Тайна магнитной горы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Нетужилкина Ирина Вячеславовна

Конспект познавательно-исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayna_magn_gory.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

         «ТАЙНА МАГНИТНОЙ ГОРЫ»        

Подготовила и провела:

Воспитатель

первой

квалификационной категории

Нетужилкина И. В.

Рязань 2015

«ТАЙНА МАГНИТНОЙ ГОРЫ»

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности в процессе экспериментальной деятельности.

Задачи:

Познание:

  1. Расширить представления детей о свойствах магнита (притягивает  

металлические предметы, через различные вещества и материалы, магниты могут отталкиваться и притягиваться между собой);

  1. Развивать интерес к познавательной деятельности, любознательность;

3. Научить проводить несложные опыты с магнитом.

Развитие речи:

Расширять и активизировать словарь детей, развивать связную речь, обогащать словарь: магнит, притягивает, металлические.

Социально-коммуникативное развитие: 

Воспитывать доброжелательность между детьми в совместной работе; воспитывать желание помогать друг другу.

Художественно-эстетическое развитие:

Развивать музыкальный слух, способность воспринимать музыкальность, соотносить двигательную активность с элементами музыки, развивать интерес к музыке.

Форма обучения:  исследовательская и познавательная деятельность детей старшей группы.

Количество детей: подгруппа.

Оборудование: 2 магнитные доски; сундук с цветком счастья (ваза в виде цветка в ней конфеты); фартуки на каждого ребёнка и воспитателя; подносы с  предметами (металлический, пластмассовый, бумажный, деревянный) на каждого ребёнка; тарелочка с песком (в тарелочке ключик); тарелочки с водой с монетками на каждого ребёнка; магниты по количеству детей; письмо; монеты бумажные; картинка с тарелкой с песком , а на обратной стороне 3 монетки; лист с рисунками магнитов; 7 клеёнок на столы; гном.

Музыка: фонограмма песни «Маленькие гномики».

Ход познавательно-исследовательской деятельности:

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте  поприветствуем наших гостей и друг друга.

Дети вместе с воспитателем встают в круг и говорят хором:

-Здравствуй, дружок,

Здравствуй, дружок!

Скорей становись со мною в кружок! 
Давай улыбнёмся и скажем: "Привет!"
Солнцу: "Привет!"

И нам всем: «Привет»!

Воспитатель: Ребята, мне кажется, я что-то слышу (стук в дверь). Воспитатель выходит в раздевалку берёт гнома и сундук.

- Ребята, посмотрите, кто это? Да, это гном. Гномы живут далеко – далеко в горах. С утра до вечера они трудятся, добывают горный хрусталь и другие ценные камни. Гномы очень веселые и добрые. Посмотрите, ребята гном нам что-то принёс. Это письмо. Вы хотите узнать, что в нём? Воспитатель зачитывает: «У нас случилась беда. Колдун решил подшутить над гномами и украл у нас хрустальный цветок, который приносит нам счастье. Вместо цветка Колдун оставил письмо, где написал, что этот цветок он закрыл в сундук, а ключ от него спрятал. Вместе с цветком он украл и монеты гномов. И теперь я пришёл к вам в группу, чтобы узнать не могли бы вы мне помочь?»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можем ли мы помочь гному? А как?  (Найти ключ) А где найти ключ? Давайте дальше почитаем. «Колдун написал, что если мы выполним все его опыты, то сможем найти похищенные им сокровища и отыскать ключ. Но гномы не умеют выполнять опыты и эксперименты, поэтому сами не смогут справиться с заданиями колдуна. А вы умеете проводить опыты и эксперименты? Тогда, чтобы найти ключ вам надо немного потрудиться. Ребята, а где надо проводить эксперименты? (В лаборатории) А вы знаете правила работы в лаборатории? (внимательно слушать, аккуратно работать с оборудованием). Но прежде чем вы приступите к работе, присядьте на ковёр и послушайте, пожалуйста, одну легенду.

В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным - давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы. Недалеко от горы был город, в котором жил храбрый рыцарь. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело он разгуливал, где хотел. Только в одном месте еще ни разу не был - возле той самой горы. С детства ему рассказывала мама, что ни один рыцарь мимо нее проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает. Но рыцарь был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернется. Но как ни был рыцарь силен и отважен, гора все равно притянула его к себе. Рыцарь был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от нее освободиться и освободил всех рыцарей.

-Ребята, как вы думаете, какая это была гора? (Магнитная) А вы знаете, что такое магнит? Магнит – это волшебный камень, который обладает одним свойством, отличающим его от других камней. Как вы думаете каким свойством обладает магнит? Магнит может притягивать к себе другие предметы. А какие, вы знаете? А как вы думаете? А проверить хотите? Тогда давайте проведём с вами следующий опыт. И прежде, чем мы пройдём в нашу лабораторию нам необходимо надеть фартуки.

Дети надевают фартуки и проходят за столы.

Опыт 1

Оборудование: магниты раздаёт воспитатель, поднос с различными предметами (монета, болтик, деревяшка, пластмасса, бумага).

-Давайте посмотрим на поднос. Какие на нём лежат предметы? Из какого материала они сделаны? (деревянные, железные, пластмассовые, бумажные). Как вы думаете, какие из этих предметов магнит будет притягивать, а какие нет? (Предположения) Попробуйте поднести магнит к деревянному предмету. Что у вас получилось? Притянул его магнит к себе? Поднесите магнит к пластмассе. Что получилось? Поднесите магнит к бумаге. Что получилось? Поднесите к болтику. Что получилось?

А из какого материала он сделан? ) (Если скажут железные, тогда поправить:  ребята, мы точно не знаем из железа сделан этот предмет или из какого-то другого металла, поэтому этот предмет называют более общим словом металлический).Какой это предмет?

Какой можно сделать вывод? Магнит притягивает металлические предметы и не притягивает пластмассовые, деревянные, бумажные предметы. Посмотрите на доску: магнит притягивает деревянный предмет? (Нет) Саша, иди зачёркивай. Магнит притягивает пластмассовый предмет? (Нет) Оля, иди зачёркивай. Магнит притягивает бумагу? (нет) Иди зачёркивай. Магнит притягивает металлический предмет? (Да) Будем зачёркивать? (Нет) За этот опыт вы получаете одну монету.

- Ребята, кто догадался, какой способ нашел рыцарь, чтобы освободиться от притяжения этой горы? В чём был одет рыцарь? (В доспехах) Из какого материала они были сделаны? Значит, чтобы освободится от притяжения горы, что надо было сделать рыцарю? (снять доспехи). Вот мы и разгадали тайну магнитной горы. Продолжим помогать гномам.

Приступим к выполнению следующего опыта.

Опыт 2

Оборудование: магнит, стакан с водой, в котором на дне лежат монетки.

Как вы думаете, сможем ли мы помочь гному и достать эти монетки, не намочив рук. А как? Что у нас есть? Как вы думаете, действует магнит через воду или нет? (Предположения) Давайте посмотрим.

Дети проводят магнитом по стенке стакана и достают монетки.

Какой можно сделать вывод? Магнит действует через воду. Вот магнит и стакан, что, нам надо сюда подрисовать? (стрелку) Иди подрисуй.

Давайте пока монетки оставим на столе и позже отдадим их гному. За этот опыт вы получаете ещё одну монетку.

Мы с вами сегодня проводим эти опыты, для того, чтобы помочь кому? (Гному) Гномы очень веселые и любят танцевать, и веселиться. Давайте и мы с вами немного отдохнем и повеселимся. Выходим ко мне на ковёр. (танец под песню «Маленькие гномики»). Хорошо отдохнули, а теперь занимайте свои места. Приступим к следующему опыту.

Опыт 3

Оборудование: 2 магнита.

Скажите, как вы думаете, что будет, если взять два магнита и приблизить?

Пробуйте приблизить два магнита. Что получилось? (Отталкиваются, притягиваются). У каждого магнита есть 2 полюса: северный и южный, когда два магнита находятся рядом друг с другом, одинаковые полюсы отталкиваются друг от друга, а разные полюсы притягиваются (на столе дети отталкивают или приближают один магнит с помощью силы другого магнита).

Какой можно сделать вывод? Какое ещё свойство магнита мы обнаружили? Два магнита могут притягиваться, а могут отталкиваться. Этот опыт мы обозначим следующим образом: если магниты притягиваются, значит, стрелочки нарисую навстречу друг другу, а если отталкиваются, то стрелочки смотрят в разные стороны. За этот опыт вы получаете ещё одну монетку.

А посмотрите вот какая-то картинка с монетами. Ребята, а может здесь есть какая-то подсказка для нас. Сколько на ней нарисовано монеток? А вы сколько заработали монеток? Можем мы с вами эту картинку за заработанные вами монетки купить? (Да) Тогда, давайте купим и посмотрим, что это за подсказка. Воспитатель берёт картинку и переворачивает детям. Посмотрите здесь нарисована тарелочка. И у нас с вами такая же тарелочка. Можем ли мы с вами проверить, не запачкав руки, есть ли в этой тарелочке ещё что-то кроме песка? А как? У нас что есть? Сейчас мы проведём с вами ещё один опыт. У меня есть вот такой магнит, посмотрите. Давайте Максим сейчас проверит.

Опыт 4

Оборудование: магнит, тарелочка с песком и с ключиком.

С помощью магнита из песка достаёт ключик.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, ключик оказался в тарелочке …. А ещё пока мы с вами доставали ключик, мы обнаружили ещё одно свойство магнита. Какое? Магнит действует через что? (Через песок)

 Какой можно сделать вывод? Магнит действует через песок. Как мы этот вывод обозначим? Что надо нарисовать? (Стрелочку) Иди нарисуй.

Воспитатель: Да, ребята, свойства магнита широко используют в жизни человека, и в этом мы еще не раз убедимся. Например, в портах, где разгружают грузы используют огромные магниты. А у нас в группе есть магнитные предметы? (Магнитная доска)

Теперь наступила пора помочь нашему маленькому другу. Попробуем подойдёт ли этот ключик к нашему сундуку? Открываем сундук. Вот и нашёлся цветок счастья. Ребята как здорово, что нам удалось помочь гномам. А давайте сейчас вспомним какие свойства магнита нам помогли это сделать. Какие предметы притягивает магнит? Через что может действовать магнит? (Вода, песок) Какие полюса есть у магнита? Что делают одинаковые полюса? А разные?

-Ребята, посмотрите, это не только цветок счастья, но и цветок радости и сегодня он принёс радость вам за ваше старание и трудолюбие – это конфеты. Давайте отдадим цветок гному и попрощаемся с ним.

Наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Гори, гори ясно»

При проведении проекты были поставлены задачи:Обобщить, закрепить и расширить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения.Познакомить детей с правилами поведения ...

Конспект ООД по речевому развитию в средней группе «Ой, горе Федоре, горе»

      Занятие состот из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. На занятии обучение строила как увлекательную проблемн...

Эксперимент "Горит не горит."

экспериментальная  деятельность с детьми по Основам безопасности и ознакомлению с окружающим миром....

Презентация к педагогическому проекту «Гори, гори ясно»

Вид проекта: информационно- практический.Продолжительность: краткосрочный (2 недели).Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители. Цель проекта:Формирование ...

Педагогический проект «Гори, гори ясно»

При проведении проекты были поставлены задачи:Обобщить, закрепить и расширить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения.Познакомить детей с правилами поведения ...

Экспериментирование с живой и неживой природой Тема: «Магнитное поле», «Магнитные силы»

Экспериментирование с живой и неживой природойТема: «Магнитное поле», «Магнитные силы»...

НОД Экспериментирование с живой и неживой природой Тема: «Магнитное поле», «Магнитные силы»

НОД Экспериментирование с живой и неживой природой Тема: «Магнитное поле», «Магнитные силы»...