Театрализованное занятие по экологии
план-конспект занятия по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Театрализованное занятие по экологии.
Приспособленность рыб и других животных к жизни в водной среде.
Тема: « Кто живет в реке».
Цель: познакомить детей с особенностями строения организма животных приспособленных к жизни в водной среде
Задачи:
- рассказать детям об особенностях жизни животных в водной среде
-научить выделять отличительные признаки животных живущих в воде, их повадки, способ перемещения в воде и т.д.
-воспитывать гуманное отношение к животным
-развивать речь и основные виды движений
-имитировать движения водных обитателей, действовать по показу
Оборудование: рисунки с изображением рыб и лягушки, шаблоны деталей рыбки (овал, треугольник, круг), карандаши или фломастеры.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пожаловали необычные гости. Ну-ка, давайте попробуем их узнать. (Звучит песня из мультфильма «Летучий корабль» «Я водяной, я водяной…».)
Приходят Русалка, Водяной, здороваются с детьми.
Русалка: Здравствуйте, рыбята, то есть, извините, ребята! Привыкла я, что вокруг меня рыбята плавают, вот и вас так называю. Сегодня мы с Водяным расскажем вам о жителях нашего подводного царства.
Водяной: Вот вы живете на суше, и вам кажется, что суша — это самый лучший дом. А жители нашего царства даже не представляют, как это можно жить, когда нет воды.
Русалка:
Посмотришь на реку и кажется, в ней
Нет ни малявок, ни окуней.
Только бежит голубая вода,
Петляя по лугу, незнамо куда.
Водяной:
Но если поглубже в нее заглянуть,
С маской и трубкой тихонько нырнуть,
Сразу увидишь, что это не так.
Вот под корягою прячется рак,
Налим под колоду забрался, а это —
Огромная щука плывет, как ракета.
Водяной:
Река ведь не просто течет и течет, она интересною жизнью живет!
Русалка: А вот мы сейчас узнаем, с кем из жителей нашего подводного царства знакомы ребята. Кто вспомнит, как называются эти животные? (Дети называют водных обитателей. Русалка и Водяной подсчитывают, скольких животных они вспомнили.)
Водяной: Молодцы, ребята! Не думал я, что вы наших жильцов знаете. Не всех, конечно, но всех и невозможно узнать. Даже я всех не знаю, хотя и сто лет в воде живу. Кто у нас только в реках, океанах, морях и озерах не плавает! Иногда проплывет мимо чудище какое, поздоровается вежливо, а я потом весь день мучаюсь: не могу вспомнить, как это чудище морское зовут.
Русалка: Ты, Водяной, не отвлекайся, давай лучше ребят с нашими друзьями познакомим. Показывают рисунки различных водных обитателей (лягушка, различных рыб, улитка и т.д).
Воспитатель читает стихотворение Б.Заходера
Раньше были мы икрою, ква-ква! А теперь мы все — герои, ать-два!
Головастиками были, ква-ква! Дружно хвостиками били, ать-два!
А теперь мы лягушата! Ква-ква! Прыгай с берега, ребята, ать-два!
И с хвостом, и без хвоста жить на свете красота!
Ребята, хотите стать лягушатами? Идите, я вас научу, как надо прыгать и громко квакать. Представьте, что вы — красивые зеленые лягушки.
Дети квакают как лягушки, имитируют ее движения.
Плавают рыбешки в нашей речке чистой,
Плавают рыбешки быстро, быстро, быстро!
Рыбки гуляют только в воде
И не гуляют больше нигде!
Русалка:
Ребята, кто из вас умеет плавать? Плавать — это так замечательно! Не понимаю, зачем вы ходите, если умеете плавать. Если не умеете — учитесь! Давайте я вам покажу, как плавают настоящие рыбы! (Дети вместе с русалкой «плавают», имитируют ее движения.)
Конкурс: кто быстрее соберет из геометрических фигур рыбку.
Водяной и русалка поздравляют ребят с победой и прощаются.
Воспитатель продолжает знакомить ребят с особенностями водных обитателей с помощью дидактических игр, рассказа, беседы,экскурсий в живой уголок, предлагает нарисовать водных животных.
Выводы по теме:
В реках, озерах (в воде) живут животные, не похожие на обитателей суши. Все они устроены так, чтобы им было удобно жить в воде: у них особые глаза, нос, хвост, лапы, особая форма тела, помогающая плавать. Без воды они погибают. Нам необходимо бережно относиться ко всем водным обитателям, охранять их и «дом», в которых они проживают: моря и океаны, реки и озера.
Приложение 1
Дидактические игры.
Предложите детям внимательно рассмотреть рисунки животных, изображенных на карточках, отметив их приспособленность к обитанию именно в воде. Рассматривая карточку с изображением лягушки, обратите внимание на перепонки на ее лапках. Пусть дети сначала сами выскажут предположение, для чего они нужны. Кто из ребят плавал в ластах? Похожи ли ласты на лапки лягушки? (Покажите детям ласты.) С такими перепонками лягушке удобно плавать. Может быть, дети вспомнят, у каких еще животных есть такие перепонки? (У гуся, утки, бобра.) Это своеобразные весла. Получается, что у многих животных, обитающих в воде, есть схожие перепонки, которые помогают им плыть.
Обсуждая внешний вид бобра, обратите внимание не только на его ноги, но и на хвост. Хвост бобра — это и весло, и руль одновременно.
Рассмотрите форму туловища у рыб. Почему она именно такая? Напомните детям, что водолазы, когда ныряют, стараются держать руки вдоль туловища, а не разводят их в стороны. Почему? Так легче нырять, а руки, разведенные в стороны, будут тормозить движение. Рыбам очень удобно плавать — у них нет ни рук, ни ног. Вода как бы обтекает их туловище, а хвост и плавники помогают плыть. Если лягушка, бобр могут жить и в воде, и на суше, то рыбы без воды очень быстро погибают.
Дайте дошкольникам набор карточек различных животных и рисунок водоема. Скажите, что водные жители заблудились и никак не найдут свою реку, а ребята могут помочь им. Задание: выбрать из набора карточек водных жильцов и поместить их на рисунок водоема. По каким признакам можно определить, что эти животные обитают именно в воде?
Подвижные игры.
Предложите детям изобразить разных животных (как бы в продолжение игры, которую с ними проводили лягушка и рыба на первом занятии).
Мы — большие киты. Плывем медленно, не торопимся. Широко раскрываем рот, глотаем воду. В ней много маленьких рачков, мы их едим; выпускаем фонтанчики — фу-фу. Мы большие киты, мы добрые киты, никого не обижаем, никого не боимся. Вдруг на горизонте показался китобойный корабль, нам нужно спрятаться. Мы набрали побольше воздуха и нырнули глубоко (присели), чтобы люди нас не нашли.
Мы — лягушки. Сначала плаваем в воде, а потом выпрыгиваем на берег. Мы проголодались, поймаем комарика. А чтобы он нас не заметил, замрем, не будем двигаться (приседаем и не двигаемся), высунем язычок, которым и поймаем комара. Поймали комара, съели и опять поплыли.
Мы — стайка рыбок. Плывем молча, ведь рыбы молчат. Мы рыбки маленькие, нас может догнать и съесть большая щука. Вот она плывет к нам (воспитатель изображает щуку). Рыбки быстренько уплывают, разбегаются в стороны, щука старается поймать кого-нибудь.
А теперь пройдемся как гуси, переваливаясь с одной ноги на другую. Мы спешим к речке, будем там плавать. Поплавали в реке, вышли на берег, отряхнули перышки, наши перышки не намокли, они остались сухими.
Превращаемся в лебедей — лебеди любят плавать. Мы идем к озеру, машем крыльями и вытягиваем свои длинные шеи, кричим по-лебединому: «кли-кли». Пришли к озеру, сложили крылья, нырнули и поймали рыбку.
Мы — раки. Ползаем по дну и пятимся назад, шевелим клешнями.
Мы — крабы. Вышли на берег моря погулять. Ходим по берегу боком, переставляем клешни.
Превращаемся в улиток — высовываем рожки (пальцы рук) и медленно ползем по листу водного растения.
Мы — чайки. Раскрыли крылья и кружим над рекой, ищем добычу — рыбу. Увидели рыбу, опустились к воде (наклоняемся), поймали рыбу и улетели на берег, чтобы ее съесть.
Литература
Прочитайте стихотворение Б.Заходера «Кит и кот». Рассмотрите рисунок кита. Обратите внимание детей на то, что кит — самое большое животное на нашей планете. Он огромный, как говорится в стихотворении. Похож кит на рыбу? Ведь в сказке «Конек-горбунок» так написано:
Мы приедем на поляну
Прямо к морю-окияну,
Поперек его лежит
Чудо-юдо - Рыба-кит...
На самом деле кит только похож на рыбу, потому что, как и она, живет в воде и должен хорошо плавать. Но кит — это зверь, он кормит детенышей молоком, а рыбы своих детей молоком не кормят
Стихотворение Б.Заходера:
Всю жизнь в воде проводит кит,
Хотя он и не рыба.
Он в море ест и в море спит,
За что ему — спасибо:
Тесно было бы на суше
От такой огромной туши!
Как ребята думают, почему кит не смог бы жить на суше? Обсуждаем стихотворение Б.Заходера «Кит и кот». Выслушиваем предположения детей. Обратите их внимание на то, что кит очень большой, тяжелый, ног у него нет, на суше он не смог бы передвигаться. Иногда люди находят китов на берегу океана, куда они попадают вместе с волнами. А вот когда вода уходит с берега, киты не могут сами вернуться в воду и погибают. Часто люди возвращают их обратно в море, но сделать это не просто, так как киты очень тяжелые.
А вот в воде кит чувствует себя прекрасно, она его держит. Пусть дети вспомнят: когда они плавали в речке (или даже в ванне), им казалось, что они становятся легче, чем на берегу.
Затем обсудите с детьми, почему кот не смог жить в море. Правда, в океане живут другие — морские коты, которые не похожи на наших домашних. Прочитайте стихотворение К.Кушака «Удивительный кот»:
На свете живет удивительный кот —
Ни сала, ни сливок он в рот не берет.
Не лазит с котами на черный чердак,
Не ловит мышей, не боится собак,
Во сне не мурлычет, и я никогда
Не видел, чтоб кто-нибудь гладил кота.
Мне скажут: вот чудо, но где он живет?
И кто же он — ваш удивительный кот?
В каком же дворе вы видали его?
Из ваших стихов не понять ничего!
Ах, вот вы какие! Прошу вас садиться
В подводную лодку на этой странице.
В двенадцать ноль-ноль погруженье —
Скорей принимайте решенье!
Он что, утонул, удивительный кот? —
Он просто на дне океанском живет!
Вода холодна, зелена темнота.
По правому борту я вижу кота!
Смотрите — травинку жует на песке
Смотрите — отправился в гости к треске.
У наших котов таких не бывает Прекрасных хвостов!
Разбойник связаться
С котом не посмеет — хвостом, как мечом,
Он сражаться умеет, Умеет рассказывать
Сказки хвостом: Помашет, помашет —
Такое расскажет, что рыбы неделю
Хохочут потом.
А сказки — о том, что на свете живет
Какой-то совсем удивительный кот:
Гуляет по крышам, боится воды —живут же на свете такие коты!
Обратите внимание детей на то, что два кота, о которых идет речь в стихотворении, отличаются друг от друга, поскольку живут в разных «домах» — один на суше, а другой — в воде. Поэтому один прекрасно плавает, а другой плавать не любит. Конечно, нашему домашнему коту такой морской плавающий кот показался бы странным.
Наблюдение в живом уголке
Рассмотрите внимательно всех животных, связанных с водной средой, которые есть в вашем живом уголке, прежде всего обитателей аквариума. Обратите внимание детей на форму тела рыб, на особенности их движения в воде, на их дыхание, движение хвоста, плавников и т.п.
Экскурсия
Во время экскурсии на водоем постарайтесь обнаружить в нем как можно больше водных жителей. Дети, как правило, интересуются относительно крупными животными. Предложите им найти жильцов водоема разных размеров: и больших, и маленьких. Скорее всего вам удастся увидеть лягушку, водомерку, комара, жука-плавунца, утку, улиток, перловицу, мальков рыб. Понаблюдайте за каждым из них, обратив особое внимание на приспособления этих животных к жизни в воде. Если вы решите рассмотреть кого-либо из них поближе, обращайтесь с животными крайне аккуратно и обязательно верните их на то место, откуда взяли. Во время экскурсии расскажите детям об охраняемых водных животных вашего края.
Рисование
Покажите детям ряд картинок с изображением водных животных и предложите нарисовать для них дома: для морских животных — море, для речных — речку и т.д.
А МЫ ПОЙМАЛИ РЫБКУ…
А мы поймали рыбку — живую, настоящую,
Золотую рыбку, на солнышке блестящую
А вам не жалко рыбку — живую, настоящую.
Золотую рыбку, на солнышке блестящую?
Ее зовут карасиком, карасиком зовут,
Ее, наверно, дома
Зовут, зовут, зовут...
И мама карасиха, наверно, сбилась с ног:
— Куда же он девался, карасик, мой сынок?
(А.Стройло)
Обсуждение стихотворения
Для чего дети поймали рыбку карасика? Возможно, решили унести его домой? Но хотели ли этого сам карасик и его мама? Где рыбам лучше: в своей реке или в банке с водой на подоконнике? Очень часто и взрослые, и дети, не задумываясь, ловят животное, которое им очень понравилось, и приносят его домой, даже не зная, как за ним ухаживать. Это приводит к гибели зверей, рыб, птиц, жуков. Лучше всего наблюдать за животными в природе, не беспокоя их и не трогая. Как ребята думают, дождалась ли мама-карасиха своего сына? Как поступили бы они сами, если бы увидели в реке (озере) «золотую рыбку, на солнышке блестящую»?
Постарайтесь вызвать у детей сочувствие к карасику и его маме и отрицательное отношение к тем, кто поймал рыбку и унес домой. Но помните, что делать это нужно ненавязчиво!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованный досуг по экологии в подготовительной группе «Охраняем, то, что любим»
Театрализованный досуг по экологии в подготовительной группе «Охраняем, то, что любим» Полина Ходос Театрализованный досуг по экологии в подготовительной группе «Охраняем, то, ч...
Конспект театрализованное деятельности по экологии в старшей группе "Защитим лесные растения"
Конспект театрализованной деятельности по экологии в старшей группе....
Театрализованное представление по экологии «Берегите природу»
Театрализованное представление по экологии «Берегите природу»...
Конспект занятия по экологии в старшей группеКонспект занятия по экологии в старшей группе
Воспитатель : Акимова Н ВТема: «Деревья»Цели: уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т....
Театрализованное представление по экологии "Цветочная полянка" средняя группа
Средняя группа.Самообразование педагога...
Конспект театрализованного представления по экологии "Берегите природу"
Конспект театрализованного представления по экологии "Берегите природу"...