Конспект НОД с детьми подготовительной группы по теме "Пернатые обитатели зимнего леса"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Липская Мария Павловна

На занятии дети знакомятся с редкими птицами северных лесов, учатся умению делать самостоятельные выступления на заданную тему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД  в подготовительной группе по теме:

«Пернатые обитатели зимнего леса»

Цель:

Закрепить и расширить знания детей о зимующих птицах.

Задачи:

Познавательное развитие:

1.Развивать умение понимать и решать познавательные задачи.

2.Развивать зрительную и слуховую память, используя элементы мнемотехники.

3.Формирование навыков работы с моделями.

  Социально-коммуникативное развитие:

1.Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

2.Воспитывать у детей умение делать самостоятельные небольшие выступления , уметь выслушивать своих товарищей.

3.Развитие социального и эмоционального интеллекта.

4.Создание условий для формирования  желания у детей заботиться о птицах, испытывать радость от сознания их участия в спасении птиц от гибели.

5. Воспитывать любовь и интерес к природе.

Речевое развитие:

1.Развитие монологической речи.

2.Активизация активного словарного запаса по теме зимующие птицы.

 2.Развитие речевого творчества.

3. Овладение речью как средством общения и культуры.

Художественно-эстетическое развитие:

1.Развивать эстетические чувства и ощущения, передавать их в высказываниях.

2.Реализация творческой деятельности.

3.Восприятие красоты голосов птиц.

Предпосылки учебной деятельности:

Познавательные предпосылки:

-умение решать проблемы творческого характера

-владение навыками работы с моделями, коллажами

-использование накопленных знаний и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач

Коммуникативные предпосылки

-умение слушать и вступать в диалог

-строить продуктивное взаимодействие со сверстниками

Оборудование для педагога:

 ноутбук, проектор с экраном, презентация «Зимующие птицы»,  персонаж – мудрая Сова, звукозапись «Голоса птиц».

Оборудование для детей:

Модель «Птицы», заготовки для выкладывания модели птицы.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Действия педагога

Действия и предполагаемые ответы  детей

-На дворе зима, январь месяц. Какая на сегодня сводка погоды?

-Мороз трещит, а солнышко зимой не греет, вы это знаете. На прогулки вам тепло в шубках, теплых сапожках. А кому сейчас труднее всех приходится?

-Конечно. Люди должны помогать птицам выжить зимой, иначе многие из них могут погибнуть

-Обещали мороз до 20 градусов, день солнечный.

 

-Птицам, им холодно и голодно.

Основная часть (содержательный, деятельный этап)

Действия педагога

Действия и предполагаемые действия  детей

-Кого мы называем птицами? Они бывают очень непохожие друг на друга.

-Вот поэтому у птиц есть еще одно название – пернатые. Они наши пернатые друзья. Птицы приносят пользу и людям, и природе.

1-й слайд презентации: зимующие птицы

-Назовите знакомых вам птиц

-Эти птицы зимуют в городах, поселках – поближе к людям. Напомните, чем можно кормить этих птиц?

-Помните, что в мороз голодные птицы замерзают намного быстрее, и,  подкармливая их, вы спасаете их от голода и холода.

Раздается шум крыльев, в группу  «влетает» полярная Сова. Здоровается с детьми.

Сова: я к вам прямо из леса

2-й слайд: красивый пейзаж зимнего леса

-Как красиво!  Расскажите, что вы здесь видите.

-Так и хочется оказаться сейчас на улице, поиграть в снегу! А у нас тоже есть игра со снегом – в снежки!

Сова: вы знаете, кто живет зимой в лесу? Вот послушайте.

(Звучит запись голосов птиц)

Сова: кого вы узнали?

Сова: а еще звучали голоса синицы и  жаворонка.

-Какие  из них перелетные?

3-й слайд: представлены зимующие птицы леса.

-Кого из этих птиц вы знаете?

Сова дополняет ответы детей.

Сова: ребята, хотите отправиться в зимний лес? Может, нам посчастливиться услышать или даже увидеть этих птиц?

-На чем же нам поехать?

Обстановка в группе: макеты деревьев, на них закреплены изображения дятла, поползня, в сугробе под елкой куропатка, рябчик, тетерев.

4-й слайд: зимний лес

-Расскажите, что вы видите.

Сова: Кругом сугробы. Ну-ка, попробуйте ступить на снег.

Сова: Вы заметили, снег почти не проваливается. Это наст – корочка льда поверх снега. Значит, накануне была оттепель, снег подтаял, а потом ударил мороз. Нам очень кстати наст на снегу, идти легче. А кому наст опасен?

5-й слайд: « Как зимуют куропатки, глухари, тетерева».

-Сейчас дети  расскажут нам об этих  «лесных курах».

-Послушайте, какие звуки издает глухарь.

Звучит запись.

-Миша сказал, глухарь – оседлая птица. Как это понимать?  

-Как же мы можем помочь «лесным курам» перезимовать?

-А какая польза от глухарей природе в лесу?

-А еще они являются переносчиками семян ягод и предметом охоты, т. е., люди используют их в пищу. Здесь мы видим очередную пищевую цепочку. Назовите ее.

Сова: сейчас мы с вами отправимся дальше в лес, но прежде я слетаю в гости вон на то дерево к моему другу. А вы пока  поиграйте.

Сова: догадались, к кому я летала?

6-й слайд: дятел в зимнем лесу.

-О жизни дятлов знает Настя. Послушаем.

Вопросы по сообщению:

-почему мы слышим такую частую дробь дятла?

-какая польза от дятла?

7-й слайд: Поползни на деревьях

Сова: Посмотрите, вон на том дереве кто-то есть.

Сова: Действительно, бегает по дереву ловко и быстро – будто мышка мелькнула. Но это птица, ее зовут поползень. Он отлично умеет бегать по стволу дерева даже вниз головой, благодаря длинным пальцам коротких ног с длинными когтями.

Сова: Пора вам отправляться в обратный путь. Не замерзли в лесу? Буду ждать вас в гости снова. Мое дупло в том толстом дереве (показывает)

Сова: Встаньте в круг, положите руки на плечи друг другу, крепко зажмурьтесь. «Раз, два, три, четыре, пять, вот и в группе вы опять!»

                             Заключительная часть

Вот и закончилось наше путешествие в зимний лес. Вы узнали много нового про пернатых обитателей  и сами показали свои знания. Понравилось вам наше занятие? Остается только попрощаться.

 

-дети выкладывают модель птицы, обобщают: у всех птиц 2 ноги, 2 крыла, клюв, туловище покрыто перьями.

-синицы, воробьи, голуби, вороны.

-семенами конопли, подсолнуха, дыни, арбуза, тыквы, воробьям пшено, хлебные крошки.

-деревья все в белых шапках, кругом сугробы, мороз трещит!

дети весело играют в снежки

-дятла, кукушку, ворону, соловья.

-жаворонок, соловей, кукушка.

-снегири, свиристели, поползни, дятлы, клесты, куропатки, рябчики, тетерева.

дети выражают согласие

дети выбирают вид транспорта – электричку.

Ставят стулья рядами, имитируя сиденья электрички.  Садятся, изображают ногами и голосом стук колес.

Чух – чух – чух! Приехали!

дети рассказывают о зимнем лесе

дети изображают шаги по сугробам.

Куропаткам, потому что они живут в снегу.

Миша: Глухарь- большая птица темной окраски со светлыми пестринками. Издает звуки, напоминающие щелканье и точение ножа на бруске; самки квохчут, как куры. Живет в хвойных лесах, где есть ягоды, или на болоте. Глухарь – оседлая птица. Летом и осенью глухари питаются сочными и мягкими ягодами земляники, черники, брусники, клюквы, а во время выкармливания птенцов – насекомыми и червяками; поздней осенью и зимой – почками и хвоей сосны, мягкими веточками деревьев. Для переваривания такой грубой пищи птицам нужны «жернова» - мелкие камешки. Чтобы помочь птицам перезимовать, хорошо посыпать камешки в лесу, глухари обязательно их найдут.

Коля: Тетерев не больше утки, черный, самки серые с полосками. Издают звуки, напоминающие бульканье воды при полоскании горла; самки квохчут. Живут в березовых рощах, кормятся как глухари.

Лера: Рябчик – красивая птица размером меньше вороны. Серый, по спинке полоска. Живет в хвойных лесах недалеко от рек. Зимой питается почками деревьев, сережками ольхи, березы, хвоей, ягодами рябины, брусники, можжевельника. Летом, когда появляются птенцы,  питаются насекомыми, улитками, ягодами. Зимуют «лесные куры» зарывшись в сугробы, это их зимний дом.

-он сидит на месте, даже не летает.

-камешков посыпать, они помогут птицам переваривать грубую пищу.

-эти птицы поедают насекомых, гусениц.

-насекомые – гусеницы – «лесные куры» - люди.

П/и: «Летает – не летает», «Зимующие – перелетные»

Дети подходят к дереву, куда улетела Сова.

 Слышен стук дятла. Вылетает Сова.

-к дятлу!

Настя: дятел – птица величиной с ворону, черное оперенье, только на голове ярко – красная шапочка, клюв длинный, острый, издает звуки «кри – кри – кри» и «киай – киай». Живут по одному. Дятел не стучит клювом так часто как слышно. Он один раз ударит сильно, а щепка или ветка вибрирует (качается) и ударяет его в клюв, чем вызывает частую дробь. Так дятел призывает подругу. Дятел сам выдалбливает себе гнездо примерно за 12 дней. Это очень трудная работа. Дятел – полезная птица. Он не только истребляет вредителей леса, но и сигнализирует лесоводам о появлении этих насекомых. Охотничьи собаки для охотника – то же, что дятел для лесничего.

Ответы детей.

-это мышка!

Дима: я хочу добавить про поползня: он может прилететь в кормушку к мелким птицам, разогнать их. Похватает семена и крошки и утащит, потом спрячет « про запас» в кору дерева. Вообще, он  поедает семена клена, липы, ели, сосны, ольхи, березы, а летом -  насекомых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Волшебство зимней природы»

Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Волшебство зимней природы" Образовательная область - изобразительная деятельность, рисование. Цель: создание условий для развития творческих...

Конспект НОД с детьми подготовительной группы "Леса-всей земли краса"

На занятии дети знакомятся с лесом, местами, деревьями. Ельник, там где растут одни ели. Дубрава, там растут дубы. Берёзовая роща, где много растёт берёз....

Совместная деятельность с детьми подготовительной группы по теме «Обитатели морей и океанов»

Совместная деятельность с детьми подготовительной группы по теме «Обитатели морей и океанов»...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности с детьми средней группы Тема: «Прогулка в зимнем лесу»

Формировать у детей элементарные экологические знания: учить детей правилам поведения в лесу. Расширят знания детей о лесе в зимний период и его обитателях. Расширять знания детей о взаимозависи...

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Юные знатоки леса» Приоритетная образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,физическое развитие.

Цель:  Создание условий для закрепления и расширения представлений детей о лесе и его обитателях , представления о  взаимосвязи человека и природы.Задачи:Образовательные :- Уточнять и р...