Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе. Тема: «Шестиногие малыши»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Данное мероприятие было проведено в рамках проекта по познавательно - исследовательской деятельности. Оно помогло выявить знания детей, дополнить и обобщить их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shestinogie_malyshi.docx23.37 КБ
Файл shestinogie_malyshi_1.pptx2.83 МБ

Предварительный просмотр:

Проектировочный компонент

Реализация содержания программы в образовательных областях:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Цель: расширить и уточнить знания детей о насекомых.

Задачи:

Образовательные:

- дать знания об основных признаках насекомых;

- научить различать насекомых по характерным признакам;

- расширить представления об образе их жизни;

- учить устанавливать причинно – следственные связи.

Развивающие:

- развивать любознательность, познавательную активность;

- развивать речь;

- приобщать к исследовательской деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к насекомым, понимание важности их для других обитателей планеты Земля.

Целевые ориентиры дошкольного образования: развивать любознательность и познавательную мотивацию; развивать воображение и творческие способности детей; обогащать  словарь; формировать  проявление инициативы и самостоятельности в изобразительной деятельности.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций; аппликация и рисование по теме; познавательная беседа; наблюдение на прогулке; чтение художественной литературы.

Материал и оборудование: картинки с изображением насекомых; схема насекомого; лесовичок; презентация «Шестиногие малыши»; рассказ К.Ушинского «Пчёлки на разведке».

Организационный компонент

  1. Воспитатель:

- Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в сказочный лес. Нас уже встречают, как вы думаете, кто это? Лесовичок, давайте с ним поздороваемся.

Опора на презентацию.

Лесовичок:

- Давно я вас не видел, ребята, а какое сейчас время года?

- А как я догадаюсь, что сейчас весна?

Дети перечисляют признаки весны.

- Птицы, говорите, прилетели, а откуда? Как они называются? И почему вернулись?

- Насекомые проснулись? А каких насекомых знаете вы?

- Ребята, вы знаете насекомых, а я нет. Помогите мне, пожалуйста, пойдёмте вместе со мной на прогулку по моему лесу и покажите мне их.

Дети имитируют ходьбу.

- Ой, кто это ползёт, спинка красная, а на ней чёрные точки?

Лесовичок:

- Кажется, я вспомнил, это полезное насекомое, коровка, она даёт нам молока!!!

- Нет Лесовичок, божья коровка – это полезное насекомое, она уничтожает вредителей – тлю. Молочко она выделяет, но вовсе не для того, чтобы пить, а чтобы защищать себя, если чувствует опасность. Вот вроде бы у неё яркая окраска, которую видно из далека. А птицы не пытаются её съесть, потому что знают, что божья коровка выделяет неприятное на вкус и запах «молочко». И это отпугивает птиц.

- А это, что за гора выросла в моём лесу?

- Это не гора, а муравейник, домик муравьёв. Сам муравьишка рыжий или чёрный. Он большой труженик. Трудится целый день, то веточку тащит, то травинку. Ещё муравьёв называют докторами леса, почему? Дрозды доверяют муравьям чистить свои перья. Дрозд садится прямо на муравейник и ждёт, когда они его вылечат. Какие у вас воспоминания о муравьях, может кого – то они жалили. Это так муравей защищается, выделяя едкую муравьиную кислоту.

- Давайте присоединимся к муравьям и немного поиграем.

Физминутка:

Муравей нашёл былинку.                               наклоны вниз

Много было с ней хлопот.                            наклоны в стороны

Как бревно, взвалив на спинку,                    имитация

Он домой его несёт…                                    ходьба

Он сгибается под ношей,                              встать на четвереньки      

Он ползёт уже с трудом.                              ползание          

Но зато, какой хороший,                             встать, развести руки в стороны

Муравьи возводят дом!                    постучать, как молотком, показать крышу

  1. Лесовичок:

- Помогите, за мной кто – то гонится, такой страшный, жужжит…. Такой огромный, лохматый.

Воспитатель:

- Подожди, остановись и не шевелись, пусть пролетит. Ты ей не нужен. Кто это, ребята? Что ищет пчела?

- Красивый цветок, чтобы напиться вкусного нектара. Тело у неё действительно лохматое и ярко окрашено. Почему?

- Это она так предупреждает уже из далека: «Не подходи, и не вздумай ловить, ужалю!»

- У пчелы тоже есть свой дом, как он называется?

- Ой, держи, держи, цветочек полетел…

Воспитатель:

- Это не цветок, это очень красивое насекомое, которое называется…бабочка. Их  много и все они разные. Есть дневные, и есть ночные, но все они очень красивые и украшают природу, мы с удовольствием любуемся ими.

- У бабочки тонкое изящное тело; два больших крыла, два поменьше; узор на крыльях одинаковый. Есть тонкий хоботок, который она запускает в цветок, для чего? Чтобы выпить пьёт сладкий нектар. Но любит бабочка, только открытые цветы, чтобы сесть и видеть вокруг всё.

- Можно ли бабочек ловить? На её крыльях есть мелкие чешуйки, в которых содержится красящее вещество, когда мы берём бабочку за крылышки, чешуйки стираются и больше бабочка не сможет летать, а значит, она умрёт от голода.

- А как выдумаете, есть у бабочки домик? Нет, для неё дом это цветы и листочки. Живёт она мало, всего две недели.

Лесовичок:

- Ребята, меня кто – то укусил, всё  з – з - -з, да з – з – з. Кто это такой вредный?

- Это комар, он маленький и не опасный, но приносит много неудобств людям, животным. У него есть тонкое жало, которое он запускает в кожу и выпивает кровь, а укусы потом долго чешутся и болят.

Лесовичок:

- Ребята, что – то мне стало грустно, давайте поиграем.

Физминутка: дети изображают бабочек, комаров, пчелу, муравья.

  1.  Воспитатель:

- Ну что Лесовичок, теперь ты знаешь всё о насекомых, а скажи нам, есть что – нибудь общее у них? Давайте посмотрим на схему: это туловище и шесть лап, три с одной стороны и три с другой, их поэтому  называю – шестиногие малыши. Есть также одна или две пары крыльев.

- Но есть и много  отличий.

- А ещё важно вам знать: есть полезные и вредные насекомые.

- Давайте назовём тех, кто приносит пользу: божья коровка, муравей, пчела. В чём их польза?

Обговорить по слайду.

- А кто наносит вред: бабочка, комар, тля. В чём их вред?

- Все насекомые защищают себя от врагов, кто – то окраской, кто -  выделяет яд, кто – неприятный запах.

- Но если не будет на земле насекомых, не будет и птиц, деревья погибнут, а вместе с ними и мы – люди.

- Ещё хочу вам рассказать, насекомые никогда не бывают детишками, они сразу рождаются взрослыми.

Воспитатель:

- Ну а сейчас, пришло время провести экзамен Лесовичку, а вы ребята слушайте внимательно его ответы, может быть понадобится ваша помощь.

Воспитатель загадывает загадки:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел —

Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка)

Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком —

Он поделится медком.

(Пчела)

 

Жу-жу, жу-жу,

Я на ветке сижу,

Букву Ж всегда твержу.

Зная твёрдо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

(Жук)

Надевает эта крошка

Платье красное в горошек.

И летать умеет ловко

Это…
(Божья коровка)

На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион.

(Муравей)

Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит.

(Комар)

Целый день в траве скакал,

Скрипку где-то потерял.

И теперь грустит у речки

Наш зелёненький …

(Кузнечик)

В конце прогулки Лесовичку вручают медаль за отличные знания о насекомых, дети благодарят его за прогулку по лесу и возвращаются в детский сад.

Вечером можно прочитать сказку К.Д.Ушинского «Пчёлки на разведках».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация на тему «Шестиногие малыши» Подготовили воспитатели 9 группы МАДОУ дс кв 12 г. Наро – Фоминска Кудливская Ю.А., Лабунская С.С.

Слайд 2

Весна, а как узнать?

Слайд 3

Проснулись и насекомые, их много. Живут они везде: и на суше, и в воздухе, и в воде

Слайд 4

Кто это ползёт, спинка красная, а на ней чёрные точки? Уничтожает тлю. А её молочко пить нельзя.

Слайд 5

Муравьи – труженики и санитары леса

Слайд 6

Мохнатая, жужжит. Не подходи – ужалю! Нужен ей только цветочек со сладким нектаром

Слайд 7

У неё есть свой домик Из нектара она делает мёд

Слайд 8

А цветочек – то летает! Есть дневные и ночные бабочки… Садится только на открытый цветок и пьёт хоботком нектар

Слайд 9

Бабочек много на земле и все они разные

Слайд 10

Звенит, кусается и пьёт кровь

Слайд 11

Назовите одним словом Их много на планете Земля

Слайд 12

Схема насекомого

Слайд 13

Какое из этих животных не насекомое ?

Слайд 14

Насекомые защищаются

Слайд 15

Польза Питание для птиц Борются с сорняками Опыляют цветы Рыхлят почву Помогают сгнить листве осенью

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: "Путешествие по волшебному лесу".

Цель: Обучать детей ориентировке на листе бумаги. Уметь устанавливать разнообразные по содержанию связи. Развивать у детей конкретные представления о признаках животных, умения различать явления приро...

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе. Тема "Найди отгадку"

В ходе НОД применяется интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие. детям предоставляется во...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: "Путешествие в зимний лес"

Задачи:1.     Познакомить детей с некоторыми правилами поведения в лесу;2.     Уточнить знания детей о диких животных;3.     Развить у детей...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: « Цените и берегите воду»

: Познакомить детей со свойствами воды. Формировать естественные научные представления у дошкольников, путем проведения опытов...

Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе Тема: «Подарок для друзей»

Задачи:1. Образовательная:повышать уровень развития детей; обобщать имеющиеся у детей знания о песке;продолжать знакомство детей со свойствами сухого и мокрого песка;формировать умение анализировать р...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Вода и ее свойства»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе                               Тема: «Вода и ее свойс...