Проект "Лаборатория неживой природы"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Проект
«Лаборатория неживой природы»
(Для воспитанников подготовительной группы детского сада)
Пояснительная записка:
Чтобы воспитать молодое поколение в духе бережного, ответственного отношения к природе, необходимо с раннего возраста целенаправленно развивать в детях наблюдательность, ответственность за состояние окружающей среды и природы в целом. Именно в это время в ребёнке закладываются позитивные чувства по отношению к природе и природным явлениям, ему открывается удивительное разнообразие растительного и животного мира, детьми впервые осознается роль природы в жизни человека, переживаются нравственно – эстетические чувства, побуждающие их заботиться обо всём, что нас окружает. Природа, с её необычным разнообразием явлений, при непосредственном общении с ней побуждает в ребенке яркие впечатления, настраивающие на сохранение, заботу, защиту. Поэтому необходимо формировать у дошкольников такое отношение к окружающим природным явлениям, которое строится на эмоциональном отношении с ней.
Непосредственное общение с природой, проведение экспериментов, опытов дают ребенку более яркие впечатления, чем книги, картинки и рассказы взрослых. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Всё усваивается прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование являются тем методом познания, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность, любознательность ребёнка, ведь уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им.
Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения. Экспериментирование как специально организованная деятельность позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, различными способами измерений, с правилами безопасности при проведении эксперимента; способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира; стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка. Экспериментированию предшествует чтение стихов удмуртских поэтов на русском и удмуртском языках и рассматривание картин художников Удмуртии. Благодаря этому, дети знакомятся с особенностями природы родного края.
1. Цель
Развивать самостоятельную познавательную активность через исследовательскую деятельность.
Задачи
- обогащение представлений детей об объектах неживой природы, о физических свойствах окружающего мира;
прививать навыки бережного и эмоционально – положительного отношения к окружающему миру;
- развивать творческие способности детей, внимание, наблюдательность, логическое мышление, способности устанавливать причинно – следственные связи;
- воспитывать интерес к наблюдениям.
4. Методы и приёмы
- словесные (беседы, чтение художественной и познавательной литературы);
- наглядные (репродукции картин, наблюдения за объектами неживой природы);
- практические (опытно-экспериментальная деятельность, изготовление простейших приборов для наблюдений).
5. Работа с родителями
Организация совместных с родителями выставок, экскурсий
6. Адресаты проекта
Проект адресован воспитанникам подготовительной группы детского сада. Принимают участие дети в возрасте 6-7 лет.
7. Содержание проекта
В ходе реализации проекта проводится работа по нескольким направлениям: «Вода», «Воздух», «Почва», «Звук», «Космос», «Магниты», «Теплота». Каждое понятие, с которым будут знакомиться дети, экспериментально обосновывается и проясняется для ребёнка в процессе наблюдений, мысленного и реального экспериментирования. Основополагающие законы природы выводятся ребёнком самостоятельно, как результат постановки опыта. Опыт проводится на основе уже имеющихся представлений детей. Дошкольникам должна быть ясна цель опыта. В процессе проведения опытов различают следующие этапы:
1 – постановка познавательной задачи (проблемы);
2 – анализ задачи (предположения детей возможных решений);
3 – проведение опыта;
4 – анализ полученных результатов;
5 – выводы, обобщения;
7 – фиксация наблюдений.
В процессе экспериментирования ребёнку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Приобретение знаний о физических явлениях и способах его познания базируется на живом интересе, любознательности ребёнка и проводится в интересной форме без заучивания, запоминания и повторения правил и законов.
Этапы работы:
1. Подготовительный: - подбор научно – методической литературы,
- заготовка глины, песка, камней,
- приобретение материала для работы (различные ёмкости, небольшие предметы из разного материала, воронки, лопаточки).
2. Основной: - опытно-экспериментальная деятельность;
- изготовление приборов;
- проведение различных бесед, использование малых жанров;
- заполнение дневников наблюдений;
- защита проектов детей, оформленных совместно с детьми;
- организация выставок.
3. Заключительный: - выпуск буклетов с проектной деятельностью детей;
- оформление фотоколлажей;
- Съёмки в передаче «Шудон корка»;
- Выпуск «Дневника наблюдений» для старшей и подготовительной групп.
8. Материально – техническое обеспечение проекта
1. Материально – техническое обеспечение: методические пособия, канцтовары, наглядные пособия.
2. Материально – техническое обеспечение работы разных направлений:
- Воздух – парашютик, игрушечные человечки, ёмкость с песком;
- Вода – бутылки с крышками, тряпочка, речной песок, ёмкости, промокательная бумага, соль, свеча, банка, крышечка;
- Теплота - металлический стержень, гвозди, воск, свечка, штатив, нитки, два стакана, вода, две крышки, шерстяная ткань, термометр, чернила, две ёмкости разной величины, колба, свечка, цветная бумага, дырокол, бутылка;
- Вес, притяжение – предметы одинаковые по форме и размеру из разного материала, предметы из разных материалов, ёмкости с водой, песком, металлические шарики;
- Магниты – магнит, мелкие предметы из разных материалов, персонажи сказок с металлической подставкой, иголка, растительное масло, магниты, скрепки, мелкие пластинки из металла, металлические опилки, тонкая фанера;
- Звук и слух - детские музыкальные инструменты, банки стеклянные;
- Космос – ведёрко, шарик, верёвка, бумажная тарелка, ножницы, стеклянный шарик, кусок цветной бумаги длиной 40см, ножницы, клей, линейка, карандаш;
9. Ожидаемый результат
1. Опытно экспериментальная работа стала для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей.
2. Ребята получили навыки бережного, эмоционально – ценностного отношения к природе.
3. Опытно – экспериментальная деятельность помогла детям познакомиться со свойствами объектов неживой природы, с их значением, с физическими свойствами окружающего мира.
4. Ребята научились устанавливать причинно – следственные связи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по самообразованию "Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет"
Тема моего самообразования для детей средней группы включает в себя:цель, задачи, ожидаемый результат, перспективный план работы с детьми и родителями...
«Что такое природа? Живая и неживая природа.» Занятие в старшей группе.
Тема: «Что такое природа? Живая и неживая природа.»(старшая группа)...
»ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ ПО ПРОГРАММЕ«НАШ ДОМ ПРИРОДА»
ДЕТИ ЗНАКОМЯТСЯ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ...
"Формирование у детей знаний о неживой природе в процессе экспериментирования в лаборатории природы"
1. Актуальность данной работы2. Разработка системы мероприятий для детей 4-5 лет с использованием экспериментов с объектами неживой природы....
Беседа на тему «Что такое природа? Живая и неживая природа » с детьми старшего дошкольного возраста.
Беседа по экологии «Что такое природа? Живая и неживая природа»....
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...