Познавательно-исследовательская деятельность с детьми с тяжелыми нарушениями речи "Круговорот воды в природе"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Дать первые элементарные знания о круговороте воды в природе. Закрепить знания детей о разных состояниях воды; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде; познакомить со свойствами воды при нагревании и охлаждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda.docx | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
Дать первые элементарные знания о круговороте воды в природе.
Задачи:
- Закрепить знания детей о разных состояниях воды;
- Показать разнообразие состояний воды в окружающей среде;
- Познакомить со свойствами воды при нагревании и охлаждении;
- Расширять словарный запас;
- Продолжать учить подбирать слова-признаки; закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
- Упражнять в подборе слов-антонимов;
- Закреплять навыки звукового синтеза слова;
- Развивать фонематическое восприятие;
- Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Сядет тот, кто назовет первый звук в своем имени.
В: Я и стужа, и туман,
И ручей, и океан.
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу. (озвучивание стихотворения по слайдам презентации)
Д: вода.
Игра «Назови какая вода» (прозрачная, чистая, бесцветная, текучая, соленая, пресная)
- Введение в тему.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Сегодня на занятии мы продолжим разговор об удивительном мире воды. Узнаем о том, как путешествует вода, проследим, как вода превращается (переходит) из одного состояния в другое, а также попробуем проследить (раскрыть) круговорот воды в природе. Поможет нам в этом Капелька.
В: Давайте вспомним, что же такое вода. В каком состоянии она бывает в природе?
Д: Твердом, жидком, газообразном.
К: Где можем наблюдать воду в твёрдом состоянии? (Лёд, снег, айсберги)
В: Игра «Назови какой»
Снег (какой?) - белый, чистый, хрустящий, рыхлый…
лед (какой?) - холодный, хрупкий, прозрачный, твердый…
град (какой?) – круглый, твердый, белый, холодный …
К: Где можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (Туман. Пар.)
В: ИГРА «Назови ласково»
Туман-
Облако –
Пар –
К: Где можем наблюдать воду в жидком состоянии? (Моря, реки, озёра, океаны, ручьи…)
В: Игра «Скажи наоборот»
Снежинка легкая, а сосулька … (тяжелая).
Ручеек узкий, а река … (широкая).
Земля черная, а снег … (белый).
Родник чистый, а лужа … (грязная).
Вода холодная, а пар … (горячий).
Река близко, а море … (далеко).
Пруд маленький, а океан … (большой).
Горная река течет быстро, а равнинная … (медленно).
В: Теперь мы с вами знаем, что такие явления природы, как дождь, снег, туман, град, облака, лед, все это...
Д: Вода.
В:. Вода умеет становиться разной. Поэтому получается, что вода-волшебница.
Давайте попробуем смоделировать природный процесс в бытовых условиях.
III. Изучение нового материала.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ОПЫТ
Нашу гостью Капельку с сестрёнками попросим отправиться наливаем воду в эл. чайник, (ребенок наливает в чайник воду из банки)
Вода нагревается и под действием высокой температуры из жидкого состояния переходит в…(Газообразное, т.е. становится паром)
Тёплый воздух легче холодного, поэтому поднимается вверх.
Кипящий чайник «выпускает» пар (Рассказываем, что пар - это мааааленькие капельки воды. Много, очень много маленьких капелек), когда образующийся внутри него из горячей воды водяной пар встречается с холодным воздухом снаружи и конденсируется. Крошечные капли жидкости сливаются вместе до тех пор, пока не станут достаточно большими, чтобы мы смогли их увидеть как облачко пара. Если ты подержать холодную ложку в струе пара, с нее начнет капать вода.
Также происходит и в природе, только за более длительный промежуток времени.
ФИЗМИНУТКА
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз-росой она умылась,
Два-изящно покружилась,
Три-нагнулась и присела,
На четыре-полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
В: С поверхности морей и рек, озер и почвы вода в виде пара поднимается высоко вверх. Воздух высоко над землей всегда холодный. Пар охлаждается там и образует множество водяных капелек. Из этих капелек и льдинок образуются облака. Из облака вода возвращается на землю в виде дождя и снега.
Такое путешествие воды получило название КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ
Чтобы лучше понять круговорот воды Капелька просила прочитать стихотворение.
Круговорот воды в природе (Ольга Счастливая)
Плывут по небу облака,
Как корабли, издалека.
На вид - как сахарная вата,
И влагой, видимо, богаты.
Копилась эта влага так:
Жара стояла - просто мрак!
Когда на улице плюс тридцать,
Тут что угодно испарится.
Быть может, речка там текла,
Росинка на траве была.
Быть может, море бушевало,
О берег волны разбивало.
Но солнце дело своё знает:
Всё больше воздух накаляет.
И часть водички - ах! Ах! Ах!
Вдруг стала паром в небесах.
Так получились облака,
Приплывшие издалека.
Но это не конец, друзья,
Сейчас рассказ продолжу я.
Неспешно облака плывут,
Тень оставляя там и тут.
Вдруг сверху - КАП! Что за беда?
На землю просится вода!
И рвётся влага на свободу,
Из пара превращаясь в воду.
А мы гуляем под дождём
С огромным папиным зонтом.
Представим, что вот так случилось:
На улице не плюс, а минус.
Водичка превратится в льдинки,
Что называются - снежинки.
Накроет землю целиком
Пушистым беленьким ковром.
Ну а когда весна настанет,
Весь снег под солнышком растает.
Потом всё снова повторится:
Вода прольётся, испариться...
Получим мы в природе вот
Такой воды круговорот.
Игра «Повтори и закончи предложение»
Вода – это … (высказывание детей)
Вода при нагревании превращается … (в пар)
Вода при охлаждении превращается … (в лед)
Вода путешествует … ( по кругу)
Вода в пар превращается … (летом, в жару)
Вода в лед превращается … (зимой)
В завершении занятия попробуем смоделировать круговорот воды в природе. (Работа в парах)
У каждого на столе есть конверт, в котором находятся все необходимые детали для моделирования. Ваша задача заключается в том, чтобы поставить каждый компонент на своё место.
VI. Подведение итогов.
- В каких трёх состояниях находится вода в природе?
- С какими чудесами природы мы сегодня познакомились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательская деятельность с детьми с тяжелыми нарушениями речи "Круговорот воды в природе"
Дать первые элементарные знания о круговороте воды в природе. Закрепить знания детей о разных состояниях воды; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде; познакомить со свойствами ...
Использованию лего-технологий в образовательной деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс для педагогов об использовании лего-технологий в образовательной деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи...
План образовательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи подготовительной группы
Тема недели "День народного единства"...
План образовательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи старшей группы
Тема недели: «Животные разных климатических зон»...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».
Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....
«Технология лэпбук в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи. Работая с т...
Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»
В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...