Конспект НОД на тему: «Шестиногие малыши»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Цель: Расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках; развивать умение видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи;
воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Материалы к занятию: Иллюстрации с изображением бабочки, божьей коровки, муравья, пчелы, комара, мухи,
гусеницы.
Виды детской деятельности: Беседа, рассказ, наблюдение, игры.
Место проведения: Групповое помещение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Шестиногие малыши»
Возраст дошкольников: 4-5 лет
Программное содержание
Цель: Расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках; развивать умение видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи;
воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Материалы к занятию: Иллюстрации с изображением бабочки, божьей коровки, муравья, пчелы, комара, мухи,
гусеницы.
Виды детской деятельности: Беседа, рассказ, наблюдение, игры.
Место проведения: Групповое помещение.
- Мы с вами побывали в гостях и у лесовичка в лесу и по городу гуляли - и везде видели приход весны.
- Расскажите, как вы догадались о ее приходе, по каким признакам узнали весну? (Тает снег и лед, день становиться длиннее, прилетели птицы.)
- А почему птицы от нас улетали? С наступлением холодов попрятались жуки, мошки, гусеницы, которыми питались птицы. А раз они вернулись, значит
Но все насекомые такие маленькие, их трудно разглядеть. Да и не всех заметить можно. Попробуйте спрятать листочек цветной бумаги на столе.
Каждый ребенок берет небольшой квадрат зеленого, желтого или коричневого цвета (разных оттенков). На столе лежат большие листы таких же цветов и оттенков.
- Почему насекомые легко прячутся? Потому что окраска у них такая же, как и места, на которых они любят находиться.
- Зачем им такая окраска? Для защиты от врагов. (Покажите детям изображение кузнечика на зеленой траве, жука-короеда на стволе дерева.)
- Для того чтобы лучше рассмотреть насекомых, давайте снова обратимся к старичку-лесовичку с просьбой. Пусть он сделает нас на время совсем маленькими, с муравья.
Представьте, что стоите вы на поляне, над головой деревья шумят, под ногами молодая трава. И начинаете вы становиться все меньше и меньше. Вот вы становитесь с кустик, с травинку, с муравья...
- Что вы видите вокруг себя? Трава - как деревья, песчинки - как большие валуны и т.д.
- Посмотрите, кто это идет? Спина красная, на ней черные крути, с каждой стороны по 3 ноги. Это божья коровка.
Подошла к травинке и начала есть небольшие круглые существа, которые с аппетитом запускали свой хоботок в листья и сосали из них сок. Это тля.
- Как вы думаете, кто из них полезен человеку, а кто приносит вред?
А почему божья коровка такая яркая? Ведь ее хорошо видно на зеленом листе, ее любая птица заметит. Оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Она-то и отпугивает врагов.
- Как вы думаете, почему это существо прозвали коровкой?
Вот перед нами большая гора, а вокруг бегает огромное количество рыжих «лошадок». Кто тащит «бревно» - иголку от елки, кто гусеницу.
- Как вы думаете, кто это? (Это муравьи.)
В самом начале весны муравейник больше похож на кучу сора и старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравья рядом не видно. Но как только сойдет снег, муравьи вылезут погреться на солнышке. После долгого зимнего сна они совсем обессилели и лежат - не шевелятся. У них даже нет сил отстреливаться от непрошеных гостей едкой муравьиной кислотой. Но пройдет еще несколько дней, и муравьи примутся за работу.
Физкультурная минутка.
Муравей нашел былинку,
Много было с ней хлопот.
Как бревно, взвалив на спинку,
Он домой ее несет...
Он сгибается под ношей,
Он ползет уже с трудом.
Но зато какой хороший
Муравьи возводят дом!
3. Александрова
Посмотрите, по муравейнику прыгает птица. Это дрозд. Он разгребает лапами верх муравьиной кучи, но муравьев не ест. Он вытягивает в стороны крылья и сидит так минут десять. Многие птицы так поступают. Муравьи заползают им под крылья и быстро «вычесывают» все, что там скопилось, а заодно и опрыскивают тело птицы остро пахнущей кислотой.
Вдруг сверху раздался сильный шум: «ж-ж-ж». Летит что-то огромное, лохматое. Кто это? Это пчела летит собирать сладкий сок с первых цветов, чтобы потом у нас был вкусный и очень полезный мед. Пчела тоже ярко окрашена. Как вы думаете почему? Пчела как бы говорит: «Не подходи! Ужалю!»
Смотрите, солнце закрыло желтое облачко. Это крыло бабочки. Оно все покрыто маленькими чешуйками, которые очень важны для бабочки. Если даже некоторые чешуйки будут стерты, бабочка не сможет летать и погибнет. Вы можете рассмотреть эти чешуйки только сейчас, когда вы очень малы и крыло бабочки кажется вам огромным. А когда вы снова станете своего обычного роста, то на крыльях вы увидите просто пыльцу, которая останется на пальцах, если взять бабочку в руки.
У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьет сладкий сок. Любит бабочка, открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит.
- А где дом у бабочки?
У муравья дом - ... (муравейник)
У пчелы -... (улей)
Нет у бабочки дома. Дом для нее - каждая шелковистая травинка, каждое дупло, каждая удобная ветка. Да и зачем ей дом, если живет она всего две недели. И если за такое короткое время ей надо узнать целый мир.
Физкультурная минутка.
Дети изображают бабочек, легко «летают» по группе и затем «садятся на цветы» (приседают на корточки). Воспитатель пытается поймать бабочек, но они «вспархивают» у него из-под руки.
Слышите, издалека приближается другой звук: «з-з-з». Издает его существо с очень длинным носом. Кто это? Это комар. Его укусы болезненны и долго зудят. Вообще комары не опасны, но причиняют много неудобств людям и домашним животным.
3. И бабочки, и мухи, жуки никогда не бывают детишками. Они
появляются на свет сразу взрослыми. Вот бабочка отложила яйца, много яиц.
Часть склевывают птицы, часть унесут муравьи, мухи. А какая-то часть все-таки
уцелеет. Из них-то и выйдут гусеницы. Пройдет время, и превратиться гусеница
в куколку, совсем неподвижную с виду. А из куколки появится бабочка.
Зашевелится вдруг неподвижная куколка, лопнет у нее на спине шкурка,
появятся сначала крылышки, а потом и вся бабочка. Крылья у нее висят, как мокрые тряпочки. Но пройдет час, другой, и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими, расправит их и вдруг... полетит.
Если вы на своем огороде увидите беленькую бабочку, знайте: это превредная бабочка. Если их разведется много, то пропадет ваша капуста. Но это не сама бабочка такая жадная, а ее гусеница. Гусеницы очень прожорливы, только и делают, что едят и растут.
4. Как много мы с вами сегодня увидали! И божью коровку, и комара, и пчелу, и бабочку, и муравья. Они все такие разные! Давайте сравним божью коровку и бабочку.
Чем они непохожи?
А что у них одинаково?
Что одинакового у муравья и пчелы?
У них у всех по 3 ноги с каждой стороны. Всего шесть ног. И все они называются насекомыми. Давайте будем всех насекомых обозначать так:
Каких еще насекомых вы знаете! (Кузнечика, стрекозу, осу, муху.)
Кто из них вреден человеку? (Те, кто портят растения, переносят заразу, кусаются.)
Кто полезен? (Те, кто уничтожают вредителей, кто собирает вкусный и полезный мед.)
На прогулке рассмотрите божью коровку и бабочку, накрыв их ненадолго банкой.
Давайте поблагодарим лесовичка и попросим его снова сделать нас большими.
Прочитать детям: К. Чуковский «Муха-цокотуха», В. Бианки «Муравейник зашевелился», Н. Романова «В конце лета», Н. Сладков «Муравей и сороконожка», Л. Толстой «О муравьях», Ю. Дмитриев «Стреляющий жук», К. Ушинский «Капустная белянка», Г. Ранейзер «Гнездо из бумаги», Н. Сладков «Крапивница и лимонница».
Отгадать загадки. Объясните, по каким признакам вы догадались, о ком идет речь.
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит.
(Комар)
Жу-жу, жу-жу,
Я на ветке лежу,
Я на ветке сижу,
Букву «Ж» все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу зимой и летом.
(Жук)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел —
Он вспорхнул и улетел
(Бабочка)
С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка
- Зеленая спинка.
(Кузнечик)
Надевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко,
Это... (божья коровка)
Гудит лохматенький.
Летит за сладеньким.
(Шмель, пчела)
В лугах без устали летаем,
Нектар цветочный собираем.
Немного времени пройдет,
И приготовим вкусный мед.
(Пчела)
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(Пчела)
Кто над нами
Вверх ногами
Ходит - не страшится,
Упасть не боится.
(Муха)
На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион.
(Муравейник)
Расту червячком,
Питаюсь листком,
Потом засыпаю,
Себя обмотаю,
Не ем, не гляжу,
Неподвижно лежу,
Но снова весной
Я вдруг оживаю,
Свой дом покидаю,
Над лугом порхаю.
(Гусеница, куколка, бабочка)
Он с усами да не кот.
Он не птица, но поет,
Ловко скачет, но не зайка,
Проживает на лугу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/24/picture-423419-1464101438.jpg)
Конспект занятия в подготовительной группе на тему "Шестиногие малыши" (Познавательное развитие)
Цель: Расширить и уточнить знания детей о насекомых, об их характерных признаках.Развивать умение видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи.Воспитывать бережное отношение ко всему живом...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/10/picture-956725-1507637425.jpg)
Конспект образовательной деятельности для детей второй младшей группы Тема: «Шестиногие малыши»
Конспект образовательной деятельности для детей второй младшей группы Тема: «Шестиногие малыши»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/17/picture-106501-1637170374.jpg)
Конспект проведения прогулки в средней группе На тему: «Шестиногие малыши»
Конспект проведения прогулки в средней группе На тему: «Шестиногие малыши»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/16/picture-51549-1510855121.jpg)
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей среднего дошкольного возраста. Тема: «Шестиногие малыши».
Занятие расширит и уточнит представления о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни....
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе. Тема: «Шестиногие малыши»
Данное мероприятие было проведено в рамках проекта по познавательно - исследовательской деятельности. Оно помогло выявить знания детей, дополнить и обобщить их....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/26/picture-1229887-1611643848.jpg)
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в младшей группе по теме: «Шестиногие малыши»
Продолжать знакомить детей с представителями живой природы: насекомыми; закреплять умение рисовать нетрадиционным методом (с помощью ватных палочек); обогащать словарный запас детей....