Конспект занятия по экологическому воспитанию "Путешествие муравьев"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Занятие напавлено на обобщение представлений детей о многообразии насекомых. Детям предложены упражнения с целью обучения называть насекомых, различать их. На занятии используются игровые моменты, художественное слово, беседа,  проблемные ситуации,логопедические упражнения. Дети закрепляют знания на индивидуальной творческой работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_muravev.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологическому воспитанию "Путешествие муравьёв"

Цель: обобщить представления детей о многообразии насекомых;

упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей насекомых по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела), уточнять представления о пользе насекомых;

воспитывать желание заботиться о природе, правильно вести себя в парке (в лесу), в поле: разрушать экосистемы.

Материал:      иллюстрации насекомых, шаблоны насекомых «Соедини по точкам». 

Возраст детей: дошкольники.

Ход занятия:

- Какое сейчас время года?

- Что изменится в природе с наступлением лета? Почему прилетают птицы? (из-под земли выползают жуки, пауки)

- Летом вы часто ходите речку, гуляете по лужайкам. Кого вы там видите?

- Давайте вспомним всех, кого встречает на лужайках и отгадаем загадки?

 ЗАГАДКИ:

Не птичка, а с крыльями.

                     (бабочка)

Имя взял у кузнеца,

Цвет у огурца,

Крылья у мошки,

Ножки у блошки.

                  (кузнечик)

Ниток много – много,

А в клубок не смотает,

Одежды себе не шьет,

А ткань всегда ткет.

                   (паук, паутина)

Шли плотники без топоров,

Срубили избу без углов.

                       (муравьи)

Что за девчонка:

В поясе тонка,

Огромные очи,

Летит стрекочет.

                         (стрекоза)

Выпучила глаза, сидит

Не по – русски говорит,

Родилась в воде,

А живет на земле.

                    (лягушка)

В лугах без устали летает,

Нектар цветочный собирает.
Немного времени пройдет,
И приготовит вкусный мед.
                               
(пчела)

Надевает эта крошка

Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко.
Это …
(божья коровка).

С ветки на тропинку,

С травки на былинку
Прыгает пружинка –
Зеленая спинка.
                           
(кузнечик)

 Воспитатель перечисляет всех насекомых.

- Как назвать их одним словом? (насекомые)

- На земле великое множество насекомых (1500000 видов). На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «Насекомые» - от слова «насекать». У насекомых три части тела: голова, грудь, брюшко и шесть ног. Насекомые – обжоры, они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают совсем маленькие и большие. Одни летают, другие ползают, прыгают, одни живут несколько лет, другие один день. Но все насекомые такие маленькие, их трудно разглядеть.

- О ком сейчас пойдет речь?

Спина красная, на ней черные круги, с каждой стороны по три ноги. Это… божья коровка. - А почему божья коровка такая яркая? Ведь ее хорошо видно на зеленом листе, ее любая птица заметит. Оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Она-то и отпугивает врагов.Как вы думаете, почему это существо прозвали коровкой?

Подошла к травинке и начала есть небольшие круглые существа, которые с аппетитом запускали свой хоботок в листья и сосали из них сок. Это… тля. 

- Вот перед нами большая гора, а вокруг бегает огромное количество рыжих лошадок. Кто тащит «бревно» - иголку от елки, кто гусеницу, это… муравьи.
В самом начале весны муравейник больше похож на кучу сора и старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравья рядом не видно. Но как только сойдет снег, муравьи вылезут погреться на солнышке. После долгого зимнего сна они совсем обессилели и лежат – не шевелятся. У них даже нет сил отстреливаться от непрошенных гостей едкой муравьиной кислотой. Но пройдет еще несколько дней и муравьи примутся за работу.

- Раздался сильный шум: «ж-ж-ж». летит что-то огромное, лохматое. Кто это? Это …пчела летит собирать сладкий сок с первых цветов. Чтобы потом у нас был вкусный, очень полезный мед. Пчела тоже ярко окрашена. Как вы думаете, почему? Пчела как бы говорит: «Не подходи! Ужалю!»

- Солнце зарыло желтое облачко. Это крылья бабочки. Оно всегда покрыто мелкими чешуйками, которые очень важны для бабочки. Если даже некоторые чешуйки будут стерты, бабочка не сможет летать и погибнет. Вы можете рассмотреть эти чешуйки только сейчас, когда вы очень малы и крыло бабочки кажется вам огромным. А когда вы станете своего обычного роста, то на крыльях вы увидите просто пыльцу, которая останется на пальцах, если взять бабочку в руки. У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пет сладкий сок. Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит.


- А где дом у бабочки?
У муравья дом - …(муравейник)
У пчелы - …(улей)
Нет у бабочки дома. Дом для нее – каждая шелковистая травинка, каждое дупло, каждая удобная ветка. Да и зачем ей дом, если живет она всего две недели. И если за такое короткое время ей надо узнает мир.


               - Слышите, издалека приближается другой звук: «з-з-з». издает его существо с длинным носом. Кто это?
Комар. Его укусы болезненны и долго зудят. Вообще комары не опасны, но причиняют много неудобства людям и домашним животным.
3. И бабочки, и мухи, и жуки никогда не бывают детишками. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот бабочка отложила яйца, много яиц. Часть склевывают птицы, часть унесут муравьи, мухи, но какая-то част все равно уцелеет. Из них-то и выйдут гусеницы. Пройдет время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. А из куколки появится бабочка. Зашевелится вдруг неподвижная куколка, лопнет у нее на спине шкурка, появятся сначала крылышки, а потом и вся бабочка. Крылья у нее висят, как мокрые тряпочки. Но пройдет час, другой, и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими, расправит их и вдруг…полетит.


Если вы на своем огороде увидите беленькую бабочку, знайте: это превредная бабочка. Если их заведется много. То пропадет ваша капуста. Но это не сама бабочка такая жадная, а ее гусеница. Гусеницы очень прожорливы, только и делают, что едят и растут.

- Как вы думаете, кто из них полезен человеку, а кто приносит вред? (Те, кто портят растения, переносят заразу, кусаются; полезные -  кто уничтожает вредителей, кто собирает вкусный и полезный мед.)


Угадайте, про какого человека можно сказать:

   трудолюбивый как…(пчелы)

   назойливый как…(муха)

- Почему так говорят?

Проблемная ситуация.

 Муравей попал в паутину. Как его освободить и ничуть не повредить? (дать пауку другой корм, отогнать паука, а муравью дать ножницы, чтобы он обрезал паутину вокруг себя, отвлечь паука, попросить паука отпустить муравья).

Беседа «Что дети знают о насекомых?»
Вопросы:

  1. Чем насекомые отличаются от рыб, зверей, птиц?
  2. Чем похожи все насекомые?
  3. Выберете и назовите насекомых на картинках.
  4. Что вы знаете о пчелах? жуках? кузнечиках? и т.д.
  5. Почему насекомых так много?
  6. Чем питаются насекомые?
  7. Какие животные питаются насекомыми?
  8. Что случится, если все насекомые исчезнут?
  9. Что случится, если животные перестанут питаться насекомыми?
  10.  Почему насекомые легко прячутся? Потому что окраска у них такая же, как и места, на которых они любят находиться.
  11. Зачем им такая окраска? Для защиты от врагов.

Логопедическое упражнение «Насекомые над лугом»

Жу-жу-жу – жужжит пчела, - Дети расставляют руки в стороны,
Я лечу издалека. ритмично помахивают руками.
Зу-зу-зу – комар пищит - Указателные пальцы выставляют
Укусить скорей спешит вперед, остальные поднимают,
делают ритмичные выбросы рук
попеременно вперед.
Уф-уф-уф – как паровоз, - ритмично притоптывают ногами.
Шмель пыхтит, - пыльцу повез.
Жук гудит: гу-жу, гу-жу. - делают ритмичные хлопки.
Я любого разбужу.

Пальчиковая гимнастика «Пчела»
Прилетела к нам вчера - машут ладошками.
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек - на каждое название насекомого
И веселый мотылек, загибают один пальчик.
Два жука и стрекоза, - делают кружки из пальцев и
Как фонарики глаза. подносят к глазам
Пожужжали, полетали, - машут мадошками.
От усталости упали. - роняют ладони на стол.

Индивидуальная творческая работа
Игра «Соедини точки и узнай, кто получится»

Предложить детям соединить точки по порядку (узнать бабочку, гусеницу, муравья, кузнечика)

Подведение итога занятия.
Как много мы с вами сегодня увидели! И божью коровку, и комара, и пчелу, и бабочку, и муравья. Они все такие разные! Давайте сравним божью коровку и бабочку.
- Чем они непохожи?
- Что у них одинаково?
- Что одинаково у муравья и пчелы?
У них у всех по три ноги с каждой стороны. Всего шесть ног. И все они называются
насекомыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Муравьи - санитары леса"

Формировать представление о роли муравьев в жизни леса. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к муравьям....

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие муравья»

Данное занятие может быть использовано воспитателями и учителями для проведения занятий с дошкольниками и детьми школьного возраста. Дети получают удовольствие от таких занятий, сами придумывают новые...

Конспект занятия " В гости к муравьям" по ознакомлению с миром природы ( раздел насекомые)

Материал по ознакомлению детей с миром насекомых- муравьи. Дать представление о их жизнедеятельности....

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

План-конспект занятия по окружающему миру "Муравьи - санитары леса"

Цель:создание условий знании детей о муравьях, их образе жизни....