Конспект занятия по экологическому воспитанию "Путешествие муравьев"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Занятие напавлено на обобщение представлений детей о многообразии насекомых. Детям предложены упражнения с целью обучения называть насекомых, различать их. На занятии используются игровые моменты, художественное слово, беседа, проблемные ситуации,логопедические упражнения. Дети закрепляют знания на индивидуальной творческой работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_muravev.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экологическому воспитанию "Путешествие муравьёв"
Цель: обобщить представления детей о многообразии насекомых;
упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей насекомых по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела), уточнять представления о пользе насекомых;
воспитывать желание заботиться о природе, правильно вести себя в парке (в лесу), в поле: разрушать экосистемы.
Материал: иллюстрации насекомых, шаблоны насекомых «Соедини по точкам».
Возраст детей: дошкольники.
Ход занятия:
- Какое сейчас время года?
- Что изменится в природе с наступлением лета? Почему прилетают птицы? (из-под земли выползают жуки, пауки)
- Летом вы часто ходите речку, гуляете по лужайкам. Кого вы там видите?
- Давайте вспомним всех, кого встречает на лужайках и отгадаем загадки?
ЗАГАДКИ:
Не птичка, а с крыльями.
(бабочка)
Имя взял у кузнеца,
Цвет у огурца,
Крылья у мошки,
Ножки у блошки.
(кузнечик)
Ниток много – много,
А в клубок не смотает,
Одежды себе не шьет,
А ткань всегда ткет.
(паук, паутина)
Шли плотники без топоров,
Срубили избу без углов.
(муравьи)
Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи,
Летит стрекочет.
(стрекоза)
Выпучила глаза, сидит
Не по – русски говорит,
Родилась в воде,
А живет на земле.
(лягушка)
В лугах без устали летает,
Нектар цветочный собирает.
Немного времени пройдет,
И приготовит вкусный мед.
(пчела)
Надевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко.
Это … (божья коровка).
С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка –
Зеленая спинка.
(кузнечик)
Воспитатель перечисляет всех насекомых.
- Как назвать их одним словом? (насекомые)
- На земле великое множество насекомых (1500000 видов). На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «Насекомые» - от слова «насекать». У насекомых три части тела: голова, грудь, брюшко и шесть ног. Насекомые – обжоры, они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают совсем маленькие и большие. Одни летают, другие ползают, прыгают, одни живут несколько лет, другие один день. Но все насекомые такие маленькие, их трудно разглядеть.
- О ком сейчас пойдет речь?
Спина красная, на ней черные круги, с каждой стороны по три ноги. Это… божья коровка. - А почему божья коровка такая яркая? Ведь ее хорошо видно на зеленом листе, ее любая птица заметит. Оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Она-то и отпугивает врагов.Как вы думаете, почему это существо прозвали коровкой?
Подошла к травинке и начала есть небольшие круглые существа, которые с аппетитом запускали свой хоботок в листья и сосали из них сок. Это… тля.
- Вот перед нами большая гора, а вокруг бегает огромное количество рыжих лошадок. Кто тащит «бревно» - иголку от елки, кто гусеницу, это… муравьи.
В самом начале весны муравейник больше похож на кучу сора и старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравья рядом не видно. Но как только сойдет снег, муравьи вылезут погреться на солнышке. После долгого зимнего сна они совсем обессилели и лежат – не шевелятся. У них даже нет сил отстреливаться от непрошенных гостей едкой муравьиной кислотой. Но пройдет еще несколько дней и муравьи примутся за работу.
- Раздался сильный шум: «ж-ж-ж». летит что-то огромное, лохматое. Кто это? Это …пчела летит собирать сладкий сок с первых цветов. Чтобы потом у нас был вкусный, очень полезный мед. Пчела тоже ярко окрашена. Как вы думаете, почему? Пчела как бы говорит: «Не подходи! Ужалю!»
- Солнце зарыло желтое облачко. Это крылья бабочки. Оно всегда покрыто мелкими чешуйками, которые очень важны для бабочки. Если даже некоторые чешуйки будут стерты, бабочка не сможет летать и погибнет. Вы можете рассмотреть эти чешуйки только сейчас, когда вы очень малы и крыло бабочки кажется вам огромным. А когда вы станете своего обычного роста, то на крыльях вы увидите просто пыльцу, которая останется на пальцах, если взять бабочку в руки. У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пет сладкий сок. Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит.
- А где дом у бабочки?
У муравья дом - …(муравейник)
У пчелы - …(улей)
Нет у бабочки дома. Дом для нее – каждая шелковистая травинка, каждое дупло, каждая удобная ветка. Да и зачем ей дом, если живет она всего две недели. И если за такое короткое время ей надо узнает мир.
- Слышите, издалека приближается другой звук: «з-з-з». издает его существо с длинным носом. Кто это? Комар. Его укусы болезненны и долго зудят. Вообще комары не опасны, но причиняют много неудобства людям и домашним животным.
3. И бабочки, и мухи, и жуки никогда не бывают детишками. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот бабочка отложила яйца, много яиц. Часть склевывают птицы, часть унесут муравьи, мухи, но какая-то част все равно уцелеет. Из них-то и выйдут гусеницы. Пройдет время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. А из куколки появится бабочка. Зашевелится вдруг неподвижная куколка, лопнет у нее на спине шкурка, появятся сначала крылышки, а потом и вся бабочка. Крылья у нее висят, как мокрые тряпочки. Но пройдет час, другой, и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими, расправит их и вдруг…полетит.
Если вы на своем огороде увидите беленькую бабочку, знайте: это превредная бабочка. Если их заведется много. То пропадет ваша капуста. Но это не сама бабочка такая жадная, а ее гусеница. Гусеницы очень прожорливы, только и делают, что едят и растут.
- Как вы думаете, кто из них полезен человеку, а кто приносит вред? (Те, кто портят растения, переносят заразу, кусаются; полезные - кто уничтожает вредителей, кто собирает вкусный и полезный мед.)
Угадайте, про какого человека можно сказать:
трудолюбивый как…(пчелы)
назойливый как…(муха)
- Почему так говорят?
Проблемная ситуация.
Муравей попал в паутину. Как его освободить и ничуть не повредить? (дать пауку другой корм, отогнать паука, а муравью дать ножницы, чтобы он обрезал паутину вокруг себя, отвлечь паука, попросить паука отпустить муравья).
Беседа «Что дети знают о насекомых?»
Вопросы:
- Чем насекомые отличаются от рыб, зверей, птиц?
- Чем похожи все насекомые?
- Выберете и назовите насекомых на картинках.
- Что вы знаете о пчелах? жуках? кузнечиках? и т.д.
- Почему насекомых так много?
- Чем питаются насекомые?
- Какие животные питаются насекомыми?
- Что случится, если все насекомые исчезнут?
- Что случится, если животные перестанут питаться насекомыми?
- Почему насекомые легко прячутся? Потому что окраска у них такая же, как и места, на которых они любят находиться.
- Зачем им такая окраска? Для защиты от врагов.
Логопедическое упражнение «Насекомые над лугом»
Жу-жу-жу – жужжит пчела, - Дети расставляют руки в стороны,
Я лечу издалека. ритмично помахивают руками.
Зу-зу-зу – комар пищит - Указателные пальцы выставляют
Укусить скорей спешит вперед, остальные поднимают,
делают ритмичные выбросы рук
попеременно вперед.
Уф-уф-уф – как паровоз, - ритмично притоптывают ногами.
Шмель пыхтит, - пыльцу повез.
Жук гудит: гу-жу, гу-жу. - делают ритмичные хлопки.
Я любого разбужу.
Пальчиковая гимнастика «Пчела»
Прилетела к нам вчера - машут ладошками.
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек - на каждое название насекомого
И веселый мотылек, загибают один пальчик.
Два жука и стрекоза, - делают кружки из пальцев и
Как фонарики глаза. подносят к глазам
Пожужжали, полетали, - машут мадошками.
От усталости упали. - роняют ладони на стол.
Индивидуальная творческая работа
Игра «Соедини точки и узнай, кто получится»
Предложить детям соединить точки по порядку (узнать бабочку, гусеницу, муравья, кузнечика)
Подведение итога занятия.
Как много мы с вами сегодня увидели! И божью коровку, и комара, и пчелу, и бабочку, и муравья. Они все такие разные! Давайте сравним божью коровку и бабочку.
- Чем они непохожи?
- Что у них одинаково?
- Что одинаково у муравья и пчелы?
У них у всех по три ноги с каждой стороны. Всего шесть ног. И все они называются насекомыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе "Муравьи - санитары леса"
Формировать представление о роли муравьев в жизни леса. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к муравьям....
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие муравья»
старшая группа...
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие муравья»
Данное занятие может быть использовано воспитателями и учителями для проведения занятий с дошкольниками и детьми школьного возраста. Дети получают удовольствие от таких занятий, сами придумывают новые...
Конспект занятия " В гости к муравьям" по ознакомлению с миром природы ( раздел насекомые)
Материал по ознакомлению детей с миром насекомых- муравьи. Дать представление о их жизнедеятельности....
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
План-конспект занятия по окружающему миру "Муравьи - санитары леса"
Цель:создание условий знании детей о муравьях, их образе жизни....
Лепка. Конспект занятия в старшей группе «Муравей»
Лепка образа муравья...