Конспект НОД с детьми подготовительной группы по теме "Пернатые обитатели зимнего леса"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
На занятии дети знакомятся с редкими птицами северных лесов, учатся умению делать самостоятельные выступления на заданную тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_v_podgot._gr._pernatye_obitateli_zimnego_lesa.docx | 46.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной группе по теме:
«Пернатые обитатели зимнего леса»
Цель:
Закрепить и расширить знания детей о зимующих птицах.
Задачи:
Познавательное развитие:
1.Развивать умение понимать и решать познавательные задачи.
2.Развивать зрительную и слуховую память, используя элементы мнемотехники.
3.Формирование навыков работы с моделями.
Социально-коммуникативное развитие:
1.Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
2.Воспитывать у детей умение делать самостоятельные небольшие выступления , уметь выслушивать своих товарищей.
3.Развитие социального и эмоционального интеллекта.
4.Создание условий для формирования желания у детей заботиться о птицах, испытывать радость от сознания их участия в спасении птиц от гибели.
5. Воспитывать любовь и интерес к природе.
Речевое развитие:
1.Развитие монологической речи.
2.Активизация активного словарного запаса по теме зимующие птицы.
2.Развитие речевого творчества.
3. Овладение речью как средством общения и культуры.
Художественно-эстетическое развитие:
1.Развивать эстетические чувства и ощущения, передавать их в высказываниях.
2.Реализация творческой деятельности.
3.Восприятие красоты голосов птиц.
Предпосылки учебной деятельности:
Познавательные предпосылки:
-умение решать проблемы творческого характера
-владение навыками работы с моделями, коллажами
-использование накопленных знаний и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач
Коммуникативные предпосылки
-умение слушать и вступать в диалог
-строить продуктивное взаимодействие со сверстниками
Оборудование для педагога:
ноутбук, проектор с экраном, презентация «Зимующие птицы», персонаж – мудрая Сова, звукозапись «Голоса птиц».
Оборудование для детей:
Модель «Птицы», заготовки для выкладывания модели птицы.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Действия педагога | Действия и предполагаемые ответы детей |
-На дворе зима, январь месяц. Какая на сегодня сводка погоды? -Мороз трещит, а солнышко зимой не греет, вы это знаете. На прогулки вам тепло в шубках, теплых сапожках. А кому сейчас труднее всех приходится? -Конечно. Люди должны помогать птицам выжить зимой, иначе многие из них могут погибнуть | -Обещали мороз до 20 градусов, день солнечный.
-Птицам, им холодно и голодно. |
Основная часть (содержательный, деятельный этап)
Действия педагога | Действия и предполагаемые действия детей |
-Кого мы называем птицами? Они бывают очень непохожие друг на друга. -Вот поэтому у птиц есть еще одно название – пернатые. Они наши пернатые друзья. Птицы приносят пользу и людям, и природе. 1-й слайд презентации: зимующие птицы -Назовите знакомых вам птиц -Эти птицы зимуют в городах, поселках – поближе к людям. Напомните, чем можно кормить этих птиц? -Помните, что в мороз голодные птицы замерзают намного быстрее, и, подкармливая их, вы спасаете их от голода и холода. Раздается шум крыльев, в группу «влетает» полярная Сова. Здоровается с детьми. Сова: я к вам прямо из леса 2-й слайд: красивый пейзаж зимнего леса -Как красиво! Расскажите, что вы здесь видите. -Так и хочется оказаться сейчас на улице, поиграть в снегу! А у нас тоже есть игра со снегом – в снежки! Сова: вы знаете, кто живет зимой в лесу? Вот послушайте. (Звучит запись голосов птиц) Сова: кого вы узнали? Сова: а еще звучали голоса синицы и жаворонка. -Какие из них перелетные? 3-й слайд: представлены зимующие птицы леса. -Кого из этих птиц вы знаете? Сова дополняет ответы детей. Сова: ребята, хотите отправиться в зимний лес? Может, нам посчастливиться услышать или даже увидеть этих птиц? -На чем же нам поехать? Обстановка в группе: макеты деревьев, на них закреплены изображения дятла, поползня, в сугробе под елкой куропатка, рябчик, тетерев. 4-й слайд: зимний лес -Расскажите, что вы видите. Сова: Кругом сугробы. Ну-ка, попробуйте ступить на снег. Сова: Вы заметили, снег почти не проваливается. Это наст – корочка льда поверх снега. Значит, накануне была оттепель, снег подтаял, а потом ударил мороз. Нам очень кстати наст на снегу, идти легче. А кому наст опасен? 5-й слайд: « Как зимуют куропатки, глухари, тетерева». -Сейчас дети расскажут нам об этих «лесных курах». -Послушайте, какие звуки издает глухарь. Звучит запись. -Миша сказал, глухарь – оседлая птица. Как это понимать? -Как же мы можем помочь «лесным курам» перезимовать? -А какая польза от глухарей природе в лесу? -А еще они являются переносчиками семян ягод и предметом охоты, т. е., люди используют их в пищу. Здесь мы видим очередную пищевую цепочку. Назовите ее. Сова: сейчас мы с вами отправимся дальше в лес, но прежде я слетаю в гости вон на то дерево к моему другу. А вы пока поиграйте. Сова: догадались, к кому я летала? 6-й слайд: дятел в зимнем лесу. -О жизни дятлов знает Настя. Послушаем. Вопросы по сообщению: -почему мы слышим такую частую дробь дятла? -какая польза от дятла? 7-й слайд: Поползни на деревьях Сова: Посмотрите, вон на том дереве кто-то есть. Сова: Действительно, бегает по дереву ловко и быстро – будто мышка мелькнула. Но это птица, ее зовут поползень. Он отлично умеет бегать по стволу дерева даже вниз головой, благодаря длинным пальцам коротких ног с длинными когтями. Сова: Пора вам отправляться в обратный путь. Не замерзли в лесу? Буду ждать вас в гости снова. Мое дупло в том толстом дереве (показывает) Сова: Встаньте в круг, положите руки на плечи друг другу, крепко зажмурьтесь. «Раз, два, три, четыре, пять, вот и в группе вы опять!» Заключительная часть Вот и закончилось наше путешествие в зимний лес. Вы узнали много нового про пернатых обитателей и сами показали свои знания. Понравилось вам наше занятие? Остается только попрощаться.
| -дети выкладывают модель птицы, обобщают: у всех птиц 2 ноги, 2 крыла, клюв, туловище покрыто перьями. -синицы, воробьи, голуби, вороны. -семенами конопли, подсолнуха, дыни, арбуза, тыквы, воробьям пшено, хлебные крошки. -деревья все в белых шапках, кругом сугробы, мороз трещит! дети весело играют в снежки -дятла, кукушку, ворону, соловья. -жаворонок, соловей, кукушка. -снегири, свиристели, поползни, дятлы, клесты, куропатки, рябчики, тетерева. дети выражают согласие дети выбирают вид транспорта – электричку. Ставят стулья рядами, имитируя сиденья электрички. Садятся, изображают ногами и голосом стук колес. Чух – чух – чух! Приехали! дети рассказывают о зимнем лесе дети изображают шаги по сугробам. Куропаткам, потому что они живут в снегу. Миша: Глухарь- большая птица темной окраски со светлыми пестринками. Издает звуки, напоминающие щелканье и точение ножа на бруске; самки квохчут, как куры. Живет в хвойных лесах, где есть ягоды, или на болоте. Глухарь – оседлая птица. Летом и осенью глухари питаются сочными и мягкими ягодами земляники, черники, брусники, клюквы, а во время выкармливания птенцов – насекомыми и червяками; поздней осенью и зимой – почками и хвоей сосны, мягкими веточками деревьев. Для переваривания такой грубой пищи птицам нужны «жернова» - мелкие камешки. Чтобы помочь птицам перезимовать, хорошо посыпать камешки в лесу, глухари обязательно их найдут. Коля: Тетерев не больше утки, черный, самки серые с полосками. Издают звуки, напоминающие бульканье воды при полоскании горла; самки квохчут. Живут в березовых рощах, кормятся как глухари. Лера: Рябчик – красивая птица размером меньше вороны. Серый, по спинке полоска. Живет в хвойных лесах недалеко от рек. Зимой питается почками деревьев, сережками ольхи, березы, хвоей, ягодами рябины, брусники, можжевельника. Летом, когда появляются птенцы, питаются насекомыми, улитками, ягодами. Зимуют «лесные куры» зарывшись в сугробы, это их зимний дом. -он сидит на месте, даже не летает. -камешков посыпать, они помогут птицам переваривать грубую пищу. -эти птицы поедают насекомых, гусениц. -насекомые – гусеницы – «лесные куры» - люди. П/и: «Летает – не летает», «Зимующие – перелетные» Дети подходят к дереву, куда улетела Сова. Слышен стук дятла. Вылетает Сова. -к дятлу! Настя: дятел – птица величиной с ворону, черное оперенье, только на голове ярко – красная шапочка, клюв длинный, острый, издает звуки «кри – кри – кри» и «киай – киай». Живут по одному. Дятел не стучит клювом так часто как слышно. Он один раз ударит сильно, а щепка или ветка вибрирует (качается) и ударяет его в клюв, чем вызывает частую дробь. Так дятел призывает подругу. Дятел сам выдалбливает себе гнездо примерно за 12 дней. Это очень трудная работа. Дятел – полезная птица. Он не только истребляет вредителей леса, но и сигнализирует лесоводам о появлении этих насекомых. Охотничьи собаки для охотника – то же, что дятел для лесничего. Ответы детей. -это мышка! Дима: я хочу добавить про поползня: он может прилететь в кормушку к мелким птицам, разогнать их. Похватает семена и крошки и утащит, потом спрячет « про запас» в кору дерева. Вообще, он поедает семена клена, липы, ели, сосны, ольхи, березы, а летом - насекомых. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной совместной музыкально-художественной деятельности с детьми подготовительной группы ОНР "Прогулка в зимний лес"
Итоговое занятие по зимнему материалу...
Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Волшебство зимней природы»
Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Волшебство зимней природы" Образовательная область - изобразительная деятельность, рисование. Цель: создание условий для развития творческих...
Конспект НОД с детьми подготовительной группы "Леса-всей земли краса"
На занятии дети знакомятся с лесом, местами, деревьями. Ельник, там где растут одни ели. Дубрава, там растут дубы. Берёзовая роща, где много растёт берёз....
Совместная деятельность с детьми подготовительной группы по теме «Обитатели морей и океанов»
Совместная деятельность с детьми подготовительной группы по теме «Обитатели морей и океанов»...
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности с детьми средней группы Тема: «Прогулка в зимнем лесу»
Формировать у детей элементарные экологические знания: учить детей правилам поведения в лесу. Расширят знания детей о лесе в зимний период и его обитателях. Расширять знания детей о взаимозависи...
Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Юные знатоки леса» Приоритетная образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,физическое развитие.
Цель: Создание условий для закрепления и расширения представлений детей о лесе и его обитателях , представления о взаимосвязи человека и природы.Задачи:Образовательные :- Уточнять и р...
Конспект НОД с детьми подготовительной группы по экологическому воспитанию (с использованием Кубика Блума) на тему "Защитники леса"
Познакомить детей с профессиями работников лесного хозяйства...