Использованию лего-технологий в образовательной деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
материал по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме
Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс для педагогов об использовании лего-технологий в образовательной деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использованию лего-технологий в образовательной деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
(мастер-класс для педагогов)
Цель: заинтересовать, повысить компетентность педагогов по использованию конструктора LEGO в педагогической деятельности.
Задачи:
• дать общее представление о конструкторе Lego, как о средстве развития ребенка дошкольного возраста;
• показать возможности конструктора LEGO для использования в конструктивно-модельной деятельности детей;
• познакомить с вариантами игр с конструктором LEGO.
Материалы: наборы конструктора LEGO-DUPLO, образцы, схемы и инструкции построек, ноутбук, проектор, экран.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Рада вас приветствовать в стенах нашего детского сада. И сегодня мне хотелось бы представить вашему вниманию некоторые аспекты опыта работы по использованию лего-технологий в образовательной деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Мы живём с Вами век новейших компьютерных разработок и цифрового оборудования. Огромное разнообразие технических средств даёт воспитателю возможность сделать познание окружающего мира увлекательным для ребёнка любого возраста. Одним из таких средств обучения является конструктор LEGO.
Что такое LEGO, знают и взрослые и дети. LEGO-педагогика у нас в стране только развивается, хотя за рубежом это одна из самых распространенных педагогических систем с очень широким возрастным диапазоном - от полуторагодовалых малышей до старшеклассников. Датская фирма LEGO первая в мире выпустила игровые конструкторы, в основе которых были кубики, соединяющиеся при помощи выступающих цилиндрических кнопок. Эти наборы оказались универсальными развивающими игрушками, прочными, красивыми и долговечными.
Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться.
Играя в LEGO, дети учатся различать цвета, размеры и форму предметов, определять их пространственное расположение, привыкают выполнять задания, сосредоточиваться, работать в коллективе. Кроме того, тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Это дает возможность формировать у детей с ТНР как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.
Помимо этого, ЛЕГО способствует формированию таких основополагающих качеств личности, как умение концентрироваться, способность сотрудничать с партнером, и самое главное - чувство уверенности в себе. Поэтому применение ЛЕГО-технологий, является эффективным средством в коррекционно-развивающей работе педагогов групп компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Кроме того, актуальность LEGO–технологии и конструирования значима в свете внедрения ФГОС, так как:
- являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей;
- позволяют сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры;
- формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Ранее в нашей группе лего конструкторы использовались, но только в самостоятельной деятельности детей. Идея сделать легоконструирование процессом направляемым, а не спонтанным, возникла несколько лет назад, после моего участия в Международной научно-практической конференции «Инновационные решения в образовании: от школы к производству», где я познакомилась с опытом работы российских и международных практиков-специалистов США Моргана Хайнса и Дании Ханне Равн, а так же поучаствовала в работе мастер-класса сертифицированного тренера LEGO Алексея Кузьмина на тему «Практический опыт применения образовательных решений ЛЕГО в дошкольном образовательном учреждении».
В рамках реализации программы «Инженерная школа Урала» осенью 2015 года в детский сад в достаточном количестве были приобретены наборы конструктора LEGO. Поэтому педагоги детского сада, в том числе и я, активно включились в инновационную деятельность.
Изучив теоретические и практические материалы, пройдя обучение на курсах повышения квалификации по теме «Образовательная робототехника в условиях реализации ФГОС ДО», я убедилась, что посредством использования легоконструкторов можно эффективно решать образовательные задачи реализуемой в детском саду основной общеобразовательной программы.
Мною была разработана программа дополнительного образования «Удивительный мир ЛЕГО». Подобраны игры, цикл занятий, карточки-схемы сборки моделей. Разработанная мной программа направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала. Она строится на основе деятельностного подхода в обучении, предлагает использование конструкторов LEGO как метода для обучения дошкольников конструированию, моделированию, развитию научно-технического творчества.
Работу по Лего-конструированию провожу в непосредственной и совместной образовательной деятельности с детьми. Тематика непосредственной образовательной деятельности разработана в соответствии с календарно-тематическим планом группы. Занятия по дополнительному образованию проводятся с подгруппой детей до 5 человек, 1 раз в неделю.
Освоение лего-конструктора в образовательной деятельности ведется последовательно от простого к сложному.
На первом этапе работы: исследовали детали конструктора; определили с ребятами название каждой детали; познакомились со способами соединения кирпичиков.
На втором этапе выполняли постройки с помощью наглядной модели из крупного конструктора из небольшого количества деталей с последующим увеличением деталей (например: «Ворота», «Заборы», «Домики» и т.д.).
На третьем этапе перешли к конструированию по схемам. Использовала образец на карточках, которые имеются в наборах конструктора «Построй историю». Дети делали анализ образца, изображенного на карточке, подбирали необходимые детали и воспроизводили постройку.
На следующем этапе, усложняла виды предлагаемых построек с помощью увеличения деталей и составления схем с использованием различных видов конструктора.
На занятиях использую основные виды конструирования, такие как:
1. Конструирование по образцу
2. Конструирование по модели
3. Конструирование по условиям
4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.
5. Конструирование по замыслу. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.
В работе с детьми использую преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности (представлены на слайде).
Для обучения детей LEGO-конструированию использую разнообразные методы и приемы:
Методы | Приёмы |
Наглядный | Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. |
Информационно-рецептивный | Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка. |
Репродуктивный | Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) |
Практический | Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. |
Словесный | Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. |
Проблемный | Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета, сюрпризный момент, дидактические игры на развитие внимания, мышления, памяти. |
Частично-поисковый | Решение проблемных задач с помощью педагога. |
Организуя занятия лего-конструированием, придерживаюсь следующего алгоритма выполнения модели:
1. Создание проблемной ситуации - вхождение в игровую (сюжетную) ситуацию, с использованием нашего ЛЕГО – друга «Легоши».
2. Демонстрация и рассматривание картин с изображением объекта для конструирования.
3. Наблюдение натуральных объектов.
4. Сенсорное обследование деталей для знакомства с формой, цветом и определения пространственных соотношений между деталями, либо презентации, в которых представлены задания интеллектуального плана (Игры «Четвертый лишний», «Какой детали не хватает?», «Построй цепочку» и др.).
5. Демонстрация вариативных соединений деталей.
6. Объяснение последовательности выполнения или просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции.
7. Изучение при необходимости схем и чертежей.
8. Выполнение поделки из деталей в соответствии с замыслом и темой.
9. Анализ и оценка.
10. Обыгрывание – использование построек для организации игр в совместной и самостоятельной деятельности
Перед выполнением модели обязательно проводится пальчиковая гимнастика, а так же физкультминутка, которые подбираются с учетом темы совместной деятельности.
Для многих педагогов Лего ассоциируется только с конструированием и ни с чем больше. Тем не менее, включение Лего-технологии в образовательный процесс ДОУ происходит посредством интеграции во все образовательные области, определенные ФГОС ДО. Приведу небольшую подборку игр и игровых упражнений для детей 3-7 лет, способствующих реализации образовательных областей ФГОС Дошкольного образования
В области социально-коммуникативного развития:
Лего позволяет: создавать совместные постройки, объединенные одной идеей, одним проектом; развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками; формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества.
Например, в игре «СВЕТОФОР» - знакомим с правилами безопасного перехода через проезжую часть, развивая пространственную ориентацию, чувство цвета.
В игре «КОГДА ЗА ДВЕРЬЮ НЕЗНАКОМЕЦ» - знакомимся с правилами безопасного поведения в ситуации, когда ребенок находится дома один и незнакомец звонит в дверь. Развивать активную речь, воспитывать разумную осторожность поведения.
В области познавательное развитие:
Лего – служит эффективным средством развития элементарных математических представлений у дошкольников, в этом помогает тематический набор «Математический поезд». Этот набор идеально подходит для знакомства с математикой в течение невероятно увлекательной ролевой игры в железную дорогу. Вместе дети изучают цифры и тренируются в устном счете, загружая и разгружая разноцветные вагончики с помощью специального крана. А большое количество дополнительных элементов, персонажей и грузов позволяет придумать и реализовать различные сценарии о приключениях на железнодорожной станции.
Кроме того, с целью формирования представлений о числе и количестве, использую игры, представленные на слайде:
Для развитие пространственной ориентировки предлагаю выполнить игровые задания:
- Посчитайте, сколько ступенек идёт вверх, сколько ступенек идёт вниз.
- Посчитайте, сколько деталей в каждом ряду.
- Пронумеруй ступеньки снизу вверх и сверху вниз.
С их помощью закрепляются основные понятия: Вверх, вниз, справа, слева.
Помимо этого ЛЕГО используется в экспериментально-исследовательской деятельности как материал, из которого сделан конструктор («Из чего сделано?», «Найди такой же», «Чем похожи и чем отличаются?», «Расскажи о свойствах предмета» и т.д.).
Конструирование моделей разного содержания и тематики способствует формированию первичных представлений: о себе, других людях, об объектах окружающего мира и действительности.
С помощью ЛЕГО дети передают в постройках полученные знания и впечатления от занятий, экскурсий, наблюдений и прогулок. Полученные конструкции объединяют в тематическую постройку «Птичий двор», «Зоопарк», «Транспорт», «Чудеса в лесу», «Мой город», «Животные Африки» и т.д., которые в дальнейшем используются не только в образовательной деятельности, но и в самостоятельно-игровой деятельности детей и способствуют развитию коммуникативных навыков.
Работая с набором ЛЕГО «Первые механизмы», дети познакомились с некоторыми базовыми принципами механики в процессе строения моделей, в которых используются весы, колёса и оси, блоки, зубчатые колеса, ременные и червячные передачи, лопасти. В процессе работы с набором дети имели возможность понять, что такое подъёмная сила, равновесие, стойкость конструкции, изучить простейшие механизмы, которые окружают нас в повседневной жизни, сконструировать настоящие измерительные инструменты.
Речевое развитие:
Каждый педагог знает, как трудно сделать занятия по составлению рассказов и сказок, пересказу литературных текстов интересными для детей. Поэтому я использую наборы, специально разработанные для развития языковых навыков «Моя первая история», и «Построй свою историю». С помощью материалов конструктора дети могут грамотно пересказать прочитанный текст или составить свой собственный рассказ, придумать сказку о том, что это за постройка, из чего она построена, кто в ней будет жить, описать ее и т.д., при этом работая в команде и развивая навыки совместной работы и творчества.
Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным.
Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО-конструктора, имеющего широкий ассортимент наборов, даёт возможность запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы, так как у детей с ТНР лучше всего накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.
При работе с ЛЕГО хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике?).
Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний (котёнок без чего? - без хвоста).
Созданные постройки из ЛЕГО использовались в играх-театрализациях, творческих сюжетно-ролевых играх.
Считаю, что работа по развитию речи с применением ЛЕГО-технологий делает коррекционно-развивающий процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала.
В области художественно – эстетическое развитие:
При помощи деталей лего можно познакомить детей не только с формой, величиной, но и с цветами. Усвоить такое понятие как «чередование» и применять чередование цветов в собственных постройках, создавая узоры с использованием различных цветов.
Также конструктор можно использовать для изучения и закрепления названия цвета. Например, «Игра «цветные домики (гаражи, заборчики и т.д.)»
Физическое развитие;
Помимо мелкой моторики обеих рук лего – конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор лего можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре:
- ходьба/бег змейкой между деталями конструктора;
- удержание равновесия;
- упражнения на развитие координации движений;
- упражнения на развитие гибкости, быстроты и ловкости.
Для корригирующей гимнастики и профилактики плоскостопия можно использовать коврики из лего - конструктора. Данные коврики будут массировать стопы ног за счет выпуклой формы деталей лего, а также будут привлекать детей своей яркостью за счет разнообразной цветовой гаммы.
Это лишь малая часть вариантов использования лего в непосредственно образовательной деятельности ДОУ. Таким образом, традиционные средства конструирования при интегративном подходе в обучении дают возможность развивать разносторонние интеллектуальные и личностные качества дошкольника.
В результате системной и углубленной работы с конструктором ЛЕГО у детей повысилась коммуникативная активность, сформировалось умение работать индивидуально, в паре, в группе, усовершенствовались творческие способности, повысилась мотивация к обучению.
Итак, несомненно, LEGO-конструирование - современное учебное средство для неисчерпаемого количества новых идей детского творчества. LEGO - универсальный конструктор, который настолько разнообразен, что никогда не надоедает, из незатейливых деталей которого можно собрать всё, что только может вообразить себе человеческая фантазия.
Предлагаю и Вам, уважаемые коллеги, сегодня окунуться в удивительный мир конструктора LEGO, и попрактиковаться работе с ним.
Практическая часть.
Прежде чем мы приступим к работе с конструктором, давайте уточним, чем детали LEGO отличаются друг от друга? Правильно, формой, цветом и размером. Стандартная деталь лего – это кирпичик 2 на 4.
Хочу отметить, на первых этапах знакомства детей с конструктором LEGO важно научить детей знать названия и отличать детали друг от друга.
Кроме того, при конструировании с LEGO важно знать правильный способ крепления деталей: стопкой, внахлест, ступенчато.
Сейчас предлагаю Вам поупражняться в сборке деталей конструктора между собой, а также отражения этого в речи. «Собрать модель по словесной инструкции». Правила игры: два участника получают одинаковые детали. Первый участник, отвернувшись, придумывает какую-то элементарную постройку и одновременно рассказывает напарнику, как он это строит. В итоге игры должны получиться две одинаковые модели. Итак, начинаем игру в парах!
Время игры –2-3 минуты. Итак, игра окончена. Предлагаю провести анализ работы. Давайте посмотрим на работы.
1. Что хотели сконструировать? Получилось? Почему?
2. Получилось ли объяснить партнёру ход своих действий?
3. Вопрос для зрителей мастер-класса: получилось ли участникам правильно сделать конструкцию по словесной инструкции? Почему не понял, что нужно делать?
Комментарий к игре: Такую игру целесообразно использовать для детей с 6-и лет, она учит детей работать в команде (в данном случае – в паре) и параллельно развивает речь детей.
Мы с детьми часто работаем по легосхемам, которые создаем самостоятельно. Что-то захотели построить, рисуем схему, а дети затем уже самостоятельно, с опорой на схему конструируют.
Предлагаю вам самим поработать со схемами, для этого поделитесь на 2 команды. Задание будет такое – придумать постройку, нарисовать схему. Когда схемы готовы обменяться схемами и собрать модель по схеме.
Давайте посмотрим на работы.
1. Что планировали сконструировать?
2. Получилось ли коллегам воплотить Вашу модель?
3. Вопрос для зрителей мастер-класса: получилось ли участникам правильно сделать конструкцию по схеме? Почему не понял, что нужно делать?
Рефлексия мастер-класса. Уважаемые коллеги, сегодня мы с Вами увидели возможности конструктора LEGO. И закончить свой мастер-класс я хочу следующей фразой:
То, что я хочу познать – это яблоня,
Что я познаю – это ветвь яблони,
То, что я передаю ребенку – это яблоко,
То, что он возьмёт от меня – это семечко.
Но из семечка может вырасти яблоня.
За время мастер-класса выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего общения.
Если мастер класс для вас прошел плодотворно - прикрепите к дереву плоды – яблоки.
Если он прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.
Если мастер класс не отличается от прежних мастер классов и ничего нового не принес – чахлый лист.
Спасибо за внимание! Желаю Вам, чтобы ваши планы всегда превращались в плоды и приносили значимые результаты!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
Цель: Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам....
Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»
Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и ...
План образовательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи подготовительной группы
Тема недели "День народного единства"...
План образовательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи старшей группы
Тема недели: «Животные разных климатических зон»...
Семинар-практикум Тема: «Использование биоэнергопластики в работе учителя логопеда с детьми имеющими тяжелые нарушения речи»
Семинар-практикумТема: «Использование биоэнергопластики в работе учителя логопеда с детьми имеющими тяжелые нарушения речи»...
«Технология лэпбук в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи. Работая с т...