Первое знакомство с произведениями словесного искусства
материал на тему

Иоффе Юлия  Евгеньевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervoe_znakomstvo_s_proizvedeniyami_slovesnogo_iskusstva.doc20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Колыбельные

  1. Буквально с первых дней в жизнь ребёнка входит так называемая "материнская поэзия": колыбельные, потешки, прибаутки, песни, сказки.
  2. В колыбельных слово и ритм неразрывно связаны и одинаково важны: исследователи фольклора отмечают, что, слушая нехитрые напевы, ребёнок впервые знакомится с интонационным и смысловым строем родной речи.
  3. Убаюкивая и успокаивая младенца, колыбельная создаёт вокруг него атмосферу тепла, покоя, любви. Нередко колыбельная обращена напрямую к ребёнку, в ней называется его имя, он - в центре внимания, одновременно герой и слушатель.
  4.  Как правило, в колыбельной присутствует короткий сюжет и традиционные персонажи - "серенький коток", "серенький волчок". Это не только добрые помощники, часто они способны напугать маленького слушателя:

Придёт серенький волчок

И ухватит за бочок

И утащит во лесок

Под ракитовый кусток...

  1. Одни исследователи объясняют появление таких героев обрядовым происхождением колыбельной: она возникла как магическое заклинание злых сил, от которых нужно уберечь младенца. По другой версии, в появлении страшных персонажей просматриваются первые попытки воспитания: чтобы избежать общения с чем-то пугающим, ребёнок должен послушно уснуть.
  2.  Впрочем, поэтика колыбельной в целом направлена отнюдь не на устрашение или воспитание, она обусловлена функцией колыбельной - помочь ребёнку уснуть. Отсюда неторопливый ритм, напевная интонация, частые повторы слов и слогов. Характерно также обилие уменьшительно-ласкательных суффиксов: колыбельные - песни для самых маленьких, в них раскрывается бережное и заботливое отношение взрослых к только что родившемуся ребёнку.

Потешки

  1. Общение с самыми маленькими детьми сопровождают и потешки - короткие игровые присловья: знакомые всем с детства "Ладушки-ладушки", "Сорока, сорока" и некоторые другие.
  2. В процессе первых игр ребёнок осваивает простейшие движения и навыки, а потешки развлекают его, создают особый ритм и настроение, а также развивают воображение маленького слушателя, предлагая ему осмыслить заданную ситуацию.
  3. Потешки выводят ребёнка за рамки его маленького привычного мира; слушая, повторяя и запоминая рифмованные строки, он учится говорить, думать, общаться с окружающими, выражать свои эмоции. Кроме того, как и в колыбельных, в потешках просматривается воспитательное начало, но уже не в пугающей, а в шутливой форме:

Идёт коза рогатая

За малыми ребятами.

Кто кашку не ест, молочко не пьёт -

Забодает, забодает!

Роль "материнской поэзии" в жизни ребёнка

  1. В целом "материнская поэзия", выросшая из поэзии обрядовой и по сей день сохранившая главную черту последней - ситуативность, организует мир маленького человека: здесь самые важные и интересные моменты общения с ним сопровождаются соответствующими поэтическими формами.
  2. Жизнь ребёнка становится частью непрерывного течения общей жизни, и свои первые представления об окружающем мире он получает из этой повседневной поэзии. Прежде всего, это представления о доме, о семье, о родителях, о том, какое место в их жизни занимает маленький человек.
  3. "Материнская поэзия" развивает и его эмоциональную сферу, и мышление: сначала он учится чувствовать отношение к себе, выраженное в поэтической форме, затем начинает осознавать смысл слов, обращённых к нему, и связывать их с тем, что его окружает.
  4. Произведения "материнской поэзии" становятся и первым знакомством ребёнка с родным языком: его словарным составом, его ритмикой, его структурными особенностями. Именно эти произведения сопровождают ребёнка в тот период, когда он учится говорить, а потому во многом определяют особенности детской речи и помогают её развитию.

Автор статьи - филолог Валерия Здир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система работы педагога по восприятию детьми дошкольного возраста произведения словесного искусства (фольклора)»

«Фольклор создаётся всеми для всех и в рамках многовековых традций. Во всём, что делал народ, - единые представления о красоте.Здесь нет разноречий.Единство представлений о красоте создавалоединс...

«Система работы педагога по восприятию детьми дошкольного возраста произведения словесного искусства (фольклора)

«Фольклор создаётся всеми для всех и в рамках многовековых традций. Во всём, что делал народ, - единые представления о красоте.Здесь нет разноречий.Единство представлений о красоте создавалоединс...

Итоговая работа на тему: «Система развития предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений словесного искусства»

I.   Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной д...

Знакомство с произведениями изобразительного искусства с детьми дошкольного возраста.

Знакомство а также обсуждения произведений изобразительного искусства с детьми дошкольного возраста....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию «Знакомство с произведениями изобразительного искусства художника В. Серова»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2»         Конспект занятия в подготовительной к школе группепо худ...

План самообразования: «Способствовать развитию предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства у дошкольников»

План самообразования: «Способствовать развитию предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства у дошкольников»...

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группе Тема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группеТема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства&raqu...