План-конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе с использованием ИКТ тема: «Свойства песка»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Интеграция образовательных областей: « « Познавательное развитие», « Речевое развитие», « Социально-коммуникативное», « Физическое развитие».
Задачи:
Познавательное развитие:
- Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах песка.
- Расширять представления о свойствах песка, развивать познавательно-исследовательскую деятельность путем ознакомления со свойствами песка, сыпучесть, изменения плотности и веса песка .
- Развивать способности устанавливать причинно- следственные связи на основе элементарных опытов, наблюдать, делать выводы, анализировать.
- Развивать внимание, любознательность, наблюдательность, желание экспериментировать.
Речевое развитие:
- Активизировать речевую деятельность.
- Закреплять и расширять словарный запас детей словами: сыпучий песок, мокрый, песчинки, лупа.
- Продолжать воспитывать культуру общения.
- Продолжать учить детей понятно для окружающих объяснять свой замысел, содержательно и доброжелательно общаться со сверстниками и взрослыми.
Социально-коммуникативное развитие:
- Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.
- Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками
- Воспитывать дружеские отношения между детьми.
Физическое развитие:
- Развивать двигательную активность детей, мелкую моторику рук.
- Учить сохранять правильную осанку в положении сидя.
- Закреплять умение правильно двигаться во время подвижной игры, соблюдая правила.
- Закреплять правила безопасного поведения во время проведения экспериментов.
Методы и приемы:
Практические: опыты с песком.
Наглядные: рассматривание глобуса, слайдов, иллюстраций.
Словесные: беседа.
Материалы и оборудование:
Одноразовые стаканчики по 3 штуки на ребенка, песок( обработанный), тарелочки одноразовые на каждого ребенка, ложки одноразовые на каждого, салфетки, банка 3-х литровая-1шт., груша и шланг резиновые, стол для рисования песком, лупы на каждого ребенка, палочка счетные по 2 шт. на каждого.
Ход занятий
Дети заходят в группу. Воспитатель обращает внимание детей на сидящую на стуле куклу Незнайки.
Воспитатель: «Дети, а кто это к нам пришел?»
Дети: «Незнайка»
Воспитатель: «Дорогие ребята, а что это у него в руках?»
Дети: «Мешочек»
Воспитатель: «Правильно, Незнайка принес нам чудесный мешочек. Незнайка хочет, чтобы мы с ним поиграли в игру «Угадай, что находится в чудесном мешочке». Ну что, дети, поиграем с Незнайкой, а то он заскучал»
Дети: «Да»
Воспитатель предлагает каждому ребенку, опустить руку в чудесный мешочек и определить на ощупь его содержимое (Ответы детей – «песок»).
Воспитатель: «Дети, Незнайка сказал мне по секрету, что он не знает, что такое песок. Незнайка хочет, чтобы мы ему рассказали, чем же удивителен песок, а для этого мы с вами превратимся в исследователей и пройдем в наш уголок природы»
Дети садятся за столы (на столах стоит оборудование для проведения опытов).
Воспитатель показывает детям глобус: Ребята, скажите пожалуйста, кто знает что это?( глобус) Молодцы! Глобус- это маленький макет нашей Земли, на котором голубым цветом нарисована вода, зеленым и желтым цветом показаны континенты. Желтым цветом на континентах показаны пустыни. Пустыня-это такое место на Земле, где светит ярко солнышко, нет воды, дует сильный ветер, он сухой и жаркий( показ слайдов о пустыне).
Воспитатель: Поиграем мы с утра,
Заниматься нам пора,
Но не лепкой и не чтеньем,
Ждет нас опыт игра.
Воспитатель: «А сейчас вместе с Незнайкой посмотрим, что такое песок, а, чтобы все хорошо знать мы превратимся в исследователей. Исследователи- это такие люди, которые все знают, изучают, придумывают опыты, вот и мы с вами будем исследовать песок и посмотрим какой он.
Воспитатель: «С песком нужно работать аккуратно, чтобы он не попал ни в рот, ни в глаза»
Опыт №1
Воспитатель: «Давайте с вами посмотрим, что же такое песок, из чего он состоит. Поставьте перед собой тарелку. Кончиком ложки наберите чуть-чуть песка и высыпьте ее на тарелку»
Воспитатель: «Легко ли сыплется песок?»
Дети: «Легко»
Воспитатель: «А почему он легко сыплется?»
Дети: «Потому что он сухой и сыпучий»
Воспитатель: «А если бы он был мокрый, он сыпался бы?»
Дети: «Нет»
Воспитатель: «Правильно, он бы лепился»
Воспитатель: «А теперь возьмите вот такое приспособление, кто знает, как оно называется»
Дети: «Увеличительное стекло, лупа»
Воспитатель: «Правильно, оно так называется, потому что увеличивает»
Воспитатель: «Возьмем лупу и внимательно рассмотрим песок. Из чего он состоит?»
Дети: «Зернышки, камешки»
Воспитатель: «Эти маленькие камешки называются песчинки, которые не прилипают друг к другу»
Воспитатель: «Как выглядят песчинки?»
Дети: «Они очень маленькие, круглые, прозрачные»
Воспитатель: «Давайте посмотрим, чем песчинки похожи, а чем отличаются друг от друга»
Дети внимательно рассматривают и предлагают варианты ответов (размер, цвет, форма).
Вывод: Песок сыпучее вещество, отдельные крупинки не скреплены между собой и разные по форме, размеру и цвету.
Опыт №2
Воспитатель: «Возьмите 2 баночки с песком. Давайте представим, что прошел дождик и в одну из баночек он попал – намочите водой песок. Каким стал песок?»
Дети: «Мокрым»
Воспитатель: «Возьмите в одну руку банку с сухим песком, а в другую с сырым. Что тяжелее?»
Дети: «Сырой песок»
Воспитатель: «А знаете почему? Потому что у сырого песка, между песчинками прячется вода, а у сухого песка прячется легкий воздух»
Вывод: Сырой песок тяжелее сухого.
Опыт №3
Воспитатель: «Возьмем палочки и воткнем их в стаканчик с мокрым и сырым песком. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что его легче поместить, в мокрый песок или сырой?»
Вывод: «Мокрый песок, палочку воткнуть трудно, а в сухой песок легче, палочка расталкивает песчинки, которые не держаться друг за друга. Мы уже выяснили, что песок рыхлый»
Опыт №4
Воспитатель показывает этот опыт для детей.
- Ребята, а сейчас посмотрите, какой легкий песок, как он будет легко убегать от ветра. Опыт показывается с трех литровой банкой, внутри которой песок , банка закрыта полиэтиленовой крышкой, в которой есть отверстие в него вставлена трубочки с резиновой грушей, через которую подается « ветер»( путем нажатия на грушу). Песок движется по банке. Вывод: Песчинки легко сдувается, « убегают» от ветра.
Дети выходят и участвуют в проведении опыта.
Физкульт минутка
Игра «Песчинки и ветер»
Воспитатель:
- Дети, давайте поиграем. Вы будите –песчинками, а «ветер» прилетит к вам в гости.
Дети становятся песчинками. Каждый ребенок встает, не прикасаясь, друг к другу.
Воспитатель: «Дети, как только к вам прилетит «ветер», вы должны потихонечку убегать, не прислоняясь друг к другу, как песчинки( дети бегают по ковру), а когда ветер улетит вы должны остановится все вместе. А кто скажет, почему песчинки останавливаются ( ветер улетел) Молодцы правильно!
Вывод: Песок очень легкий, его может поднимать ветер.
Воспитатель: «Ребята, Незнайка со своими друзьями очень любят играть с песком, а вот рисовать песком он не умеет. Давайте научим Незнайку рисовать песком и сами вспомним, как нужно рисовать.
Воспитатель: Ребята, давайте еще раз вспомним правила работы с песком:
-песок нельзя брать в рот
- песок нельзя сыпать в глаза
- с песком нужно работать аккуратно, не рассыпать его
-после работы с песком нужно помыть руки
Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебный прибор, на котором можно рисовать песком, давайте посмотрим на него. Воспитатель показывает, как работает прибор( у него есть подсветка, который освещает песок и рисунок получается красивый и четкий, как настоящая картина).
Воспитатель : Дети, подходите к прибору, будьте внимательны, посмотрите здесь лежит песочек, давайте порисуем для нашего Незнайки. Песок будет освещаться, можно нарисовать домик, солнышко(показ), дети самостоятельно рисуют картинку для Незнайки.
Воспитатель: Какие красивые рисунки нарисовали Незнайки, теперь и он сможет рисовать для своих друзей, молодцы! Дети внимательно рассматривают свою работу.
Итог
Воспитатель: «Ребята, сегодня при помощи опытов, мы с вами узнали много нового о песке, показали опыты и научили рисовать Незнайку. Что мы узнали о песке?»
Ответы детей:
-песок состоит из песчинок;
-сухой песок сыпучий;
-мокрый песок тяжелее сухого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе с использованием ИКТ тема: «Свойства песка»
Интеграция образовательных областей: « « Познавательное развитие», « Речевое развитие», « Социально-коммуникативное», « Физическое развитие».Задачи: ...
План – конспект Интегрированной непосредственно образовательной деятельности в средней группе детей с ЗПР на тему: «В гостях у белочки».
План – конспектИнтегрированнойнепосредственно образовательной деятельностив средней группе детей с ЗПР на тему: «В гостях у белочки»....
План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема «Путешествие за колобком»
Занятие интегрированное, большую часть занимает математика; также есть и исследовательская деятельность....
План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема «Число и цифра 4»
На данном занятии с использованием игр знакомим детей с числом и цифрой 4....
План – конспект организации непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Мир природы»
Данный конспект поможет вам познакомить детей с таким животным как черепахой, через игру и позитивный, праздничный настрой....
План – конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в средней группе «ПОЧЕМУ СНЕГОВИКИ ТАК БОЯТСЯ ПРИХОДА ВЕСНЫ»
План – конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в средней группе «ПОЧЕМУ СНЕГОВИКИ ТАК БОЯТСЯ ПРИХОДА ВЕСНЫ»Образовательная областьПознавательное р...