проект "Берёзка русская моя"
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Проект «Березка русская моя»
Русь моя, люблю твои березы,
С первых лет я с ними жил и рос
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез!
Н. Рубцов.
Актуальность
Россия! Край серебряных родников и белых берез. Через века сохранил
русский народ хрустальную душу свою! Откуда все, что есть лучшее в нас?
Может от веры православной, которая осветила и укрепила в нас любовь к
Отечеству? Может от неба лазурного, от полей бескрайных, от снежной
вьюги, от белоствольных берез?
Известно из древних летописей, что во времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени
Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле. А поклонялись ей в образе священного дерева – березы.
В древнем своде верований, обычаев, заговорных слов береза занимает
особое место. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому
его встречали не елью, а березой.
Березу называли, Деревом об четыре дела:» Первое дело – мир освещать, второе дело – крик утишать, третье дело – больных исцелять, четвертое дело – чистоту соблюдать.
Березку всегда сажали рядом с домом, для благополучия всей семьи: для защиты от болезней; для красоты, для чистого воздуха, для того, чтобы
птицы прилетали и пели свои прекрасные песни.
Спросите любого человека, есть ли в России дерево, которому поэты посвятили бы столько стихов, а народ песен? Какое дерево можно смело
назвать символом России? И я уверено, почти единогласным будет ответ – береза! И, наверное, не только потому, что она растет в нашей стране повсюду, от Заполярья, до южных границ. Возможно потому, что она вызывает в нас чувства, созвучие щедрой и отзывчивой русской души.
Белоствольная красавица во все времена является гордостью и символом нашей страны. Именно с этого дерева начинается Родина для малыша.
В наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, не знает
традиции русского народа и их сохранения, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость целостность природы, вызвать желание общаться с ней, любить, научить уважать традиции русского народа и их сохранения.
Ведь для русского человека нет деревца роднее, чем береза. Ведь когда – то на Руси березу считали священным деревом.
Ожидаемые результаты.
Наш проект позволит нам больше узнать о березе, как о растении, но и понять, почему она является символом России. А также узнать, для чего нужно охранять и беречь природу.
Цель: Ознакомление детей с березой, как символом России.
Задачи:
1. Познакомить с березой, как символом страны, национальным деревом.
2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
3. Формировать представления о жизни растения, его развитии и связи с другими живыми организмами.
4. Воспитывать желание оберегать и заботиться о природе.
Вид проекта: Познавательно – исследовательский.
По составу участников: групповой (дети, родители, педагоги)
По содержанию: интегрированный.
По срокам реализации: среднесрочный (декабрь 2013 - май 2014)
Состав участников: дети, педагоги группы, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Форма представления: демонстрация презентации проекта « Березка русская моя».
Совместная деятельность
Этапы | Формы взаимодействия | Содержание деятельности | Ответственный |
Подготовительный | Педагоги – дети | - Беседа «Что я знаю о березе»; - Какую роль играет береза в жизни человека? - Почему береза называется березой? - Рассматривание альбома с иллюстрациями березы; - Беседы о березе; - Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, приметы, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, д/игры) - Комплекс утренней гимнастики «Поход в березовую рощу» - Укрыть березу снегом; | Педагоги группы |
Педагоги - родители | Обсуждение с родителями вопросов связанных с реализацией проекта Оформление альбома для родителей «Березовое царство – лучшее лекарство»; | Педагоги группы | |
Деятельность педагогов | Обсуждение целей и задач проекта. Подбор наглядного материала, пособий. | Педагоги группы | |
Основной | Педагоги – дети | - Чтение сказок о березе: - «Мудрость дерева»; - К. Паустовского «Подарок»; - Т. Закипная «Весенняя история»; - Акция «Посадим березку на своем участке»; - Лепка- барельеф «Березка из пластилина»; - Рисование «Белая береза»; - Аппликация «Ветка березы»; - Оформление уголка «Береза символ – России» - Конструирование «Березовая роща» (оригами из конуса); - Д/игра «Найди листок березы», «Закончи фразу», «Подбери слова приятели», «С кем дружит береза», «Что сначала, что потом»; - Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы; - Разгадывание кроссвордов; - Исследование бересты под лупой; | Воспитатели группы |
- Разучивание песен, хороводов, музыкально-ритмических движений. - Слушание «Ах, ты березка» С.М. Раухвертер; - Хороводы «Ай, да березонька» Г. Вихарева; - «Ай, да березка» Т. Попатенко; - Пение без сопровождения русская народная мелодия «Во поле березонька стояла» | Музыкальный руководитель | ||
- Разучивание подвижных игр. - Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу»; - Подвижная игра «Беги к березе», «Кто больше соберет подберезовиков»; «Венок из березы», «Кто быстрее соберет березовые почки», «Горелки», «Ручеек», «Плетень»; | Инструктор по ФК | ||
- Заучивание стихов, загадывание загадок, примет о березе. | Воспитатели группы | ||
Педагоги - родители | - Альбом с иллюстрациями «Люблю русскую красавицу»; - Составление сборника литературных произведений «Поэты и писатели о березке»; | ||
Родители – дети | - Оформление альбома «Придумаем и сделаем вместе с ребенком»; - Придумывание сказки о березе | ||
Заключительный | Педагоги – родители – дети | - Альбом «Что можно сделать из бересты» - природные дары. - Оформление альбома «Люблю березу русскую»; - Поделки из бересты; - Оформление выставки творческих работ | |
Деятельность педагогов | - Презентация проекта на педагогическом совете - Экскурсия в парк «Встреча с русской красавицей» и распространение буклета «Береги земного друга» (среди прохожих). | Воспитатель группы |
Технологическая карта проекта:
Образовательная область | Вид деятельности | Содержание деятельности |
«Познавательное развитие» | Познавательный, познавательно-исследовательский, продуктивный | Конструирование «Березовая роща» (оригами из конуса); Д/игра «Найди листок березы», «Закончи фразу», «Подбери слова приятели», «С кем дружит береза», «Что сначала, что потом»; Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы; Разгадывание кроссвордов; Исследование бересты под лупой; Оформление паспорта березы (имя, возраст, высота, ширина, местонахождение, семена, рисунок коры, листьев) |
«Речевое развитие» | Коммуникационный | - Чтение К. Паустовского «Подарок»; - «Сказка о двух березках»; - Сказка-быль «Мои три березы»; - Сказка «Березка»; - «Полевая березка»; - Поучительная сказка «Весенняя история»; - Н.И. Птухина «Ода березе»; - Л.Н. Сурнина «Песнь березе»; - Разучивание пословиц, поговорок; - Заучивание стихов о березе П.Воронько «Береза», С.Есенин «Белая береза» |
«Художественно-эстетическое развитие» | Творческий, музыкально-художественный, | - Слушание «Ах, ты березка» С.М. Раухвертер; - Хороводы «Ай, да березонька» Г. Вихарева; - «Ай, да березка» Т. Попатенко; - Пение без сопровождения русская народная мелодия «Во поле березонька стояла» Лепка - барельеф «Березка из пластилина»; Рисование «Белая береза»; Аппликация «Ветка березы»; Оформление уголка «Береза символ – России» |
«Физическое развитие» | физический | Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу»; Подвижная игра «Беги к березе», «Кто больше соберет подберезовиков»; «Венок из березы», «Кто быстрее соберет березовые почки», «Горелки», «Ручеек», «Плетень»; |
«Социально-комуникативное развитие» | Игровой, познавательный, коммуникационный | - Укрыть березу снегом; - Снять с погибшего дерева бересту; - Акция «Посадим березку на своем участке»; - Беседа «Береги березу»; |
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: компьютер, фотоаппарат
Форма представления: Презентация проекта «Березка русская моя»
Выводы. По итогам работы было отмечено:
- Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям.
3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Березка русская моя».
4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
Заключение:
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково – исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники отметили большую роль березы, как лекарственного сырья, изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека.
На основании исследования пришли к выводу, необходимо сохранять и бережно относиться к символу России – березке, потому что она красива и
целебна. Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт дерева» Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Литература:
1. М. И. Нагибина. «Природные дары для поделок и игры». Ярославль 1977.
2. И.А.Бойчук. Т.Н.Попушина. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством.Санкт – Петербург. Детство – Пресс.
3. Т.А.Шорыгина. Беседы о русском лесе. Творческий центр. Москва.2010
4. Н.А.Рыжова. Деревья: От акации до Ясеня. Карапуз – дидактика. Т. Ц. «Сфера» 2006.
5. Е.А.Сыпченко. Инновационные педагогические технологии Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2013
Работа с детьми | Работа с родителями |
Образовательная область «Познавательное развитие»
|
|
Образовательная область «Речевое развитие» - Чтение К. Паустовского «Подарок»; - «Сказка о двух березках»; - Сказка-быль «Мои три березы»; - Сказка «Березка»; - «Полевая березка»; - Поучительная сказка «Весенняя история»; - Н.И. Птухина «Ода березе»; - Л.Н. Сурнина «Песнь березе»; - Разучивание пословиц, поговорок; - Заучивание стихов о березе П.Воронько «Береза», С.Есенин «Белая береза» | |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
| |
Образовательная область «Музыка» - Слушание «Ах, ты березка» С.М. Раухвертер; - Хороводы «Ай, да березонька» Г. Вихарева; - «Ай, да березка» Т. Попатенко; - Пение без сопровождения русская народная мелодия «Во поле березонька стояла» | |
Образовательная область «Физическое развитие»
«Кто больше соберет подберезовиков»; «Венок из березы», «Кто быстрее соберет березовые почки», «Горелки», «Ручеек», «Плетень»; Образовательная область «Социально-комуникативное развитие» - Укрыть березу снегом; - Снять с погибшего дерева бересту; - Акция «Посадим березку на своем участке»; - Беседа «Береги березу»; | |
Заключительный этап:
- Оформление альбома «Люблю березу русскую»;
- Поделки из бересты;
- Экскурсия в парк «Встреча с русской красавицей» и распространение буклета «Береги земного друга» (среди прохожих).
Выводы. По итогам работы было отмечено:
- Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
2 Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям
3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Березка русская моя»
4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
Заключение
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково – исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники отметили большую роль березы, как лекарственного сырья, изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека.
На основании исследования пришли к выводу, необходимо сохранять и бережно относиться к символу России – березке, потому что она красива и
целебна. Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт дерева» Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Литература:
М. И. Нагибина.»Природные дары для поделок и игры».Ярославль 19977.
И.А.Бойчук. Т.Н.Попушина. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством.
Санкт – Петербург. Детство – Пресс. 2009
Т.А..Шорыгина. Беседы о русском лесе. Творческий центр. Москва.2010
Н.А.Рыжова. Деревья: От акации до Ясеня. Карапуз – дидактика. Т. Ц. «Сфера « 2006.
Е.А.Сыпченко. Инновационные педагогические технологии
Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2013
Паспорт дерева
Название дерева Береза
Место «Прописки» (название города или района, улица)
п. Новогорный,Ул.Южно-Уральская,6 ДС «Полянка»
Краткое описание места, где растет дерево, ДС «Полянка»
Примерный возраст 54 года
Окружность ствола на высоте 1 метра (см) 135 см
Диаметр ствола на высоте 1 метра 67,5 см
Примерная высота дерева 22 метра
На какой высоте дерево начинает ветвиться 5 метров
Ширина кроны 8 метров
Форма кроны ветвистая
Состояние почвы покрыта травой
Состояние дерева в мае 2014 г отличное
Дополнительные сведения о дереве:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Русская народная культура". Русские народные посиделки в средней группе
В данном материале представлена "паутинка" проекта "Русская народная культура" и конспект презентации проекта "Русские народные посиделки в средней группе"...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо
Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1. «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...
Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»
Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...
Духовно-патриотический праздник для старших дошкольников и учеников начальных классов "Мы -русские! С нами Бог! Мы Русские! Русские идут!"
Сценарий праздника по духовно-патриотическому воспитанию....
Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству "Душу русскую сохрани, землю русскую сбереги"
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к с...
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...
Проект " Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративно – прикладного творчества русского народа
Проект«Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративн...