Мини - проект "Березка белоствольная"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Быковская Татьяна Юрьевна

Известно из древних летописей, что во времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле. А поклонялись ей в образе священного белого дерева - березы.

Я решила провести данный проект, поскольку видела недостаточные знания детей о березе, как  о символе России. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей. Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей и сохранения древних исконно русских традиций.

 

Цель моего проекта – развивать интерес к деревьям, умение обследовать их иназыв ать отличительные черты деревьев, знать какую пользу они приносят и как этим может воспользоваться человек в обыденной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini_proekt_bereza.docx338.02 КБ

Предварительный просмотр:

Мини - проект группы №7

 «Березка белоствольная».

Актуальность: 
Известно из древних летописей, что во времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле. А поклонялись ей в образе священного белого дерева - березы. В древнем своде верований, обычаев, заговорных слов береза занимает особое место. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а березой. Березу называли "дерево четырех дел": "Первое дело - мир освещать, второе дело - крик утишать, третье дело - больных исцелять, четвертое дело - чистоту соблюдать".
Ознакомление детей с традициями русского народа и их сохранение - дело величайшей важности.
Проблема: 
Недостаточные знания детей о березе, как символе России.

Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей.
Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей и сохранения древних исконно русских традиций.

Цель проекта – развивать интерес к деревьям, умение обследовать их и       называть отличительные черты деревьев, знать какую пользу они приносят и как этим может воспользоваться человек в обыденной жизни.

Задачи:

1. Сформировать представления о:

• жизни растения как живого существа (оно растет, развивается, размножается, может быть здоровым, больным…);
• строении, функциях и назначении 
его частей (корень, кора, ствол...);
• 
развитии дерева;
• влиянии 
света, тепла, воды;
• изменении жизнедеятельности в разные времена года;
• связи дерева с другими живыми организмами;
• экологически грамотном поведении человека с растением.

2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки.

3. Вызвать у детей интерес к конкретному объекту - дереву; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нём.

4. Расширить представление об искусстве, музыке. Береза — это символ страны, национальное дерево.

Вид  проекта -позновательно-игровой;

Сроки проведения: октябрь - ноябрь

Участники: Дети, воспитатели.

Планируемый результат:

  • выставка: продукты детской творческой деятельности (рисунки, поделки.)
  • совместная работа воспитателей и детей по уходу за деревьями на участке.

План проведения проекта:

ОКТЯБРЬ

  1. Подбор художественной литературы о берёзе. Чтение литературы
  2. Рассматривание бересты под лупой.
  3. Заучивание стихотворения А.Прокофьева.
  4. Чтение “О том, как береза и ива остались верны родному дому”
  5. Для чего дереву почки? - исследование

НОЯБРЬ

  1. Подбор иллюстраций, открыток, фото берёзы.
  2.  Составление рассказов, сочинение сказок о березе
  3. Беседа “Береза - символ России”
  4.  Прослушивание музыки Е. Дрейзин, старинный вальс “Березка”

ДЕКАБРЬ

  1. Подбор загадок, пословиц, поговорок о берёзе.
  2. “Белая берёза, под моим окном, принакрылась снегом, точно серебром” (беседа и рисование по стихотворению С. Есенина)
  3.  Влияние света и температуры на жизнь растений. Укутаем березку снежным одеялом.
  4. Беседа “Снятся ли березе сны?”
  5. Подбор и выставка художественной литературы о березе

Вопросы и поисковые задания:

Береста или берёста - наружная часть коры березы. Она была излюбленным материалом для изготовления бытовых изделий. Береста - материал прочный, обладающий редкими достоинствами: непромокаемый, не поддающийся гниению, способный длительное время сохранять вкусовые качества продукта. Лучшей берестой обладают березы, растущие в умеренно - влажных и умеренно-тенистых лесах, не старше пятнадцати лет (диаметром 50-75 см), заготовка сырья производилась весной (конец мая - начало июня, три-четыре недели), когда деревья были в полном соку. Как говорят мастера “береста линяет”, то есть свободно отделяется от древесины. Деревья при этом не портятся, продолжают расти. Сырье сушили в тени, разглаживали под прессом, хранили в помещениях, защищенных от ветра, солнца и сырости.

- Какого цвета береста?

- Для чего нужны черточки-чечевички? (Дерево через них дышит)

Из бересты изготовляли туески, кружки, хлебницы, короба и другие предметы быта. Лыко - внутренняя (лубяная) часть коры березы. Из лыка плели лапти, чемоданы, баулы и другие изделия.

Лапти из березы назывались берестянки. Русские лапти имели названия: пятерик, шестерик, семерик. Виды лаптей: “закрайка”, “опушник”. Каждая часть лаптя имела свое название: носок - “личико”, пяточная часть - “пятка”, середина лаптя - “плетень”. Русский лапоть начинали заплетать с пятки. Богата традициями жизнь русского народа. Обязательным подарком жениха невесте были лапти. Это как бы гарантировало привязанность будущей жены к дому. Если невеста принимала подарок, это означало ее согласие на брак. Подаренные лапти принято было подавать невесте через стол. В день свадьбы она должна была надеть подарок жениха (померить лапти).

 Чтение стихотворения.

Для меня, Россия - белые березы,
Для меня, Россия - утренние росы,
Для меня Россия ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа,
У моей России - длинные косички,
У моей России - светлые реснички,
У моей России - голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь,
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша - это мы с друзьями.
Если дружба велика - будет Родина крепка.

2014-2015 учебный год.

D:\диск D\Дет сад\фото\старшая группа\DSC_1124.JPG

D:\диск D\Дет сад\фото\старшая группа\DSC_1127.JPG

D:\диск D\Дет сад\фото\старшая группа\DSC_1129.JPG

D:\диск D\Дет сад\фото\старшая группа\DSC_1131.JPG

D:\диск D\Дет сад\фото\старшая группа\DSC_1134.JPG

D:\диск D\Дет сад\фото\старшая группа\прогулка\DSC_1040.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Белоствольная красавица"

Проект расчитан на детей 6-7лет и рассказывает об уникальности этого дерева....

"Белоствольная красавица" интегрированное экологическое занятие в подготовительной группе

Что знают наши дети о исконно русском дереве, которое встречается нам повсеместно - березке? Такая знакомая с детства, неотделимая от природы нашего Отечества, белоногая краса...

Проект "Белоствольная красавица" старшая группа

Проект "Белоствольная красавица" (образовательная область "Познание") старшая группа...

Познавательно-игровой проект "Белоствольная красавица"

Задачи проекта можно определить как расширение представлений о самом почитаемом дереве в России – березе, о значении ее в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном; о ее ...

"Белоствольная красавица"

ПРОЕКТ«БЕЛОСТВОЛЬНАЯ КРАСАВИЦА»Тип проекта: познавательно - игровойХарактер проекта: региональный внутренний.Продолжительность проекта: долгосрочный.Предмет исследования: берёза.Задачи исследова...

Мини проект Белоствольная кравсавица

Мини проект Белоствольная кравсавица...