Статья "География для дошкольников - возможность и реальность"
статья на тему
География для дошкольников - возможность и реальность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_dlya_doshkolnikov.doc | 25.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ГЕОГРАФИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ –
География – интереснейшая и не простая наука, которая включает в себя обширные знания, помогающие ребенку понимать устройство бытия.
В нашем образовательном учреждении была разработана и экспериментально апробирована программа по обучению дошкольников географии. На занятиях дети узнают, как люди в разных странах мира используют окружающую среду для получения пищи, воды, топлива, строительных материалов и многого другого, что может дать природа. У детей появляются знания о том, какой работой занимаются люди и как они изменяют мир вокруг себя. Узнают, как связаны между собой различные части света, как общаются между собой люди разных континентов, стран, культур, и как транспортные системы и ландшафты влияют друг на друга и др.
Детей так же интересуют вопросы о том, как изменяется окружающая среда под влиянием человеческой деятельности. Они начинают понимать какая большая и в то же время «маленькая и хрупкая» наша планета, насколько важно и необходимо защищать природу и беречь природные ресурсы. Детей удивляет тот факт, что люди не умеют ценить богатства Земли, загрязняют окружающее пространство, что уровень загрязнения природы настолько высок, что планета находятся в реальной опасности.
Занятия географией формируют у детей стремление познавать мир, а познание – есть функция не только интеллекта, но и личности в целом: происходит развитие мыслительных процессов – внимания, памяти, мышления, представления, воображения; дети учатся воспринимать, анализировать, сравнивать, обобщать; у них расширяется кругозор, формируется эрудиция, развивается система отношений – с собой, с другими людьми, с миром в целом.
Важно понимать, что ребенок отличается от взрослого человека своей активностью, заинтересованностью и способностью узнавать всё, обо всём и обо всех. Его необыкновенная любознательность в сочетании с детской непосредственностью, доверчивостью и открытостью позволяют «впитывать получаемую информацию как губка». Организация наших занятий по принципу: «…скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; вовлеки меня – и я пойму» – позволяет добиться максимального успеха. Уровень абстрактного мышления ребятишек-дошкольников далек от совершенства, поэтому работа с малышами на занятиях максимально насыщена наглядностью, деятельностью, доступностью для понимания. Педагогический процесс организуется таким образом, чтобы дети имели возможность изучать географию в игровых ситуациях через эксперименты, наблюдения, исследования посредством видео- и аудео- материалов, настольных дидактических игр, пособий, карт и глобусов.
Прикладные виды деятельности создают атмосферу творчества на занятиях, помогают детям практически вжиться в образ (например, обитателя материка). Этому же способствуют элементы театрализации и перевоплощения на занятиях, работа с гримом и костюмированными показами.
Мы так же понимаем, что познавательный процесс ребенка не должен ограничиваться рамками занятия. Так, в возрастной группе организована зона практических исследований, где ребенок может в свободное время, по желанию, нарисовать что-то его интересующее, использовать тематические «разукрашки», исследовать глобус, поизучать карту мира и карты материков, рассмотреть книги, пособия, альбомы, фотографии, диафильмы, провести доступные опыты и пр. Такая организация образовательного пространства помогает ребенку «насытиться интересующей его информацией».
Так дошкольники в нашем ДОУ имеют возможность с легкостью знакомиться с азами метеорологии, экологии, астрономии, физики, химии, геометрии, биологии, зоологии, геологии, социологии, истории, культурологии и др. – теми науками, которые синтезированы в географии.
Дети воспринимают географию как интереснейшую науку, которая появилась благодаря путешественникам и первооткрывателям, проанализировавшим и описавшим увиденное ими в экспедициях. Само слово «география» означает «землеописание». Начиная работу по программе для нас было важно, чтобы дети интересовались жизнью Земли, всеми ее тайнами и особенностями, стремились больше узнать о нашей планете и знакомиться с теми, кто ее населяет – полюбили географию как науку.
Дети-дошкольники по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Они ежедневно открывают для себя новые предметы и явления. Малышей интересует всё вокруг, побуждает думать, задавать вопросы, предлагать свои решения или объяснения (иногда очень нестандартные и по сути своей интересные). Ребёнок обладает природным стремлением к познанию, он склонен к открытиям, любит путешествовать, превосходит взрослых в наблюдательности и пр. Взрослым остается малое – помочь ребенку посредством организации специального пространства, привлечь его внимание к определенным фактам, явлениям, событиям, помочь ему изучить, пронаблюдать, проанализировать изучаемую область и т.п.
Становлению ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта познания, способствует организация партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где они получают возможность проявлять собственную инициативу в исследовательской активности.
Удовлетворяя любознательность в процессе познавательно-исследовательской деятельности, ребенок расширяет свои представления о мире, овладевает причинно-следственными, родовидовыми, классификационными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.
В дошкольном детстве у ребенка формируется любознательность и способность воспринимать новые впечатления. Если суметь сохранить эту способность в детском возрасте, – в более старшем она превращается в условие легкости и непринужденности в овладении новыми знаниями и навыками.
На наших занятиях дети так же узнают о правильном отношении человека к природе, начинают понимать, как можно ее использовать без вреда для окружающего мира и как сохранить природные ресурсы для будущих поколений.
Список литературы:
- Багрова Л.А. Я познаю мир. Страны и народы. Издательство АСТ 1998
- Годовикова Д. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. – 1986 - №1.
- Гризик Т.И. Познаю мир: Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга». – М.: Просвещение, 2000. – 160 с.
- Глубь В.Т. Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: ВАКО, 2004. – 144 с.
- Колпакова О.В. Занимательная география. Издательство Белый город. – 2012 г.
- Мелихова Г. И. География и ты: Твои первые путешествия и открытия: Для ст. дошк. и мл. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1998. – 80 с.
- Петрова Н.Н. География. По материкам и океанам.
- Ревенко М.В. Малышам о географических открытиях. – 2-е издание. – М.: Педагогика – Пресс, 1992. – 128 с.
- Старжинская Ирина Издательство: Юнипресс, 2006 г.
- Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2007. – 112 с.
Селищев Е. Н. География для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 240 с.
Усачев А. Занимательные стихи.
Успенский Л.В. Занимательная география. Издательство Ленинздат 1947г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Фастфуд в питании дошкольников мифы и реальность»
Говоря о фастфуде, нужно понимать, что это название в значительной степени условное. Обычно под фастфудом (от англ. fast food - быстрая еда) подразумевается возможность быстро перекусить....
Культурное наследие Санкт - Петербурга в образовании дошкольников - возможности и проблемы
В статье рассматривается потенциал Санкт - Петербурга для создания условий формирования всестороннего развития детей....
Равные возможности-миф или реальность
Сертификат...
Развитие инженерного мышления у дошкольников миф или реальность?
В данной методической разработки описывается как развивать у детей инженерное мышление. Презентация прилагается....
«Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников. Возможности материала «Логические блоки Дьенеша»
laquo;Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников. Возможности материала «Логические блоки Дьенеша»...
Функциональная грамотность у дошкольников: миф или реальность?
Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизнен...
Консультация для воспитателей «Культурное наследие Санкт-Петербурга в образовании дошкольников – возможности и проблемы»
laquo;Сегодня – дети, завтра-народ»С.МихалковСоциально-культурный потенциал Санкт-Петербурга рассматривается как педагогическая технология, позволяющая создать дополнительные условия для ...