Конспект "Грибное царство"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Данный конспект станет хорошим подспорьем в работе педагога по теме "Грибы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_gribnoe_tsarstvo.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования г. Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

ВО Московский Городской Педагогический Университет

Педагогический колледж «Дорогомилово»

   

занятия экологической тематики

в старшей группе по теме:

«Грибное царство»

Выполнила студентка

очно-заочного

отделения гр.№ 31

                                                                                                        Конякина Елена    

Преподаватель:

 Груздева О.Ю.

                                                                                                 Оценка:      

                                                                     

МОСКВА 2015

 

 Программное содержание:

Познакомить детей с грибами (как выглядят, где растут, чем отличаются ядовитые грибы от съедобных).

Уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов.

Обогатить словарный запас детей (подосиновик, подберёзовик)

Развивающая среда: Кукла-марионетка «Старик-Лесовик», рисунки грибов (опята, подосиновик, подберёзовик, мухомор), искусственные деревья(осина, берёза, сосна), пенёк, музыка для игры.

Воспитатель: Здравствуйте, дети, сегодня мы с вами поговорим о грибах, узнаем какие бывают грибы, где они растут, как грибы выглядят. А еще мы познакомимся с понятиями съедобный и несъедобные грибы.

 Дети, вы знаете, что после зимы наступает весна, а вслед за летом приходит осень. А почему это происходит?

Дети: Потому что земля вращается вокруг Солнца и поворачивается к нему то одним, то другим боком.

Воспитатель: Вот и мы с вами сказали лету: «До свидания», а сейчас говорим: «Здравствуй, Осень!»

Воспитатель читает стихотворение: 

 Разыгрался ветер на лесной поляне,

  Закружил осинку в красном сарафане.

  И листок березы золотистой пчёлкой

  Вьётся и кружится над колючей ёлкой.

  Облетели листья клена,

  клён от холода дрожит.

  На дорожке у балкона

 золотой ковёр лежит.

                                      Е. Трутнева

Воспитатель: Дети, какие приметы осени вы знаете?

Дети: Дни становятся короче, а ночи длиннее, листья желтеют и опадают, трава сохнет, животные готовятся к зиме, перелётные птицы улетают в тёплые края, насекомые прячутся и засыпают.

Воспитатель: Совершенно правильно, ребята. А еще осень называют богатой, щедрой, хлебосольной. А как вы считаете, почему?

Дети: Потому что люди собирают урожай овощей, фруктов, на полях убирают хлеб. А мы знаем, что хлеб – это богатство.

Воспитатель: Как я уже говорила, сегодня  мы с вами поговорим о царстве грибов. А грибы в этом царстве любили поиграть в игру под названием «Угадай, кто я». Ведь грибы очень разнообразные, но среди них есть похожие друг на друга. И частенько трудно бывает определить, какой же гриб ты нашёл. Но сначала  мы  должны вспомнить правила сбора грибов.

(Воспитатель и дети беседуют о правилах сбора грибов)

   -не срывать, не топтать ядовитые грибы - они нужны многим жителям леса;

      -срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их - можно повредить   грибницу;

      -не раскапывать палкой грибницу - она может высохнуть, неприкрытая листвой;

      -не собирать грибы у проезжей части;

      -собирать только известные грибы;

      -не срывать старые и очень маленькие грибы.

Воспитатель: Дети, а какие грибы вы знаете?

Дети: подосиновик, белый гриб, подберезовик, опята, лисички, сыроежки, мухомор, бледная поганка.

Физкультминутка.

     Утром гномы в лес пошли            (шаг на месте)

     По дороге гриб нашли                    (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)

     А за ним-то раз, два, три              (наклоны туловища из стороны в сторону)

     Показались ещё три!                      (руки вперёд, затем в сторону)

     И пока грибы срывали,                    (наклоны вперёд, руки к полу)

     Гномы в школу опоздали,                (руки к щекам и покачать головой)

     Побежали, заспешили                     (бег на месте)

     И грибы все уронили!                        (присесть)

Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадку      

Нет дружней грибов, чем эти,

Знают взрослые и дети.

   

 На пеньках растём в лесу,

    Как веснушки на носу.

                                       (опята)

Дети: Опята

Воспитатель: Какие бывают опята?

Дети: Летние и осенние.

Воспитатель: Где они обычно растут?

 Дети: На пеньках, сваленных  деревьев.

Воспитатель: А иногда эти грибы забираются на дерево, что и рукой не достанешь

Воспитатель: Послушайте и отгадайте, пожалуйста, другую загадку

           

     Я родился в день дождливый

     Под осинкой молодой.

     Круглый, гладенький, красивый,

      С ножкой толстой и прямой.  

                                  (подосиновик)

Воспитатель: А как вы думаете     Почему его так называют?

Дети: Потому что чаще всего он растёт под осиной.

Воспитатель: А что же говорится про этот гриб в загадке?

Дети: Это съедобный гриб. У него прямая ножка и ровная, круглая, красивая шляпа.

Воспитатель: Читает сказку «Подосиновик» Ю.Парфенов, детям.

   -Кто это в красные листья под осиной спрятался? - спросила сидевшая на цветке Бабочка.

   -Ну, конечно же, это подосиновик. Я его сразу узнала! – рассмеялась синица.- Листья осины красные, вот он, чтобы его не заметили, красной шапочкой и прикрылся. Его ещё называют осиновик,  красный гриб.

   -Если бы я надел другую шапочку, тогда бы вы так быстро меня не узнали,- улыбнулся гриб и стряхнул с себя упавший осиновый лист.

   -А разве бывают подосиновики с другими шляпками? – удивилась Бабочка.

   -Конечно, бывают. Жёлто- бурыми, красно-бурыми, бурыми и оранжевыми.

   

-Си - си – си,- пропищала желтогрудая.- Ты, наверное, встречаешься там, где стоят осины?

   -С осиной мы дружим. Где осины, там нас много. Но мы, красноголовые братья, можем встретиться и в лесу, в котором растёт берёза, дуб и сосна.

Воспитатель: Ребята, что же вы поняли из этой сказки?

Дети: Мы узнали, что подосиновик имеет красную шапочку, листья осины красные вот и прячется гриб, чтобы его не заметили. Шляпка этого гриба может быть не только красной, но и желтой, бурой, оранжевой. А еще этот гриб больше растет под осиной.

Воспитатель: Молодцы, все хорошо поняли! Загадаю вам друзья я ещё одну загадку.

 Не скрою: не белый,

я братцы, попроще

Расту я обычно

  в берёзовой роще.  

(подберёзовик)

Воспитатель: Дети, где растут подберёзовики?

Дети: Под берёзой.

Воспитатель: Да, совершенно правильно. И все – таки, иногда подберёзовик путают с подосиновиком, потому что между собой они очень похожи и растут рядом. А я вам сейчас подскажу, как же их всё-таки различить. Секрет очень прост, на изломе подосиновик синеет, а подберёзовик остаётся светлым.)

Воспитатель: Дети, вы уже знаете, что многие грибы дружат с деревьями: с берёзой - подберёзовик, с осиной - подосиновик; эта дружба помогает им расти. Без грибов лес может заболеть.

Воспитатель: А сейчас давайте, мы с вами отдохнём и поиграем в игру «Дождь, грибы, грибники»  

Дети - «грибы» присаживаются на корточки по всему залу.  Идёт дождь,  «грибы» начинают расти - медленно встают и кружатся по всему залу, музыка меняется на спокойную. Это по лесу идёт грибник-педагог.

Дети «грибы» замирают. Если кто - то из них пошевелится,  грибник заберёт в корзинку.)

(Стук в дверь)

Воспитатель: Дети, посмотрите, кто к нам в гости пришёл?

Дети: Это старик - Лесовик.

Воспитатель: Да, ребята, это старик – Лесовик. Он все лесные тайны знает.

Лесовик: Ребята, о каких грибах вы сейчас говорили?

Дети: О подберезовиках, о подосиновиках, об опятах.

Лесовик: А как вы думаете, эти грибы можно есть?

Дети: Да.

Лесовик: Правильно, эти грибы есть можно.

А как вы думаете, как мы их можем назвать одним словом?

Дети: Съедобные.

Лесовик: А ведь в лесу есть еще и другие грибы, которые есть нельзя. И называются они несъедобные, или ядовитые.

Лесовик: Отгадайте, как называется самый известный ядовитый гриб?

           

А вот   кто - то важный

на беленькой ножке,

Он в красной шляпке,

на шляпке горошки…

                              (мухомор)

Дети: Это загадка про мухомор. 

Лесовик: Дети расскажу я  вам рассказ о

двух мальчиках. Вы внимательно послушайте.

Костя и Миша взяли корзинки и пошли в лес за грибами. Придя в лес, они разошлись в разные стороны. Костя набрал полную корзинку крепких боровиков и пошёл в условленное место, где друзья договорились встретиться. Выйдя на полянку, Костя увидел своего друга, у которого в руках была корзинка, полная мухоморов.

  -Ты зачем набрал мухоморов? - удивлённо спросил Костя.

  -Я их собрал, чтобы другие не отравились, - ответил Миша.

Воспитатель: Дети, правильно ли поступил Миша? Почему?

Дети: Нет, Миша поступил неправильно. Нельзя губить мухоморы, потому что некоторые животные лечатся этими грибами.

Воспитатель: Совершенно верно, некоторые животные действительно лечатся мухоморами. А, может быть, вы знаете кто лечится мухоморами.

Дети: Мухоморами лечатся ежи, лоси, олени.

Лесовик: а как вы считаете, почему мухомор так называют?

Дети: Потому что мухи его боятся и падают замертво, подлетая близко к нему.  

Лесовик: а какие ядовитые грибы вы ещё знаете?

Дети: Бледная поганка, белая поганка, пантерный мухомор, ложный опёнок

 

Лесовик: Молодцы! Страшнее всего те ядовитые грибы, которые похожи на съедобные. Научу я вас, ребята, как определить, какие вы грибы нарвали. Во время варки грибов бросьте в кастрюлю луковицу: если есть хоть один ядовитый – луковица посинеет. А что можно приготовить из грибов и как их можно готовить?

Дети: Варить, жарить, сушить, солить, мариновать.

Лесовик: Молодцы, ребята! Приготовил я вам угощение. Кушайте на здоровье.

(Лесовик угощает детей печеньем «Весёлые грибочки».)

 

Воспитатель: Спасибо, Лесовик.  До свидания! (Дети тоже прощаются.)

Давайте, мы вспомним, о чем мы сегодня говорили, что нового узнали.

Дети: Мы говорили о грибах. Узнали, что есть съедобные и несъедобные (ядовитые) грибы.

Мы познакомились с подосиновиком и подберезовиком. К нам в гости приходил старик – Лесовик. А еще мы теперь знаем, что мухоморы нельзя уничтожать, потому что ими лечатся некоторые животные (лоси, ежи, олени).

Воспитатель: Молодцы, дети! Внимательно слушали, правильно отгадывали загадки, отвечали на вопросы. Все запомнили. Давайте будем беречь природу и всегда будем помнить, что в природе все взаимосвязано и все полезно!

На этом наше занятие окончено, всем спасибо! Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия« Царство лекарственных растений»

Закрепить знания детей о лекарственных растениях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе....

Проект «Царство речных рыб».

Рассматривая проблемные вопросы входящие в тему учебной программы мы выяснили, что одно из замечательных богатств нашей Родины- это рыбы.Для проведения проекта необходимо запланировать экскурсии к вод...

"Царство лекарственных растений" игровое развлечение

Викторина для детей подготовительной группы....

Спортивно-театрализованное развлечение для детей старшей группы "Урок физкультуры в космическом царстве"

В космическом царстве живет царевна Капризулька, которая не хочет заниматься физкультурой. Царь приглашает с разных планет гостей, чтобы те показали упражнения царевне что они могут и кататься на само...

Конспект интегрированного занятия "Подводное царство"

Конспект интегрированного занятия физкультурно-речевого цикла в рамках коррекционной студии "Радуга здоровья"...

Весна в Берендеевом царстве

Конспект фольклорного праздника для детей 6-7 лет...

РАЗВЛЕЧЕНИЕ "В царстве Берендея" РАЗВЛЕЧЕНИЕ "В царстве Берендея"

Развивать познавательный интерес и любовь к русскому народному творчеству, любви к природе, развивать внимание, сосредоточенность , формировать умение работать в коллективе: принимать общий замы...