Детско – родительский экологический проект «Весёлая ярмарка»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. Как известно, "самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам". Многие родители даже не подозревают, что зелёный мир природы начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научать малыша наблюдать за растениями, видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, как за ним ухаживают. Только с помощью взрослого дошкольник может понять, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет заботливо относиться к растениям. Стоит заметить, что в условиях современного общества, нам проще приобрести всё готовое, чем выращивать самим, и дети порой не имеют понятия, откуда берутся овощи и как за ними нужно ухаживать. Вот и возникла у нас идея создать в группе свой огород на подоконнике и оформить его как весёлую ярмарку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vesyolaya_yarmarka.docx | 53.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Детско – родительский
экологический проект
«Весёлая ярмарка»
Автор проекта
Толкачева Е.А.
(воспитатель старшей логопедической группы «Сказка»)
Провели: Толкачёва Е. А. и Прасолова В.В.
(воспитатели старшей логопедической группы «Сказка» )
ДОУ №8 «Светлячок» г. Дубны Московской области
Актуальность проекта
Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. Как известно, "самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам". Многие родители даже не подозревают, что зелёный мир природы начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научать малыша наблюдать за растениями, видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, как за ним ухаживают. Только с помощью взрослого дошкольник может понять, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет заботливо относиться к растениям. Стоит заметить, что в условиях современного общества, нам проще приобрести всё готовое, чем выращивать самим, и дети порой не имеют понятия, откуда берутся овощи и как за ними нужно ухаживать. Вот и возникла у нас идея создать в группе свой огород на подоконнике и оформить его как весёлую ярмарку.
Цель проекта:
- создание условий, стимулирующих у дошкольников интерес к исследовательской и трудовой деятельности по выращиванию культурных огородных растений;
- развитие у детей потребности ухода за растениями, умения вести наблюдения за их ростом;
- вовлечение родителей в совместную практическую деятельность по выращиванию овощных культур в комнатных условиях и оформлению дизайна будущей ярмарки.
Задачи:
Обучающие:
- конкретизировать представления детей об огородных культурах;
- познакомить детей с разнообразием посадочного материала (семена, луковицы)
- формировать элементарные представления об условиях, необходимых для роста растений (свет, влага, тепло, почва);
- продолжать учить детей наблюдать за ростом растений, устанавливать связи между состоянием растений и условиями окружающей среды;
- формировать умение вести дневник наблюдений за ростом растений;
- совершенствовать навыки работы по уходу за растениями, умения пользоваться необходимым инвентарём.
Воспитывающие:
- воспитывать бережное отношение к растениям, желания и умения заботиться о них;
- воспитывать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность в работе;
- воспитывать эмоциональный отклик на результаты собственного труда.
Развивающие:
- развивать речь, познавательную активность, наблюдательность, логическое мышление, память;
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь – апрель)
Участники проекта: воспитатели – дети – родители – взрослые (приглашенные из социума)
Основные принципы работы:
- принцип доступности;
- принцип систематичности и последовательности.
- принцип активности, творчества.
- принцип интеграции.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Социально – коммуникативное развитие;
- Художественно – эстетическое развитие.
Формы и методы работы с детьми в ходе проекта:
- Познавательные беседы;
- Опытническая деятельность;
- Чтение художественной литературы, разучивание стихов, пословиц;
- Рассматривание иллюстраций и фотографий;
- Экскурсия (в магазин «Семена»)
- Наблюдения за растениями (ведение дневника наблюдений)
- Игры (подвижные, хороводные, настольно – печатные, сюжетно – ролевые)
- Театрализованная деятельность;
- Изобразительная деятельность (рисование, лепка);
- Анкетирование .
Формы работы с родителями в ходе проекта:
- Родительское собрание (знакомим с проектом);
- Консультации
- Мастер – класс
- Изготовление поделок для оформления проекта
- Участие в создании мини – огородов в домашних условиях (выполнение практического задания дома)
- Участие в проведении досуга.
Взаимодействие с социумом:
- Приглашение в ДОУ флориста – садовода;
- Организация экскурсии в магазин «Семена»
Этапы работы над проектом:
- Подготовительный (сентябрь – декабрь)
- Основной (январь – апрель)
- Заключительный (апрель)
Итог проекта -
досуг «Весёлые посиделки». Презентация мини – огородов.
Ожидаемый результат:
У детей будут сформированы представления о выращивании растений в домашних условиях и правилах ухода за ними. Они овладеют рядом практических навыков по уходу за растениями. У детей сформируются знания о том, что для роста и развития растений необходимы солнечный свет, тепло, вода, хорошая питательная земля и своевременный уход. Дошкольники научатся пользоваться инвентарём, вести наблюдения за ростом растений. Они проявят старательность, аккуратность, бережное отношение к природе. Будет создан положительный эмоциональный заряд от общего труда, от совместной работы со взрослыми, от собственного успеха в создании огорода на подоконнике.
Содержание проекта:
Срок реализации | Мероприятия | Цели | Ответственные | |
Подготовительный этап | ||||
Сентябрь | Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода в экологическом воспитании детей. | Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования | Воспитатели | |
Составление плана проекта | Планомерная реализация мероприятий по проектной деятельности | Воспитатели | ||
Беседа с родителями на родительском собрании «Весёлая ярмарка. Огород на подоконнике». | Привлечь родителей к реализации экологического проекта «Весёлая ярмарка». | Воспитатель, родители | ||
Анкета для детей: «Что мы знаем о растениях?» | Выявить знания детей о растениях, о том, как и кто за ними ухаживает, для чего нужны людям растения. | Воспитатели, дети. | ||
Гость в группе: «Флорист – садовод» | Познакомить детей с профессией садовода; углубить и конкретизировать представления детей о цветущих растениях; учить собирать семена для последующей посадки. | Воспитатели, дети, родители. | ||
Октябрь | ООД: «Знакомство с миром природы» Беседа о фруктах и овощах. | Продолжать конкретизировать представления детей об овощах и фруктах; углублять знания об условиях необходимых для роста растений, месте их произрастания (сад-огород), способах выращивания и ухода за растениями, представления об экологических связях между живой и неживой природой, жизнью растений и деятельностью человека; развивать любознательность, восприятие, память и речь. | Воспитатель, дети. | |
ООД: лепка из солёного теста «Овощи и фрукты на нашем столе» | Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами по лепке; развивать умение лепить с натуры знакомые предметы (фрукты, овощи), передавая их характерные особенности; познакомить детей с понятием «ярмарка»; развивать фантазию, творчество; развивать мелкую моторику. | Воспитатели, младший воспитатель, дети. | ||
ООД: рисование «Учимся смешивать краски, чтобы раскрасить овощи на листке раскраске» | Развивать любознательность, мышление, зрительное внимание, цветовое восприятие, речь как средство общения, навыки самоконтроля при работе с практическим материалом по образцу; расширять знания детей о цвете; учить получать дополнительные цвета, смешивая основные; формировать умение участвовать в беседе, выражать свою точку зрения. | Воспитатели и дети. | ||
Ноябрь | ООД: рисование «Раскрасим овощи для магазина» | Закреплять знания об овощах.Учить описывать их качества, цвет, форму; определять по описанию — название загадок; развивать творчество, воображение. | Воспитатели, дети. | |
ООД: лепка «Ёжик из картошки» | Учить детей делать поделки из природного материала (картофеля); продолжать учить детей работать с бросовым материалом; закрепить навыки лепки: закреплять умение слушать воспитателя и действовать по его инструкции, развивать фантазию и творчество детей, развивать эмоциональную отзывчивость и образную речь, воспитывать чувство взаимопомощи и любовь к природе. | Воспитатели, дети. | ||
ООД: Беседа «Откуда хлеб пришёл» | Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба; воспитать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов; познакомить с видами зерновых культур (рожь, пшеница, овёс). | Воспитатель, дети. | ||
ООД: Исследовательская деятельность «Свойства почвы» | Продолжать воспитывать любовь и бережное отношение к природе; познакомить детей со свойствами почвы: пропускает воду, есть воздух; содержит питательные вещества. Развивать интерес детей к познавательной деятельности, к проведению опытов. | Воспитатели, дети. | ||
Декабрь | ООД: исследовательская деятельность «Вода в природе и в жизни человека» | Познакомить детей со свойствами воды, её значением в жизни человека и растений; учить делать простые умозаключения на основе полученных результатов; воспитывать бережное отношение к воде; формировать у детей экологическое мировоззрение. | Воспитатели, дети. | |
Основной этап | ||||
Январь | ООД «Растения в нашем уголке природы» | Учить детей ухаживать за комнатными растениями; совершенствовать навыки работы в природном уголке; развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы; воспитывать самостоятельность, трудолюбие. | Воспитатели, дети. | |
Совместная деятельность в режимных моментах: «Уход за комнатными растениями» | Развивать интерес к комнатным растениям; уточнять представления детей о строении растений, о функциональном значении частей растения; закреплять знания детей о потребностях растений в воде, свете, тепле. Познакомить детей со способами содержания листьев в чистоте. Воспитывать у детей бережное отношение к растениям и уходу за ними. | Воспитатели, дети. | ||
Февраль | ООД: Знакомство с миром природы «Лук от семи недуг» Посадка лука (в банку с водой и в почву) Наблюдение за ростом лука. (в течение месяца) Знакомство с правилами ведения дневника наблюдений. | Расширять представления детей о посадочном материале (луковицы). Учить наблюдать за ростом лука в разных условиях: в воде и в почве. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность детей; учить детей ухаживать за луком зимой в комнатных условиях; формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги для роста луковиц;фиксировать представление детей об изменениях роста луковиц в контейнере с почвой; учить детей бережно относится к природе; научить детей видеть результат своего труда. | Воспитатели, дети. | |
Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки», стихотворения Ю. Тувим «Овощи» | Познакомить детей с произведениями об овощных культурах. | Воспитатель, дети. | ||
Дидактическая игра «Вершки и корешки» | Учить узнавать огородные культуры, сопоставлять вершки и корешки растений. | Воспитатель, дети. | ||
Март | Консультация для родителей «Мини – огород дома» | Вовлечь родителей в совместную исследовательскую деятельность, организацию наблюдений за ростом растений; педагогическое просвещение родителей по вопросам экологического развития ребёнка; | Воспитатели. | |
Мастер – класс: «Куклы из бабушкиного сундука»: «Изготовление кукол для оформления проекта». (Работа с родителями) | Познакомить детей и родителей с народной игрушкой - куклой, помочь детям и родителям освоить новый способ поделки – рукоделие из лоскутов, развивать творческое воображение; воспитывать бережное отношение к игрушкам; воспитывать чувство гармонии и красоты; развивать умение работать совместно с взрослыми. Вызвать желание принять участие в оформлении проекта «Весёлая ярмарка». | Воспитатели, дети, родители | ||
Поделки для оформления проекта (ящики для рассады, заборчик, домики, карусель и т.д.) | Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями; привлечь родителей к оформлению дизайна проекта в группе. | Воспитатели, родители, дети. | ||
Экскурсия в магазин «Семена» | Познакомить детей с разновидностью посадочного материала, многообразием семян, предметами ухода за растениями. Развитие познавательной активности, расширение кругозора детей. | Воспитатель, дети, родители. | ||
Совместная деятельность в режимных моментах: «Посеем травку» | Вызвать интерес к окружающему миру; формировать реалистические представления о природе; расширить у детей знания и представления о травах, их внешнем виде, местах произрастания, о пользе, которую травы приносят людям и животным; обогащать словарный запас, развивать связную речь детей; учить детей сеять траву; прививать любовь к природе. | Воспитатели, дети | ||
Совместная деятельность в режимных моментах: Разучивание потешек, закличек, частушек, песен, связанных с огородом и овощами. | Познакомить с фольклорными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами; прививать любовь к природе через фольклорные произведения. | Воспитатели, дети. | ||
Выполнение совместно с родителями творческих работ на конкурс рисунков по теме «Фантастический огород на окне» | Развивать творческие способности, умение работать совместно со взрослыми; развивать фантазию, воображение. | Дети, родители. | ||
Совместная деятельность в режимных моментах: замачивание семян огурцов, помидоров, фасоли, кабачков. | Учить детей приёмам посева, подводить их к пониманию того, что для жизни растениям необходимы благоприятные условия (почва, влага, свет, тепло); объяснить детям, что перед посадкой необходимо семена замачивать; активизировать словарь детей, развивать речь; воспитывать желание участвовать в общем деле. | Воспитатели, дети. | ||
Работа с родителями: Беседа: «Сделаем посадки дома» | Привлечь родителей к реализации проекта «Огород на подоконнике». | Воспитатели, родители. | ||
Самостоятельная работа родителей и детей дома: «Мини – огород» | Вовлечь детей и родителей в совместный труд. Воспитывать трудолюбие. | Родители, дети. | ||
Апрель | ООД: Знакомство с миром природы «Посев семян огурцов, помидор, фасоли, перца, укропа, петрушки». | Формировать представления детей о выращивании растений из семян; вызвать желание самим вырастить растение; закреплять представления детей о том, что для жизни растениям необходимы благоприятные условия (почва, влага, свет, тепло); активизировать словарь детей, развивать речь; учить выполнять работу старательно и аккуратно; воспитывать трудолюбие. | Воспитатели, дети. | |
Совместная деятельность в режимных моментах: Совместный с детьми уход за посадками | Учить ухаживать за растениями: прививать любовь к природе; учить заботиться и быть ответственными за живыми объектами; самостоятельно отслеживать календарь посевов, высказывать свои наблюдения и занести их в дневник наблюдений. | Воспитатели, дети. | ||
Совместная деятельность в режимных моментах: Разучивание сказки «Репка на новый лад» | Развивать эмоциональную отзывчивость на содержание сказок в игре – драматизации; развивать речевую активность, упражнять их в умении соотносить действие со словами, учить понимать юмор; формировать умение находить выразительные средства игрового образа персонажа. | Воспитатели, дети. | ||
Заключительный этап | ||||
Апрель | Совместная деятельность детей в ходе режимных моментах: Фоторепортаж «Огород на подоконнике». | Привлечь к совместному труду всех детей в группе; прививать любовь к труду и природе. | Воспитатели, родители, дети. | |
Совместная деятельность в режимных моментах: рассматривание дневника наблюдений. | Вспомнить о зависимости их роста и наличие влаги, света и тепла для роста растений; при помощи записей наблюдений рассказать об изменениях в развитии растений, учить анализировать, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе; развивать познавательный интерес; способность к анализу и синтезу, к самоконтролю. | Воспитатели, дети. | ||
Досуг «Весёлые посиделки» Презентация творческих работ: «Мини - огород» | Развитие эмоциональной отзывчивости, чувства радости, удовлетворения от полученных успехов, результатов собственного и общего труда. | Воспитатели, дети. |
Результат работы:
В результате проектной деятельности у детей старшей логопедической группы «Сказка» сформировались представления о том, как можно вырастить огородные растения в комнатных условиях, что благополучное развитие растений, их рост зависит от условий среды: растениям необходимы тепло, почва, вода, солнечный свет, воздух. Дети научились сеять семена, сажать луковичные растения, ухаживать за посадками, пользоваться необходимым инвентарём, вести наблюдения. У детей появилось желание трудиться самостоятельно и вместе со взрослыми. А главное, дети и взрослые испытали чувство радости от общего успеха, от совместного участия в создании мини – огорода. Весёлая ярмарка получилась на славу!
Список использованной литературы:
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 2005. - 224 с..
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева - М.: Мозаика-Синтез, 2002. - 128 с.
- Методика ознакомления с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение,1992. - 207 с.
- Вакуленко Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников. Издательство «Учитель» 2007г
- Перельман Я.И. «Занимательные задачи и опыты». – Екатеринбург,1995
- Мурудова Е.И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2012г.
- Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Мир, в котором я живу. – М. 2006. – 144с.
- Пожиленко Е. А. Энциклопедия развития ребенка. – Спб. 2006. – 640с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МБДОУ Великооктябрьский детский сад «Белочка» Фировский район Тверская область Проект «Весёлые зонтики» Подготовили: Григорьева А.В., Кохова Е.А. Цель: Продолжать знакомить детей с временем года осень и её особенностями. Задачи: -активизировать речь, р
Ход непосредственной образовательной деятельности.- Ребята, какое время года сейчас? (Осень)- Назовите признаки осени. (Ответы детей.)Посмо...
Детско-родительский проект "Весёлые перчатки"
Цель данного проекта:научить детей совместно со взрослыми, изготовлять весёлые перчатки и использовать их для занятий по биоэнергопластике, как на логопедических занятиях, так и дома. ...
Проект "Весёлые прищепки" Автор: Кобзаренко Светлана Григорьевна- воспитатель МБДОУ «детский сад «Звёздочка» г. Горняк, Локтевский район, Алтайский край
ldquo;Источники способностей и дарований детей– на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,которые питают источниктворческой мысли”В.А. Сухомлинский...
Проект Весёлая ярмарка
Цель: обобщать знания детей о декоративно-прикладном искусстве....
Технологическая карта проекта «Весёлая ярмарка!»
Ребенок должен знать не только историю Российского государства, но и традиции народной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все что связ...
Технологическая карта проекта «Весёлая ярмарка!»
Ребенок должен знать не только историю Российского государства, но и традиции народной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культ...
Детско-родительский проект "Весёлые снеговики"
В преддверии Нового года и дня Снеговика в России (18 января) решили познакомить детей с появлением снежного чуда. И пусть за окном мороз, а в группе у нас будет большое разнообраз...