Конспект. Экологическое занятие для детей средней группы. "В гости к березке".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное учреждение
Детский сад № 80 «Светлячок»
Экологическое занятие для детей средней группы: «В гости к березке».
Воспитатель:
Н.Е. Анисимова
г. Нижневартовск
В гости к березке
Экологическое занятие для детей средней группы
Программное содержание:
обучающее — продолжать учить детей замечать и называть сезонные изменения в природе, устанавливать взаимосвязи: летом - листья зелёные, солнца много, тепло, жарко; осенью - листья желтые, солнце светит слабо, а зимой -холодно, деревья отдыхают до весны, они не растут, поэтому веточки без листьев.
развивающее - развивать умение детей узнавать деревья, кустарники, травинки, отличать их и называть; уметь доказывать принадлежность дерева - берёзка к определённому виду: ствол прямой, высокий, белый, от ствола отходят ветки; кустарники - несколько тонких веточек растут от земли, а трава - у травинок не бывает таких деревянистых стволов, как у деревьев; развивать умение отвечать полными предложениями.
воспитательное - воспитывать эстетическое чувство, эмоциональную отзывчивость на красоту природы, бережное отношение к природе.
Предварительная работа: рассматривание маршрутной карты экотропы, заучивание стихов, песен, хоровода, сказки, изготовление для игры «четвертый лишний», подарков для березки, письмо березке...
Оборудование: корзинка с подарками для березки, письмо от березки, стол, лейка, корзинка, тарелка, шапочка белочки и зайки.
Словарная работа: белоствольная березка, платье золотое, ствол толстый, высокий, прямой, белый, ветки тонкие, русская красавица.
Ход занятия: вводная беседа - дети, какой сегодня замечательный день! Какое время года? У меня прекрасное настроение, и я хочу подарить вам свою улыбку. Вы тоже улыбнитесь мне радостно, по-доброму. Тогда вокруг станет светлей. А с хорошим настроением можно отправиться в гости. Вы хотите, ребята, пойти в гости?
Основная часть: Наши ножки идут в гости по дорожке.
- Маленькие ножки идут по дорожке, а большие ноги идут по дороге.
- Маленькие ножки бегут по дорожке, а большие ноги бегут по дороге.
- А вот на пути у нас мостик, нужно по нему аккуратно пройти.
- А вот островки, по ним нужно перепрыгнуть.
- И снова наши ножки побежали по дорожке.
- Вот знакомая поляна, что на ней растёт? (деревья, кустарники)
А послушайте загадку, вы знаете это дерево?
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке
В белом сарафане.
(берёза)
Посмотрите внимательно, дети, вы ничего не замечаете? У березки письмо на веточках висит. Давайте прочтем (читаем, выполняем, задания).
«Дорогие ребята! Я снова рада встрече с вами. Я так вас ждала, ветками качала, чтобы вы меня услышали. Погладьте мою кору, понюхайте ее, посмотрите на меня и скажите я дерево или кустарник? А может быть травинка?
А вы внимательно за мной наблюдаете? Что во мне изменилось? Куда девались мои зеленые косы? Где мое золотое платье на плечах? (дети доказывают)
И еще у мен просьба к вам, ребята. Очень мы, березки, любим слушать стихи, хороводы и песни, порадуйте меня.
Каждый день я вижу березку из окна
И нет подруги ближе милее, чем она!
****
Берёзка белый сарафан надела,
Кудри завела, косы заплела,
До чего же хороша,
Словно девица - душа!
******
На лесной поляночке
Стройные беляночки
Светятся ядреные
Деревца зеленые
Распустили косоньки
Русские березоньки.
******
Разбежались по лужайке
Беззаботной лёгкой стайкой,
Словно девочки - подростки,
Белоствольные березки
За руки взялись, и вот -
Закружился хоровод.
А еще в моем письме есть для вас игра называется «четвертый лишний». Покажите, как вы умеете играть? (дети играют)
Спасибо, ребята вам за все. В моем конверте есть для вас подарок от меня, это мои листочки, сделайте портрет в золотом платье, и приходите снова ко мне в гости. Ваша березка».
Мы, березка, принесли тебе подарки: (дети берут из корзинки и говорят...)
- Я дарю тебе птицу, она будет тебе другом и спасёт от гусениц.
- Я дарю тебе солнышко, чтобы оно согревало тебя, пусть оно светит ярко -ярко и
помогает окраситься в зеленый цвет. - Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя.
- Я дарю тебе дождевого червяка, пусть он землю сделает плодородной, и она будет
кормить тебя. - Я дарю тебе зелёные листики, пусть у тебя их вырастет много-много, и они будут
шуметь, а я приду и послушаю шум и спрячусь под ними от жаркого солнца. - Я дарю тебе кормушку. Пусть к тебе прилетит много твоих друзей - птиц.
- Я дарю тебе семена. Пусть у тебя будет много-много цветов, чтобы они тебя
украшали; - Я дарю тебе бабочку, пусть она отдыхает на твоих листьях, и украшает тебя.
- Спасибо ребята, а я тоже вам приготовила подарок, в конверте мои желтые листочки
вам на память. - А еще мы хотим показать тебе берёзка сказку, как белочка и зайчик готовится к
зиме... - Спасибо ребята вам за всё, вы меня очень порадовали. До свидания! До новых встреч!
- А теперь ребята возвращаемся назад домой, в детский сад.
Под «музыку мы едем, едем, едем...»
2 Изба украшена веточками, цветочками и т.д. В избе стоит украшенная березка. Вокруг нее постелена трава. Дети свободно сидят в избе. Входит тетушка Арина.
Тетушка Арина: Здравствуйте ребятушки! Как красиво у вас в избе, какие вы все нарядные, и березка нарядная стоит. Никак праздник, какой?
Дети: Троица!
Дети поют “Троица”
Тетушка Арина: Молодцы, хорошо пели. Вижу, вижу, что знаете про День Святой Троицы. Это большой христианский праздник. Вот и я к вам в гости пришла попеть поплясать, хороводы поводить, да кое-что вам рассказать.
…Жила-была березонька. Спала она крепким сном всю долгую зимушку, а весна-красна, пришла, солнышком пригрела, теплым ветром обвеяла и проснулась наша красавица. Проснулась, оглянулась, листочками обернулась, сережками украсилась, к празднику приготовилась. На праздник березку в дом вносили, украшали. А двор, крыльцо и комнаты устилали полевыми цветами и травами.
Под березкой отдыхал Господь, поэтому в этот день он может войти в любой дом отдохнуть и благословить под березою.
Троицын день старались отметить не в доме, а в саду, в лесу, поле. Айда и мы на улицу березку прославлять.
Дети выходят в зал: мальчики садятся, девочки встают в хоровод.
Девочка: Станем, девицы, в круг, песню споем, хоровод заведем, кудрявую березоньку нарядим. Нарядим её ленточками, цветочками. Косицы ей заплетем, да и себе веночки совьем.
Хоровод (девочки). “Во поле береза стояла”.
Девочки подходят к мальчикам и встают парами на танец “Ах, ты береза”. Под музыку появляется ожившая березка.
Березка:
Уж вы милые девушки мои,
Уж вы верные подруженьки!
Ой, спасибо за наряды подаренные,
За песни нежные, за пляски удалые.
Как услышала я песни звонкие,
Да и пришла к Вам на праздничек.
Ожила я - веселиться хочу,
Песни петь, хороводы водить.
Дети встают в круг. Все славят березку, водят хоровод “Березонька, веселенькая". Хоровод перестраивается в “Земелюшка-чернозем”. Березка и взрослые поют “Березка девочек приглашала к себе призывала”. Выходят 8 девочек и исполняют танец с ветками и платочками.
Тетушка Арина: А теперь давайте играть “плетень заплетать”, вставай и ты с нами, березонька.
Игра “Плетень”.
Тетушка Арина: Садись, березонька, отдохни, а девочки тебе еще хороводы поводят.
Хоровод “Пойду ль я, выйду ль я” .
Березка: Выбирайте, девицы-красавицы, себе подруженьку по сердцу.
Девочка:
Кумушка-голубушка,
Серая кукушечка!
Давай с тобой, девица,
Давай покумимся!
Ты мне – кумушка
Я тебе – голубушка!
Покумимся, покумимся,
Не сваряся не броняся!
Поют “Кумушка-кума”. Девочки обмениваются веточками, целуются.
Тетушка Арина: Ох и расшумелись мы тут с вами. Поем, да танцуем. Вот услышат нас русалки.
Березка: И то правда. Сейчас идет русальная неделя. Русалки из воды выходят, играют, прохожих заманивают.
Тетушка Арина: Что испугались?
Дети: Нет.
Тетушка Арина: Тогда пляшем дальше.
Неожиданно слышится пение русалок.
Русалки:
На гряной неделе…
Ау!
Русалки Сидели…
Ау!
На кривой дороге,
На кривой березе
Просили русалки
Хлеба и соли
Еще доброй воли…
Ау!
Тетушка Арина: Берегись, ребята, русалочек! Защекотят, затащат в свое болото.
Исполняется танец Русалок. Музыка Г.Ефремова “Питер Пэн”. Игра “Перетягивание сети”.
Тетушка Арина: Ой, горе-то какое! Надо их ребята спасать! А ну, навались, да тяни сильнее!
Пойманных выручают.
Березка: Ах вы проказницы! Хотели нам праздник испортить! Ишь, моду взяли людей таскать. Уходите в свое болото!
Русалки: Не пойдем! Не хотим! У нас холодно, сыро, темно. Брр….! А у вас так хорошо.
Тетушка Арина: Давайте подарим русалкам что-нибудь. Задобрим их.
Поют “Русалка-царица”
Русалки: Спасибо! Ну, ладно! Уйдем. Только условие, проводите нас с почестями. Ноженьками своими не пойдем. Вот если повезете, тогда согласны. И чтоб с музыкой, у вас тут музыка веселая была! Мы тоже хотим!
Тетушка Арина: Что ж вам предложить? А вороной конь вам по нраву?
Русалки: Да, да, да хотим!
Выносят коня.
Тетушка Арина: Ну что нравится? Не конь, а огонь!
Русалки толкаясь садятся на коня. Едут под шум, гам, свист по кругу, их щипают, дергают, поливают водой, просят пощекотать. Русалки убегают прочь.
Тетушка Арина: Мы русалок проводили, можно теперь смело везде ходить!
Березка: А теперь пора на озеро идти, веночки в воду бросать, к какому берегу престанет – оттуда и жениха ждите. Поглядите-ка на свой веночек. Если зелень стоит, значит веселой, здоровой быть весь год.
Все идут к озеру, бросают веночки в воду.
И веночки в воду бросили, чтобы березка силу свою земле-матушке отдала, новый урожай вырастила.
Слышится "ку-ку, ку-ку".
Девочка: Давайте спросим у кукушки, сколько нам жить?
Ку-ку, Ку-ку, кукушечка,
Ку-ку, Ку-ку, рябушечка,
Ты лети в лесок,
Подавай голосок,
Сколько нам жить,
По земле ходить?
Кукушка отвечает, все считают.
Тетушка Арина: Много-много нам лет жить, до самой старости.
Взрослые выносят Троицкий пирог и яичницу. Поют “Ой не радуйся”. Все рассаживаются вокруг березки, едят Троицкий пирог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия для детей средней группы «В гостях у Мастера - Карандаша»
Конспект интегрированного занятия для детей средней группы«В гостях у Мастера - Карандаша» Цель: поддерживать у детей интерес к изобразительной деятельности. Задачи:Образовательные:Познакоми...
Конспект интегрированного занятия для детей средней группы "В гости к белочке"
Содержание занятия направлено на формирование у детей средней группы интереса к живой природе...
Конспект музыкального занятия для детей средней группы "В гости к Гномику"
Конспект музыкального занятия для детей средней группы, направленного на развитие звуковысотного и ритмического слуха....
Конспект физкультурного занятия для детей средней группы "В гости к медвежонку" с использованием здоровьесберегающих технологий
Конспект физкультурного занятия для детей средней группы "В гости к медвежонку" с использованием здоровьесберегающих технологий....
Конспект целевой прогулки для детей средней группы «Как ребята весной березку будили»
Задачи: - продолжать знакомить детей с деревом, ставшим символом России, рассказать о том, какую пользу береза приносит людям;- развивать интерес детей к хороводным и народным играм;- воспитывать любо...
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы с ОНР "Русская березка"
Данное занятие направленно на закрепление умения дифференцировать разные типы текстов (художественное и деловое описание)....
Конспект открытого занятия для детей подготовительной группы на тему: «Люблю березку русскую»
Формирование патриотического сознания, чувства гордости и любви к русской березке- символу России....