Знакомство свойствами стекла
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Занятие с элементами ТРИЗ-технологии по ознакомлению с окружающим миром
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_s_elementami_triz.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие с элементами ТРИЗ-технологии по ознакомлению с окружающим миром
«Знакомство со свойствами стекла»
Старшая группа
Программные задачи:
Познакомить детей с материалами, из которых делают различные вещи; помочь выявить свойства стекла (прозрачность, водопроницаемость, гладкость, толщина, температура, хрупкость и т.д.); развивать память, воображение, мышление, речь.
Материал: предметы из стекла, покрывало, фишки, схема-задание.
Ход задания:
Воспитатель. Ребята, а вы любите играть? Давайте с вами поиграем. Хотите? Встаньте полукругом.
Здравствуй небо (руки вверх),
Здравствуй Земля (приседают)
Здравствуйте мои друзья (руки вперёд),
Один, два, три, четыре, пять/загибают пальцы
Вместе мы в кругу опять (Берутся за руки),
Будем дружно мы играть
В путешествие мы хотим опять (идут по кругу).
Воспитатель. У меня для вас есть сюрприз, нас пригласили в стеклянную страну и прислали письмо. Это письмо необычное, его прислала сама Королева Стеклянной Страны, но чтобы добраться до стеклянной страны надо сначала выполнить задания, которые помогут нам там побывать.
Здравствуйте, дорогие ребята!
Пишет вам Королева Стеклянной Страны.
Жители моей страны все сделаны из стекла. И я хочу познакомить вас с ними. Если вы будете внимательными и активными, то узнаете много интересного и нового. А для этого, чтобы начать наше знакомство, вы должны выполнить одно задание:
Назвать вежливые слова.
Воспитатель. Дети вы хотите познакомиться с жителями стеклянной страны?
Ну, тогда давайте выполним задание Королевы.
Дети называют вежливые слова, за каждое слово получают по фишке.
Воспитатель. Вы столько много назвали вежливых слов, что Королева наверняка разрешит нам попасть в её страну. (Воспитатель подходит к столу на котором лежат предметы из стекла накрытые салфеткой.) Давайте скажем «Раз, два, три!», и откроем салфетку (дети говорят вместе с воспитателем).
Воспитатель убирает салфетку и дети видят различные предметы из стекла: тонкие и гранёные стаканы вазы бутылки салатницы, различные флаконы и т. д. Воспитатель предлагает рассмотреть все эти вещи, просит их назвать. Обращает внимание на то, что вещи похожи друг на друга, так как все они - родственники.
Воспитатель. Очень много изделий делают из стекла. Интересно, почему? Давайте узнаем свойства стекла. (Опускает в стакан цветную фишку.) Дети, что в стакане? А как вы узнали что в стакане цветная фишка? Да, стекло прозрачное. Запомните это слово. Теперь подойдите к столу и проверьте прозрачность стекла (дети опускают в стакан цветные фишки, смотрят друг на друга через стакан).
Почему мы видим, что лежит в стакане? (Потому что стекло прозрачное.)
Воспитатель. Ребята, что делают из стекла, где ещё используют это свойство? (Стёкла в машинах, аквариумах и т. д. За правильные ответы дети получают фишки.)
Воспитатель. А какое ещё бывает стекло по цвету? Назовите изделия из цветного стекла, которые стоят на столе и определите цвет (зелёный стакан, синий графин и т. д.).
Физкультминутка.
Отражение в стекле
Будь зеркальным отраженьем,
Повторяй мои движенья -
Раз, два, три-
И снова повтори!
Воспитатель. Ребята, давайте определим какое стекло на ощупь, что вы ощущаете? (Ответы детей: гладкое, холодное, скользкое и т. д.)
Воспитатель помогает выявить ещё одно свойство: посмотрите на стакан а теперь на графин, чем они отличаются? Какие они по толщине? (Есть изделия из тонкого стекла, а есть из очень толстого.)
Воспитатель. Что произойдёт, если я уроню стеклянное изделие?
Дети. Оно разобьётся. Значит, стекло хрупкое.
Воспитатель. Будем проводить опыт?
Дети. Нет.
Воспитатель. Конечно нет, будет очень обидно и жалко если разобьются красивые стеклянные изделия. Ребята у вас дома разбивалось что-нибудь стеклянное?
Дети. Ответы.
Воспитатель. Как же надо обращаться со стеклянными изделиями?
Дети. Изделия из стекла нельзя бросать, в стеклянное окно нельзя бросать камень, мяч.
Воспитатель. Как надо собирать разбитое стекло?
Дети. Веником на совок смести, в перчатках собирать.
Воспитатель. Правильно ребята со стеклянными изделиями нужно обращаться очень осторожно.
Воспитатель. Назовите изделия из стекла, в которые мы можем налить воду. (Воспитатель предлагает налить воду в стакан.) Пропускает ли стакан воду? Значит стекло - водонепроницаемо, то есть в любую стеклянную посуду мы можем налить воду.
Воспитатель. А если карандашом ударить по стеклянной посуде, что вы услышите? Правильно мелодичный звук. Так же можно прикоснуться одним стаканом к другому, (дети повторяют опыт).
Воспитатель. А если вы дотронетесь до стекла, что почувствуете? Какое стекло на ощупь?
Дети. Оно холодное и гладкое.
Воспитатель. Да, ребята, сейчас стекло холодное, но если мы нальем горячий чай, то стеклянный стакан станет тоже горячим, значит, стекло хорошо пропускает тепло.
Воспитатель. Давайте назовём все свойства стекла:
- стекло прозрачное;
- стекло окрашивается (цветное);
- стекло хрупкое;
- стекло не пропускает воду, водонепроницаемое;
- стекло мелодичное;
- стекло холодное, но пропускает тепло;
- стекло гладкое.
Воспитатель. Правильно, ребята, вы молодцы и хорошо запомнили свойства стекла. Зная свойства стекла можно загадать загадку.
Звучащее, прозрачное,
Воды не боюсь,
А ударь — разобьюсь.
Дети. Стекло.
- Стеклянный домик на окне.
С прозрачною водой
С песком и камушком на дне
И с рыбкой золотой. (Аквариум.)
2. Вот стеклянный пузырёк,
А живёт в нём огонёк
Днём он спит а вечером проснётся
Ярким пламенем зажжётся. (Лампочка.)
3. Бабушка Варвара
Всюду их искала
Не залезла чуть в трубу
А они нашлись на лбу. (Очки.)
4. Вот стеклянный карандаш-
Он в беде помощник наш.
Определит без докторов
Кто заболел, а кто здоров. (Градусник.)
5. У золушки с ножки
Свалились случайно
Была не простой она
А хрустальная. (Туфелька.)
6. Заболели ушки
Прохудился носик
Заболели глазки
Капаем из неё без опаски. (Пипетка.)
7. Глядись в меня
Хоть целый день
Коль на себя
Смотреть не лень. (Зеркало.)
Воспитатель.
А теперь поиграем в игру «Что видел, а что запомнил».
Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на предметы, считает до трёх и накрывает всё покрывалом. Дети по очереди должны назвать предметы из стекла, которые запомнили. За правильный ответ получают фишки.
Воспитатель. Дети посмотрите, что в этой стеклянной баночке?
Дети. Песок.
Воспитатель. А зачем нам нужен песок?
Дети. Ответы детей.
Воспитатель. Я хочу вам рассказать историю возникновения стекла и вы узнаете зачем нужен песок. (Сода добавляется для получения стекла.)
Воспитатель. Дети, скажите, что нового вы узнали про жителей Стеклянной Страны?
Воспитатель. А теперь давайте посчитаем у кого сколько фишек? (Победители получают медали.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная ситуация с элементами познавательного развития. Познание. Тема: «Знакомство детей со свойствами стекла и пластмассы». Старшая группа.
Материал предназначен для работы с детьми старшей группы....
Самоанализ НОД "Знакомство со свойствами стекла"
Формирование знаний детей о свойствах стекла, профессии стеклодув....
Конспект НОД "Знакомство детей со свойствами стекла" ((с элементами ТРИЗ"
Формировать знания детей о свойстве стекла, истории создания стекла...
"Знакомство со свойствами стекла"
Расширение представлений детей о предметах из стекла....
Образовательная деятельность на тему: «Знакомство детей со свойствами стекла и пластмассы»
Цель: познакомить детей со свойствами стекла и пластмассы.Задачи:Упражнять детей в умении обследовать предметы, выделять их качества и свойства.Закрепить умение детей группировать предметы по общим пр...
Нод «Знакомство со свойствами стекла»
Интегрированная образовательная деятельностьпо развитию познавательного интереса иисследовательских навыков дошкольников при ознакомлении со свойствами объектов неживой природы «Знакомство...