Проект "Лаборатория неживой природы"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Калашникова Анюта Николаевна

Проект

«Лаборатория неживой природы»

(Для воспитанников подготовительной группы детского сада)

Пояснительная записка:

Чтобы воспитать молодое поколение в духе бережного, ответственного отношения к природе, необходимо с раннего возраста целенаправленно развивать в детях наблюдательность, ответственность за состояние окружающей среды и природы в целом.  Именно в это время в ребёнке закладываются позитивные чувства по отношению к природе и природным явлениям, ему открывается удивительное разнообразие растительного и животного мира, детьми впервые осознается роль природы в жизни человека, переживаются нравственно – эстетические чувства, побуждающие их заботиться обо всём, что нас окружает. Природа, с её необычным разнообразием явлений, при непосредственном общении с ней побуждает в ребенке яркие впечатления, настраивающие на сохранение, заботу, защиту. Поэтому необходимо формировать у дошкольников такое отношение к окружающим природным явлениям, которое строится на эмоциональном отношении с ней.

Непосредственное  общение с природой, проведение экспериментов, опытов дают ребенку более яркие впечатления, чем книги, картинки и рассказы взрослых. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Всё усваивается прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование  являются тем методом познания, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает интерес  к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность, любознательность ребёнка, ведь уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать  им.

Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны  объекта или явления действительности; развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения.  Экспериментирование как специально организованная деятельность позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, различными способами измерений, с правилами безопасности при проведении эксперимента; способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного  познания им окружающего мира; стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка. Экспериментированию предшествует чтение стихов  удмуртских поэтов на русском и удмуртском языках и рассматривание картин художников Удмуртии. Благодаря этому,  дети знакомятся с особенностями природы родного края. 

 

1.     Цель

Развивать самостоятельную познавательную активность через исследовательскую деятельность.

Задачи

- обогащение представлений детей об объектах неживой природы, о физических свойствах окружающего мира;

прививать навыки бережного и эмоционально – положительного отношения к окружающему миру;

- развивать творческие способности детей, внимание, наблюдательность, логическое мышление, способности устанавливать причинно – следственные связи;

- воспитывать интерес к наблюдениям.

 

4. Методы и приёмы

- словесные (беседы, чтение художественной и познавательной  литературы);

- наглядные (репродукции картин, наблюдения за объектами неживой природы);

- практические (опытно-экспериментальная деятельность, изготовление простейших приборов для наблюдений).

 

5. Работа с родителями

Организация совместных  с родителями выставок, экскурсий

6. Адресаты проекта

Проект адресован воспитанникам подготовительной группы детского сада. Принимают участие  дети в возрасте 6-7 лет.

7. Содержание проекта

В ходе реализации проекта проводится работа по нескольким направлениям: «Вода», «Воздух», «Почва», «Звук», «Космос», «Магниты», «Теплота». Каждое понятие, с которым будут знакомиться дети, экспериментально обосновывается и проясняется для ребёнка в процессе наблюдений, мысленного и реального экспериментирования. Основополагающие законы природы выводятся ребёнком самостоятельно, как результат постановки опыта. Опыт проводится на основе уже имеющихся представлений детей. Дошкольникам должна быть ясна цель опыта. В процессе  проведения опытов  различают следующие этапы:

1 – постановка познавательной задачи (проблемы);

2 – анализ задачи (предположения детей возможных решений);

3 – проведение опыта;

4 – анализ полученных результатов;

5 – выводы, обобщения;

7 – фиксация наблюдений.

В процессе экспериментирования ребёнку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Приобретение знаний о физических явлениях и способах его познания базируется на живом интересе, любознательности ребёнка и проводится в интересной форме без заучивания, запоминания и повторения правил и законов.

Этапы работы:

1.     Подготовительный: - подбор научно – методической литературы,

                                       - заготовка глины, песка, камней,

                                       - приобретение материала для работы (различные ёмкости, небольшие предметы из разного материала, воронки, лопаточки).

2. Основной: - опытно-экспериментальная деятельность;                                                      

                       - изготовление  приборов;

                       - проведение различных бесед, использование малых жанров; 

                       - заполнение дневников наблюдений;

                       - защита проектов детей, оформленных совместно с детьми;

                       - организация выставок.                   

 3. Заключительный: - выпуск буклетов с проектной деятельностью детей;

                                   - оформление фотоколлажей;

                                   - Съёмки в передаче «Шудон корка»;

                                     - Выпуск «Дневника наблюдений» для старшей и подготовительной групп.

 

8. Материально – техническое обеспечение проекта

1. Материально – техническое обеспечение: методические пособия, канцтовары, наглядные пособия.

2. Материально – техническое обеспечение работы разных направлений:

- Воздух – парашютик, игрушечные человечки, ёмкость с песком;

- Вода – бутылки с крышками, тряпочка, речной песок, ёмкости, промокательная бумага, соль, свеча, банка, крышечка;

- Теплота - металлический стержень, гвозди, воск, свечка, штатив, нитки, два стакана, вода, две крышки, шерстяная ткань, термометр, чернила, две ёмкости разной величины, колба, свечка, цветная бумага, дырокол, бутылка;

- Вес, притяжение – предметы одинаковые по форме и размеру из разного материала, предметы из разных материалов, ёмкости с водой, песком,  металлические шарики;

- Магниты – магнит, мелкие предметы из разных материалов, персонажи сказок с металлической подставкой, иголка, растительное масло, магниты, скрепки, мелкие пластинки из металла, металлические опилки, тонкая фанера;

- Звук и слух - детские музыкальные инструменты, банки стеклянные;

- Космос – ведёрко, шарик, верёвка, бумажная тарелка, ножницы, стеклянный шарик, кусок цветной бумаги длиной 40см, ножницы, клей, линейка, карандаш;

9. Ожидаемый результат

1. Опытно экспериментальная работа  стала для детей способом удовлетворения  познавательной активности, средством выражения и развития  творческих способностей.

2. Ребята получили навыки бережного, эмоционально – ценностного отношения к природе.

3.  Опытно – экспериментальная деятельность  помогла детям познакомиться со свойствами объектов неживой природы, с их значением, с физическими свойствами окружающего мира.

      4. Ребята научились устанавливать причинно – следственные связи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по самообразованию "Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет"

Тема моего самообразования для детей средней группы включает в себя:цель, задачи, ожидаемый результат, перспективный план работы с детьми и родителями...

«Что такое природа? Живая и неживая природа.» Занятие в старшей группе.

Тема: «Что такое природа? Живая и неживая природа.»(старшая группа)...

"Формирование у детей знаний о неживой природе в процессе экспериментирования в лаборатории природы"

1.  Актуальность данной работы2. Разработка системы мероприятий для детей 4-5 лет с использованием экспериментов с объектами неживой природы....

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...