«Экологическая тропа»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Каменяр Светлана Ивановна

Продолжать учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе весной (видеть, описывать); за насекомыми, птицами, уточнить знания детей об их жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_tropa_-_ekskursiya_v_prirodu.docx39.26 КБ

Предварительный просмотр:

«Экологическая тропа»(на территории ДОУ).

Тема: Экскурсия в природу.

Цель: продолжать учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе весной (видеть, описывать); за насекомыми, птицами, уточнить знания детей об их жизни. Учить осознанно, экологически грамотно решать возникающие в общении с природой проблемные ситуации, правильно выбирать форму поведения по отношению к живым существам, среде обитания. Вызывать интерес к природе и к проблеме ее охраны.

Оборудование: элементы костюма сороки, письма с заданиями, эмблемы запрета, «подарки» деревьям, лягушка, дождевой червь, ключик от Подземного царства, медали «Друг природы», корзинка с орехами и конфетами.

Предварительная работа: знакомство с деревьями, кустарниками, растениями, насекомыми; пословицами и народными приметами; беседы о временах года; «подарки» деревьям руками детей, загадки о  деревьях, растениях, животных, временах года.

Участники: дети средней группы

Место проведения: территория детского сада и его окрестности.

Ход НОД:

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы отправимся в необычное путешествие. Мы будем искать Весну, наблюдать за тем, как просыпается все вокруг после долгой зимы. Вы узнаете много интересного.

Кто скажет, как правильно переходить улицу? Что еще следует помнить, отправляясь в мир природы? Верно. Не шуметь, чтобы не спугнуть ее обитателей, быть внимательными и наблюдательными.

Ой, кто это к нам летит?  Сорока! (переодетый помощник воспитателя). И, видно, неспроста. Ведь недаром ее называют «лесным радио» или «лесным почтальоном».

Сорока: Последние новости! Последние новости! Весна приготовила вам, ребята сюрприз, но Зима заколдовала ее!

Воспитатель: Это ужасно! Сорока, ей можно помочь?

Сорока: Вам нужно найти письмо от Зимы и выполнить ее указания-задания (на одном из соседних деревьев ребята находят письмо).

В письме вопрос: какие правила поведения в природе Вы знаете.

Воспитатель: Давайте, ребята, ответим на вопрос Зимы и тогда мы сможем отправиться в путь на поиски Весны.

- следует ходить по тропинкам, чтобы не мять траву, чтобы нечаянно не наступить на жучков, муравьев;

- нужно беречь муравейники. Помнить, муравьи – санитары леса!

- не обрывать в лемму паутину и не убивать пауков;

- не ломать и не рубить ветви деревьев и кустарников;

- не ловить бабочек, стрекоз, шмелей и других насекомых;

- не ловить и не уносить домой птичек и детенышей животных;

- не рвать цветов, пусть красивые растения остаются в природе;

- не разорять птичьих гнезд.

(Отвечая на вопрос, ребята поднимают эмблему запрета.)

В.Викторов «Цветок»

Цветок на лугу я сорвал набегу

Сорвал, а зачем – объяснить не могу

В стакане он день простоял

И завял.

А сколько бы он на лугу простоял?

Сорока: Молодцы, ребята! Помните всегда эти правила и соблюдайте их. Теперь вы можете отправиться в путь, а у меня других дел полно, до свидания!

Обратить внимание детей на окружающую природу. Как красиво выглядят светло-зеленые белоствольные березки.

Ее узнаешь по простой примете: нет дерева белей на свете!

Воспитатель: Послушайте стихотворение Вс.Рождественского, в котором с такой любовью говорится о березке:

Чуть солнце пригрело откосы,

И стало в лесу потеплей.

Березка зеленые косы

Развесила с тонких ветвей

Вся в белое платье одета

В сережках, в листве кружевной

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Послушайте, ребята, как шумят деревья. Полюбуйтесь их красотой. Назовите деревья, которые растут в ближайшем окружении.

Далее воспитатель напоминает детям о том, что нужно беречь каждый кустик, каждое деревце. Не зря же народная мудрость утверждает:

«Много леса не губи – мало леса посади»

«Растение – земли украшение»

«Лес – богатство и краса, береги свои леса!»

Воспитатель: А какое дерево наряжают раз в году? (Ёлку), (рассматривают её). А какое дерево называют сладким? (Липа, пчелы, мед).

Предложить подышать свежим весенним воздухом, горьковатым, острым ароматом берез, послушать веселое щебетание и пение птиц.

Воспитатель: Какие еще изменения происходят весной? (деревья просыпаются, оживают насекомые, животные, которые спали зимой, птицы начинают сооружать гнезда, выводить потомство, …).

Воспитатель: О чем поет птичка весной? (Вопрос-задание детям; дать им возможность поразмыслить, пофантазировать): о том, что день  стал длиннее, пришла весна, и скоро станет совсем тепло, надо будет свить гнездо и найти себе самую красивую подругу, чтобы вместе с ней вывести в уютном гнезде маленьких прожорливых птенцов. А воробушек поет: мы выжили, мы выжили, мы живы, живы мы!

На деревьях ребята находят конверт с вопросами:

  1. Что нужно деревьям, растениям, чтобы они хорошо росли? (Тепло, вода, почва.)
  2. Отгадайте загадку: «Светит, сверкает, всех согревает?» (Солнце)

Солнце – это всегда хорошо? Или бывает плохо? Добрым бывает весеннее солнышко. Трудится оно с утра до вечера, спешит, пробуждает и траву, и цветы, и деревья от зимнего сна. Радует солнышко и птице и людей. Просыпаются птички, и цветы, и деревья. Солнце греет землю, помогает расти всему живому в природе. Природа оживает.

А злым солнышко бывает среди лета. В жару солнце сжигает растения, высушивает водоемы…

  1. Как можно доказать, что растения, как и мы, живые? (питаемся, а вместе с водой растения берут  все полезное из земли; растем; размножаемся – растения взрослые и малыши; издаем звуки (скрип старого дерева на ветру) и т.д.) Растения, как и люди могут болеть, при хорошем уходе и растение и человек растет крепким и здоровым.

Воспитатель: Давайте, ребята, сделаем подарки нашим друзьям-деревьям, подарим им самое необходимое: ласковое солнышко, капельку воды, чтобы деревце могло напиться в жару (развешивают солнышко и капельки-символы, скворечники, чтобы их жильцы расправлялись с гусеницами-вредителями).

Воспитатель: А теперь отправимся дальше по тропинке.

Обратить внимание детей на траву. Сорвать одну травинку и предложить найти травинку другую, не похожую на эту (пытаясь ее найти, дети поймут, как много разных растений живет в парке. Все найденные травинки собрать и засушить – так будет положено начало коллекционированию трав – переходный этап к изучению лекарственных растений).

Познакомить детей с весенними цветами, обратить внимание на их красоту (стебель, лист, нежный аромат). Напомнить, что рвать цветы не следует.

Рядом с одуванчиком ребята находят следующие письмо-задание:

  1. Ребята, докажите, что сейчас весна, а не зима.
  2. Докажите, что береза – дерево, а не кустарник.
  3. Угадайте, как называется это растение?

Рассмотреть блестящую на солнце паутину. Кто же здесь живет? Чуть трогаем паутинку стебельком, сразу же выбегает паучок. Он сделал паутину-сеть, ловит в нее мух, комаров, мошек. Мешать ему не стоит, лучше понаблюдать, как он будет еще плести паутину.

Ой, кто это на тропинке сидит? Лягушка! (живая или из бумаги). Наверное, ей захотелось нам что-то сказать (воспитатель подносит ее ближе к уху).

Воспитатель: Лягушка жалуется на тех людей, которые не берегут природу, не знают и не хотят знать, как надо помогать животным. Она говорит, что пока сидела под водой, ей жаловаться не на что было. Но стоит ей выбраться на сушу, как обязательно находятся желающие пострелять в нее из рогаток, бросить камнем. «Это жестоко и неразумно. Ведь мы им летом еще как пригодимся!»

Воспитатель: Ребята, чем же полезны лягушки? (летом уничтожают комаров и мух, от которых в особенно жаркие дни людям нет покоя, а мухи заразу всякую переносят).

Давайте, ребята, отпустим лягушку, пусть не волнуется, мы всегда будем помнить, что их не следует обижать.

Воспитатель: А вот муравейник! Предложить детям рассмотреть его. Познакомить их с жизнью этих трудолюбивых и полезных насекомых. Один муравей-труженик тащит соломинку, другой - …. Помогают друг другу. Своей работой приносят пользу растениям: землю рыхлят (она становится мягче), удобряют ее. Муравьи уничтожают вредных насекомых, поэтому муравейники нельзя разорять, нельзя их обижать. Про таких говорят: «Мал, да удал!»

Воспитатель: Ой, ребята, а где вы этот ключик нашли? Ведь это ключик от Подземного царства! Вам приходилось весной помогать перекапывать грядки на даче? Как вы думаете, кого мы могли бы встретить в подземном царстве?

Верно, дождевого червя. Давайте откроем дверцу в подземное царство, может и у червя тоже есть жалобы на некоторых нерадивых людей? (Дети по очереди поворачивают ключик, воспитатель приподнимает кусочек дерна (заранее срезанного)).

А вот и он, труженик. Что же он хочет нам сказать? (Воспитатель наклоняется над ямкой). Он извиняется за то, что у него много работы и мало времени, что он должен как можно скорее вернуться в Подземное царство. Ему необходимо успеть превратить в почву много сухих листочков, взрыхлить ее, чтобы корешкам легче дышалось под землей. А жалуется он на тех людей, которые подцепив червя на палку, играют им, растаптывают.

Ребята, как вы думаете, повстречав дождевого червя его нужно уничтожить или отнести и положить аккуратно на землю?

Верно, нельзя губить червей, они приносят пользу, всегда помните об этом! Счастливого пути, червячок (ребята прикрывают червя снятым дерном).

А это божья коровка. Она красивая. Кто держал ее в руках? Знаете ли вы, что такая маленькая букашка приносит большую пользу природе, но сама часто страдает из-за неумеренного любопытства человека. А ведь они помогают сохранить урожай на полях, в садах, огородах (рассматривание жучка: сколько ножек, сколько и каких крылышек…). Как вы теперь будете относиться к божьим коровкам? Почему?

А вот летит бабочка, как цветок, красивая, невесомая и очень ранимая.Но увидев ее, некоторые люди стараются чем-нибудь накрыть ее, поймать. Потом берут за крылья, трогают усики, хоботок. А потом бросают. На что она им! Но бабочка уже не может летать, беспомощно бьется на земле, она обречена на гибель.

Давайте дадим друг другу слово никогда не ловить насекомых, а только издали наблюдать и любоваться ими.

Посмотрите вокруг, ребята, нет ли больше заданий от Зимы. Видно, ответив на все ее вопросы мы расколдовали Весну и теперь будем радоваться ей, радоваться теплым весенним лучам, радоваться всему живому.

Берегите все, что есть на земле!

И.Мазин

Ты смотри, дружок, не подкачай!

Правдивым быть и добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка.

Не покупай для бабочки сачка.

Люди цветы, леса, простор полей –

Все, что зовется – Родиной твоей!

Ребята получают медаль «Друг природы».

Ой, а что это под кустиком в корзинке? Это, видно, угощение от Весны, обещанный сюрприз в благодарность тому, что мы ее Зиме в обиду не дали, на все ее сложные вопросы ответили. Матушка-природа орехами одарила, а конфетки в блестящих фантиках, видно, от Сороки угощение. Спасибо ей, и Весне спасибо!

(по дороге обратно ребята поют песенку «Улыбка»)

По возвращении свои впечатления дети отражают в рисунке. Выставка работ «У Природы круглый год обучаться нужно!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)

ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»

Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....