Занятия для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Свойства воды»
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Некипелова Елена Владимировна

Цель: 

  • Познакомить  детей  со  свойствами  воды:

-   отсутствие  собственной  формы;

-  прозрачность;

-  вода  растворитель.

  • Активизация  и  обогащение  словаря  детей  существительными,  прилагательными  и  глаголами  по  теме  занятия.
  • Развивать  навыки  проведения  лабораторных  опытов:

-  закреплять  умение  работать  с  прозрачной  стеклянной  посудой;

-  закреплять  умение  работать  с  незнакомыми  растворами,  соблюдая  при  этом  необходимые  меры  безопасности. 

  • Прививать  бережное  отношение  к  воде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx16.16 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия  для  детей  старшего  дошкольного  возраста

Тема:   «Свойства  воды»

Цель:  

  • Познакомить  детей  со  свойствами  воды:

-   отсутствие  собственной  формы;

-  прозрачность;

-  вода  растворитель.

  • Активизация  и  обогащение  словаря  детей  существительными,  прилагательными  и  глаголами  по  теме  занятия.
  • Развивать  навыки  проведения  лабораторных  опытов:

-  закреплять  умение  работать  с  прозрачной  стеклянной  посудой;

-  закреплять  умение  работать  с  незнакомыми  растворами,  соблюдая  при  этом  необходимые  меры  безопасности.  

  • Прививать  бережное  отношение  к  воде.

Материалы  для  занятия:

  • прозрачные  сосуды  цилиндрической  формы,  сосуды  фигурной  формы;
  • воронки;
  • фильтрованная  бумага;
  • вещества,  которые  будем  растворять  в  воде:  мука,  сахарный  песок,  соль,  травяной  настой  календулы  или  ромашки,  растительное  масло;
  • иллюстрации  на  тему  вода.

                                 Ход  занятия:

     Ребята,  давайте  посмотрим  на  иллюстрации,  и  они  помогут  нам  вспомнить,  какой  бывает  вода  на  нашей  планете.

  • Бывает  вода  в  морях  и  океанах,  это  вода  соленая.  Вода  в  море  -  морская.  Вода  в  океане  океаническая.
  • Бывает  вода  в  реках,  озерах,  родниках,  болотах  (речная,  озерная,  родниковая,  болотная  вода).  Какая  это  вода  (в  отличие  от  соленой  морской  воды)?  Пресная.
  •  Бывает  вода  спокойная  (в  равнинных  реках)  и  бурная  (в  горных  речках,  морях  и  океанах  во  время  шторма,  бури).
  •  Бывает  вода  питьевая.  Вода  для  питья  обязательно  должна  быть  чистой.

-  Вода  -  одно  из  самых  удивительных  веществ  на  нашей  планете.  И  сегодня  мы  более  подробно  ознакомимся  с  её  свойствами.  

   Воспитатель:  Посмотрите,  в  эти  стаканчики  я  наливаю  обычную  питьевую  воду  из-под  крана.  Я  это  делаю  для  того,  чтобы  вы  помогли  мне  установить  некоторые  свойства  воды.   А  теперь  сквозь  воду  в  стаканчике  я  посмотрю  на  ваши  игрушки,  на  ваши  лица.  Попробуйте  сделать  тоже  самое.  Хорошо  ли  вам  видны  те  предметы,  на  которые  вы  смотрите?

   Дети  высказывают  свое  мнение:  вода  немного  искажает  предметы,  но  их  видно  хорошо.  Вместе  с  воспитателем  формулируют  одно  из  свойств  воды:  чистая  вода  прозрачная.

  Воспитатель:  А  теперь  воспользуемся  и  другими  стаканчиками  на  нашем  столе.  Обратите  внимание  на  их  форму.

  Дети  отмечают,  что форма  у  всех  стаканчиков  разная.

Воспитатель:  На  ваших  столах  есть  маленькие  кубики    и  шарики.  Попробуйте  положить  их  в  разные  стаканчики.  

-  Они  остались  такими  же?

-  Да  их  форма  совсем  не  зависит  от  того,  в  каком  сосуде  они  лежат.  А  вот  с  водой  совсем  по-другому.  Давайте  перельем  воду,  которая  есть  в  одном  из  наших  стаканчиков,  в  любой  другой  сосуд  по  вашему  выбору.

Посмотрите,  вода  у  нас  та  же  самая,  а  вот  форма  у  неё  стала  другой.

    Вместе  с  детьми  воспитатель  формирует  следующее  свойство  воды:  в  отличие  от  твердых  тел,  вода  не  имеет  собственной  формы,  она  приобретает  форму  того  сосуда,  в  который  её  наливают.  

   Воспитатель:  Еще  одно  свойство  воды  -  в  ней  можно  растворять различные  вещества.  Давайте  убедимся  в  этом.  У  меня  на  столе  в  разных  сосудах    находятся  разные  вещества.  Постараемся  определить,  что  это  за  вещества.

    Совместными  усилиями  определяют,  что  на  столе  находятся  мука,  соль,  сахар,  растительное  масло,  настой  из  трав.

Воспитатель:  А  теперь  попробуем  растворить  эти  вещества  в  воде  и  посмотрим,  что  у  нас  получится.

   Растворяя  вещества,  дети  приходят  к  следующим  выводам:

  • соль  и  сахар  быстро  растворяются  в  воде,  вода  при  этом  остается  прозрачной;
  • мука  и  крахмал  тоже  растворяются  в  воде,  но  вода  становится  мутной;  после  того  как  стаканчик  с  водой  немного  постоит,  мука  или  крахмал  оседают  на  дно,  но  растворы  продолжают  оставаться  мутными;
  • растворы  календулы,  марганцовки  растворяются  быстро,  но  меняют  цвет;
  • масло  не  растворяется  в  воде:  оно  либо  растекается  по  ее  поверхности  тонкой  пленкой,  либо  плавает  в  воде  в  виде  желтых  капелек.

    Воспитатель:  А  теперь  попробуем  нашу  воду  очистить.  Из  фильтрованной  бумаги  сделаем  воронку.

  Понемногу  вливая  раствор  в  воронку  с  фильтром,  дети  фильтруют  воду.

Выводы:

  • масло  удалось  отфильтровать  быстро  и  хорошо,  потому  что  оно  не  растворилось  в  воде;
  • хуже  всего  отфильтровались   вещества,  которые  хорошо  растворились  в  воде:  сахар,  соль,  раствор  травы.
  • после  фильтрования  раствора  крахмала  или  муки  в  отфильтрованном  растворе  остались мелкие  частицы  крахмала,  которые  смогли  перейти  через  фильтр.

     Воспитатель:  Мы  с  вами  узнали  самый  простой  способ  очистки  воды.  Вода,  которая  попадает  в  наш  дом  через  водопроводные  краны,  тоже  отфильтрованная.  Воду  очищают  на  специальных    водоочистительных   станциях  с  помощью  сложных  фильтров,  только  потом  она  попадает  в  водопровод.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте на тему «Придумывания сказки на предложенную тему» в подготовительной группе

План-конспект  занятия по развитию речи и обучение грамоте на тему:  «Придумывания сказки на предложенную тему» ( В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ)   ВОСПИТАТЕЛЬ:За...

Домашние задания для родителей по лексическим темам. Тема «Транспорт". Тема "Посуда".

Предлагаемые задания помогут расширить словарный запас ребенка, сформировать грамматический строй речи, развить внимание, вербальную память, логическое мышление....

Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата» Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос» Тема: Путешествие в космос. 20.10.2021 г.

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата»Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос»Тема: Путешествие в космос.Цель: сфо...

АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ЗА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД по теме по теме «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»

Еще пару лет назад об эмоциональном интеллекте никто и не говорил. А сегодня в том, что понимание своих и чужих эмоций, целей, желаний - необходимое умение, нет никаких сомнений....