Особенности обогащения речи младших дошкольников средствами фольклора
материал (старшая группа)
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_obogashcheniya_rechi_mladshih_doshkolnikov_sredstvami_folklora.docx | 19.11 КБ |
prezentatsiya.ppt | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Радуга» с. Мамонтово
«Особенности обогащения речи младших дошкольников средствами фольклора»
2018 год
Слайд №1
Добрый день, уважаемые коллеги!
Наверно, не проходит ни одного дня, чтобы мы в своей работе не обратились к фольклору. Поэтому тема моего выступления звучит так:
«Особенности обогащения речи младших дошкольников средствами фольклора»
Слайд№2
Я считаю, что данная тема очень актуальна.
Актуальность темы доказана выходом Федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), в которых существенное место отводится речевому развитию детей. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Стандарты отмечают, что задачи речевого развития детей могут реализовываться в различных видах деятельности, а также через восприятие художественной литературы и фольклора. Что не только подтверждает современность выбранной темы, но и её актуальность.
Слайд №3
Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому я решила использовать фольклор в воспитании и развитии детей.
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.
Слайд №4
Существует много методов и приемов работы с фольклором, вот некоторые из них:
- Заучивание потешек, прибауток, закличек, колыбельных песенок;
- Использование пословиц, загадок, поговорок;
- Использование русских народных песенок
- Проведение русских народных игр.
- Применение игрушек и изделий народных промыслов.
- Представления кукольного театра
Я поделюсь с вами приемами, которые использую в своей работе
Слайд №5
Дети очень любят рисовать. Например, дети нарисовали рисунки на свободную тему. Чтобы работа была интересной, законченной, я предлагаю детям объединить свои рисунки сказочным сюжетом.
Слайд №6
Еще один прием, который я использую в работе – моделирование сказки. После прочтения дети не только отвечают на вопросы по содержанию сказки, но и моделируют ее с помощью геометрических фигур. Например, дом – квадрат и треугольник, медведь – овал, Маша – овал и треугольник и т. д
Слайд №7
Следующий прием – это всем вам известный кукольный театр. Например, начинаем сказку «Колобок» традиционно, но концовку сказки я прошу придумать свою.
Слайд №8
Выучили с детьми какую-либо песенку или потешку. На дом я даю задание ребенку вместе с родителями сочинить по данной песенке сказку, рассказ, стихотворение. На следующий день дети рассказывают свои сказки, рассказы, стихи.
Слайд №9-10
Работу над пословицами и поговорками можно построить тоже нетрадиционно. Например, накануне мы знакомились с пословицей: «Делу время, потехе час». Выучили ее, объяснили ее смысл. Я говорю детям, что завтра у нас будет концерт – это потехе час, подготовьтесь, но прежде, чем начать концерт, мы должны убрать игрушки, протереть пыль, то есть потрудится, это и будет делу время.
Слайд №11
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Слайд №12
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность темы доказана выходом Федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), в которых существенное место отводится речевому развитию детей. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков.
Методы и приёмы работы: - Заучивание потешек, прибауток, закличек, колыбельных песенок - Использование пословиц, загадок, поговорок - Использование русских народных песенок - Проведение русских народных игр - Применение игрушек и изделий народных промыслов. - Представления кукольного театра
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Экологическое воспитание младших дошкольников средствами фольклора»
Устное народное творчество обладает мощной побудительной силой, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу через текст народных произведений, осознать увиденное и услышанное. Народные прои...
Опыт работы по обогащению словаря младших дошкольников средствами ТРИЗ-технологии
В помощь воспитателям, какие использовать игры ТРИЗ-технологии для пополнения и обогащения словаря младших дошкольников....
Развитие активной речи младших дошкольников средствами русского фольклора
Ранний возраст является наиболее благоприятным периодом для развития речи ребенка. В два-три года у малыша заметно возрастает потребность в активном познании окружающего мира, что вынуждает его ...
Разработка "Методические особенности эмоционального развития младших дошкольников средствами малых форм фольклорных жанров"
Данная работа рассматривает применение русского фольклора во всех режимных моментах в младшей группе детского сада....
"Развитие образной выразительной речи старших дошкольников средствами фольклора (малые формы)"
Методическая разработка...
«Развитие образной, выразительной речи старших дошкольников средствами фольклора (малые формы)»
1. Беседа-диалог с детьми на развитие доказательной речи (аргументированной)2. Ситуация общения с детьми старшего дошкольного возраста на основе пословицы....
Развитие речи младших дошкольников посредствам фольклора
Развитие речи младших дошкольников посредствам фольклора...