осталась сухая, так как мне помог воздух. -Теперь вы попробуйте провести такой опыт. - Получилось? - А теперь попробуйте наклонить стакан. Что произошло? Почему? - На какой вопрос сейчас будем искать ответ? - Чем пахнет воздух? - Сейчас мы оставим только одного нашего помощника – нос, и попробуем угадать запах? Игра «Угадай по запаху». Закройте, пожалуйста, глаза ладонями. Попробуйте определить и называть запахи, а наши гости посмотрят, угадаете вы или нет. - Откройте глаза, расскажите, какие запахи из какой баночки. - А вот из этой бутылочки чем пахло? - Что в ней находится? Мы можем доказать, что там есть воздух? - А имеет ли воздух свой вкус? Как можно попробовать воздух на вкус? -Ребята, мы выяснили, что воздух невидимый, но мы можем его почувствовать, он не имеет своего запаха. А мы можем услышать воздух? -А вы знаете, что многие музыкальные инструменты звучат с помощью воздуха. | (На доску вывешивается карточка «Глаз») Можно ли увидеть воздух (На столе предметы: шарик, целлофановый пакет, стакан) Ответы детей. Карточка перечеркивается. (Дети выполняют опыт) Вывод: мы не можем увидеть воздух, потому что он прозрачный и бесцветный, но мы можем его почувствовать. (вывешиваем карточку «Рука») Один ребенок пробует. Ответы детей. Вывод: воздух невидим, но он заполняет все вокруг. Мы можем увидеть пузырьки воздуха в воде . (На доску вывешивается карточка «Нос») (Баночки с запахом: апельсин, чеснок, огурец, шоколад, пустая баночка). Вывод: у воздуха нет собственного запаха, чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества. (На доску вывешивается карточка «Рот») Вывод: воздух не имеет вкуса (перечеркнуть карточку) (Вывешивается карточка «Ухо») Перед детьми выложить музыкальные инструменты. Обсудить. Вывод: Если воздух встречает на своем пути преграду, то получается звук. |
6 | А сейчас мы с вами полетим на самолете обратно в детский сад. Физ. минутка с элементами дыхательной гимнастики. «Самолёт». | |
5 | Самостоятельное применение новых знаний в другой игровой ситуации -Мы побывали в волшебной стране, где провели опыты, пытаясь обнаружить воздух с помощью наших органов чувств. Итак, наши помощники глаза что определили? Опустить карточку. - Я буду опускать карточки вниз, а вы рассказывать, что вы узнали о воздухе. - Ребята, Что вы узнали новое? Что понравилось? Что расскажете дома? А еще жители этой страны любят рисовать. Но страна волшебная и рисуют тут по-волшебному, с помощью воздуха. Жители этой страны поделились со мной секретом. Для этого нам понадобятся коктейльные трубочки и акварель. Мы нарисуем необыкновенные пейзажи с помощью воздуха. - Посмотрите на мой рисунок, я поиграла с воздухом и вот, что у меня вышло(показать рисунок). Что вы видите на рисунке? (ответы детей). Верно, мои кляксочки похожи на травку или веточки, на которые дует ветерок. Сейчас мы с вами будем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать чудесные картины, смотрите на меня, а затем мы выполним работу вместе (показать технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. Проговорить несколько раз с детьми название техники. | (Подойти к доске с карточками) Дети самостоятельно формулируют выводы, опираясь на карточки - символы. |
7 | Итог занятия Выполнение работы под музыку ветра. Дети работают в своем темпе и решают сами, когда закончить свою работу. Убирают рабочее место.
| Музыкальное сопровождение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первое знакомство с произведениями словесного искусства
Консультация для родителей...
Конспект занятия-досуга на воде: Первое знакомство.Для детей средней группы детского сада с ЗПР.
Конспект занятия составлен на сентябрь месяц для средней группы детского сада, для детей с задержкой психоречевого развития.....
Конспект совместной деятельности с детьми (экскурсия в библиотеку). Тема: «Первое знакомство с библиотекой»
Тема: «Первое знакомство с библиотекой» Цель: Всестороннее развитие дошкольников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка детей к жизни в современном ...
Конспект в первой младшей группе по математике Тема: «Знакомство с геометрической фигурой - овалом»
Конспект в первой младшей группе по математике Тема: «Знакомство с геометрической фигурой - овалом»Цель: Познакомить с овалом и его свойствами, закрепить умение распознавать изученные геом...
конспект в первой младшей группе знакомство детей с профессией Воспитатель
конспект в первой младшей группе знакомство детей с профессией Воспитатель-познавательное развитие...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Первое знакомство с театром»
Театр приобщает ребенка к правилам и нормам поведения в обществе. Здесь вы не увидите шумных и бегающих без дела детей, громко разговаривающих и вызывающе одетых зрителей. В этом месте все пронизано к...
Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе на тему " Первое знакомство с блоками Дьенеша".
Логические блоки Дьенеша знакомят детей с формой, цветом и размером обьектов. Они развивают у детей логическое и аналитическое мышление, творческие способности, а также память, внимание и воображение....