Доклад к педагогическому проекту по профориентации "У меня растут года"
статья по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

В докладе представлен материал по проету о профориентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_proektu_u_menya_rastut_goda.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Доклад

к педагогическому проекту  по профориентации

«У меня растут года».

Каким   огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное сочетание – выбор профессии, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно  принятое  в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное  существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям.  Кем стать? Этот  вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ученик школы без исключения.

Профориентация  молодежи по своей сути является не только   и не столько проблемой педагогической. Ее правильней  называть общественной проблемой, для решения которой усилий одних педагогов явно недостаточно. Суть профориентации как общественной проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров  и неадекватно этому сложившимися субъективно профессиональными устремлениями молодежи.  То есть по своему назначению  система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов , выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии.

Важнейшим условием процветания какого-либо региона или страны является создание таких условий, когда наиболее активная и творческая часть населения максимально полноценно реализует свои таланты на общее благо.

Владимир Владимирович Путин в своем ежегодном послании  Федеральному собранию  отметил, что следует перестроить всю систему профобразования –при учете уже накопленного опыта.

«…возрождение школьной профориентации, работа высших технических учебных заведений – втузов, которые создавались на базе крупных промышленных предприятий. Главный принцип – обучение на реальном производстве, когда теория подкрепляет практические навыки».

Благополучие каждого района и города зависит от того, насколько грамотно организована работа с населением.

Глава администрации Тамбовской области Олег Бетин на конференции обращает внимание на то, что  «Особая тема - подготовка кадров нового поколения. Речь идет об обновлении подходов, повышении требований к уровню знаний и квалификации, формировании конкретных профилей подготовки.

 В общеобразовательных школах работают принципиально новые ресурсно-образовательные центры, в их числе Татановская школа агробизнеса, где проходит наша конференция. А с нового учебного года открылась школа агроэкотехнологий в селе Петровском».

Директор Завода «Прогресс»  Владимир  Федорович Горлов в своем интервью корреспонденту «Мичуринской правды» говорит о том, что одной из проблем для выполнения плана заключается в обеспечении производства грамотными и квалифицированными кадрами. Сегодня не хватает специалистов инженерных и рабочих специальностей.

Он рекомендует начинать подготовку специалистов со школы.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Ребенок-дошкольник уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области, например область приборостроения.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.

И на базе нашего дошкольного учреждения существует огромная возможность профессиональной ориентации подрастающего поколения.  Наш детский сад  находится рядом с приборостроительным заводом «Прогресс» и родители наших воспитанников  работники этого завода. Профориентация дошкольника стала одним из направлений работы нашего коллектива, так как существует противоречие  между недостаточным количеством рабочих и большим количеством молодежи, неопределившейся с выбором профессии и наша цель

способствовать формированию у дошкольника профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности.

Нами был разработан проект «У меня растут года»,

 гипотеза которого такова: «Если у дошкольника сформировать представление о профессиях родителей, работающих на  приборостроительном заводе «Прогресс», то это может оказать решающее влияние на развитие интереса к будущей профессиональной деятельности».

На начальном этапе  было проведено анкетирование родителей и детей, организованы   встречи с родителями, на которых был разработан тематический план на учебный год по ознакомлению дошкольников с профессиями.  Он включил в себя темы наиболее доступные, на наш взгляд, для детского понимания: о родном городе, о заводе, о профессиях.

В плане отражено коротко содержание бесед по темам, показана связь с другими видами детской деятельности, запланированы экскурсии, встречи с родителями.

  Основной упор сделан на старших дошкольников.

Тема оказалась интересной   для детей.

При разработке конспектов занятий мы столкнулись с проблемой наглядного материала. Приходилось искать иллюстрации и фотографии. Большую помощь в этом оказали нам родители, которые с пониманием и интересом отнеслись к нашей проблеме.  

Основными формами работы по проекту явились интегрированные занятия, экскурсии к заводу и на завод, циклы бесед, творческая работа детей, чтение художественной литературы, художественное творчество детей и родителей, игровая деятельность, совместные досуги детей и родителей, создание семейного проекта по ознакомлению с семейными династиями.

Одной из самых удачных и интересных, по нашему мнению, формой работы являются конкурсы-состязания "Аукцион профессий", в которых с удовольствием участвуют семьи детей.
Концерты и поздравления работников завода в честь 8 марта, 23 февраля,    Дня Победы, после которых дети-участники обязательно получают сувениры , сами дарят изготовленными ими поделки. Эти праздники - яркие и радостные события в жизни дошкольников. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.     Традиционный праздник для детей и родителей - День  открытых дверей на заводе.

 «Прогресс», на котором родители имеют возможность познакомить детей со своим рабочим местом, показать результат своего труда.

Семья Мешковых создала свой мини-проект о трудовой династии. Прадедушка их семьи прошел трудовой путь от строительства завода «прогресс» до начальника АТК. Общий трудовой стаж этой семьи на заводе – 160 лет! И сейчас молодое поколение их семьи продолжают трудиться на заводе.

В нашем детском саду создан мини – музей, в котором дети знакомятся с деталями приборов, из которых собирают приборы, болванки-заготовки для деталей. Рассматривая фотографии, дети знакомятся с историей завода, его трудовыми династиями, лучшими работниками завода, победителями конкурсов «Лучший по профессии».

Результатом проведенной работы явилось следующее:

-у детей сформировано целостное представление о профессиональной деятельности родителей на заводе «Прогресс», об общественной значимости той или иной профессии;

-у детей развились познавательные навыки, интерес к профессиям родных, уважение и гордость за них;

-совместная работа родителей и детей сформировала доверительные и доброжелательные отношения меду взрослыми и детьми.  

Данные по формированию представления детей о профессии родителей:

в начале проекта: высокий уровень-22%, средний -43%, низкий -35%;

в конце проекта: высокий уровень- 43%, средний -43%,, низкий -14%.

Участие родителей в проекте:

в начале проекта:  активисты 36%, энтузиасты – 36%, пассивные -28%;

в конце проекта: активисты-57%, энтузиасты- 36-%, пассивные- 7%.

Развитие интереса детей к профессиональной деятельности родителей:

в начале проекта: высокий уровень- 15%, средний – 35%, низкий-50%;

в конце проекта- высокий -57%, средний- 43%.

                          Анкета для родителей.

1.Фамилия, имя, отчество………………………………………………

……………………………………………………………………………

2.Возраст…………………………………………………………………

3.Профессия

4.Стаж

5.Образование

6.Выбор профессии (свой выбор, пример родителей, близость учебного заведения)…………………………………………………… ……………………………………………………………………………

7.Ваша профессия соответствует полученному образованию?

8.Меняли ли вы профессию?

9.Вы довольны своей профессией?

10.Что хотели бы изменить?

11.Вы рассказали  своему ребенку о вашей профессии?

12. К каким видам деятельности ваш ребенок проявляет интерес?

13. Какую профессию вы  хотите, чтобы выбрал ваш ребенок?  

14.Вы хотите, чтобы содержание и формы образовательной

деятельности расширяли представление ребенка о профессии?

15.Вы согласны участвовать и оказывать помощь в проведении работы по профориентации детей?

Спасибо за участие.

                            Анкета для детей.

1.Фамилия, имя………………………………………………………..

2.Возраст

3.Профессия твоих родителей

4.Как ты думаешь, для чего работают твои родители?

……………………………………………………………………………

5.Твои увлечения

6.Увлечения твоих родителей

7.Какие профессии тебе нравятся?

8.Кем ты мечтаешь стать?

9.Что ты знаешь о заводе «Прогресс»?

10.Кто-то из твоих родных работает на заводе?

                Результаты анкетирования родителей.

В анкетировании принимали участие 35 человек.      

6.По своему выбору избрали профессию - 65%,  пример родителей- 20%, близость предприятия- 15%.

6.Профессия соответствует образованию- 70%,  не соответствует-30%;

8.Не меняли профессию – 70%, поменяли профессию -20%

9.Довольны  своей профессией – 85%, не довольны -15%

10.Хотели бы изменить профессию -15%

11.Проявляют интерес к экологии  -15% детей,

к художественно-эстетическому творчеству -15%

к исследовательской деятельности-15%

к конструированию-35%

интересы неустойчивы- 20 %

12.Выбор профессии ребенка должен быть по его собственному желанию -60%,

высокооплачиваемая профессия 20%,

престижная профессия-20%.

13.Согласие на формирование представления о профессии выразили 75% родителей,  25 % родителей не считают это целесообразным.

14.Согласны участвовать в проведении работы по профориентации детей- 72% родителей, 28% не проявили желания.

                       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "У меня растут года"

Расширять представления о людях разных профессий, о значении их труда для общества....

"У меня растут года..., кем работать мне тогда?"

проект по профориентации дошкольников...

Социальный проект по профориентации дошкольников "У меня растут года"

В современном обществе важнейшим направлением социокультурного направления является внимание к личностным и профессиональным качествам человека. С этой точки зрения чрезвычайно значимым является дошко...

Технологическая карта организации совместной деятельности с детьми старшего возраста Название «У меня растут года»

Изучение особенностей различных профессий невозможно без использования приема «погружения в профессию. Совместная деятельность проведена в игровой  форме, так как большое значение в формиро...

Паспорт педагогического проекта "Природа вокруг меня"

Паспорт педагогического проекта "Природа вокруг меня" подготовительная группа, 6-7 лет...