Конспект организованной образовательной деятельности Тема ООД: «Эх, народная игрушка! »
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Юдина Алевтина Геннадьевна

Развивать в игре у детей умение сравнивать элементы разных росписей, находить общее и отличие, вычленять из многих элементов, только те, которые относятся к дымковской, городецкой, семеновской  росписи. Побуждать детей использовать речь-доказательство, объясняя  свою точку зрения.

-Развивать внимание, творческие способности детей.

- Развивать эмоциональность, чувство прекрасного.-Воспитывать любовь к Родине через изучение традиций народной культуры.

-Воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу.

-Воспитывать терпеливость, усидчивость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_zanyatie.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы

Возрастная группа: подготовительная

Тема ООД: «Эх,  народная  игрушка! »

Ведущая образовательная область: «Художественно-эстетическое  развитие»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»,« Познавательное развитие».

Цель: 

Задачи:

Образовательные: 

Развивающие: Раскрыть заложенный в ребенке потенциал через включение в культуру собственного народа, его традиции и обряды.

 -Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции(кукла-игрушка, кукла-оберег)

-Через игрушку продолжать знакомить с историей Руси, традициями.

- Развивать умение  детей в  изготовлении традиционной «куклы – пеленашки».

-Развивать мелкую моторику рук.

-Развивать в игре у детей умение сравнивать элементы разных росписей, находить общее и отличие, вычленять из многих элементов, только те, которые относятся к дымковской, городецкой, семеновской  росписи. Побуждать детей использовать речь-доказательство, объясняя  свою точку зрения.

-Развивать внимание, творческие способности детей.

- Развивать эмоциональность, чувство прекрасного.

 Воспитательные:

 -Воспитывать любовь к Родине через изучение традиций народной культуры.

-Воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу.

-Воспитывать терпеливость, усидчивость.

Виды деятельности: игровая, познавательно- коммуникативная, изобразительная, двигательная.

Формы организации: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: материал для изготовления кукол- пеленашек: кусочки ткани прямоугольной формы, по три на каждого ребенка; ленточки, ножницы;  проектор.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1 часть вводная

-Ребята к нам пришли гости. А мы гостям всегда рады. Какими словами мы встречаем гостей?

Ответы детей: Здравствуйте.

Мы рады вас видеть.

Добро пожаловать.

Проходите, пожалуйста.

2 часть основная

, а у вас дома есть такие?

- Как много хороших добрых слов вы сказали, а в ответ, посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. Ведь недаром говорится «Чем больше человек делает добро, тем больше он получает в ответ»

-сегодня я и вы одеты очень необычно, как называется одежда которую мы одели?

- Ребята я хочу пригласить вас к себе в гости в русскую избу

-Скажите ребята сейчас в наших домах есть такая утварь, обстановка? А чем мы сегодня не пользуемся?

-Но все таки кое-что из предметов старины у нас в домах есть- предметы народных промыслов. Ребята

- Чтобы получить такое чудо, мастер должен был хорошо потрудится. Ребята, а вы может знаете как изготавливают хохломскую посуду?

 

-А когда мастера приходили после работы им хотелось отдохнуть и они конечно пели и танцевали

- Изделия русских народных промыслов широко известны за пределами России. Это наша национальная гордость. Как вы думаете, что это значит?

Когда взрослые работали, как вы думаете, чем занимались дети?

- Я заметила, что тут сундучок стоит, да не простой, а волшебный... И указание есть как его открыть:

-Фу - ты, ну – ты, лапти гнуты,

Сундучок, сундучок,

Открывай свой бочок!

- Кто запомнил заветные слова?

- Давайте вместе скажем, ласково, как в старину разговаривали с вещами.

Я открываю сундучок , но не показываю, что там, прошу детей отгадать загатку:

 - Есть ноги, а не ходит.

Есть рот, но не говорит.

Доставляет детям радость, но сама

радоваться не может.

Кто это? (кукла)

- Открываю сундучок (достаю несколько кукол: тряпичные, соломенные, глиняные и другие).

- Скажите, а такие куклы у вас есть?

- Как вы думаете, из чего они сделаны?

Игра «Из кого материала сделаны игрушки?»

воспитатель бросает  мяч и говорит:

-Кукла сделана из глины, какая она?

из резины...

- из дерева...

- из ткани...

- из соломы...

- из бересты...

- из пластмассы...

- из бумаги...

Презентация – игра «Отгадай какая это игрушка?»

После того, как дети назвали правильно игрушку воспитатель показывает ее полностью.

А вот эта кукла очень необычная, она без лица.

Такая безликая кукла была защитницей от всех бед и несчастий. Её так и называли «берегиня» - от слова ОБЕРЕГАТЬ. Ребята , а вы знаете какие еще куклы берегини бывают?

- Посмотрите какая интересная куколка, свёрнутая в маленький кулёчек. - Сделать такую куклу очень просто. Крестьянская девочка уже в 5 лет делала такую куклу своим младшим братьям и сестрёнкам. Я думаю и у вас получится.

-А  давайте сделаем подарки для наших гостей-кукол пеленашек ведь самый дорогой подарок тот который сделан своими руками.

-Я напоминаю детям, как надо делать кукол.

  - Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнем их, поиграем с ними.

-А ещё на Руси любили играть, я приглашаю вас на ковёр, встаньте, пожалуйста в круг, повторяйте за мной слова и движения:

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке

(сложить руки домиком)

Семь сыновей (семь пальцев)

Все без бровей, (очертить брови пальцем)

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы)

Вот с такой головой, (очертить большую голову)

Вот с такой бородой, (показать руками)

Они не пили и не ели (поднести ко рту чашку, другой - ложку)

На Маланью всё глядели, (держа руки  у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

И все делали вот так… (показать любое движение).

- Когда вы будете делать куклу Пеленашку, придумайте ей имя.

Я помогаю детям, если они не справляются.

Дети проходят в импровизированную русскую избу

Рассматривают обстановку дома

Дети рассказывают о тех предметах которые есть у них дома, или предметы сделанные по мотивам народных промыслов

Ответы детей, как изготавливают различные предметы: сначала вытачивает ложечку или чашку из дерева, потом расписывает красками, покрывает готовое изделие лаком и ставит в печь, что бы оно высохло, закалилось.

Танец «Во поле березка стояла»

Ответы детей: мы гордимся умением наших мастеров, их необыкновенными произведениями, которые несут людям красоту и радость. Таких изделий нет больше нигде в мире, их делают только в России. 

Ответы детей: они помогали родителям чем могли, играли.

Дети повторяют волшебные слова

Отгадывают загатку

Рассматривают кукол

Таких кукол НЕ ПОКУПАЛИ, родители сами мастерили своим детям из подручного материала:

тряпочек, соломы, бересты, глины, дерева и наряжали.

Дети встают на ковре полукругом, ловя мяч дети отвечают на вопрос

- глиняная

-резиновая

-соломенная

-берестяная

-пластмассовая

-бумажная и т.д.

Дети отгадывают по частям игрушки, какая это игрушка и объясняют почему они так думают.

Ответы детей:ДЕНЬ – НОЧЬ-оберегала жилище

ТРАВНИЦА – такая кукла излечивала от болезней.

ЗЕРНУШКА – игрушка сберегает силы МАТУШКИ ЗЕМЛИ.

 Это кукла ПЕЛЕНАШКА.

Дети помогают мне, проговаривают правила изготовления кукол.

Дети проговаривают слова и выполняют движения по тексту.

Самостоятельная деятельность детей. Дети делаю кукол.

3 часть заключительная

- А теперь давайте возьмем наших замечательных кукол. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе- праздник. Подарите  их гостям и не забудьте сказать, как вы их назвали .

Дети дарят своих куколок гостям.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности: тема: "Волшебные краски"

Интегрируемые образовательные области: "Художественное творчество", "Познание"...

Конспект организованной образовательной деятельности Тема ООД: «Лес осенний»

Образовательные: совершенствовать умение выполнять работу приемом «налеп»Развивающие: продолжать развивать:-речевые навыки построения короткого повествовательного рассказа на основе ранее полученных з...

Конспект организованной образовательной деятельности Тема ООД: «Мы готовим очень вкусно»

Образовательные: : расширять представление о профессиях, которые нужны в детском саду Развивающие: продолжать развивать речевые навыки построения короткого повествовательного рассказа на основе р...

Конспект организованной образовательной деятельности тема: « Удивительное путешествие» /вторая младшая группа/

Конспект организованной образовательной деятельности вторая младшая группа  тема: « Удивительное путешествие»Задачи образовательных областей:Коммуникация: -помогать детям получать ...

Конспект организованной образовательной деятельности тема:"На День рождение к Лунтику" /средняя группа/

«На день рождение к Лунтику»Конспект ООД в средней группе по ФЭМПИнтеграция образовательных областей: Познание/Коммуникация/Социализация/Художественное слово.Цель:1. Воспитывать доброжелательные отнош...

Конспект организованной образовательной деятельности Тема: «Путешествие со Снежинкой»

способствовать усвоению предлога ПОД через игровую совместную деятельность....