Экспериментирование с живой и неживой природой Тема: «Магнитное поле», «Магнитные силы»
план-конспект занятия (старшая группа)

Елена Николаевна Чуприна

Экспериментирование с живой и неживой природой

Тема: «Магнитное поле», «Магнитные силы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stemp_17.docx15.38 КБ

Предварительный просмотр:

№17

Экспериментирование с живой и неживой природой

Тема: «Магнитное поле», «Магнитные силы»

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи: Знакомство с понятием "магнит".

Формирование представлений о свойствах магнита.

Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Оборудование и материалы: Набор для экспериментирования (магниты, миска с крупой, ткань с водой, скрепка, кусок ткани, пластмассовая дощечка, лист картона,) – на каждого ребёнка; набор предметов из различных материалов (дерева, железа, пластмассы, бумаги, ткани, резины).

Ход занятия

Воспитатель: -Ребята, я рада видеть вас таких красивых, добрых. Какое у вас настроение? (Хорошее.) Давайте поприветствуем друг друга.

«Друг»

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

Вы готовы к новым открытиям? (Да)

Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит".

Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня мы поближе познакомимся с их свойствами.

Опыт «Всё ли притягивает магнит?»

Педагог: “Какие материалы вы видите на столе? (Предметы из дерева, железа, пластмассы, бумаги, ткани, резины)”

Дети берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит. Делается вывод, что железные предметы притягиваются, а не железные нет.

Опыт «Действует ли магнит через другие материалы?»

Для опыта потребуется магнит, стеклянный стакан с водой, скрепки, лист бумаги, ткань, пластмассовые дощечки.

Педагог: “А может магнит действовать через другие материалы: бумагу, ткань, пластмассовую перегородку?” Дети самостоятельно проводят опыт и делают вывод. (Магнит может притягивать через бумагу, ткань, через пластмассу)

В стакан с водой бросаем скрепку. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.

Педагог: “Что мы видим? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать через препятствия? (Магнит может действовать через стекло и воду.)”

Задачка на сообразительность.

Насыпать в миску крупу (у меня пшено)и закопать в нее скрепки. Как их можно быстро собрать? В ответ может быть несколько вариантов: на ощупь, просеять, или воспользоваться только что определенным свойством магнита притягивать все железное.

Опыт: «взаимодействие двух магнитов»

Воспитатель: «А что произойдет, если поднести два магнита друг к другу?»

Дети проверяют, поднося один магнит к другому (они притягиваются). Выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной (они оттолкнутся. Один конец называется южным или положительным полюсом магнита, другой конец - северным (отрицательным) полюсом магнита. Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными. ( Вывод: у магнита два полюса.)

Опыт: «Магниты действуют на расстоянии»

Воспитатель: «Нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит» Отметьте расстояние, на котором скрепка вдруг "скакнет" и прилипнет на магнит. Проведите этот же опыт с другими магнитам.

Делаем вывод, что магниты разные по силе, одни из них сильные - притягивают скрепку с далекого расстояния, другие слабые - притягивают скрепку с близкого расстояния. ( Вывод: Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем".)

Опыт «Магнитные свойства можно передать обычному железу».

Воспитатель: Попробуйте к сильному магниту подвесить снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка притягивает нижнюю! Попробуйте сделать цепочку из таких висящих друг на друге скрепок.

Осторожно поднесите любую из этих скрепок к более мелким металлическим предметам, выясните, что с ними происходит. Теперь скрепка сама стала магнитом. То же самое произойдет со всеми железными предметами (гвоздиками, гайками, иголками, если они некоторое время побудут в магнитном поле. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет. ( Вывод: магнитное поле можно создать искусственно.)

Воспитатель: что нового вы сегодня узнали?

(Магнит притягивает железные предметы, действует через бумагу, ткань, стекло, воду. Магниты притягиваются друг к другу, действуют на расстоянии.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментирование с живой и неживой природой Тема: «Все ли предметы весят одинаково?»

Экспериментирование с живой и неживой природой Тема: «Все ли предметы весят одинаково?»...

Экспериментирование с живой и неживой природой Тема: «Почему не тонут айсберги?»

Экспериментирование с живой и неживой природойТема: «Почему не тонут айсберги?»...

Экспериментирование с живой и неживой природой Тема: «Как появляются горы?» Опыт «Извержение вулкана»

Экспериментирование с живой и неживой природойТема: «Как появляются горы?» Опыт «Извержение вулкана»...

НОД Экспериментирование с живой и неживой природой Тема: «Все ли предметы весят одинаково?»

НОД Экспериментирование с живой и неживой природой  Тема: «Все ли предметы весят одинаково?»...

НОД Экспериментирование с живой и неживой природой Тема: «Почему не тонут айсберги?»

НОД Экспериментирование с живой и неживой природойТема: «Почему не тонут айсберги?»...

НОД Экспериментирование с живой и неживой природой Тема: «Как появляются горы?» Опыт «Извержение вулкана»

НОД Экспериментирование с живой и неживой природой Тема: «Как появляются горы?» Опыт «Извержение вулкана»...

НОД Экспериментирование с живой и неживой природой Тема: «Магнитное поле», «Магнитные силы»

НОД Экспериментирование с живой и неживой природой Тема: «Магнитное поле», «Магнитные силы»...