Конспект НОД на тему: «Шестиногие малыши»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Цель: Расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках; развивать умение видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи;

воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Материалы к занятию: Иллюстрации с изображением бабочки, божьей коровки, муравья, пчелы, комара, мухи,

гусеницы.

Виды детской деятельности:     Беседа, рассказ, наблюдение, игры.

Место проведения: Групповое помещение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shestinogie_malyshi.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Шестиногие малыши»

Возраст дошкольников: 4-5 лет

Программное содержание

Цель: Расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках; развивать умение видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи;

воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Материалы к занятию: Иллюстрации с изображением бабочки, божьей коровки, муравья, пчелы, комара, мухи,

гусеницы.

Виды детской деятельности:        Беседа, рассказ, наблюдение, игры.

Место проведения: Групповое помещение.

  1. Мы с вами побывали в гостях и у лесовичка в лесу и по городу гуляли - и везде видели приход весны.
  • Расскажите, как вы догадались о ее приходе, по каким признакам узнали весну? (Тает снег и лед, день становиться длиннее, прилетели птицы.)
  • А почему птицы от нас улетали? С наступлением холодов попрятались жуки, мошки, гусеницы, которыми питались птицы. А раз они вернулись, значит

Но все насекомые такие маленькие, их трудно разглядеть. Да и не всех заметить можно. Попробуйте спрятать листочек цветной бумаги на столе.

Каждый ребенок берет небольшой квадрат зеленого, желтого или коричневого цвета (разных оттенков). На столе лежат большие листы таких же цветов и оттенков.

  • Почему насекомые легко прячутся? Потому что окраска у них такая же, как и места, на которых они любят находиться.
  • Зачем им такая окраска? Для защиты от врагов. (Покажите детям изображение кузнечика на зеленой траве, жука-короеда на стволе дерева.)
  1. Для того чтобы лучше рассмотреть насекомых, давайте снова обратимся к старичку-лесовичку с просьбой. Пусть он сделает нас на время совсем маленькими, с муравья.

Представьте, что стоите вы на поляне, над головой деревья шумят, под ногами молодая трава. И начинаете вы становиться все меньше и меньше. Вот вы становитесь с кустик, с травинку, с муравья...

  • Что вы видите вокруг себя? Трава - как деревья, песчинки - как большие валуны и т.д.
  • Посмотрите, кто это идет? Спина красная, на ней черные крути, с каждой стороны по 3 ноги. Это божья коровка.

Подошла к травинке и начала есть небольшие круглые существа, которые с аппетитом запускали свой хоботок в листья и сосали из них сок. Это тля.

  • Как вы думаете, кто из них полезен человеку, а кто приносит вред?

А почему божья коровка такая яркая? Ведь ее хорошо видно на зеленом листе, ее любая птица заметит. Оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Она-то и отпугивает врагов.

  1. Как вы думаете, почему это существо прозвали коровкой?

Вот перед нами большая гора, а вокруг бегает огромное количество рыжих «лошадок». Кто тащит «бревно» - иголку от елки, кто гусеницу.

  1. Как вы думаете, кто это? (Это муравьи.)

В самом начале весны муравейник больше похож на кучу сора и старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравья рядом не видно. Но как только сойдет снег, муравьи вылезут погреться на солнышке. После долгого зимнего сна они совсем обессилели и лежат - не шевелятся. У них даже нет сил отстреливаться от непрошеных гостей едкой муравьиной кислотой. Но пройдет еще несколько дней, и муравьи примутся за работу.

Физкультурная минутка.

Муравей нашел былинку,

Много было с ней хлопот.

Как бревно, взвалив на спинку,

Он домой ее несет...

Он сгибается под ношей,

Он ползет уже с трудом.

Но зато какой хороший

Муравьи возводят дом!

                                      3. Александрова

Посмотрите, по муравейнику прыгает птица. Это дрозд. Он разгребает лапами верх муравьиной кучи, но муравьев не ест. Он вытягивает в стороны крылья и сидит так минут десять. Многие птицы так поступают. Муравьи заползают им под крылья и быстро «вычесывают» все, что там скопилось, а заодно и опрыскивают тело птицы остро пахнущей кислотой.

Вдруг сверху раздался сильный шум: «ж-ж-ж». Летит что-то огромное, лохматое. Кто это? Это пчела летит собирать сладкий сок с первых цветов, чтобы потом у нас был вкусный и очень полезный мед. Пчела тоже ярко окрашена. Как вы думаете почему? Пчела как бы говорит: «Не подходи! Ужалю!»

Смотрите, солнце закрыло желтое облачко. Это крыло бабочки. Оно все покрыто маленькими чешуйками, которые очень важны для бабочки. Если даже некоторые чешуйки будут стерты, бабочка не сможет летать и погибнет. Вы можете рассмотреть эти чешуйки только сейчас, когда вы очень малы и крыло бабочки кажется вам огромным. А когда вы снова станете своего обычного роста, то на крыльях вы увидите просто пыльцу, которая останется на пальцах, если взять бабочку в руки.

У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьет сладкий сок. Любит бабочка, открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит.

- А где дом у бабочки?

У муравья дом - ... (муравейник)

У пчелы -... (улей)

Нет у бабочки дома. Дом для нее - каждая шелковистая травинка, каждое дупло, каждая удобная ветка. Да и зачем ей дом, если живет она всего две недели. И если за такое короткое время ей надо узнать целый мир.

Физкультурная минутка.

Дети изображают бабочек, легко «летают» по группе и затем «садятся на цветы» (приседают на корточки). Воспитатель пытается поймать бабочек, но они «вспархивают» у него из-под руки.

Слышите, издалека приближается другой звук: «з-з-з». Издает его существо с очень длинным носом. Кто это? Это комар. Его укусы болезненны и долго зудят. Вообще комары не опасны, но причиняют много неудобств людям и домашним животным.

3. И бабочки, и мухи, жуки никогда не бывают детишками. Они

появляются на свет сразу взрослыми. Вот бабочка отложила яйца, много яиц.

Часть склевывают птицы, часть унесут муравьи, мухи. А какая-то часть все-таки

уцелеет. Из них-то и выйдут гусеницы. Пройдет время, и превратиться гусеница

в куколку, совсем неподвижную с виду. А из куколки появится бабочка.

Зашевелится вдруг неподвижная куколка, лопнет у нее на спине шкурка,

появятся сначала крылышки, а потом и вся бабочка. Крылья у нее висят, как мокрые тряпочки. Но пройдет час, другой, и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими, расправит их и вдруг... полетит.

Если вы на своем огороде увидите беленькую бабочку, знайте: это превредная бабочка. Если их разведется много, то пропадет ваша капуста. Но это не сама бабочка такая жадная, а ее гусеница. Гусеницы очень прожорливы, только и делают, что едят и растут.

4. Как много мы с вами сегодня увидали! И божью коровку, и комара, и пчелу, и бабочку, и муравья. Они все такие разные! Давайте сравним божью коровку и бабочку.

Чем они непохожи?

А что у них одинаково?

Что одинакового у муравья и пчелы?

У них у всех по 3 ноги с каждой стороны. Всего шесть ног. И все они называются насекомыми. Давайте будем всех насекомых обозначать так:

Каких еще насекомых вы знаете! (Кузнечика, стрекозу, осу, муху.)

Кто из них вреден человеку? (Те, кто портят растения, переносят заразу, кусаются.)

Кто полезен? (Те, кто уничтожают вредителей, кто собирает вкусный и полезный мед.)

На прогулке рассмотрите божью коровку и бабочку, накрыв их ненадолго банкой.

Давайте поблагодарим лесовичка и попросим его снова сделать нас большими.

Прочитать детям: К. Чуковский «Муха-цокотуха», В. Бианки «Муравейник зашевелился», Н. Романова «В конце лета», Н. Сладков «Муравей и сороконожка», Л. Толстой «О муравьях», Ю. Дмитриев «Стреляющий жук», К. Ушинский «Капустная белянка», Г. Ранейзер «Гнездо из бумаги», Н. Сладков «Крапивница и лимонница».

Отгадать загадки. Объясните, по каким признакам вы догадались, о ком идет речь.

Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит.

(Комар)

Жу-жу, жу-жу,

Я на ветке лежу,

Я на ветке сижу,

Букву «Ж» все твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу зимой и летом.

(Жук)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел —

Он вспорхнул и улетел

(Бабочка)

С ветки на тропинку,

С травки на былинку

Прыгает пружинка

- Зеленая спинка.

(Кузнечик)

Надевает эта крошка

Платье красное в горошек.

И летать умеет ловко,

Это... (божья коровка)

Гудит лохматенький.

Летит за сладеньким.

(Шмель, пчела)

В лугах без устали летаем,

Нектар цветочный собираем.

Немного времени пройдет,

И приготовим вкусный мед.

(Пчела)

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

(Пчела)

Кто над нами

Вверх ногами

Ходит - не страшится,

Упасть не боится.

(Муха)

На поляне возле елок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион.

(Муравейник)

Расту червячком,

Питаюсь листком,

Потом засыпаю,

Себя обмотаю,

Не ем, не гляжу,

Неподвижно лежу,

Но снова весной

 Я вдруг оживаю,

Свой дом покидаю,

Над лугом порхаю.

(Гусеница, куколка, бабочка)

Он с усами да не кот.

Он не птица, но поет,

Ловко скачет, но не зайка,

Проживает на лугу.

(Кузнечик)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе на тему "Шестиногие малыши" (Познавательное развитие)

Цель: Расширить и уточнить знания детей о насекомых, об их характерных признаках.Развивать умение видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи.Воспитывать бережное отношение ко всему живом...

Конспект образовательной деятельности для детей второй младшей группы Тема: «Шестиногие малыши»

Конспект образовательной деятельности для детей второй младшей группы Тема: «Шестиногие малыши»...

Конспект проведения прогулки в средней группе На тему: «Шестиногие малыши»

Конспект проведения прогулки в средней группе На тему: «Шестиногие малыши»...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей среднего дошкольного возраста. Тема: «Шестиногие малыши».

Занятие расширит и уточнит представления о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни....

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе. Тема: «Шестиногие малыши»

Данное мероприятие было проведено в рамках проекта по познавательно - исследовательской деятельности. Оно помогло выявить знания детей, дополнить и обобщить их....

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в младшей группе по теме: «Шестиногие малыши»

Продолжать знакомить детей с представителями живой природы: насекомыми; закреплять умение рисовать нетрадиционным методом (с помощью ватных палочек); обогащать словарный запас детей....