Познавательно-исследовательская деятельность с детьми с тяжелыми нарушениями речи "Круговорот воды в природе"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Никитюк Ольга Михайловна

Дать первые элементарные знания о круговороте воды в природе. Закрепить знания детей о разных состояниях воды; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде; познакомить со свойствами воды при нагревании и охлаждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: 

 Дать первые элементарные знания о круговороте воды в природе.

Задачи: 

- Закрепить знания детей о разных состояниях воды;

- Показать разнообразие состояний воды в окружающей среде;

- Познакомить со свойствами воды при нагревании и охлаждении;

- Расширять словарный запас;  

- Продолжать учить подбирать слова-признаки; закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом;

- Упражнять в подборе слов-антонимов;

- Закреплять навыки звукового синтеза слова;

- Развивать фонематическое восприятие;

- Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

Ход         занятия.

  1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет первый звук в своем имени.

В: Я и стужа, и туман,

И ручей, и океан.

Я летаю и бегу

И стеклянной быть могу.  (озвучивание стихотворения по слайдам презентации)

Д: вода.

Игра «Назови какая вода» (прозрачная, чистая, бесцветная, текучая, соленая, пресная)

  1. Введение в тему.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Сегодня на занятии мы продолжим разговор об удивительном мире воды. Узнаем о том, как путешествует вода, проследим, как вода превращается (переходит) из одного состояния в другое, а также попробуем проследить (раскрыть) круговорот воды в природе. Поможет нам в этом Капелька.

В: Давайте вспомним, что же такое вода. В каком состоянии она бывает в природе?

Д: Твердом, жидком, газообразном.

К: Где можем наблюдать воду в твёрдом состоянии? (Лёд, снег, айсберги)

В: Игра «Назови какой»

Снег (какой?) - белый, чистый, хрустящий, рыхлый…

лед (какой?) - холодный, хрупкий, прозрачный, твердый…

 град (какой?) – круглый, твердый, белый, холодный …

К: Где можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (Туман. Пар.)

В: ИГРА «Назови ласково»

Туман-

Облако –

Пар –

К: Где можем наблюдать воду в жидком состоянии? (Моря, реки, озёра, океаны, ручьи…)

В: Игра «Скажи наоборот»

Снежинка легкая, а сосулька … (тяжелая).

Ручеек узкий, а река … (широкая).

Земля черная, а снег … (белый).

Родник чистый, а лужа … (грязная).

Вода холодная, а пар … (горячий).

Река близко, а море … (далеко).

Пруд маленький, а океан … (большой).

Горная река течет быстро, а равнинная … (медленно).

В: Теперь мы с вами знаем, что такие явления природы, как дождь, снег, туман, град, облака, лед, все это...

Д: Вода.

В:. Вода умеет становиться разной. Поэтому получается, что вода-волшебница.

Давайте попробуем смоделировать природный процесс в бытовых условиях.

III. Изучение нового материала.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ОПЫТ

Нашу гостью Капельку с сестрёнками попросим отправиться наливаем воду в эл. чайник, (ребенок наливает в чайник воду из банки)

Вода нагревается и под действием высокой температуры из жидкого состояния переходит в…(Газообразное, т.е. становится паром)

Тёплый воздух легче холодного, поэтому поднимается вверх.

Кипящий чайник «выпускает» пар (Рассказываем, что пар - это мааааленькие капельки воды. Много, очень много маленьких капелек), когда образующийся внутри него из горячей воды водяной пар встречается с холодным воздухом снаружи и конденсируется. Крошечные капли жидкости сливаются вместе до тех пор, пока не станут достаточно большими, чтобы мы смогли их увидеть как облачко пара. Если ты подержать холодную ложку в струе пара, с нее начнет капать вода.

Также происходит и в природе, только за более длительный промежуток времени.

ФИЗМИНУТКА

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз-росой она умылась,

Два-изящно покружилась,

Три-нагнулась и присела,

На четыре-полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

В: С поверхности морей и рек, озер и почвы вода в виде пара поднимается высоко вверх. Воздух высоко над землей всегда холодный. Пар охлаждается там и образует множество водяных капелек. Из этих капелек и льдинок образуются облака. Из облака вода возвращается на землю в виде дождя и снега.

Такое путешествие воды получило название КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ

Чтобы лучше понять круговорот воды Капелька просила прочитать стихотворение.

Круговорот воды в природе  (Ольга Счастливая)

Плывут по небу облака,

Как корабли, издалека.

На вид - как сахарная вата,

И влагой, видимо, богаты.

Копилась эта влага так:

Жара стояла - просто мрак!

Когда на улице плюс тридцать,

Тут что угодно испарится.

Быть может, речка там текла,

Росинка на траве была.

Быть может, море бушевало,

О берег волны разбивало.

Но солнце дело своё знает:

Всё больше воздух накаляет.

И часть водички - ах! Ах! Ах!

Вдруг стала паром в небесах.

Так получились облака,

Приплывшие издалека.

Но это не конец, друзья,

Сейчас рассказ продолжу я.

Неспешно облака плывут,

Тень оставляя там и тут.

Вдруг сверху - КАП! Что за беда?

На землю просится вода!

И рвётся влага на свободу,

Из пара превращаясь в воду.

А мы гуляем под дождём

С огромным папиным зонтом.

Представим, что вот так случилось:

На улице не плюс, а минус.

Водичка превратится в льдинки,

Что называются - снежинки.

Накроет землю целиком

Пушистым беленьким ковром.

Ну а когда весна настанет,

Весь снег под солнышком растает.

Потом всё снова повторится:

Вода прольётся, испариться...

Получим мы в природе вот

Такой воды круговорот.


Игра «Повтори и закончи предложение»

Вода – это … (высказывание детей)

Вода при нагревании превращается … (в пар)

Вода при охлаждении превращается … (в лед)

Вода путешествует … ( по кругу)

Вода в пар превращается … (летом, в жару)

Вода в лед превращается … (зимой)

В завершении занятия попробуем смоделировать круговорот воды в природе. (Работа в парах)

У каждого на столе есть конверт, в котором находятся все необходимые детали для моделирования. Ваша задача заключается в том, чтобы поставить каждый компонент на своё место.

VI. Подведение итогов.

- В каких трёх состояниях находится вода в природе?

- С какими чудесами природы мы сегодня познакомились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми с тяжелыми нарушениями речи "Круговорот воды в природе"

Дать первые элементарные знания о круговороте воды в природе. Закрепить знания детей о разных состояниях воды; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде; познакомить со свойствами ...

Использованию лего-технологий в образовательной деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс для педагогов об использовании лего-технологий в образовательной деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

«Технология лэпбук в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи. Работая с т...

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»

В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...