План-конспект занятия по окружающему миру "Муравьи - санитары леса"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Веряскина Анастасия Викторовна

Цель:создание условий знании детей о муравьях, их образе жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_.docx50.78 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия по окружающему миру


Тема:
«Муравьи — санитары леса»

Область: познавательное развитие.

Возрастная группаСтаршая_______________

Цель:создание условий знании детей о муравьях, их образе жизни.

Задачи:

  • Углубить знания детей о муравьях, их образе жизни.
  • Сформировать представление о роли муравьев в жизни леса.
  • Воспитывать бережное отношение к муравьям.

Оборудование/ материалы/ инвентарь:

Демонстрационный материал___Картина на тему «Муравьи за работой».______________

Раздаточный материал__________________________________________________________

Этапы организации образовательной деятельности

Время

Содержание взаимодействия воспитателя с детьми

Примечания

I.Ориентировка в деятельности

  1. Мотивация
  2. Определение цели
  3. Определение необходимых действий

II. Исполнительский этап

(беседа, игра, упражнение, задание, опыт, эксперимент,  и т.д.)

III. Завершающий этап

Беседа по достижению цели

Дети сидят на ковре, перед ними демонстрационная картина, накрытая тканью. Педагог загадывает загадку:

Город, в котором жильцов миллион,

Город, в котором всего один дом.

Город за деревом спрятался с юга,

Похожи жильцы в нём всегда друг на друга.

Затем он спрашивает детей, о каком загадочном городе идёт речь и кто его жильцы (муравейник с муравьями).

Педагог открывает картину – динамическую модель и обсуждает её с детьми.

Педагог. Муравьи — очень интересные насекомые. Они строят себе жилища — вы все их видели — из хвойных иголок,много входов и выходов, «комнат» — камер и коридоров.

Муравьи ведут очень активный образ жизни с ранней весны и до поздней осени. Они обладают завидным трудолюбием и большой выносливостью: один крохотный муравьишка может перемещать груз, превышающий по весу его собственный.

Главные враги муравьев — кабаны и..человек. С кабанов спрос невелик, а человек должен помнить, что муравьи — это залог здоровья леса, поэтому не разрушайте муравейники, не позволяйте этого делать другим. Лучше понаблюдайте за муравьями — одним из чудес природы. И вы увидите, какие они труженики.

 Вопросы для обсуждения:

- Как устроен муравейник снаружи, из чего строят его муравьи? (Из хвойных иголок, кусочков коры, веточек, стебельков).

- Какой высоты бывают муравейники? (Высота муравейника бывает иногда более метра.)

- Как устроен муравейник внутри?

(Открывается внутренняя часть картины, и дети видят множество входов и выходов, «комнат» и коридоров. Педагог и дети обсуждают, для чего они нужны муравьям.)

- Чем занимаются муравьи на картине? (Муравьи большие труженики: один тащит веточку больше себя, другой – личинку, два муравья волокут третьего – больного.)

- Почему муравьёв называют санитарами леса? (Они поедают мелких гусениц, уничтожающих растения, больные гнилью и плесенью растения, которые заражают лес.)

- Для чего муравьям нужны усики? (У муравья плохое зрение, но, шевеля усиками, муравей обнюхивает и ощупывает все встречные предметы.  По запаху муравьи узнают дорогу к муравейнику.)

- Почему муравья называют самым сильным животным? (Он может тащить груз, который по весу превышает его собственный.)

- Как ведут себя муравьи и зимой? (Поздней осенью жизнь муравейника замирает. Его обитатели забираются в глубокие подземные камеры и, сбившись в большой ком, засыпают.   Весной, когда растает снег и землю прогреет солнце, муравейник снова оживает.)

Проводится подвижная игра «Муравьиная тропа».

Чтение рассказа Л. Толстого «О муравьях». (См. приложение)

Вопросы детям:

Что вы узнали из рассказа о муравьях?

Как муравьи поняли, где стоит варенье?

Что сделал муравей, чтобы рассказать другим, где находится варенье?

Что интересного и нового вы узнали о муравьях.?

Приложение.

Рассказа Л.  Толстого «О муравьях».

Один раз я пришла в кладовую достать варенья. Я взяла банку и увидала, что вся банка полна муравьями. Муравьи ползали и в средине, и сверху банки, и в самом варенье. Я вынула всех муравьёв ложечкой, смела кругом с банки и поставила банку на верхнюю полку. На другой день, когда я пришла в кладовую, я увидала, что муравьи с полу приползли на верхнюю полку и опять заползли в варенье. Я взяла банку, опять очистила, обвязала верёвкой и привесила на гвоздик к потолку.

Когда я уходила из кладовой, я посмотрела ещё раз на банку и увидала, что на ней остался один муравей, он скоро бегал кругом по банке. Я остановилась посмотреть, что он будет делать. Муравей побегал по стеклу, потом побежал по верёвке, которой была обвязана банка, потом вбежал на верёвочку, которой была привязана банка. Вбежал на потолок, с потолка побежал по стене вниз и на пол, где было много муравьёв.

Верно, муравей этот рассказал другим, по какой дороге он пришёл из банки, потому что сейчас же много муравьёв пошли друг за другом по стене на потолок и по верёвочке в банку, по той же самой дороге, по которой пришёл муравей. Я сняла банку и поставила её в другое место.

      ЗАВЕРЯЮ                                                                                                  УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора МКОУ                                                                      Руководитель практики,

Тигрицкая СОШ№9 по ДО                                                               Воспитатель МКОУ      Н.А. Богомолова                                                                                Тигрицкая СОШ№9 ________________        «    » март 2018г                                                                            Т. М. Лепешкина

(подпись)                                  (дата)                                                                                                     ________________ «   » март 2018г

                М.П.                                                                                         (подпись)            (дата)

План-конспект НОД.


Тема:
«У нас в гостях животные»

Область: познавательное развитие.

Место проведения: МКОУ Тигрицкая СОШ№9 (дошкольная ступень)

Возрастная группа Старшая «Пчелки»

Цель: Расширение знаний детей о животных.

Задачи:

  • Активизировать знания детей, упражнять в умении обобщать животных по существенным признакам (звери, птицы, рыбы).
  • Учить группировать животных по способу приспособления к окружающей среде (домашние — дикие, хищные — травоядные).
  • Учить видеть сходство и различия между разными группами животных, знать повадки.
  • Развивать логическое мышление, умение отстаивать своисуждения.
  • Воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование/ материалы/ инвентарь:

Модели «Птицы», «Животные»; игрушки диких и домашних животных, картинки животных, картины среды обитания (север, юг, тайга, около человека), Незнайка, цветной кубик, цветной круг, коробка – сюрприз, пазлы «Животные и детеныши», половинки животных, магнитофон и кассета с голосами животных

Этапы организации образовательной деятельности

Время

Содержание взаимодействия воспитателя с детьми

Примечания

I.Ориентировка в деятельности

  1. Мотивация
  2. Определение цели
  3. Определение необходимых действий

II. Исполнительский этап

(беседа, игра, упражнение, задание, опыт, эксперимент,  и т.д.)

III. Завершающий этап

Беседа по достижению цели

- Здравствуйте, ребята!!! Я проходила мимо нашей группы и увидела необычную коробку. Здесь записка «Для детей группы «Пчелкики» (заглядывает)

- Ой, здесь что-то интересное… Хотите узнать, что в этой коробке лежит?

- Если правильно отгадаете загадки, отгадки сразу и появятся.

Загадки про животных:

Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далеко.
(Жираф)

В зоопарке,
Верь, не верь,
Проживает
Чудо-зверь.
У него рука - во лбу
Так похожа на трубу!
(Слон)

Рыжая, с пушистым хвостом,

живет в лесу под кустом.
(Лиса)

Не говорит, не поет, а кто к хозяину

идетона знать дает (Собака)

Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки
На меня они глядят
Молока они хотят.
(Ежи)

Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.
(Белка)

Хозяин лесной,

просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)

Сама пестрая, ест зеленое,

дает белое.(Корова)

Мордочка усатая,

шубка полосатая,
Часто умывается, но с водой не знается.
(Кошка)

Идет, идет, бородой трясет,
Травки просит:
"Ме-ме-ме, дай-ка травки мне-е-е".
(Коза)

В шляпе с круглыми полями 
И в штанишках до колен 
Занят разными делами, 
Лишь учится ему лень. 
Кто он, быстро отгадай-ка, 
Как зовут его? 
(Незнайка.)

(На стол выставляются овца, корова, лошадь, слон, жираф, лев, зебра, тигр, собака… И последняя загадка про Незнайку).

Показывает куклу – Незнайку.

- Посмотрите, ребята, Незнайка заблудился.

Что ты говоришь, скажи мне на ушко?

(Незнайка как - будто говорит на ухо взрослому).

- Незнайка мне сообщил, что все эти игрушки….

Это птицы?... (нет)

Саша  как одним словом можно назвать все эти персонажи? (животные, дети индивидуально повторяют)

- Эх, Незнайка, ничего ты не знаешь? Как же, ребята, ему помочь, правильно отличать животных о  птиц? (ответы детей)

Далее работа со схемами – моделями «Животные»,.

- Ребята, я вам предлагаю поиграть со мной и Незнайкой в игру «Волшебный кубик». У этого кубика шесть разноцветных сторон. На каждый цвет есть задание про животных. Мы будем по очереди бросать кубик и выполнять задания.

- А ты, Незнайка, смотри и запоминай, все что дети тебе расскажут и покажут.

Задание №1. Необходимо распределить этих животных на две группы:

  1. Дикие – домашние
  2. Хищники – травоядные

Задание №2.  Детям раздаются маленькие картинки с изображением разных животных. На столе раскладываются изображения: южный климат, северный полюс, двор, тайга. Дети должны определить, где кто обитает, и объяснить почему. Они по очереди подходят и выбирают где расположить своего животного.

Задание №3. «Потерялись животные» Детям предлагается найти на большом плакате животных, которые затерялись среди густого леса.

Физминутка “Дикие животные”

Как-то раз лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой – медведицей шёл медвежонок,
За мамою – белкой скакали бельчата,
За мамой – зайчихой косые зайчата,
Волчица вела за собою волчат

Все мамы и дети напиться хотят. (дети имитируют повадки диких животных)

Задание №4. «Мама и детеныши» На столах разложены в беспорядке пазлы, нужно соединить маму с детенышем.

Задание №5. «Голоса» Детям предлагается внимательно послушать звуки и определить, какому животному они принадлежат.

Задание №6. «Найди половинку» Дети сидят за столами и должны собрать половинки в одно целое.

В конце каждого задания Незнайка подходит к детям и поощряет их за правильные ответы, удивляется, как много они знают.

После выполнения всех заданий викторины, взрослый приглашает всех и Незнайку расположится в круг на коврике.

- Ребята, у меня волшебный мячик. (Мяч передается по кругу). Я буду передавать его вам по очереди, а вы расскажите Незнайке, что интересного вы сегодня узнали? (вопрос к каждому ребенку)

- Спасибо вам, ребята, за то, что помогли Незнайке узнать все про животных.

- А Незнайка, вам что-то интересное принес  (достается другая,  яркая коробочка с подарочками).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим с элементами конструирования в первой младшей группе детского сада

Конспект интегрированного  занятия включает в себя:комментарий хода занятияметоды и приёмыразвитие ключевых начальных компетентностей детей младшего дошкольного возраста....

План-конспект комплексного занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме: "Чудо - морковка"

Познакомить детей с полезными свойствами моркови, историей ее выращивания. Продолжать учить детей наклеивать готовые формы на заданную плоскость, не нарушая композицию. ...

План-конспект интегрированного занятия по окружающему миру на тему: "Одуванчик".

Продолжать знакомить детей с представителями растительного мира родного края. Расширить и уточнить знания об одуванчике. Учить подбирать образные слова. Познакомит...

План конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим для первой младшей группы.

Конспект интегрированного занятия "Домик для зверей" для первой младшей группы в соответствии с требованиями ФГС....

План - конспект "Лес - это богатство. Правила поведения в лесу" Рисование на тему "Что я видел в лесу".

Данный материал помогает систематезировать знания детей о лесе и его жителях....

План-конспект группового занятия по коррекции недостатков эмоционально-волевого развития у дошкольников с ЗПР 5-6 лет «Прогулка в волшебном лесу».

Цель: способствовать развитию эмоционально-волевой сферы.Задачи: Способствовать установления положительного эмоционального настроя в группе. Способствовать созданию условий для самовыражения дете...