История жизни человека на Южном Урале
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Коростелева Татьяна Ивановна

Цель: Продолжить формировать представление об истории цивилизации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_zhizni_cheloveka_na_yuzhnom_urale.docx25.82 КБ
Файл pervobytnyy_chelovek.pptx2.29 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №10 г. Сим Ашинского района

Челябинской Области

Конспект НОД

В соответствии с проектом «Родной свой край – люби и знай»

Блок - «История в названиях»

Тема: «История жизни человека на Южном Урале»

Возрастная группа: старшая логопедическая

Март зан. №1

Составила:

Воспитатель Коростелева Т. И.

МКДОУ №10 г. СИМ

Педагогический стаж - 35лет

Квалификационная категория – 1

2015 г.

Цель: Продолжить формировать представление об истории цивилизации

Задачи:

  • познакомить детей с жизнью первобытных людей Южного Урала: их жилище, охота, пища, одежда;
  • расширять знание детей о внешнем облике и быте первобытного человека;
  • формировать умение использовать мимику и жесты в соответствии с ситуацией;
  • расширять словарный запас введением новых слов;
  • развивать познавательный интерес, речь, память, воображение, мелкую моторику

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Словарная работа: первобытный, предок, дичь, кремень, уральская яшма, бивни, племя, вождь, шкура, мамонт, саблезубый тигр, племя.

Индивидуальная работа: работа с Сашей К., Леной Е. над формированием мимики и жестов.

Материал: Презентация «Жизнь первобытных людей на Южном Урале» Слайды: «Первобытная природа», «Первобытный человек», «Орудия труда», «Жилище древнего человека», «Человеческое стадо», «Наскальные рисунки», «Одежда древних людей», «Охота первобытного человека», «Дикие звери», «Пещеры Южного Урала», «Добыча огня». Уголь, мелкие палочки, кусочки меха, шерсти, мох.

Предварительная работа:

  • беседа о жизни и быте древних людей;
  • рассматривание иллюстраций, энциклопедий «Я познаю мир», «Отчего и почему»;
  • экскурсия в музей;
  • чтение сказок Р. Киплинга;
  • просмотр мультфильмов «Кот, который гулял сам по себе», «Всемирная история. Древний человек»;
  • создание макета «Жизнь древних людей».

Ход

- Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в необыкновенное путешествие, в самое начало нашей истории – в древний мир. Это время было очень и очень давно, на нашей планете жили уже разные птицы, животные, насекомые и растения, а потом появился человек. Откуда он появился, как вы думаете?

(ответы детей)

Жил на свете первобытный человек.

Он впервые в жизни видел даже снег.

Строил хижины и убивал он дичь,

И бросал он обезьянкам громкий клич,

Чтоб ему отдали самый спелый фрукт

И еще какой-нибудь тропический продукт.

Эти люди назывались первобытными, потому что они были первыми. Их быт, порядок жизни являлся первым. До этого времени на территории Южного Урала люди не жили.

Слайд1 «Первобытная природа»  

-Посмотрите, как выглядела природа, когда жили первобытные люди?

-Есть ли здесь знакомые вам растения? (ответы детей)

-Каких животных вы видите? (мамонт, саблезубый тигр, пещерный медведь). Дети сравнивают животных (ответы детей)

Слайд 2 «Первобытный человек».

- Посмотрите, как выглядели древние люди, на кого они были похожи?

- Что можно сказать о том, как они ходили, какие у них были руки (длинные, свисали до колен), для чего они были им нужны?

-Древний человек был совсем голый. Могли ли эти люди говорить? (ответы детей)

- Древние люди говорить не умели, а издавали лишь звуки, которыми выражали гнев, страх, радость. С помощью мимики и жестов они указывали друг другу на источник опасности.

-Сейчас мы с вами пообщаемся с помощью жестов и мимики. Например, как сказать языком жеста, чтобы было тихо (прижать палец у губам), как принято приветствовать друг друга – здороваться (протягивать друг другу руку, махать), как выразить свое одобряющее отношение к чему-либо (поднять большой палец вверх)?

- И только позже древний человек научился говорить. Мы с вами очень хорошо владеем речью, давайте попробуем проговорить скороговорки.  (Дети проговаривают скороговорки)

-Как вы думаете первобытные жили по одиночке или племенами? (ответы детей)

- Первобытные люди жили племенами. Т.к. среди диких зверей первобытным людям было трудно выжить. Среди них всегда был кто -то умнее, сильнее, мудрее. И этого человека выбирали вождем.  

-Как вы думаете, где расселялись первобытные люди? (Около рек, озер, ручьев). Почему? (В реках, ручьях вода, рыба)

 Еще что нужно было им, чтобы выжить? (жилье)

Слайд 3 «Жилища первобытных людей».

-Посмотрите, какие были жилища (в виде землянок прямоугольной формы с очагом на полу). Позже люди строили их, используя ветки деревьев, бивни и кости мамонтов, укрывали их шкурами животных, для тепла.  

- Сейчас, давайте сами, построим жилище первобытного человека. (Дети строят из палочек, шкурок, меха, шерсти)

-Первобытные люди, живущие у нас на Южном Урале, устраивали свои жилища в пещерах, поэтому первобытного человека еще называют пещерным человеком.

- Почему люди прятались в пещеры, а не оставались на земле? (укрывались от дождя, ветра, диких животных)

Слайд 4 «Пещеры Южного Урала»

Самые знаменитые пещеры Южного Урала – это Игнатьевская, где ученые обнаружили стоянки древних людей, пещера Кургазак, Дворцовая, Кунгурская и прочие.

- Как вы думаете, чем пещерный человек питался? (Ягодами, плодами, насекомыми, грибами, мясом) 

Динамическая пауза «Первобытный человек»

Вот бы жить до эры нашей (дети поднимают руки вверх, поднимаются на носки)

Не жизнь, а просто шик! (разводят руки широко в стороны)

Есть не заставляют кашу (наклон головы влево и на право)

Жарят каждый день шашлык. (мельница)

 Ешь шашлык из мамонта! (двумя руками гладят живот)

Абу- тубу- тубу-та! (ходьба на месте)

Жизнь такая - просто класс! (руки вперед, большой палец вверх)

Жалко только не у нас. (обхватили руками колени)

Слайд 5 «Охота первобытного человека»

- Посмотрите на экран, и скажите, как охотились первобытные? (они ходили на охоту на мамонтов, тигров загоняли мамонта в яму, забрасывали его  

копьями, камнями)

Слайд 6 «Орудия труда, охоты»

-Вы правы, но чуть позже люди научились делать оружие из разных материалов: из камня- ножи, дротики, наконечники копий, скребло, ручное рубило; из дерева- ручки топора, костей. Каменное острие привязывали к дереву с помощью растений –лиан.

- (Дети рассматривают слайд, выбирая орудие первобытного человека: нож из камня, лук и стрелы, копье из дерева, рогатку, заостренные кости животных и рыб…)

-Из какого материала они сделаны?

-  Сейчас, у нас с вами есть картонные наконечники и ниточки с палочками.  Мы займемся изготовлением орудия охоты первобытного человека. (дети изготовляют самостоятельно)

-Что можно было использовать в пищу из в реках, озерах? (Рыбу).

Игра «Кто быстрее поймает рыбу»

-Как же можно было приготовить рыбу? (ответы детей)

-Первобытные люди ее просто вялили на солнце, жарили на костре. Они очень быстро поняли, что приготовленная таким образом пища очень полезная и вкусная.

 Поэтому, когда люди впервые увидели огонь, то они его очень   боялись, но потом приручив его поняли, какую пользу приносит огонь т.к. они могли около него и согреваться в холод и защитится от диких зверей.  Всегда в племени был человек, который следил за огнем, не давая ему угаснуть. А позже люди научились сами добывать огонь. Может кто из вас, знает, как это делали первобытные люди? (ответы детей)

Экспериментирование. Добывание огня с помощью трения палочек (дети пытаются добыть огонь, вставив палочку в отверстие с мхом, быстро вращая ее)

-Видите, как трудно добыть огонь, поэтому древние люди его берегли и боготворили. Они понимали, что огонь- это жизнь.

Жизнь первобытных людей была очень тяжелой. Стихийные капризы природы уничтожали посевы, урожаи. А когда люди научились использовать в пищу зерна и протирая их заметили, что упавшие зерна прорастают, тогда и появилось земледелие. А когда с охоты мужчины стали приносить разных животный (поросят, козлят, щенков…), то появилось скотоводство. И собака была первым животным прирученным человеком.

Слайд 7 «Человеческое стадо»

-Чем занимались женщины, когда мужчины были на охоте? (собирали ягоды, нянчили детей, готовили пищу, шили одежду).

-Из чего они шили одежду? (из шкур животных)

-Да они сшивали ее рыбьими костями и заостренными костями животных. Позже они научились украшать одежду камешками, ракушками. Стали делать ожерелье, бусы, браслеты из слоновой кости и звериных зубов.  

-Когда первобытные люди отдыхали после трудного дня, как вы думаете, чем они могли еще заниматься? Они рисовали.

Слайд 8 «Наскальные рисунки»

Как вы думаете, чем они рисовали? Что рисовали? (дети рассматривают слайд)

- Рисовали они пальцами, углем, камешками, красками из толченого камня на потолке и стенах пещер. Рисовали животных, сцены охоты, людей. Эти рисунки очень прочные, поэтому они сохранились до сегодняшнего времени. И сейчас в Игнатьевской пещере, на Южном Урале, эти изображения можно увидеть.

- Сейчас мы возьмем угольки и попробуем нарисовать что-нибудь из жизни первобытных людей (дети рисуют, устраивая выставку)

 Подведение итогов, анализ.

- Наше путешествие в начало нашей истории- древний мир закончилось

-Где мы сегодня с вами побывали? Что нового и интересного мы узнали?

Кто такие первобытные люди? Чем они занимались? Что вам больше

всего понравилось в нашем путешествии?

Литература:

1.Павлинов И.Я, «Я познаю мир».

Детская энциклопедия. Развитие жизни на земле-М.: «Астрель»,2001г.

2.Программа «Наш дом – Южный Урал».

3.Первобытный человек. Энциклопедия знатока -М.: «Махаон»,2007г.

4.Интернет ресурсы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Первобытная природа

Слайд 2

Первобытный человек

Слайд 3

Жилища первобытных людей

Слайд 4

Пещеры Южного Урала

Слайд 5

Охота первобытных людей

Слайд 6

Орудия труда и охоты

Слайд 7

Человеческое стадо

Слайд 8

Наскальные рисунки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающее занятие. Тема: "Путешествие по Южному Уралу" (старший дошкольный возраст)

Выявить знания детей о природных особенностях Южного Урала (растительном и животном мире, полезных ископаемых). Уточнить и расширить знания о природных достопримечательностях региона. Развивать интере...

Конспект занятия "История жизни человека нам Южном Урале"

Конспект занятия рассчитан для детей старшего дошкольного возраста и рассказывает о истории заселения людьми Южного Урала....

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе ознакомления дошкольников с Южным Уралом

В работе представлены основные особенности работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с Южным Уралом с использование электронных образовательных ресурсов. Разработаны 3 конспекта : "Природа ...

Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!» Подготовительная к школе группа

Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.)Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!»Подготовительная к школе...

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию «Украшаем тюбетейку» (аппликация) (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом - Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Подготовительная группа Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!"

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию«Украшаем тюбетейку» (аппликация) Подготовительная к школе группа (в рамках реализации парциальной программы «Наш...

История жизни человека на Южном Урале

Задачи:1. Познакомить детей с историей заселения Южного Урала людьми;2. Дать сведения детям о расселении первобытных людей;3. Закрепить знания детей о том, что на Урале живут люди разных национальност...