«Неживая и живая природа. Явления природы».
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Осина Наталья Сергеевна

«Неживая и живая природа. Явления природы». Осень

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir._osen.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Неживая и живая природа. Явления природы».

Осень – это время года, которое следует за летом и характеризуется уменьшением высоты солнца, укорочением продолжительности дня, понижением температуры почвы, воды, воздуха, Осадки выпадают сначала в виде дождя, затем в виде снега. Почва и водоёмы замерзают. Жизнь растений и животных замирает.

Ход урока

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг... (природа)

III. Знакомство с живой и неживой природой

-  На уроках природоведения мы изучаем природу. А что же такое природа? Посмотрите в окно. Что вы там видите? (Деревья, небо, облака, дождь, земля и т. д.)

— Посмотрите на подоконники в классе, что видите? (Комнатные растения.) Учитель обобщает: «Летом вы купались в реке, озере, некоторые - в море.

Вы наблюдали дождь, радугу, смотрели на птиц. Так вот, и лес, и река, и небо, и воздух, которым мы дышим, и вода, которую мы пьем, и дождь и снег - все это природа. Не относится к природе лишь то, что сделано руками человека. Вся природа делится на живую и неживую».

Далее работа ведется по картинам на доске.

- Давайте, определим группу предметов живой природы и группу предметов неживой природы.

Бывает, что учащиеся затрудняются в определении предметов живой природы. Для примера можно рассмотреть комнатные растения, стоящие на окнах: за год они выросли, у них стало больше листьев, они стали выше.

А рост – это один из признаков всего живого. Живые существа дышат, питаются, растут, размножаются и умирают.

- Вспомните, что необходимо растениям и животным для жизни? (Воздух, вода, пища, тепло, свет.)

Дети рассматривают схему в учебнике и делают вывод: без тепла и света, без воздуха и воды живые существа не могли бы жить.

- А человека, куда мы должны отнести? (Человек - часть живой природы.)

Тема: «Осенние изменения в неживой природе»

Цели и задачи урока:   

Продолжить изучение сезонных изменений в природе.

Развивать наблюдательность, умение делать выводы по своим наблюдениям.

Воспитывать чувства любви к родной природе.

Создать у детей радостное настроение осеннего изобилия, многокрасочности природы.

I. Организационный момент

Всех наградила, всё загубила. Время года? (Осень)

Почему же так говорят?

Какая погода сегодня?

Чем осенняя погода отличается от летней погоды? (Высота солнца, температура воздуха, заморозки, туманы и так далее.)

Как сохранить красоту осени даже зимой?   ( Собрать гербарий, сфотографировать, нарисовать.)

II. Ход урока

Сообщение темы и цели урока.

Рассмотрите осенний пейзаж.

Какими осенними красками разрисовала осень пейзаж? 

Какие деревья стали красными, жёлтыми?

Какие деревья остались зелёными?

Какой период осени изображён: начало, середина или конец осени?

Назовите признаки осени, которые присутствуют на иллюстрациях.

Какая краска преобладает на этих пейзажах?

Как называется этот период осени?

Что происходит с деревьями осенью?

Почему желтеют листья на деревьях?       ( Осенью дни становятся короче, ночью света меньше и хлорофилл не успевает восстановиться.  В отмирающем листе разрушается зелёный хлорофилл, и тогда появляются невидимые ранее пигменты, раскрашивая его в оранжевые и красно-жёлтые тона)

Что происходит с деревом после листопада?     (Зимой деревья спят)

Почему деревья к зиме сбрасывают листья?      (Зимой снег налип бы на листья и ветки деревьев и  ветви деревьев обломались бы. Осенний листопад помогает растению выжить в засушливый период, так как в охлаждённой почве резко уменьшается всасывания воды корнями, листья же продолжают испарять её свое огромной поверхностью)

Куда деваются опавшие листья?   (Опавшие листья, сухая трава, цветы превращаются в почву)

Что вы знаете про почву?  ( Это плодородный слой земли, дом для многихживотных)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадки о явлениях природы, растениях, животных и т.д

Загадки От реки и до реки Мостик разноцветный Кто же мостик замостил И на небо поместил? (Радуга, солнышко, дождик) Сидит девица, И ткать и шить мастерица. Ниток напряла Удержать их не см...

Загадки о явлениях природы.

Загадки о явлениях природы...

Формирование в детях познавательной инициативы, пытливости ума, широкого кругозора через ознакомление с явлениями природы и развитие чувства эмпатии к объектам природы

Все педагоги уделяют много внимания ознакомлению детей с явлениями живой природы. Но в тоже время мало внимания уделяется ознакомлению дошкольников с явлениями природы (ледостав, росса, гроза, радуга,...

"Неживая природа.Явление природы"

исследовательская-опытная деятельность....

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...

Тематическое планирование «Явления природы. Круговорот воды в природе». Старшая группа.

Тематическое планирование «Явления природы. Круговорот воды в природе»....