Первое знакомство с произведениями словесного искусства
материал на тему
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervoe_znakomstvo_s_proizvedeniyami_slovesnogo_iskusstva.doc | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Колыбельные
- Буквально с первых дней в жизнь ребёнка входит так называемая "материнская поэзия": колыбельные, потешки, прибаутки, песни, сказки.
- В колыбельных слово и ритм неразрывно связаны и одинаково важны: исследователи фольклора отмечают, что, слушая нехитрые напевы, ребёнок впервые знакомится с интонационным и смысловым строем родной речи.
- Убаюкивая и успокаивая младенца, колыбельная создаёт вокруг него атмосферу тепла, покоя, любви. Нередко колыбельная обращена напрямую к ребёнку, в ней называется его имя, он - в центре внимания, одновременно герой и слушатель.
- Как правило, в колыбельной присутствует короткий сюжет и традиционные персонажи - "серенький коток", "серенький волчок". Это не только добрые помощники, часто они способны напугать маленького слушателя:
Придёт серенький волчок
И ухватит за бочок
И утащит во лесок
Под ракитовый кусток...
- Одни исследователи объясняют появление таких героев обрядовым происхождением колыбельной: она возникла как магическое заклинание злых сил, от которых нужно уберечь младенца. По другой версии, в появлении страшных персонажей просматриваются первые попытки воспитания: чтобы избежать общения с чем-то пугающим, ребёнок должен послушно уснуть.
- Впрочем, поэтика колыбельной в целом направлена отнюдь не на устрашение или воспитание, она обусловлена функцией колыбельной - помочь ребёнку уснуть. Отсюда неторопливый ритм, напевная интонация, частые повторы слов и слогов. Характерно также обилие уменьшительно-ласкательных суффиксов: колыбельные - песни для самых маленьких, в них раскрывается бережное и заботливое отношение взрослых к только что родившемуся ребёнку.
Потешки
- Общение с самыми маленькими детьми сопровождают и потешки - короткие игровые присловья: знакомые всем с детства "Ладушки-ладушки", "Сорока, сорока" и некоторые другие.
- В процессе первых игр ребёнок осваивает простейшие движения и навыки, а потешки развлекают его, создают особый ритм и настроение, а также развивают воображение маленького слушателя, предлагая ему осмыслить заданную ситуацию.
- Потешки выводят ребёнка за рамки его маленького привычного мира; слушая, повторяя и запоминая рифмованные строки, он учится говорить, думать, общаться с окружающими, выражать свои эмоции. Кроме того, как и в колыбельных, в потешках просматривается воспитательное начало, но уже не в пугающей, а в шутливой форме:
Идёт коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто кашку не ест, молочко не пьёт -
Забодает, забодает!
Роль "материнской поэзии" в жизни ребёнка
- В целом "материнская поэзия", выросшая из поэзии обрядовой и по сей день сохранившая главную черту последней - ситуативность, организует мир маленького человека: здесь самые важные и интересные моменты общения с ним сопровождаются соответствующими поэтическими формами.
- Жизнь ребёнка становится частью непрерывного течения общей жизни, и свои первые представления об окружающем мире он получает из этой повседневной поэзии. Прежде всего, это представления о доме, о семье, о родителях, о том, какое место в их жизни занимает маленький человек.
- "Материнская поэзия" развивает и его эмоциональную сферу, и мышление: сначала он учится чувствовать отношение к себе, выраженное в поэтической форме, затем начинает осознавать смысл слов, обращённых к нему, и связывать их с тем, что его окружает.
- Произведения "материнской поэзии" становятся и первым знакомством ребёнка с родным языком: его словарным составом, его ритмикой, его структурными особенностями. Именно эти произведения сопровождают ребёнка в тот период, когда он учится говорить, а потому во многом определяют особенности детской речи и помогают её развитию.
Автор статьи - филолог Валерия Здир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система работы педагога по восприятию детьми дошкольного возраста произведения словесного искусства (фольклора)»
«Фольклор создаётся всеми для всех и в рамках многовековых традций. Во всём, что делал народ, - единые представления о красоте.Здесь нет разноречий.Единство представлений о красоте создавалоединс...
«Система работы педагога по восприятию детьми дошкольного возраста произведения словесного искусства (фольклора)
«Фольклор создаётся всеми для всех и в рамках многовековых традций. Во всём, что делал народ, - единые представления о красоте.Здесь нет разноречий.Единство представлений о красоте создавалоединс...
Итоговая работа на тему: «Система развития предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений словесного искусства»
I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной д...
Знакомство с произведениями изобразительного искусства с детьми дошкольного возраста.
Знакомство а также обсуждения произведений изобразительного искусства с детьми дошкольного возраста....
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию «Знакомство с произведениями изобразительного искусства художника В. Серова»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» Конспект занятия в подготовительной к школе группепо худ...
План самообразования: «Способствовать развитию предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства у дошкольников»
План самообразования: «Способствовать развитию предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства у дошкольников»...
Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группе Тема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»
Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группеТема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства&raqu...