Конспект ООД "Подводное царство"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Гутник Елена Алексеевна

Конспект организованной образовательной деятельности по теме: "Морские обитатели"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvodnyy_mir.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

«Подводное царство»

Программное содержание:

Учить детей добывать знания детей о морских обитателях, об их приспособленности к жизни в воде, познакомить с «этажами» подводного царства. Формировать умение делать простейшие выводы и умозаключения. Вызвать у детей  познавательный интерес к различным представителям морской фауны. Развивать воображение, фантазию.

Материал и оборудование: Письмо – приглашение  от Морского паря; ЦОТ.

Ход

Воспитатель: Ребята. Морской царь прислал приглашение. Он зовет вас в гости в свое подводное царство.

Хотите отправиться в увлекательное подводное путешествие? Оно может оказаться опасным, поэтому лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке. Приглашаю вас занять места. На подводной лодке должен быть капитан.

Дети выбирают капитана и встают друг за другом.

Воспитатель: Лодка готова к погружению. Морские волны качают ее.

Дети, стоя друг за другом, переступают с ноги на ногу, наклоняются в стороны.

Воспитатель: На счет «три» — погружаемся.

Дети громко считают до трех.

(слайд 1)

Воспитатель: Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Почему здесь светло?

Дети: Солнце его освещает.

Воспитатель: Как вы думаете, это теплый этаж или нет?

Дети: Теплый, так как солнце его согревает.

Воспитатель: Смотрите, справа по борту через море-океан плывет чудо-великан.

(слайд 2) 

Это животное такое огромное! Оно, наверное, сможет нас проглотить! Нет, киты питаются мелкими водорослями, моллюсками. Это не рыба. Это? Млекопитающее, зверь. Детей кит кормит молоком, дышит легкими. Это водное животное, хвост и плавники — это его приспособления к жизни в воде.

(слайд 2) 

Слева за бортом мелькнуло животное. Это не рыбка, а млекопитающие. Я слышала, что много утопающих они спасли, да и дружны они на редкость. Почему киты и дельфины обитают у поверхности воды, на ее верхних этажах? У них нет жабр, они выплывают, чтобы глотнуть воздух. Давайте представим, что мы с вами дельфины и киты.

Проводится игра «Мы дельфины и киты».

Воспитатель: Где мы живем? (В воде)

Дети поднимают руки вверх, замыкают кисти рук в замок, делают наклоны в стороны, вперед-назад – «плавают».

Воспитатель: Но вот закончился воздух. Что мы сделаем?

Не размыкая «замка», дети опускают руки и делают дыхательные упражнения — вдох через нос, выдох через рот.

Воспитатель: Набрали воздуха киты и дельфины и опять нырнули под воду.

После глубокого вдоха дети поднимают руки, сцепленные в замок над головой, и выполняют наклоны (4—5 раз).

Воспитатель: Что-то задержались мы на верхнем этаже. Предлагаю опуститься поглубже. Здесь уже темнее.

(слайд 3)

Как вы думаете, почему?

Дети: Мы погрузились глубже. Солнечные лучи сюда пробираются с трудом, поэтому стало темнее.

Воспитатель. Смотрите, ребята, кого я увидела.

(слайд 3)

Дети: Это медуза.

Воспитатель: Можно потрогать медузу? Лучше не надо, обжечь может. Как она интересно плавает — набирает под свой зонтик воду, потом сокращается; вода из-под зонтика резко выбрасывается, а медуза получает толчок вперед. Воспитатель. Такой способ передвижения называется реактивным. Именно этот способ лежит в основе космических полетов: ракеты отрываются от земли, выбрасывая из хвостовой части столб пламени.

(слайд 3)

(слайд 3) 

Что случилось? Что-то много медуз стало встречаться. Может начаться шторм.

Воспитатель: Что можно сказать о температуре воды, если сравнить этот этаж и верхний?

Дети: Вода стала прохладнее, ведь солнца меньше.

(слайд 4)

Воспитатель: Ой, ребята, а это кто?

Дети: Акула.

Воспитатель: акула — рыба, дышит жабрами. Чем она питается?

Дети: Рыбами, морскими животными. Акулы могут напасть на человека

Воспитатель: Давайте уплывем подальше от этого опасного животного. Погружение продолжается.

Гаснет яркий свет.

(слайд 5)

Воспитатель: Вот мы и оказались на морском дне. Сможем ли мы дышать под водой?

Дети: Нет, у человека нет жабр.

Воспитатель: Что же можно придумать, чтобы путешествовать по морскому дну?

Дети: Надеть акваланги, водолазные костюмы.

(слайд 5)

Воспитатель: Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы.

(Дети имитируют надевание водолазных костюмов.)

Воспитатель: Выходим из корабля. Погуляем, разомнем наши ножки и ручки.

Дети совершают произвольные движения под музыку. Педагог обращает их внимание на красоту подводного мира (на полу лежат кубики, изображающее дно, впереди водоросли — ленты). Дети осматривают «дно моря», перешагивают на двух ногах через мелкие предметы.

Воспитатель. Какие красивые водоросли! Я что-то заметила среди них.

(слайд 6) 

Воспитатель: Кто это? Он похож на конька-горбунка из сказки. Это морской конек. А почему мы его сразу не заметили? Зеленый морской конек не заметен на зеленых водорослях.

(слайд 6)

Ой, ребята, а вот еще морской конек, но почему-то желтого цвета. (Обращает внимание детей на морского конька на песке). Конек может менять свою окраску. А зачем морской конек меняет окраску? Это его способ защиты от хищников.

Дети проходят дальше по морскому дну (ходьба мелкими шагами, приставным шагом вперед и назад, перекатом с пятки на носок, ходьба в полу приседе).

Воспитатель: Посмотрите, какой красивый цветок!

(слайд 7) 

(дети садятся на свои места и рассматривают актинию.)

Воспитатель: Но если это растение, то у него должны быть листья и стебелек. Вы видите листья и стебелек? Листьев и стебля у нее нет. А может, это рыбка? У нее нет плавников и чешуи. Кто же это?

Актиния. Сидит она на одном месте, словно спит. Но как только приблизятся к ней шустрые мальки, актиния поднимает свои щупальца и “цап”. Прощай, рыбка.

Проводится игра «Мы актинии».

Воспитатель: Давайте представим, что мы актинии — сидим тихо, спокойно. (Дети садятся на колени, опускают руки.) Но вот проплывает мимо рыбка.

Дети встают на колени и поднимают руки, вверх имитируя хватательные движения, замыкают кисти рук в «замок» и опускают их вниз.

Воспитатель: А знаете ли вы, что актиния может научить вас дружить? У нее есть друг — рыбка-клоун. Так вот, этих рыб актиния не трогает, даже наоборот — защищает. Разрешает им прятаться у себя под щупальцами. Но рыбка-клоун тоже ей помогает: щупальца от остатков пищи очищает, объеденные косточки подальше уносит, чтобы около подруги чисто было; добычу к ней подманивает. А вы, ребята, умеете дружить?

Воспитатель.. Посмотрите, к актинии кто-то подплывает (к актинии приближается рыбка).

(слайд 7) 

Воспитатель:Кто это?

Дети: Рыбка-клоун.

Воспитатель: Вы теперь поняли, почему ее так назвали?

Дети: Ее окраска похожа на одежду цирковых клоунов.

Воспитатель: Посмотрите, она крутится возле актинии, даже в рот ей залезает, а та ее не трогает! Как вы думаете, что сейчас делает рыбка-клоун? Чистит рот и щупальца актинии.

Воспитатель: Пора нам домой! До свидания, жители морского дна. Возвращаемся к подводной лодке.

Дети выполняют движения: ходьба в колонне по одному — по прямой, змейкой в быстром темпе к тому месту, где оставили подводную лодку, садятся друг за другом и выполняют движения вперед с помощью ног — «на ягодицах».

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по подводному миру. А теперь мы отправимся в мастерскую художника и нарисуем то, что нам больше всего понравилось в этом путешествии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

6 кл конспект .Могучее царство Шопена

6 кл  конспект .Могучее царство Шопена...

План-конспект экскурсии "Царство мыльных пузырей" для детей старшей группы

В данном конспекте представлены материалы для проведения экскурсии на прачечную и знакомства старших дошкольников с профессией "машинист по стирке белья"....

Конспект "Грибное царство"

Данный конспект станет хорошим подспорьем в работе педагога по теме "Грибы"...

Конспект занятия «ЦАРСТВО КОЩЕЯ»

Программные задачи.Закрепить счет в пределах 10, представления о числовом ряде, предыдущем и последующем числе. Закрепить представления о геометрических фигурах. пространственные отношения, умение ори...