Лепка. Конспект занятия в старшей группе «Муравей»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Лепка. Конспект занятия в старшей группе «Муравей»
Цель: совершенствовать умение детей создавать в лепке образ муравья.
Задачи:
Образовательные:
- вызвать у детей интерес к насекомым (муравьям);
- закрепить представление детей о насекомых;
- узнать, чем полезны муравьи;
- познакомить детей со строением муравья;
- содействовать формированию у детей интереса к лепке;
- помочь овладеть техническими приёмами: скатывать, раскатывать, соединять;
- закреплять навыки и приёмы лепки, знания о свойствах пластилина.
Развивающие:
- развивать внимание, умение отвечать на вопросы воспитателя;
- развивать интерес к лепке, совершенствовать умение лепить из пластилина
- развивать мелкую моторику, память, мышление у детей.
- развивать творческие способности детей.
Воспитательные:
- воспитывать сопереживание к игровому персонажу, желание помочь ему;
- научить аккуратности в работе с пластилином;
- воспитывать усидчивость, желание довести начатое дело до конца;
- вызвать положительный эмоциональный отклик на общий результат.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций
- чтение художественной литературы: И.Крылов «Стрекоза и муравей», В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»;
- показ презентаций: «Насекомые», «Кто такие муравьи?»;
- беседа по картинкам;
- изготовление макета «муравейник».
Материалы и оборудование: раздаточный материал для каждого ребенка (пластилин коричневого и черного цвета, доска для лепки, стека, веточка, салфетки); демонстрационный материал (насекомые (игрушки), муравей (игрушка), конверт, полянка, муравейник, алгоритм лепки муравья, образец муравья, заранее слепленная воспитателем.
Словарная работа:
Методические приемы: художественное слово, беседа, показ и объяснение ,
самоанализ своих работ.
Ход НОД:
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поприветствуйте наших гостей.
Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, я сегодня получила письмо, оно адресовано всем нам от Лесовичка. Хотите узнать, что в этом письме?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: «Здравствуйте, дорогие ребята! В ваш детский сад отправлен сюрприз. А сюрприз вы найдете, если вы выполните задание. Точка выполнения задания от двери. Ребята, встаньте все около двери. Задание мы
будем выполнять все вместе. Надо сделать 2 шага прямо, 4 шага налево, 1
шаг налево и вы должны найти сюрприз.
Дети считают, следуют по указанию, находят сюрприз.
Воспитатель: Ребята, давайте сейчас сделаем большой круг и тихо сядем на коврик. Представим, что мы с вами на лесной полянке сидим.
Дети и воспитатель садятся на коврик.
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, хотите узнать, что за сюрприз нам отправил Лесовичок? Ответы детей: Да.
Воспитатель: А открыть сюрприз мы можем, если вы отгадаете загадку:
Тащит он соломинку К маленькому домику.
Всех букашек он сильней, Наш трудяга ….
Ответы детей: Муравей. Воспитатель : Почему всех сильней?
Ответы детей: Потому что муравей тяжести поднимает во много раз больше, чем весит сам.
Воспитатель открывает коробочку, достаёт муравья.
Воспитатель показывает муравья, рассматривают, из каких частей состоит муравей.
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим муравья, из каких частей он состоит?
Ответы детей: У него есть голова. Воспитатель: Какой формы голова?
Ответы детей: Она круглой формы, похожа на шар, слегка вытянута.
Воспитатель: Что еще есть на голове?
Ответы детей: Глаза, как бусинки. Еще есть усики. Воспитатель: Ребята, а для чего усики?
Ответы детей: Чтобы обнюхивать и ощупывать встречные предметы. Воспитатель: А еще что есть?
Ответы детей: Еще есть челюсти, для захвата пищи и защиты. Воспитатель: Ребята, а это что?
Ответы детей: Это туловище.
Воспитатель: На какие отделы разделено туловище?
Ответы детей: Туловище состоит из небольшой груди и брюшка. Воспитатель: Какой формы грудь у муравья?
Ответы детей: Грудь круглая, похожа на шарик. Воспитатель: А брюшко какой формы?
Ответы детей: Брюшко овальной формы, похожа на большую каплю. Воспитатель: А еще, что есть у муравья?
Ответы детей: 6 лап.
Воспитатель: Верно, ребята, лапки оканчиваются когтями. Воспитатель: К какой группе животных относится муравей? Ответы детей: Насекомым.
Воспитатель: А каких еще насекомых вы знаете?
Ответы детей: Божья коровка, кузнечик, богомол, жук,…
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему их так называют – насекомые? Ответы детей:
Воспитатель: А так называют потому, что их тело как бы разделено на части тоненькими линиями – насечками. От слова насекать. Отсюда и название – « насекомые».
Воспитатель: А какой основной признак у насекомых? Ответы детей: У всех насекомых по 6 лапок.
Воспитатель: Ребята, вы не заметили, наш муравей шевелил усиками, он что- то хочет сказать. Давайте я его послушаю.
Воспитатель: Вы знаете, он мне говорит, что с ним случилась беда. В лес пришли ребята, и разорили муравейник. И вся его дружная семья разбежались кто - куда. Он остался совсем один, ищет себе друзей. Ребята, разве можно разорять муравейник?
Ответы детей: Нет, нельзя. Воспитатель: Почему нельзя?
Ответы детей: Они могут погибнуть, а если муравьи погибнут, то и лес погибнет, и птицы, и остальные животные.
Воспитатель: А как называют муравьев? Ответы детей: Санитарами леса.
Воспитатель: А почему их так называют?
Ответы детей: Потому что муравьи очищают лес от вредных насекомых, и из кислоты, которую выделяют муравьи, делают разные лекарства.
Воспитатель: А мы можем помочь нашему муравью? Как? Ответы детей: Предложение детей.
Воспитатель: Ребята я предлагаю вам, помочь нашему муравью найти новых друзей. Муравьи живут большими, дружными семьями.
А у нас есть новый муравейник. Давайте муравья посадим на полянку, у муравейника.
Здесь он подождет друзей. Вы согласны? Ответы детей: Да.
Воспитатель: А из какого материала мы можем сделать муравья? Ответы детей: Из пластилина.
Но сначала немножко отдохнем. Встаньте, ребята.
Физкультминутка:
Дети выполняют действия.
Муравей ходил по ветке, (Руки скрещены; пальцы каждой руки бегут по
А за ним ползут все детки предплечью, а затем по плечу второй руки)
Дождик с неба вдруг полил (Руки опущены, выполняем стряхивающее
движение)
Муравья на землю смыл (Хлопок ладошками по коленкам)
Солнце стало пригревать (Ладони прижаты друг другу, пальцы растопырены,качаем руками)
Муравей ползет опять.
А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке.
Воспитатель: А теперь проходим и тихо садимся за столы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, вот такого друга для муравья мы с вами будем лепить.
Воспитатель: Ребята, какого цвета пластилин мы будем использовать в лепке муравья?
Ответы детей: Коричневый и черный.
Воспитатель: Давайте вспомним последовательность работы: с чего мы работу начнем и с чем закончим.
Воспитатель показывает и вместе с детьми объясняет по схемам алгоритм лепки муравья.
- Из среднего куска коричневого пластилина скатываем шар и придаем ему слегка вытянутую форму. Это будет голова муравья.
- Из маленького куска пластилина того же коричневого цвета скатываем шар маленького размера. Это будет грудь.
- Из самого большого кусочка пластилина скатываем шар большого размера и , вытягивая тремя пальцами, придаем каплевидную форму.
- Соединяем детали туловища муравья между собой, прилепляем голову к туловищу.
- Из пластилина черного цвета раскатываем черные жгутики. Сделаем из них 6 лапок.
Еще скатаем 2 коротеньких тоненьких жгутика – это будут 2 усика.
- Прилепляем лапы к туловищу муравья, а усики к головке.
- Из пластилина черного цвета пальчиками скатаем 2 маленьких шарика и сделаем глаза.
- Стекой прорезаем рот, на туловище стекой делаем насечки. И можем маленькую палочку положить на спину.
Воспитатель: Всё запомнили? Ответы детей: Да.
Воспитатель: Ребята, прежде чем приступить к работе с пластилином, давайте вспомним, как надо с ним работать.
Дети рассказывают:
- нужно хорошо разогреть пластилин в ладошке;
- пластилин нельзя брать в рот, жевать и глотать его;
- лепим только на доске;
- нельзя класть пластилин на стол;
- нельзя бросать пластилин на пол.
- нельзя размахивать стекой.
Воспитатель: Ребята, а сейчас встаньте, пожалуйста. Нужно пальчики размять.
Пальчиковая гимнастика «Муравейник на поляне».
Воспитатель показывает, а дети проговаривают и выполняют движения по тексту.
Муравейник на поляне (Ребенок обеими руками делает «шалашик», соединяя
указательные, средние и безымянные пальцы.)
Ночью крепко - крепко спит. (Делает обеими руками «замочек», крепко
сжимая пальцами.)
А как солнце заиграет (Растопыривает и шевелит пальцами обеих рук)
Муравьишки выбегают: (Пальцы бегают по животику)
Лапками перебирают (Пошевелить пальцами)
И головками качают (Сжать в кулачки, пошевелить кулачками)
Муравьишек ровно 5: 1-2-3-4-5. (Одновременно поочередно сгибают
пальцы на обеих руках в кулачки.)
Очень дружные они. (Сложить ладони вместе. Сложить пальцы в «Замок»)
Ты, дружок, их береги. (Грозят указательным пальцем правой руки, пальцы
левой руки придерживают локоть правой руки.)
Практическая часть.
Воспитатель: Ребята, можете приступить к работе.
На доске висит алгоритм лепки, если забыли, можете посмотреть. Кому нужна будет помощь, поднимите руку, я подойду.
Дети лепят муравья.
Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: Наш первый муравей из пластилина готов и готов отправиться к работе на благо родного муравейника.
Воспитатель: Ребята, с кем мы сегодня познакомились?
Ответы детей: С муравьем.
Воспитатель: Ребята, а какие муравьи? Что вы можете сказать о них? Ответы детей: Они очень сильные, трудолюбивые, умные, дружные. Воспитатель: А что вам больше всего понравилось на занятии?
Ответы детей:
Воспитатель: А что для вас было трудным? Ответы детей:
Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько друзей у муравья. Предлагаю вместе рассмотреть, какие у вас муравьи получились.
Ответы детей: У Коли и Леши муравьи получились веселыми, у Кати и Алисы – озорными, у Ильи и Даши – немножко грустными, у Максима и Маши большими, у Даши и Кирилла - маленькими.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы добрые, отзывчивые дети, очень любите насекомых. Я уверенна, что вы будете беречь насекомых.
Муравей вас благодарит за новых друзей и угощает вас сладким сюрпризом. С детства мы любим играть и смеяться,
С детства мы учимся добрыми быть, Вот бы такими всегда оставаться, Чтоб улыбаться и крепко дружить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе "Муравьи - санитары леса"
Формировать представление о роли муравьев в жизни леса. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к муравьям....
План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме: Конспект занятия в старшей группе по аппликации на тему: "Птица счастья".
Как сделать объемную аппликацию...
Конспект занятия для старшей группы "Лепка сказочных героев из пластилина"
Цель: Научить изготавливать плоские формы на плоскости, закреплять умения и навыки работы с пластилином, повторить приемы и правила лепки; развивать творческое воображение, мышление, умение фантазиров...
Конспект занятия в старшей группе по лепке «Доктор Айболит и его друзья».
Учить детей, передавать в лепке образы литературных произведений. Воспитывать стремление добиваться выразительного решения образа. Развивать образные представления, воображение. Учить детей слушать ли...
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Конспект занятия по лепке (предметной) на тему: «Наши любимые игрушки»
Возрастная группа: старшая Тема: Наши любимые игрушки Цель: Учить детей лепить игрушки, передавая характерные особенности их внешнего вида (форму, цвет и соотношение частей)....
Занятие по художественно – эстетическому развитию.Лепка.Конспект занятия в старшей группе. Тема: "Фрукты и овощи".
Цель: закреплять приемы лепки сплющивание, скатывание, вытягивание, вдавливание.Задачи:1)Развивать умение лепить с натуры знакомые предметы (фрукты, овощи, передавая их характер особенности...