«Технология лэпбук в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
учебно-методический материал
Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи. Работая с такими детьми, отмечаю отсутствие мотивации у детей, снижение познавательной активности и это заставляет использовать в своей работе не только традиционные, но и современные, более актуальные способы обучения наших воспитанников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Березка»
«Технология лэпбук в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
Подготовила: К.Л. Парсаданян
воспитатель,
МБДОУ «ДС «Берёзка»
Новый Уренгой
2021
Актуальность: проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи. Работая с такими детьми, отмечаю отсутствие мотивации у детей, снижение познавательной активности и это заставляет использовать в своей работе не только традиционные, но и современные, более актуальные способы обучения наших воспитанников.
Всем известно, что лучше запоминается то, что интересно, эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка, чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил по определенной теме, захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу.
Одним из способов достижения этой цели является технология лэпбук - эффективная форма овладения речью в игре.
Технология лэпбука является новейшим способом организации образовательной деятельности с дошкольниками. Это сравнительно новое средство обучения представляет собой одну из разновидностей метода проектов. Лэпбук – книга на коленях, тематическая папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. Это очень простое, интересное и перспективное игровое средство обучения. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности педагогов и ребенка, а так же родителей и ребенка. Актуальность использования лэпбуков заключается в том, что они помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО:
- информативен;
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
- обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;
- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Разновидность лепбуков:
По назначению:
- учебные; увлечения, тема недели, сезон
- игровые; событие, литературное произведение
- поздравительные
- праздничные
- автобиографические
Чем привлекательна данная форма работы?
- Лэпбук помогает ребенку лучше понять и запомнить материал.
- Это отличный способ для повторения пройденного материала в любое удобное время.
- Ребенок может самостоятельно собирать и организовывать информацию.
- При создании лэпбука можно выбрать задания под силу каждому ребенку.
- Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей.
- Лэпбук может быть формой представления итогов проекта или тематической недели.
- Активизирует у детей интерес к познавательной деятельности.
- Помогает разнообразить занятия, совместную деятельность со взрослым.
- Позволяет сохранить собранный материал.
- Объединяет педагогов, детей и родителей.
- Дети учатся находить информацию самостоятельно – учатся учиться.
- Развивается творческое мышление, любознательность, находчивость, воображение, мелкая моторика, пространственная ориентировка, развивается речь.
При создании лэпбука необходимо учесть:
- Эстетичность;
- Долговечность;
- минимум подписей (никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации);
- большое количество удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами»;
- безопасность
Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний. Для того чтобы изготовить лэпбук нужна фантазия и разнообразный материал. Сам процесс создания очень интересен и увлекателен, главное продумать, как организовать свою работу. Результат будет более высоким, если активно работать с детьми и привлекать родителей к изготовлению лэпбуков. Живое общение, которого много не бывает, родительский пример мотивирует на успешный результат работы. Сближаются позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности. Данная форма при детско-взрослом взаимодействии, как с педагогами, так и семейные проекты, развивают более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую компетентность и дает возможность не только узнать интересы ребенка, но и развивать их. За то непродолжительное время использования данной технологии было изготовлено 15 лэпбуков по различным темам. Я считаю данную технологию успешным шагом нашего коллектива по пути внедрения ФГОС ДО. Ведь это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это поиски, которые однажды начавшись, будут продолжаться всю жизнь, ведь, если посеять «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Данная технология позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.
В работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи данная технология помогает расширить и активизировать словарный запас, развивать грамматический строй речи, связную диалогическую и монологическую форму речи.
На примере лэпбука «Зима»
Аудитория: данное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с ТНР, а также может использоваться для систематизации знаний и развития речи детей групп общеразвивающей направленности. Может применяться, как в индивидуальной работе, так и с небольшой подгруппой детей.
Расширение и активизация словаря: словарь по теме «Зима» (признаки зимы, употребление прилагательных, глаголов. Например: зима какая? - снежная, холодная, ветреная, красивая, морозная и т.д. Зимние развлечения: кататься на санках, коньках, лепить снеговика, строить снежную крепость, играть в снежки и т.д.
Заучивание стихотворений о зиме. Загадки о признаках зимы, зимних погодных явлениях.
Развитие связной речи: составление описательных рассказов по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, объединенных одним сюжетом.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Почему технология «лэпбук» актуальна в наше время? Отвечает требованиям ФГОС ДО Отвечает направлениям партнерской деятельности
Лэпбук: отвечает требованиям ФГОС ДО: - информативен; - полифункционален: способствует развитию творчества, воображения. -пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера); -обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.; -является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; -вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части); -его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста; -обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Разновидности лепбуков По назначению: • учебные; увлечения, тема недели, сезон • игровые; событие, литературное произведение • поздравительные • праздничные • автобиографические
Лэпбук используется для: групповой, подгрупповой, индивидуальной, самостоятельной работы.
При создании лэпбука необходимо учесть: эстетичность долговечность минимум подписей (никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации) большое количество удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами» безопасность
Чем привлекательна данная форма работы? Лэпбук помогает ребенку лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного материала в любое удобное время. Ребенок может самостоятельно собирать и организовывать информацию. При создании лэпбука можно выбрать задания под силу каждому ребенку. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. Лэпбук может быть формой представления итогов проекта или тематической недели. Активизирует у детей интерес к познавательной деятельности. Помогает разнообразить занятия, совместную деятельность со взрослым. Позволяет сохранить собранный материал. Объединяет педагогов, детей и родителей. Дети учатся находить информацию самостоятельно – учатся учиться. Развивается творческое мышление, любознательность, находчивость, воображение, мелкая моторика, пространственная ориентировка, развивается речь.
Создание лэпбука - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству. Родители обеспечивают поддержку: организационную (экскурсии, походы) техническую (фото, видео) информационную (сбор информации для лэпбука) мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе)
Лепбук «Космос»
Лепбук «Зима»
Лепбук «Мой край»
Лепбук «Весна»
Лепбук «Профессии»
Лепбук «Такие разные Деды Морозы»
Лепбук «Транспорт»
Лепбук «Осень»
Лепбук «Экология»
Лепбук «Лето»
Лепбук «Математика»
Лепбук «Арктика»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательская деятельность с детьми с тяжелыми нарушениями речи "Круговорот воды в природе"
Дать первые элементарные знания о круговороте воды в природе. Закрепить знания детей о разных состояниях воды; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде; познакомить со свойствами воды п...
Познавательно-исследовательская деятельность с детьми с тяжелыми нарушениями речи "Круговорот воды в природе"
Дать первые элементарные знания о круговороте воды в природе. Закрепить знания детей о разных состояниях воды; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде; познакомить со свойствами ...
Конспект коррекционной образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе «Путешествие в страну сказок»
Задачи:Коррекционно-образовательные:- уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;- закреплять умение пересказывать эпизоды из сказок, совершенствовать интонационную в...
Использованию лего-технологий в образовательной деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс для педагогов об использовании лего-технологий в образовательной деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи...
План образовательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи подготовительной группы
Тема недели "День народного единства"...
План образовательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи старшей группы
Тема недели: «Животные разных климатических зон»...
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации. Такие дети расторможены, часто без причины агрессивны...