Конспекты кружка "Юный эколог" (февраль).
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ильина Жанна Фёдоровна

Конспекты разработаны для детей старшего дошкольного возраста,  могут быть использованы воспитателями, родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_kruzhka.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты кружка «Юный эколог» (Февраль)

Конспект №9 «Ах, зимушка зима»

Цель: Конкретизирование и углубление представлений  детей о зиме.

Задачи:

 Расширять знания детей о природных явлениях;

Учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведения животных в условиях зимнего сезона;

 Развивать связную речь, умение говорить правильно, можно с использованием эпитетов, сравнений.

Содержание

Воспитатель читает стихотворение И. Сурикова:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

    О каком времени года говорит поэт в этом стихотворении? (О зиме) Зима – владычица трёх месяцев. Каких? (декабрь, январь, февраль) Как изменилась природа зимой? Какая погода? Как зимуют растения? Почему мы не встречаем насекомых? Каких птиц видим? Что изменилось в жизни птиц зимой, в их поведении? Как зимуют домашние и дикие животные? Как заботятся люди зимой о птицах и зверях? Почему?

    Воспитатель обобщает сведения о зиме: зимой бывают самые короткие дни и самые длинные ночи, солнце стоит невысоко и греет мало, небо часто серое, на нём облака, тучи, из которых идёт  снег. В сильные морозы снег падает крупинками, иголочками. Когда теплеет, снежинки слипаются в хлопья, на деревьях, проводах выступает иней. В ветреную погоду бывает позёмка, метели, вьюги.

    Реки, озёра покрываются льдом. Подо льдом живут рыбы, они уходят на дно и спят. Деревья и кустарники без листьев, только у ели и сосны остаются зелёные иголки. Под снегом зимуют семена трав, луковицы, корни. Насекомые не летают, они спят, запрятавшись в трещины коры деревьев и кустарников, под листья, в землю. Мало птиц, большинство из них живёт около жилья человека. Люди подкармливают птиц, помогают выжить в это голодное время года. Перелётные птицы улетели в тёплые края. По-разному в лесу живут звери: зайчик и белка поменяли свои шубки на зимние. Белка питается  запасами орехов, желудей, грибов. Лиса в основном в это время охотится на мышей. Медведь, барсук, накопив жир в своём теле, спя в берлогах. Ёжик тоже спит. О домашних животных заботятся люди: утепляют их зимовье, дают корм.

       Зимой люди расчищают снег. Работают снегоуборочные машины на улицах. А вот ребятам нравится зима! Чем она вам нравится? (дети перечисляют зимние развлечения: санки, лыжи, снежки, катание с горы, постройки из снега.) Давайте с вами придумаем красивые слова-определения к слову «зима» (волшебница, кудесница, красавица…)

Дидактическая игра «Природа и человек»

Что сделано человеком?- спрашивает воспитатель и бросает одному из играющих мяч. После нескольких ответов детей он задаёт новый вопрос: что создано природой?

В ходе игры воспитатель проводит с детьми небольшую беседу о том, что человек использует природу для того, чтобы лучше жилось людям. И в то же время люди бережно относятся к природе: охраняют леса от пожаров, очищают пруды, озёра, реки, охраняют зверей и птиц.

                                     Конспект №10 «Воздух»

Цель: Знакомство детей с понятием «воздух».

Задачи:

Расширять знания детей о воздухе, его свойствах, ролью в жизни человека;

Показать, что воздух нельзя увидеть.

Содержание

Ребята у каждого из нас есть дом, что в нём есть? (ответы детей)

А когда мы с вами выходим на улицу, что мы там видим? (ответы детей)

Природа это тоже большой дом.  В нашем доме и в доме-природе  много пустого места, почему?  В них есть воздух, мы им дышим.

    И сегодня мы с вами поговорим о воздухе. Ну-ка давайте сначала вдохнём глубоко-глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы вдохнули (ответы детей). Но что же такое воздух? (воспитатель задумывается и в этот момент появляется Незнайка).

Незнайка: Привет, малыши! Что это вы тут собрались?

Воспитатель: Мы собрались поговорить о воздухе.

Незнайка: О воздухе? А кто  его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух. А вы, ребята? (ответы детей)

Воспитатель: Погоди, погоди, Незнайка! Я тоже воздух не видела, но знаю, что он вокруг нас.

Незнайка: А я вам не верю! Докажите мне, что этот самый воздух вот сейчас есть в этой комнате.

Воспитатель: Ребята, помогите мне! Давайте вместе с вами докажем Незнайке, что воздух всё-таки есть. Но, сначала скажите, почему мы не видим воздух? Почему называем его невидимкой?

Дети: Воздух прозрачный – значит, через него всё видно.

Воспитатель: А что ещё бывает прозрачным? Давайте с вами найдём прозрачные предметы в нашей комнате (обращает внимание детей на стекло в окне, в дверях). А теперь будем делать опыты. Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нём что-нибудь? (показывает стакан по очереди всем ребятам, выслушивает ответы). Говорите, нет ничего в моём стаканчике? А вот мы сейчас проверим.

Опыт№1: Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно  и медленно опускает его в ёмкость с водой. Обращает внимание детей, что стакан нужно держать очень прямо. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Обсуждает с детьми эти вопросы,  выслушивает мнения. Делает вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

 Опыт№2: Теперь воспитатель  предлагает ребятам снова опустить стакан в ёмкость с водой, но теперь уже держать его  не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде? (дети отвечают)

Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода!

А почему Незнайка думал, что в стакане ничего нет? (воздух- прозрачный, невидимый).

                                              Конспект №11 «Февральская лазурь»

Цель: Формирование представлений детей о явлениях зимней природы.

Задачи:

 Учить детей соотносить описания природы в стихах и прозе с определённым временем года;

 Развивать слуховое восприятие;

 Познакомить со свойствами воздуха.

Содержание

Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие картины каких художников они уже рассматривали.  Показывает им новую картину «Февральская лазурь» (название пока не говорит).

Вопросы:

  1. Где однажды побывал художник? Что привлекло его внимание? Какое чувство вызвала эта картина у художника? Где и как он выразил это  в картине?
  2. Как вы думаете, в какое время года писал художник эту картину? Можно ли определить, в какой месяц зимы? Какие краски поразили художника? Как он изобразил деревья (снег, небо)? Какое чувство вызывает у вас картина?

Предложите детям представить себя в этом лесу. Что бы они услышали?

Воспитатель читает стихотворение С. Есенина «Поёт зима – аукает»

Вопросы:

  1. Какие строчки больше всего говорят о состоянии леса в этой картине?
  2. Кто хочет рассказать об этой картине? (Рассказы 2-3 детей)
  3. Что больше всего вам понравилось в картине?

Физкультминутка

Я прошу подняться вас – это раз,

Повернулась голова – это два.

Руки вниз, вперёд смотри – это три.

С силой их к плечам прижать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

(Выполняются  соответствующие движения)

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Какое время года?» Педагог загадывает загадку, а дети определяют, о каком времени года идёт речь.

Опыт:

Воспитатель: Помните, ребята, нам уже удалось увидеть и поймать воздух- невидимку? Хотите еще, и услышать его?

Предлагает детям приставить пластиковый стаканчик к губам и подуть в него. Возникает звук. Дует в бутылочку и играет на дудочке, показывая как можно услышать воздух.

Дети дуют, воздух дрожит, возникают звуки! Звуки бывают только там где, есть воздух.

                                Конспект №12 «Мы – друзья природы»

Цель: Закрепление знаний о правилах поведения в природе .

Задачи:

 

Учить бережному и доброму отношению к природе и друг  другу;

 Развивать  речь, память, внимание, логическое мышление;

Формировать представления о живой и неживой природе.

Содержание

Воспитатель напоминает детям, что природа  - наш общий дом. Как и в любом доме, так и в природе существуют правила поведения.

Лес – это дом многих  зверей и птиц. В чужом  доме не шумят. Сейчас многие птицы сидят на гнёздах, ждут птенчиков. У многих зверей малыши.

Кидать камнями и стрелять из рогатки в птиц нельзя, они приносят людям только пользу.

 А мусор разбрасывать:  стеклянные и пластмассовые бутылки, консервные банки, разные пакеты и т. д., в лесу и по берегу реки можно? – спрашивает воспитатель у детей.

Воспитатель читает стихотворение Е. Кургановой:

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка  резвилась,

И была на ягодах роса.

Мы хотим, чтоб солнце грело,

И берёзка зеленела,

И под ёлкой жил смешной колючий ёж,

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил весёлый дождь.

Дидактическая игра «Хорошо, плохо»

Воспитатель показывает картинки с различными действиями в природе, а дети определяют какие из них хорошие, а какие плохие. И объясняют, почему они так решили.

Опыт: «Воздух занимает место»

Наливаем полмиски воды. Бросьте в воду пробку. Накройте плавающую пробку стаканом. Погрузите стакан в воду. Участок поверхности воды, на котором плавает пробка, погружается вместе со стаканом. Находящийся в стакане воздух не даёт воде заполнить стакан, и поэтому накрытая стаканом вода вместе с плавающей пробкой опускается ниже уровня воды в миски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

1. Конспект по рисованию 2. Конспект по конструированию 3. Конспект по математике. 4. Конспект по окружающему миру.

Тема1. Рисование "Осенний пейзаж. Дождь" (05.10.2021)2. Окружающий мир «Такие разные, такие важные ». бытовые предметы и техника. Их значение в жизни человека. (11...