Картотека Конспектов НОД по экологическому образование
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспекты НОД по экологическому воспитанию старших докольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_konkurs.doc | 296 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в старшей и подготовительной группе
Тема: «Осень (ранняя осень), изменения в растительном мире»
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- Закрепить знания детей о приметах осени; вспомнить стихи, пословицы, поговорки об осени.
- Развивать наблюдательность, познавательные интересы, речь.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- Воспитывать любовь к природе.
- Стремление заботиться о ней и беречь ее.
Методы и приемы:
- практические – экскурсии по осеннему лесу.
- наглядные – рассматривание картинок, иллюстраций.
- словесные – разучивание стихов, пословиц, поговорок об осени.
Материалы и оборудование: игрушка Незнайка, репродукции художников с осенними пейзажами.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Утренняя гимнастика, подвижные игры, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физминутки, образовательная деятельность в спортзале на воздухе. |
Игровая | Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) игры |
Познавательно-исследовательская | Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, звуковой анализ. |
Коммуникативная | Беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, составление и отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, сюжетные игры, ситуативные разговоры, речевые тренинги, вопросы |
Музыкальная | Слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, образовательная деятельность в музыкальном зале |
Изобразительная | Аппликация, рисование, лепка, творческие проекты, деятельность в изостудии, мастерские по изготовлению предметов детского творчества |
Восприятие (художественной литературы и фольклора) | Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый, др.) |
Конструирование | Изготовление макетов, конструктивные игры, моделирование |
Элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) - Самообслуживание | Поручения (индивидуальные и подгрупповые), дежурства, практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) действия, дежурство, задания, реализация проекта |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Воспитатель говорит детям, что к ним в гости пришел Незнайка, и просит ему помочь. Он не знает что такое ранняя осень. | Дети соглашаются помочь Незнайке. | Дети проявили интерес и желание помочь Незнайке. |
2 | Воспитатель задает детям вопросы. Дни стали короче, Длинней стали ночи. Кто скажет, кто знает- Когда это бывает? (Осенью.) - О каком времени года стихотворение, которое я вам прочитала? - Как вы догадались, что это стихотворение об осени? - Посмотрите в окно и скажите, какое сейчас время года? - Сегодня мы поговорим с вами об осени. - Молодцы, правильно. Мы отправляемся в сказочный осенний лес. А теперь вокруг себя повернулись, дружно за руки возьмитесь и друг другу улыбнитесь. Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в осеннем лесу. ( Звучит спокойная мелодия, шум леса.) - Мы уже знаем, что время года сейчас – осень. Осень длится три месяца. Сейчас сентябрь (показ иллюстрации), потом наступит октябрь (показ иллюстрации), и последний месяц осени – ноябрь (показ иллюстрации). Давайте все вместе назовем осенние месяца Молодцы! Сентябрь – это первый осенний месяц, ранняя осень. А вы любите играть? Сейчас я посмотрю кто из вас самый внимательный. Игра «Исправь ошибки». Скажите, что я вам скажу об осени правильно, а что неправильно: Ранней осенью тепло? - Правильно? Люди загорают и купаются в сентябре? - Правильно? Осенние месяцы - февраль, июнь и март. - Правильно? Осенние месяцы - сентябрь, октябрь, ноябрь. - Правильно? Осенью погода ясная, солнечная и теплая. - Правильно? Скажите, какое из двух предложений правильное: Осенью дети надевают панамки, шорты и сандалии. Осенью дети надевают плащи, куртки и сапоги. - Что было бы, если бы вы вышли на улицу осенью в панамках, шортах, футболках и сандалиях? Молодцы ребята! Ранней осенью немного холодает, но еще тепло. Солнце ярко светит. Дожди идут редко. Листья на деревьях начинают менять окраску. Купаться уже нельзя, потому что вода уже холодная. Люди надевают плащи, куртки, сапоги. (Рассказ сопровождается показом иллюстрации.) Молодцы ребята! Следующая игра называется «Скажи ласково». Туча - (тучка), лист - (листочек), солнце - (солнышко) и т.д. Молодцы ребята посмотрите я вам картинки про осень приготовила. Кто же расскажет нам, какая она, ранняя осень. (Дети рассказывают по иллюстрации.) - Какая же красивая ранняя осень получилась у вас. Композиторы тоже восхищались этим временем года и сочинили музыку про осень. Давайте послушаем песню» Осень» и представим ее. (Прослушивание песни) - Вам понравилась эта песня? Смогли представить раннюю осень? Молодцы. | Дети отвечают на вопросы. Играют в игру | Дети повторили название осенних месяцев и признаки осени. Развивается память, мышление, активизируется и обогащается словарь |
3 | Воспитатель загадывает загадки. Дни стали короче | Дети отгадывают загадки. | Дети закрепили знания об изменениях ранней осенью в растительном мире. |
4 | Воспитатель читает детям стихотворения об осени. Осень Золотые, тихие Е. Трутнева | Дети слушают, как воспитатель читает стихотворение об осени. Затем сами рассказывают стихотворения. | Дети закрепили знания о признаках ранней осени. |
5 | Воспитатель предлагает поиграть в игру «Да или нет». Осенью цветут цветы? Осенью растут грибы? Тучки солнце закрывают? Колючий ветер прилетает? Туманы осенью плывут? Ну а птицы гнезда вьют? А букашки прилетают? Урожай все собирают? Птичьи стаи улетают? Часто- часто льют дожди? Достаем ли сапоги? Солнце светит очень жарко? Можно детям загорать? Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? | Дети играют в игру «Да или нет». | Дети закрепили знания об осени. |
6 | Воспитатель говорит, что Незнайка узнал много интересного об осени, благодарит детей и прощается. | Дети прощаются с Незнайкой. | Дети закрепили знания об изменениях осенью в растительном мире. |
Итоговое мероприятие: совместная игровая деятельность детей и воспитателя.
2. Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной группе
Тема: «Осень (золотая осень), изменения в растительном мире»
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- Закреплять представления детей о характерных признаках осени, учить находить их в природе.
- Уточнять представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; продолжать различать некоторые деревья.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- Бережное отношение к природе.
- Чуткость к восприятию осеннего пейзажа.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- Закреплять умение составлять узор из готовых форм, красиво располагать на листе, аккуратно наклеивать.
- Развивать творческие способности и воображение детей.
Методы и приемы:
- практические – экскурсии по осеннему лесу.
- наглядные – рассматривание картинок, иллюстраций.
- словесные – беседа по данной теме.
Материалы и оборудование: картинки деревьев, веточки ели и сосны, слайды, формы для аппликации (квадраты, прямоугольники), корзина с осенними листочками (заранее вырезанные детьми), клеящий карандаш, салфетка.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Утренняя гимнастика, подвижные игры, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физминутки, образовательная деятельность в спортзале на воздухе. |
Игровая | Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) игры |
Познавательно-исследовательская | Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, звуковой анализ. |
Коммуникативная | Беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, составление и отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, сюжетные игры, ситуативные разговоры, речевые тренинги, вопросы |
Музыкальная | Слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, образовательная деятельность в музыкальном зале |
Изобразительная | Аппликация, рисование, лепка, творческие проекты, деятельность в изостудии, мастерские по изготовлению предметов детского творчества |
Восприятие (художественной литературы и фольклора) | Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый, др.) |
Конструирование | Изготовление макетов, конструктивные игры, моделирование |
Элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) - Самообслуживание | Поручения (индивидуальные и подгрупповые), дежурства, практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) действия, дежурство, задания, реализация проекта |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Воспитатель предлагает детям отправиться в необычное путешествие, на воздушных шариках. В руки шарики возьмём И по небу поплывём, Ветерок нас подгоняет И на землю опускает. | Дети соглашаются отправиться в необычное путешествие. | Дети поняли, что они попали в осенний лес. |
2 | Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Осенние слова». У каждого из вас есть осенний листочек. Если услышите слово, которое относится к осени, поднимите листочек вверх. ОПАДАЮТ, ПОСПЕВАЮТ, РАСЦВЕТАЮТ, ХМУРАЯ, ЗЕЛЕНЕЮТ, ЗОЛОТАЯ, ЖАРКО, ДОЖДЛИВАЯ, ТАЕТ, ТЕПЛЕЕТ, УЛЕТАЮТ. - А что осенью опадают? - Как называется явление природы, когда падают листья? - И сейчас мы тоже с вами устроим листопад. Сначала подуем на листочек. Дуем бесшумно, через рот, протяжно, не надувая щек. - А теперь подбросим вверх листочек. - Какой замечательный листопад у нас с вами получился. | Дети играют в игру «Осенние слова». | Дети узнали, какие происходят изменения в природе золотой осенью. |
3 | Воспитатель загадывает загадки. Опустели наши грядки. Огород и сад в порядке. Ты, земля, еще рожай. Мы собрали... (урожай)
Листья в воздухе кружатся, Тихо на траву ложатся. Сбрасывает листья сад — Это просто... (листопад)
Стало ночью холодать, Стали лужи замерзать. А на травке — бархат синий. Это что такое? (Иней)
Ветер тучу позовет, Туча по небу плывет. И поверх садов и рощ Моросит холодный... (дождь) | Дети отгадывают загадки. | Дети закрепили знания об изменениях золотой осенью в растительном мире. |
4 | Воспитатель предлагает поиграть в игру «Найди дерево по листочку» предложить ребёнку разложить листочки к деревьям соответствующего внешнего вида. | Дети играют в игру «Найди дерево по листочку» | Дети закрепили знания о деревьях. |
5 | Воспитатель предлагает провести пальчиковую гимнастику. Ветер северный подул (подуть на пальцы) С-С-С все листочки с липы сдул (с-с-с) Полетели, закружились и на землю опустились. (ладони зигзагами плавно опустить на стол) Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – 2 раза, (постучать пальцем по столу) Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил. (постучать кулачками по столу) Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил, (плавные движения вперед-назад кистями) Одеялом их накрыл. (ладони крепко к столу) | Дети делают пальчиковую гимнастику. | Дети сняли усталость, напряжение. |
6 | Воспитатель предлагает сделать аппликацию из осенних листочков. | Дети делают аппликацию. | Дети научились составлять красивый узор из листочков. |
7 | Воспитатель задает детям вопросы о золотой осени и прощается с осенним лесом. | Дети отвечают на вопросы и тоже прощаются с осенним лесом. | Дети закрепили знания об изменениях осенью в растительном мире. |
Итоговое мероприятие: выставка аппликаций детей на тему: «Золотая осень».
3. Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной группе
Тема: «Осень (поздняя осень), изменения в растительном мире»
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- Знакомить с сезонными явлениями поздней осени.
- Продолжать учить изображать явления природы, описанные в стихотворении, передавать содержание, используя выразительные средства (композиция, цвет).
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- Воспитывать любовь к поэзии, живописи, родной природе.
- Развивать эстетический вкус
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- Расширять представления о творчестве композиторов, поэтов, художников, их произведениями.
Методы и приемы:
- практические – заучивание стихотворений А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало», С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы».
- наглядные – рассматривание картинок, иллюстраций.
- словесные – беседа по данной теме.
Материалы и оборудование: слайды: картины В. Поленова «Ранний снег», фото о поздней осени, аудиозапись музыки А. Вивальди «Осень», П. И. Чайковского «Ноябрь» (из цикла «Времена года»). Раздаточный материал: краски акварель, «непроливайка», бумага для акварели, кисточки.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Утренняя гимнастика, подвижные игры, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физминутки, образовательная деятельность в спортзале на воздухе. |
Игровая | Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) игры |
Познавательно-исследовательская | Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, заучивание стихотворений. |
Коммуникативная | Беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, составление и отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, сюжетные игры, ситуативные разговоры, речевые тренинги, вопросы. |
Музыкальная | Слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, образовательная деятельность в музыкальном зале |
Изобразительная | Аппликация, рисование, лепка, творческие проекты, деятельность в изостудии, мастерские по изготовлению предметов детского творчества |
Восприятие (художественной литературы и фольклора) | Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый, др.) |
Конструирование | Изготовление макетов, конструктивные игры, моделирование |
Элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) - Самообслуживание | Поручения (индивидуальные и подгрупповые), дежурства, практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) действия, дежурство, задания, реализация проекта |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Воспитатель предлагает детям отгадать загадку. Кто тепло к нам не пускает, Первым снегом нас пугает? Кто зовет к нам холода, Знаешь ты? Конечно, да! (ноябрь) Солнца нет, на небе тучи, Ветер вредный и колючий, Дует так, спасенья нет! Что такое? Дай ответ! (поздняя осень) | Дети отгадывают загадку. | Дети поняли, что месяц ноябрь, это поздняя осень. |
2 | Воспитатель читает детям стихотворение Пушкина. Уж небо осенью дышало, | Дети слушают воспитателя. | Дети узнали, какие происходят изменения в природе поздней осенью. |
3 | Воспитатель предлагает поиграть в игру «Ворота» Двое детей возьмутся за руки и изобразят ворота. А остальные будут проходить в ворота, говоря кто они, называя приметы осени (мороз, длинные ночи, хмурые тучи, иней на ветках, короткие дни, первый лед, короткие дни, холодный дожди, порывистый холодный ветер). Если кто-то ошибается, ворота его не пропускают. | Дети играют в игру «Ворота». | Дети закрепили знания об изменениях поздней осенью. |
4 | Воспитатель читает детям стихотворение Поленова. В глубь реки упала синь небес, И в поре прощальной увяданья | Дети слушают воспитателя. | Дети закрепили приметы поздней осени. |
5 | Воспитатель предлагает детям под музыку нарисовать позднюю осень. | Дети рисуют под музыку позднюю осень. | Дети закрепили знания об изменениях поздней осенью в растительном мире. |
Итоговое мероприятие: выставка рисунков детей на тему: «Поздняя осень».
4. Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной группе
Тема: «Осень, изменения в мире животных»
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- Конкретизировать представления детей о диких животных осенью, и подготовке зверей к зимовке.
- Развитие логического, образного мышления.
- Развитие графо-моторных навыков.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- Воспитывать чувство взаимопомощи.
- Воспитывать умение работать в коллективе.
- Воспитывать интерес к окружающему миру.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- Развивать творческие способности и воображение детей.
Методы и приемы:
- практические – наблюдения.
- наглядные – рассматривание картинок, иллюстраций.
- словесные – беседа по данной теме.
Материалы и оборудование: мольберт, осенние листочки, листы А4, карандаши, схематические картинки осени.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Утренняя гимнастика, подвижные игры, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физминутки, образовательная деятельность в спортзале на воздухе. |
Игровая | Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) игры |
Познавательно-исследовательская | Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, звуковой анализ. |
Коммуникативная | Беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, составление и отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, сюжетные игры, ситуативные разговоры, речевые тренинги, вопросы |
Музыкальная | Слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, образовательная деятельность в музыкальном зале |
Изобразительная | Аппликация, рисование, лепка, творческие проекты, деятельность в изостудии, мастерские по изготовлению предметов детского творчества |
Восприятие (художественной литературы и фольклора) | Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый, др.) |
Конструирование | Изготовление макетов, конструктивные игры, моделирование |
Элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) - Самообслуживание | Поручения (индивидуальные и подгрупповые), дежурства, практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) действия, дежурство, задания, реализация проекта |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Воспитатель читает детям стихотворение. Стало холодно в лесу, | Дети слушают воспитателя. | Дети вспомнили время года осень и ее признаки. |
2 | Воспитатель предлагает детям спеть песню «Осень». | Дети поют песню «Осень». | Дети проявили интерес к музыке, узнали, что окружающий его мир природы может быть изображен и выражен музыкальными звуками. |
3 | Воспитатель предлагает нарисовать осенний дождь. | Дети под музыку рисуют осенний дождь. | Дети закрепили знания графо-моторных навыков. |
4 | Воспитатель загадывает загадки и задает детям вопросы. В дупле живет Да орешки грызет. (Белочка). Скажите, пожалуйста, как белочка готовится к зиме? Что она делает? (Готовит запасы, собирает шишки, ягоды, грибы). Скажите, пожалуйста, что мишка делает осенью? (Много ест, готовит к зиме берлогу.) - А для чего он много ест? (Чтобы спать зимой.) Ребята отгадайте, кто еще к нам торопится? Зимой спит, Летом улья ворошит. (Медведь) - Правильно, медведь осенью много ест, готовит берлогу, чтобы зимой крепко спать. - Скажите, пожалуйста, что медведь положит в корзинку? (Желающий из детей складывает всё нужное в корзину: грибы, ягоды, рыбу. - Весь в иголках, хоть не елка! Кот это? (Ежик) - Правильно, это - ежик. (Слайд 7) Он тоже, как и медведь, всеядный (все ест), а зимой спит. - Давайте поможем ежику собрать корзинку. - Называйте, что положим? (Грибы, ягоды, яблоко, червячка) | Дети отгадывают загадки и отвечают на вопросы воспитателя. | Дети повторили что в лесу живут дикие животные и осенью они готовятся к зиме, птицы улетают в теплые края. |
5 | Воспитатель предлагает провести пальчиковую гимнастику. Словно красный светофор В огороде помидор. (развести полукругом пальцы обеих рук и соединить одноимённые пальцы - "помидор".) И зелёный огурец- очень длинный молодец! (развести руки в стороны) С грядки мы умеем ловко Дёргать рыжую морковку. (пальцы каждой руки собраны в щепоть). | Дети делают пальчиковую гимнастику. | Дети сняли усталость, напряжение. |
6 | Воспитатель предлагает составить рассказ по картинке «Осень в лесу». | Дети составляют рассказ по картинке «Осень в лесу». | Дети закрепили навыки логического и образного мышления. |
7 | Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Медведь и пчелы». Ведущий: «а медведь всё спит и на пчёл не глядит». Пчёлки: «полетать вдруг захотели и за мёдомполетели». Пчёлки летят за мёдом. Ведущий: «просыпается медведь, хочет мёду он поесть». Пчёлы собирают нектар. Медведь крадётся к улью. Задача медведя – добраться до улья с мёдом. Задача пчёл – успеть занять своё место, пока медведь не добрался до улья. | Дети играют в игру «Медведь и пчелы». | Дети закрепили знания об изменениях осенью в мире животных. |
Итоговое мероприятие: выставка рисунков детей на тему: «Осенний дождь».
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в старшей и подготовительной группе
Тема: «Весна, изменения в растительном мире»
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы).
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- Формировать и обобщать представления о труде в весенний период.
- Воспитывать умение работать в коллективе.
- Воспитывать интерес к окружающему миру.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- Формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.
Методы и приемы:
- практические – наблюдения.
- наглядные – рассматривание картинок, иллюстраций.
- словесные – беседа по данной теме.
Материалы и оборудование: картинки с явлениями природы, картинки с изображением животных, календарь погоды, картины на весеннюю тематику. Запись произведения П. И. Чайковского «Времена года».
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Утренняя гимнастика, подвижные игры, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физминутки, образовательная деятельность в спортзале на воздухе. |
Игровая | Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) игры |
Познавательно-исследовательская | Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, звуковой анализ. |
Коммуникативная | Беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, составление и отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, сюжетные игры, ситуативные разговоры, речевые тренинги, вопросы |
Музыкальная | Слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, образовательная деятельность в музыкальном зале |
Изобразительная | Аппликация, рисование, лепка, творческие проекты, деятельность в изостудии, мастерские по изготовлению предметов детского творчества |
Восприятие (художественной литературы и фольклора) | Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый, др.) |
Конструирование | Изготовление макетов, конструктивные игры, моделирование |
Элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) - Самообслуживание | Поручения (индивидуальные и подгрупповые), дежурства, практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) действия, дежурство, задания, реализация проекта |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Воспитатель читает детям стихотворение. На проталинке жучок Солнце скрылось за горой, На проталинке опять | Дети слушают воспитателя. | Дети вспомнили время года весна и ее признаки. |
2 | Воспитатель рассказывает детям о первом месяце весны. Март - первый месяц весны. В народе его называют «парник», «капель». Почему? Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет снег, становится серым. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода и капает. Как еще называют месяц март? «Утром весны», «утром года», «солнечником». Почему? (Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее, просыпаются насекомые, оживляются звери и птицы). Как вы понимаете пословицу «То снегом сеет, то солнцем греет»? (Март - месяц переменчивый. Еще кружатся последние зимние метели, по ночам бывает холодно. После метели деревья стоят белые, как зимой, а потом подуют теплые ветры - и начинается оттепель). Что происходит в марте месяце с лесными обитателями? (Медведь все еще спит. Лиса и волк по лесу бродят, добычу высматривают. Барсук прячется в норе, а заяц - под кустами.) Как ведут себя птицы в марте? Весело тинькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд, а серые вороны строят гнезда и откладывают в них яйца. К концу марта прилетают грачи - вестники весны. В народе говорят «Грач; зиму прогоняет», «Если грач на горе, то весна во дворе». | Дети слушают воспитателя. Отвечают на вопросы | Дети узнали, что март в народе называют «капель», и закрепили знания об изменениях в природе в марте. |
3 | Воспитатель предлагает сделать физминутку. Весна – красна Весна-красна, ты с чем пришла? (Руки в стороны, поклониться.) С цветами, с травой, с лошадкой вороной. (Руками указать на траву, цветы, взять поводья.) Мы на ней поскачем по траве луговой, (Подскоки на месте.) К воде ключевой. (Наклониться, зачерпнуть воображаемую воду.) Солнышку улыбнёмся, (Соответственно.) Домой к мамочке вернёмся. (Сесть на свои места.) (Е.Г.Карельская) | Дети делают физминутку. | Дети сняли усталость, напряжение. |
4 | Воспитатель рассказывает детям о втором месяце весны Апрель - средний месяц весны. В народе его называют «месяце живой воды». Почему? (Повсюду тает снег, бегут бурные, звонкие ручьи). Почему говорят, что «апрель почками красен»? (Соки деревьев, согретые весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам. У вербы распушились почки, и хотя листьев еще нет, но все дерево словно окутано желто-зеленым облаком) Какие цветы расцветают в апреле? (Мать-и-мачеха, подснежники.) Что делают в апреле лесные обитатели? (В середине апреля медведица с медвежатами вылезает из берлоги. Выходит из норы барсук, у волчицы появляются волчата. Зайчик меняет белую шубку на серую. Белочка тоже меняет серую шубку на рыжую. На лесных проталинах, на сухих пнях греются на солнце ящерицы) Какие насекомые появляются в апреле? (В апреле оживают муравейники, вылетают бабочки, шмели, пчелы и другие насекомые). Какие птицы прилетают в апреле? (В апреле возвращаются скворцы, трясогузки и жаворонки. А снегири и свиристели улетают на север) Что делают в апреле люди? (Люди в апреле проращивают семена, готовят почву к посевам, сеют овес, ячмень, просо, подкармливают озимые хлеба. В огородах в конце апреля сеют ранние культуры: укроп, петрушку, морковь, лук) | Дети слушают воспитателя. | Дети узнали, что апрель в народе называют «месяц живой воды», и закрепили знания об изменениях в природе в апреле. |
5 | Воспитатель предлагает провести пальчиковую гимнастику. Сидят две птички, маленькие синички, Сидят, прижавшись тесно в гнезде, Тепло в гнезде на высоте. Вот первая проснулась, Проснулась, встрепенулась - И к солнышку взлетела, И песенку запела. Вторая проснулась, Проснулась, встрепенулась - И к солнышку взлетела, И песенку запела. И вот две птички вместе Под солнышком летают, И солнышко лучами Птичек согревает. Май - сердце весны. Месяц май - пой да гуляй! | Дети делают пальчиковую гимнастику. | Дети сняли усталость, напряжение. |
6 | Воспитатель рассказывает детям о третьем месяце весны. Вот когда в лесу начался весенний месяц — месяц песен и плясок! Победа, полная победа солнца и его тепла над стужей и мраком зимы! Отчего наш месяц май прозывают «месяц Ай!»? Оттого, что и тепел, и холоден. Днем солнышко, а ночью бывает ай! - какой морозец... Расскажите о погоде в мае. (Снег уже давно сошел, дуют теплые ветры, по небу плывут белые облака. Часто бывают грозы. Сверка молния, сердито гремит гром. Майские дожди омывают землю, и природа оживает. После майского дождя в небе часто появляется радуга). Почему май в народе называют «цветень»? (В мае распускаются лесу ландыши, хохлатки, медуницы, мать-и-мачеха. Расцветают деревья и кустарники: тополь, сосна, черемуха, сирень. Цветут плодовые деревья - яблони, вишни, сливы.) Как еще называют май? (Песенником.) Почему? (Прилетели к нам птицы и поют-заливаются. Самый лучший певец - соловей. Кукует лесу кукушка, свистит иволга, звенят зяблики, громко квакают квакушки, их называют болотными певцами). Какие праздники мы отмечаем в мае? 9 мая мы отмечаем День Победы нашего народа в войне с фашистской Германией. Вспоминаем воинов, защищавших Отечество. Какие у людей весенние работы: в поле, в саду, в огороде? В мае у людей много забот. Надо поле вспахать и засеять, в сад деревья окопать, сухие сучки и ветки подрезать, в огороде приготовить грядки и посеять лук, морковь, свеклу. А на клумбах посадить красивые цветы. | Дети слушают воспитателя. | Дети узнали, что май в народе называют «месяц песен и плясок», и закрепили знания об изменениях в природе в мае. |
7 | Воспитатель предлагает детям побеседовать о весне. | Дети соглашаются побеседовать. | Дети закрепили знания об изменениях весной в растительном мире. |
Итоговое мероприятие: совместная игровая деятельность воспитателя с детьми.
6. Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной группе
Тема: «Весна, изменения в мире животных»
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- Расширять представления детей о сезонных изменениях в мире животных.
- Развивать способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи, высказывать суждения по теме.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- Воспитывать умение работать в коллективе.
- Воспитывать интерес к окружающему миру.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- Воспитывать любовь к природе и животным.
- Развивать творческие способности и воображение детей.
Методы и приемы:
- практические – наблюдения.
- наглядные – рассматривание картинок, иллюстраций.
- словесные – беседа по данной теме.
Материалы и оборудование: вазы с веточками деревьев, шишки, разрезанные геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, круг).
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Утренняя гимнастика, подвижные игры, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физминутки, образовательная деятельность в спортзале на воздухе. |
Игровая | Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) игры |
Познавательно-исследовательская | Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, звуковой анализ. |
Коммуникативная | Беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, составление и отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, сюжетные игры, ситуативные разговоры, речевые тренинги, вопросы |
Музыкальная | Слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, образовательная деятельность в музыкальном зале |
Изобразительная | Аппликация, рисование, лепка, творческие проекты, деятельность в изостудии, мастерские по изготовлению предметов детского творчества |
Восприятие (художественной литературы и фольклора) | Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый, др.) |
Конструирование | Изготовление макетов, конструктивные игры, моделирование |
Элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) - Самообслуживание | Поручения (индивидуальные и подгрупповые), дежурства, практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) действия, дежурство, задания, реализация проекта |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Воспитатель читает детям стихотворение. ХОЗЯИН Вылез весной из берлоги медведь, Вылез и сразу же начал реветь. С треском нехоженной чащей полез, Чтобы услышал шаги его лес, Чтобы узнали лесные соседи То, что в берлогах проснулись медведи. | Дети слушают воспитателя. | Дети вспомнили время года весна. |
2 | Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Волшебная веточка». Правила игры:
| Дети играют в игру «Волшебная веточка». | Дети закрепили знания об изменениях в природе весной. |
3 | Воспитатель предлагает детям сделать физминутку «Мы пришли в весенний лес». Мы пришли в весенний лес! Сколько здесь вокруг чудес! Справа берёзка ветвями шумит. Слева — ёлка на нас глядит! На опушке зайчик скачет. Словно белый мягкий мячик. Раз прыжок и два прыжок — Вот и скрылся наш дружок! На поляне серый рыщет. Он себе добычу ищет Все мы спрячемся сейчас, Не найдёт тогда он нас. Мишка вылез из берлоги, Огляделся на пороге. Потянулся он со сна: К нам опять пришла весна.» | Дети делают физминутку «Мы пришли в весенний лес». | Дети сняли усталость, напряжение. |
4 | Воспитатель предлагает детям побеседовать. Рассказ воспитателя о жизни зайцев в весеннее время года. Воспитатель: Как выглядят зайчики? (дети описывают зайчиков) | Дети соглашаются. | Дети повторили, что в лесу живут дикие животные, узнали об изменениях в мире животных весной. |
5 | Воспитатель предлагает провести пальчиковую гимнастику. | Дети делают пальчиковую гимнастику. | Дети сняли усталость, напряжение. |
6 | Воспитатель предлагает составить рассказ по картинке «Дикие животные». | Дети составляют рассказ по картинке «Дикие животные». | Дети научились устанавливать простейшие причинно-следственные связи. |
7 | Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «У медведя во бору». | Дети играют в игру «У медведя во бору». | Дети закрепили знания об изменениях весной в мире животных. |
Итоговое мероприятие: совместная игровая деятельность воспитателя с детьми.
7. Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной группе
Тема: «Зима, изменения в растительном мире»
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- Формировать представление о снеге и его свойствах.
- Учить детей отвечать на поставленные вопросы; анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.
- Развивать мышление, игровой замысел, интерес к зимним явлениям природы.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- Воспитывать умение работать в коллективе.
- Воспитывать интерес к окружающему миру.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- Вызвать положительные эмоции.
- Радость от открытий, полученных в результате опытов.
Методы и приемы:
- практические – наблюдения.
- наглядные – рассматривание картинок, иллюстраций.
- словесные – беседа по данной теме.
Материалы и оборудование: наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега; одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег, лупы по количеству детей, ложка одноразовая, три емкости воды, салфетки и полотенце, пластилин.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Утренняя гимнастика, подвижные игры, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физминутки, образовательная деятельность в спортзале на воздухе. |
Игровая | Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) игры |
Познавательно-исследовательская | Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, звуковой анализ. |
Коммуникативная | Беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, составление и отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, сюжетные игры, ситуативные разговоры, речевые тренинги, вопросы |
Музыкальная | Слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, образовательная деятельность в музыкальном зале |
Изобразительная | Аппликация, рисование, лепка, творческие проекты, деятельность в изостудии, мастерские по изготовлению предметов детского творчества |
Восприятие (художественной литературы и фольклора) | Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый, др.) |
Конструирование | Изготовление макетов, конструктивные игры, моделирование |
Элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) - Самообслуживание | Поручения (индивидуальные и подгрупповые), дежурства, практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) действия, дежурство, задания, реализация проекта |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Воспитатель читает детям стихотворение. Белая береза | Дети слушают воспитателя. | Дети вспомнили время года зима. |
2 | Воспитатель предлагает побеседовать о зиме. -Дети, сегодня мы с вами побеседуем о зиме. Я вам буду загадывать загадки, а вы внимательно слушать. Снег на полях, лед на реках, Вьюга гуляет - когда это бывает? /Зимой/ -Как вы догадались? /выслушиваю нескольких детей/. - Да, это зимой замерзают пруды и реки, их покрывает скользкий и твердый лед, по которому можно кататься на коньках. -А какое сейчас время года? -А как вы узнали, что началась зима? -Что же выпадает зимой? Послушайте загадку: Скатерть бела Весь свет одела /Снег/ -Как вы догадались, что эта загадка про снег? /Выслушиваю ответы детей/. -Послушайте еще загадку: Что за звездочки сквозные? На пальто и на платке? Все сквозные вырезные, А возьмешь – вода в руке. /Снежинки/ -Какой формы бывают снежинки? На что они похожи? /На звездочки/. -Всегда ли снег бывает одинаковый? -Из какого снега можно лепить снежную бабу? /Из рыхлого, мокрого/. Загадываю еще одну загадку. Не зверь, а воет. /Ветер/ -Что это? А про что эта загадка? Без рук, без ног, а стучит, В избу просится. Кручу, верчу, знать ничего не хочу. /Метель/ -Почему про ветер придумали такие загадки? Одинаков ли бывает ветер? -Приятно ли в ветряную погоду гулять? -Почему? /Выслушиваю ответы детей/. -Загадываю загадку: Кто мостик на реке мостит? Без топора, без гвоздей, Без клиньев, без досок. /Мороз/ -Дети, скажите, на чем же можно кататься зимой? / Выслушиваю ответы детей/. -Правильно, ребята, зимой можно кататься на санках, лыжах, коньках. Загадки: Льется речка - мы лежим. Лед на речке – мы бежим. /Коньки/ Две в руках, две в ногах, Не провалишься в снегах, А пройдешь без труда И оставишь два следа. /Лыжи/ - Как же вы догадались? / Выслушиваю ответы детей/. Я катаюсь на нем До вечерней зари Но ленивый мой конь Возит только с горы А на горку всегда Сам пешком я иду, А коня своего За веревку веду. /Санки/. -Мы с вами говорим о том, что зимой холодно, мороз, ветер, метель. А почему же люди не мерзнут зимой? Что они одевают на себя зимой? Загадываю загадку: Две сестрички, две плетенки Из овечьей пряжи тонкой. Как гулять, так надевать, Чтоб не мерзли пять и пять. /Перчатки/ | Дети соглашаются побеседовать о зиме. Отгадывают загадки | Дети вспомнили признаки зимы. |
3 | Воспитатель предлагает сделать физминутку «Снежинки». С неба падают снежинки, Как на сказочной картинке. Будем их ловить руками И покажем дома маме. А вокруг лежат сугробы, Снегом замело дороги. Не завязнуть в поле чтобы, Поднимаем выше ноги. | Дети делают физминутку «Снежинки». | Дети сняли усталость, напряжение. |
4 | Воспитатель предлагает провести опыт со снегом. | Дети проводят опыт со снегом. | Дети узнали, что снег в тепле растаял, он грязный, не имеет запаха. |
5 | Воспитатель предлагает провести пальчиковую гимнастику. Давай, дружок, смелей, дружок, "Лепят снежок". | Дети делают пальчиковую гимнастику. | Дети сняли усталость, напряжение. |
6 | Воспитатель предлагает детям из пластилина вылепить снеговика. | Дети лепят из пластилина снеговика. | Дети закрепили знания приемов отщипывания и скатывание пластилина. |
7 | Воспитатель задает детям вопросы о зиме. - Какие изменения происходят в неживой природе? | Дети отвечают на вопросы воспитателя. | Дети закрепили знания об изменениях зимой в растительном мире. |
Итоговое мероприятие: выставка детских поделок из пластилина «Снеговик».
8. Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной группе
Тема: «Зима, изменения в животном мире»
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- Закреплять и расширять знания детей о диких животных средней полосы, их повадках, образе жизни в зимний период.
- Продолжать учить детей свободно высказываться, используя свои знания и навыки связной речи.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- Воспитывать умение работать в коллективе.
- Воспитывать интерес к окружающему миру.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- Развивать творческие способности и воображение детей.
- Воспитывать интерес к изучению природы, бережное отношение к его обитателям.
Методы и приемы:
- практические – наблюдения.
- наглядные – рассматривание картинок, иллюстраций.
- словесные – беседа по данной теме.
Материалы и оборудование: фотоиллюстрации с изображением зимних пейзажей; картинки, на которых изображены дикие животные и перемены, произошедшие в их внешнем виде.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Утренняя гимнастика, подвижные игры, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физминутки, образовательная деятельность в спортзале на воздухе. |
Игровая | Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) игры |
Познавательно-исследовательская | Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, звуковой анализ. |
Коммуникативная | Беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, составление и отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, сюжетные игры, ситуативные разговоры, речевые тренинги, вопросы |
Музыкальная | Слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, образовательная деятельность в музыкальном зале |
Изобразительная | Аппликация, рисование, лепка, творческие проекты, деятельность в изостудии, мастерские по изготовлению предметов детского творчества |
Восприятие (художественной литературы и фольклора) | Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый, др.) |
Конструирование | Изготовление макетов, конструктивные игры, моделирование |
Элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) - Самообслуживание | Поручения (индивидуальные и подгрупповые), дежурства, практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) действия, дежурство, задания, реализация проекта |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Воспитатель предлагает детям совершить путешествие в лес. Мои друзья, вы любите путешествовать? - Сегодня мы с вами отправимся в зимний лес. Хотите? - Но сначала давайте вспомним лесные правила. Если в лес пришёл гулять, Свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, Только чур не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, Даже очень громко петь, Испугаются зверюшки, Убегут с лесной опушки. Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось. Их покой побереги, Ведь они нам не враги! - Для наших друзей, лесных зверей, я приготовила угощение. - А сейчас возьмитесь за руки и закройте глаза: Поднялись, опустились В зимнем лесу очутились. | Дети соглашаются. | Дети вспомнили время года зима и ее признаки . |
2 | Воспитатель предлагает детям побеседовать. Беседа о зиме. В зимнем лесу посмотрим, как животные приготовились к зиме. Матушка Зима пришла к нам со своим верным спутником. Свои загадки принесла в виде фонаря. Отгадаете загадки, зажжётся фонарь и появится животное. «Шубка – иголки, Свернулся он – колкий Рукой не возьмёшь Кто это…» (ёж) Зубовато, серовато, За деревьями, кустами, Маленький, беленький, | Дети отгадывают загадки. | Дети повторили знания о диких животных. |
3 | Воспитатель предлагает детям сделать физминутку «Мы пришли в зимний лес». Сколько здесь вокруг чудес Справа берёзка в шубке стоит Слева ёлка на нас глядит Снежинки в небе кружатся На землю тихо ложатся Пойдемте мягко, как лисята И как Мишка косолапый И как Заинька трусишка И как серый волк – волчишка Вот свернулся еж в клубок Потому что он продрог Лучик ёжика коснулся Ёжик сладко потянулся. | Дети делают физминутку «Мы пришли в зимний лес». | Дети сняли усталость, напряжение. |
4 | Массаж «Неболейка». Самомассаж биологически активных зон кожи. Чтобы горло не болело, мы его погладим смело. (Поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху вниз). Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать. ( Указательными пальцами растирать крылья носа). Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим козырьком. (Приложить ко лбу ладони «козырьком» и растирать его движениями в стороны - вместе). «Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты умело! (Раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать ушную зону). Знаем, знаем, да-да-да, нам простуда не страшна. (Потирать ладони друг о друга). | Дети делают массаж | Дети сняли усталость, напряжение. |
5 | Воспитатель предлагает составить рассказ по картинке «Лесные жители». Пример: Погляди в окно. Все стекло разрисовано белыми узорами - это мороз его так разрисовал. Холодно на дворе. Все кругом покрыто снегом - и земля и крыши домов, даже на деревьях - снег. | Дети составляют рассказ по картинке «Лесные жители». | Дети научились свободно высказываться, используя свои знания и навыки связной речи. |
6 | Воспитатель задает вопросы детям. О каких животных вы сегодня узнали? Как зимой зимуют животные? | Дети отвечают на вопросы воспитателя. | Дети закрепили знания об изменениях зимой в животном мире. |
Итоговое мероприятие: совместная игровая деятельность воспитателя с детьми.
9. Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной группе
Тема: «Лето, изменения в растительном мире»
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- Сформировать устойчивый интерес к наблюдению за явлениями природы.
- Научить навыкам экологического поведения.
- Расширить знания детей о названиях и внешнем виде деревьев, кустарников и цветов нашего края.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- Воспитывать умение работать в коллективе.
- Воспитывать интерес к окружающему миру.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- Вызвать положительные эмоции.
- Развитие у детей интереса к миру растений, бережного к нему отношения. Укрепление и расширение знаний детей о флоре нашего края.
Методы и приемы:
- практические – наблюдения.
- наглядные – рассматривание картинок, иллюстраций.
- словесные – беседа по данной теме.
Материалы и оборудование: музыкальный центр. Диск с музыкой. Пособие с изображением деревьев, кустарников, цветов. Подборка загадок, стихов о растениях. Медальоны по количеству детей с изображением - символов. Макеты деревьев, сухие листья.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Утренняя гимнастика, подвижные игры, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физминутки, образовательная деятельность в спортзале на воздухе. |
Игровая | Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) игры |
Познавательно-исследовательская | Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, звуковой анализ. |
Коммуникативная | Беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, составление и отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, сюжетные игры, ситуативные разговоры, речевые тренинги, вопросы |
Музыкальная | Слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, образовательная деятельность в музыкальном зале |
Изобразительная | Аппликация, рисование, лепка, творческие проекты, деятельность в изостудии, мастерские по изготовлению предметов детского творчества |
Восприятие (художественной литературы и фольклора) | Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый, др.) |
Конструирование | Изготовление макетов, конструктивные игры, моделирование |
Элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) - Самообслуживание | Поручения (индивидуальные и подгрупповые), дежурства, практико - ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) действия, дежурство, задания, реализация проекта |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Воспитатель читает детям стихотворение. Ярко солнце светит Ярко солнце светит. | Дети слушают воспитателя. | Дети вспомнили время года лето. |
2 | Воспитатель предлагает побеседовать о лете. - Июнь – это самые длинные дни и самые короткие ночи, это тепло и свет; это месяц рослых трав: пестреют луга, лесные опушки. И бывает ли краше краса, чем эти места: от травы зелёные, от ромашек белые, от колокольчиков сине-лиловые и голубые от незабудок. Нет ничего на земле прекраснее и нежнее цветов. Для человека они всегда были эталоном гармонии. Цветы одушевляли, им приписывали магическую силу. - В начале июня на лужайках и полянках расцветают колокольчики. Их знают все, их ни с чем не спутаешь. Колокольчики – очень вежливые цветы, даже от лёгкого дуновения ветерка цветки раскачиваются на стебельках, нежно звенят, как бы приветствую нас. Своим звоном колокольчики прославляют солнце и небо, землю и лес (показ иллюстрации) . - Возле ручейков и болотинок, лесных речек и просто сыринок растёт один из самых маленьких и нежных цветов – незабудка. Говорят: «Незабудка весь мир в себе держит: в самой серединке жёлтые тычинки – солнце, а вокруг голубые лепестки – небо» (показ иллюстрации) . - В высоких травах стрекочут кузнечики; над цветущим лугом летают пчёлы и бабочки. В лесу много птиц, которые в июне месяце ожидают появление птенцов, поэтому в лесу надо вести себя как можно тише, чтобы не спугнуть их с гнёзд. - Как называется второй летний месяц? - Июль – грозник – это середина лета. Свет на убыли, жара на прибыли. То и дело духота разрешается грозами, по ним прозывался июль грозником. Вдруг ни с того ни с сего вздыбится тёмная туча. Сморгнёт синим веком – заблещет молния, пророкочет, приближаясь, гром. - По устным календарям, июль – макушка лета, май ему – дедушка, июнь – батюшка. Не беда, что дни начали понемногу убывать, лето ещё угостит нас и щедрым солнцем, и лесными дарами. В полях отцветают хлеба, но ещё цветёт гречиха и подсолнечник, на лугах идёт сенокос (показ иллюстраций) . - Июль ещё называют сладкоежкой. Как вы думаете, почему? В лесу и в саду поспевают ягоды и грибы. В садах и огородах много работы: прополка, окучивание, полив. - Август – хлебосол, припасиха. Почему? Каким трудом люди занимаются в этом месяце в садах и огородах? | Дети соглашаются побеседовать о лете. | Дети вспомнили признаки изменения в растительном мире летом. |
3 | Воспитатель предлагает поиграть в игру «Угадай, с какого дерева лист». | Дети играют в игру «Угадай, с какого дерева лист». | Дети узнали, что деревья бывают лиственные и хвойные. |
4 | Воспитатель рассказывает детям о растения и цветах на летнем лугу. Колокольчики. Автор: А. С. Онегов ...Идёт лето по лесу, слушает звонкие песни птиц, улыбается ярким цветам, что оставила после себя весна, и тихо позванивает голубыми колокольчиками, которые только что расцвели на лесной полянке. Все наши колокольчики расцветают в самом начале лета. Красивые голубые цветы украшают собой луга и поля. Но только тут, на лесной полянке, растут самые красивые, самые большие колокольчики. Есть такие колокольчики, у которых цветки собраны в очень красивые кисти: один над другим. Есть колокольчики, у которых цветки собраны в букетики. Цветки такого колокольчика всё время смотрят вверх, а потому на ночь должны закрываться, чтобы в них не попала холодная роса. А вот у колокольчиков, которые растут на моей полянке, цветки на ночь не закрываются. Они всё время опущены книзу, и ни дождь, ни холодная роса в такой цветок не попадут. Всё лето до первых осенних холодов цветут на моей лесной полянке колокольчики. | Дети слушают воспитателя. | Дети узнали, что Флора, богиня всех растений на земле. |
5 | Воспитатель предлагает поиграть Игра «Кто скорее соберёт». (Модели – грядка, сад). Цель: Учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность. Игровое правило: Собирать овощи и фрукты только в соответствии с пометкой - значком на корзине (на одной приклеена картинка «Яблоко», на другой – «огурец»). Выигрывает та команда, которая быстрей соберёт все предметы в корзинку и при этом не ошибётся. Игровые действия: Поиск предметов, соревнование команд. ОПИСАНИЕ. Обращаясь к детям, воспитатель напоминает о том, что они уже знают многие овощи и фрукты. «А сейчас будем соревноваться – чья бригада скорее соберёт урожай. Вот в эту корзинку (указывает на корзинку «Яблоко» или модель «Сад») надо собрать фрукты, а в эту (где нарисован огурец – модель «Огород») овощи. Кто считает, что они собрали всё, поднимет вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или на огороде». Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу (или на участке). Выбираются две бригады: овощеводов и садоводов (по два-три человека). По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Та бригада, которая первой поднимет корзинку, выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзинку не тот овощ или фрукт). После этого объявляется команда – победительница. Игра продолжается с другими командами. | Дети играют в игру | Закреплено умение взаимодействовать друг с другом Сформировано умение группировать овощи и фрукты |
6 | Воспитатель задает детям вопросы. -Нужны ли деревья людям? -Какие деревья вы знаете? -В чём главное отличие в строении дерева от строения других растений? Какие надземные части растений вы увидели? Посмотрите, какими бывают корни растений. Где они находятся? | Дети отвечают на вопросы воспитателя. | Дети закрепили знания о растениях, кустарниках, деревьях и об их изменениях растительного мира летом. |
Итоговое мероприятие: совместная игровая деятельность воспитателя с детьми.
10. Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной группе
Тема: «Лето, изменения в животном мире»
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- Расширять у детей представление о диких животных (лиса, медведь, заяц, белка), их образе жизни летом.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- Воспитывать умение работать в коллективе.
- Воспитывать интерес к окружающему миру.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- Развивать творческие способности и воображение детей.
- Воспитывать интерес к изучению природы, бережное отношение к его обитателям.
Методы и приемы:
- практические – наблюдения.
- наглядные – рассматривание картинок, иллюстраций.
- словесные – беседа по данной теме.
Материалы и оборудование: картинки с дикими животными; картинки, на которых изображен корм животных и их жилища; полоски бумаги разной длины, но одинаковой ширины.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Утренняя гимнастика, подвижные игры, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физминутки, образовательная деятельность в спортзале на воздухе. |
Игровая | Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) игры |
Познавательно-исследовательская | Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, звуковой анализ. |
Коммуникативная | Беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, составление и отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, сюжетные игры, ситуативные разговоры, речевые тренинги, вопросы |
Изобразительная | Аппликация, рисование, лепка, творческие проекты, деятельность в изостудии, мастерские по изготовлению предметов детского творчества |
Восприятие (художественной литературы и фольклора) | Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый, др.) |
Конструирование | Изготовление макетов, конструктивные игры, моделирование |
Элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) - Самообслуживание | Поручения (индивидуальные и подгрупповые), дежурства, практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) действия, дежурство, задания, реализация проекта |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Воспитатель предлагает детям совершить путешествие в лес. Сегодня я предлагаю вам совершить лет нее путешествие в лес. Согласны? А поедем мы с вами в лес на паровозике. А чтобы было в дороге веселей- споем песенку о лете | Дети соглашаются. | Дети вспомнили время года лето. |
2 | Воспитатель загадывает загадки. Рыже-огненный комочек, Бурый, косолапый | Дети отгадывают загадки. | Дети повторили знания о диких животных. |
3 | Воспитатель предлагает детям сделать физминутку «Мы пришли в лес». Сколько здесь вокруг чудес Справа берёзка в шубке стоит Слева ёлка на нас глядит Снежинки в небе кружатся На землю тихо ложатся Пойдемте мягко, как лисята И как Мишка косолапый И как Заинька трусишка И как серый волк – волчишка Вот свернулся еж в клубок Потому что он продрог Лучик ёжика коснулся Ёжик сладко потянулся. | Дети делают физминутку «Мы пришли в лес». | Дети сняли усталость, напряжение. |
4 | Воспитатель предлагает детям побеседовать. Где и как живут эти звери? Как они приспособились к условиям жизни? Присмотритесь к окраске этих животных. Ежи и ежата – серо-коричневые, почти сливающиеся с землей, травой, опавшими листьями. Белка – ярко-рыжая, но тоже не видна на фоне стволов сосен, елей. Тем более, что в момент опасности она прячется за ствол дерева и выглядывает из-за него. Рассмотрите внешний вид ежей и белок, соотнесите его с их образом жизни. (ежи ночные хищники, у них короткие, сильные ноги. Нос подвижный, легко вытягивается навстречу добыче. Едят червяков, жуков, улиток, мышей. На ежей легко может напасть любой зверь, поэтому у них на теле иголки – защита от врагов) . Белки – крохотные существа с огромными пушистыми хвостами, которые помогают им перелетать с дерева на дерево. На ногах острые коготки, ими легко уцепиться за кору деревьев. Очень острые зубы, поэтому белка легко разгрызает шишки, орехи. На земле белка беспомощна, хотя довольно быстро бегает. При любой опасности молниеносно «взлетает» на дерево. Как животные приспосабливаются к зимним условиям жизни? Ежи зимой впадают в спячку, поэтому к зиме очень толстеют. Белка делает запасы. | Дети соглашаются. | Дети закрепили знания о диких животных и их повадках, образе жизни в летний период. |
5 | Воспитатель предлагает провести пальчиковую гимнастику. «Колючий клубок» Ходит-бродит вдоль дорожек Весь в иголках серый ежик. Чтобы волк не уволок, Превратился еж в клубок. | Дети делают пальчиковую гимнастику. | Дети сняли усталость, напряжение. |
6 | Воспитатель предлагает составить рассказ по картинке «Лесные жители». | Дети составляют рассказ по картинке «Лесные жители». | Дети научились составлять рассказ по картинке. |
7 | Воспитатель задает вопросы детям. Викторина «Лесные звери» ■ Какое лесное животное появляется в полях, когда начинают поспевать овес и кукуруза? (Медведь.) ■ Этому зверю помогает выжить удивительная выносливость. Он может не есть по многу дней, не теряя силы и не выходя из формы. Кто это? (Волк.) ■ С кем в норе может жить лиса? (С барсуком.) ■ Какой зверь летом живет в воде, а зимой в земле? (Водяная крыса.) ■ У какого лесного зверя зимой появляются детеныши? (У медведей.) ■ Что теряет лось каждую зиму? (Рога.) ■ Кто быстро бежит в гору, а с горы — кубарем? (Заяц.) | Дети отвечают на вопросы воспитателя. | Дети закрепили знания об изменениях летом в животном мире. |
Итоговое мероприятие: совместная игровая деятельность воспитателя с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр, направленных на экологическое образование детей
На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознани...
Картотека дидактических игр по экологическому образованию
Картотека дидактических игр по экологическому образованию для детей среднего дошкольного возраста....
«Конспект мероприятия по экологическому образованию,просвящению и формированию экологической культуре»
Конспект мероприятия по экологическому образованию,просвящению и формированию экологической культуре для детей общеразвивающей направленности от 3 до 4-х лет «В гости к Умке...
Конспект ООД по экологическому образованию «Экологическая тропа весной» (средняя группа)
Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаим...
Конспект занятия по экологическому образованию «Экологическая тропа летом» в средней группе
Программное содержание: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элеме...
Конспект занятия по экологическому образованию «Экологическая тропа весной» (средняя группа).
Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе....
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. «Кто дружит с деревом?»«Четвертый лишний»Игра с мячом «Воздух, земля, вода»...