ООД в старшей группе «Лаборатория опытов и открытий. Воздух-невидимка» (Экспериментирование)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Матвеева Светлана Анатольевна

Занятие предназначено для воспитателей детских садов. ЦельСистематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_vozduh-nevidimka.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 26 компенсирующего вида Пушкинского района

Санкт-Петербурга

ООД в старшей группе

«Лаборатория опытов и открытий. Воздух-невидимка»

(Экспериментирование)

                             Подготовила и провела воспитатель

                                                Матвеева Светлана Анатольевна

2024

ООД  «Лаборатория опытов и открытий. Воздух-невидимка»

(экспериментирование)

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности. 

Задачи:

Обучающие:

- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;                                                                                          

на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

- дать представление о том, что ветер-это движение воздуха;

- Создать условия для получения детьми знаний о воздухе, способствовать овладению некоторыми способами его обнаружения.

Развивающие: 

 - развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;  

воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни

человека, животных, растений;

-развивать наблюдательность, речь, умение планировать свою деятельность.

Воспитательные: 

детей.

- способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами.

- закреплять правила безопасности во время проведения эксперимента с воздухом.

эксперимента с воздухом.

Виды деятельности: Игровая, познавательно- исследовательская, двигательная, коммуникативная.

Методы:

Наглядный (показ способов действий).

Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).

Игровой (сюрпризный момент).

Практический (экспериментирование).

Оборудование: стаканчики с чистой водой, пластмассовые трубочки, салфетки бумажные, тазы с водой, бумажные кораблики, бумажные коробочки с ароматами (Апельсин, духи), краска, музыкальные инструменты: свисток, дудочка, свистулька, бутылка из под воды (по количеству детей)

Предварительная работа:

Беседа о воздухе, его пользе для человека, наблюдение за ветром, проведение эксперимента с вертушкой, доказывающего движение воздуха, чтение стихов о ветре.

Словарная работа – активизировать словарь детей: лаборатория, опыт, учёные, исследователи, прозрачный, невидимый (невидимка), воздушный.

Ход занятия (до входа в музыкальный, в коридоре, разложены стрелочки. Дети из группы сами находят дорогу к музыкальному залу, одевают на руку браслет «Юного исследователя»)

Дети заходят в зал под музыку Юрия Кудинова.
слова: Елена Щепотьева «Наука»

Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся друг с другом и с гостями. Возьмитесь за руки, улыбнитесь и скажите: «Доброе утро!»

Воспитатель: Ребята, сегодня нас пригласили в научную «Лабораторию опытов и открытий» к моему знакомому профессору Чудакову.

А кто знает, что такое лаборатория? (Это помещение, где проводят опыты)

Воспитатель: А вы знаете как себя правильно вести в лаборатории?

1. Нельзя трогать приборы и инструменты без разрешения.

2. Не пробовать на вкус и запах вещества.

3. Сначала слушаем взрослого, а потом выполняем.

4. Соблюдать тишину, не мешать работать другим

5. Убирать своё рабочее место.

Правильно. Пропуск в лабораторию у нас есть –это браслеты. Проходите мои юные исследователи.

Дети нажимают на звонок и проходят в лабораторию через ворота. Садятся на стулья. (напротив экрана)

Воспитатель: Вот мы и попали в научную лабораторию профессора Чудакова.

-Здравствуйте профессор! (тишина)

-Странно, почему-то его нет?

(Звучит сигнал, появляется видео с профессором)

«Обращение профессора Почемушкина».

Профессор: Доброе утро мои юные друзья. Извините, что не могу с вами встретиться. Меня срочно вызвали в главную лабораторию страны. Я очень торопился, поэтому не могу провести с вами опыты. Я надеюсь, что вы справитесь и без меня, с помощью моих подсказок. Конверт с подсказками для вас я вам отправил электронным письмом. Удачи. (Звучит сигнал, видео исчезает)

Воспитатель: Спасибо, уважаемый профессор. Ребята, я думаю, что мы с вами обязательно справимся. Интересно о чём с нами хотел сегодня поговорить профессор? (на доске появляется воздушный шарик, который сдувается)

Что это было? Вы догадались о чём мы с вами будем сегодня говорить?

Основная часть

Воспитатель: Правильно, ребята, мы сегодня будем говорить о воздухе. Как юные исследователи, как вы думаете для чего нам нужен воздух? (чтобы дышать) Воздух необходим для дыхания, для жизни. Очень важно открывать форточку, проветривать, чтоб в комнате всегда был свежий воздух.

- А кому еще нужен воздух? Кто дышит воздухом? (животные. растения – живая природа)

Опыт №1 «Как можно обнаружить воздух»

Воспитатель: Посмотрим какую подсказку нам прислал профессор.  А кто из вас, ребята, видел воздух? Если мы его не видим, значит он какой? (Невидимый). А какого он цвета? (прозрачный, бесцветный). Мы не видим в нашей лаборатории воздух, но я знаю, что он здесь есть. Как же нам в этом убедиться? (ответы детей)
Воспитатель: Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Подуйте на ладошку, что вы чувствуете?  А если взять веер и помахать им на себя? (веер у воспитателя) Что вы сейчас почувствовали? (лёгкий ветерок)

Что мы узнали: Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Ребята, подумайте и скажите, что происходит в природе, когда мы наблюдаем движение воздуха? (ответы детей: ветер). Правильно, ветер-это движение воздуха.

Профессор уверял меня, что воздух двигаясь может перемещать предметы.

Воспитатель: Давайте с вами проверим это.
Опыт №2 «Движение воздуха»

Для опыта нам понадобится таз с водой, бумажные кораблики. Опустите кораблики на воду. Подуйте на них. Что происходит? (кораблики плывут). Правильно, когда вы дуете на кораблики, образуется ветерок, который приводит их в движение.  

Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с корабликом, если нет ветра? (Он не плывёт).

Воспитатель: А если ветер очень сильный? (Начинается буря и кораблик может потерпеть настоящее кораблекрушение)

(дети убирают кораблики на поднос и садятся на стульчики)

Что мы узнали: С помощью проведённого опыта мы узнали, что воздух, двигаясь, образует ветер, который может перемещать предметы. Значит ветер -  это движение воздуха, мы можем наблюдать как плывут облака, колышатся листочки на деревьях. Воздух может передвигать предметы.

Опыт №3 «Узнай по запаху» (сидят на стульчиках)
Воспитатель: Посмотрим следующую подсказку. Догадались о чём нас просит узнать профессор?

Ребята, как вы думаете, есть ли у воздуха запах?  Я прошу вас закрыть глазки и подышать, делая глубокий вдох и выдох. Скажите, что вы почувствовали? (ничего) А теперь? (Воспитатель поочерёдно проносит мимо детей ёмкость с апельсином) Да, вы почувствовали аромат, идущий от апельсина. И помог в этом воздух.

Что мы узнали: сам воздух запах не имеет, но может переносить запахи других веществ.

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому и в научных лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте немного разомнемся.

Физкультминутка

Беленькое облако (округленные руки перед собой, пальцы в замок)
Поднялось над крышей (не расцепляя рук, поднять их над головой)
Устремилось облако (выпрямить руки)
Выше, выше, выше (потянуться руками вверх)
Ветер это облако (плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)

Зацепил за кручу (сцепить руки кончиками пальцев над головой)
Превратилось облако (руками описать через стороны вниз большой круг)
В дождевую тучу (присесть).
Воспитатель: Молодцы

Опыт № 4 «Воздух можно услышать» (стоя вокруг стола)

На столе, на поносе укрытые тканью лежат музыкальные инструменты.

Посмотрим следующую подсказку. Догадались о чём мы будем узнавать?

Воспитатель: Можно ли услышать воздух? (ответы детей). Проверим.

Давайте проведём следующий опыт: возьмите по- одному предмету и по- очереди подуйте (дети по- очереди дуют в детский саксофон, свистульку, дудочку, свисток, спускаем воздушный шарик (воспитатель). Ребята, что вы услышали?

Звук был одинаковый? Кто дул сильнее, у того звук получился громче. Если дуть дольше, звук будет длиннее. С помощью этих инструментов можно даже сыграть мелодию.

Что мы узнали: Воздух можно услышать с помощью разных предметов.

Звук возникает тогда, когда дрожит воздух (происходит колебание воздуха) и тогда мы можем его услышать.


Профессор: «Мои юные исследователи, я очень рад, что вы сегодня были в моей лаборатории и узнали много нового о свойствах воздуха. Но у меня остался ещё один вопрос – с помощью воздуха можно рисовать? Попробуйте. А я с вами прощаюсь и жду вас снова к себе в гости. До свидания»

Опыт № 5 «Рисуем воздухом»

Воспитатель: Ребята как вы думаете с помощью воздуха можно рисовать! Давайте попробуем?

попробовать? Я приглашаю вас сесть за столы. (На столах палитры с

разведенной гуашью). Возьмите каплю гуаши и поместите ее на лист бумаги,

а теперь дуйте на нее в трубочку, создавая любой образ.

Восп: Какие красивые картины у вас получились. Давайте украсим ими нашу

Дети сидят за столом. (на столе на каждого ребёнка поднос с разведённой гуашью в палитре, кисточка, трубочка)

Приступим к рисованию. Перед вами гуашь, разведённая до жидкого состояния. Сделаем кляксу! Возьмите кисточку. Окуните кисточку в гуашь, наберите каплю гуаши и поместите её на листе бумаги. А теперь дуйте на неё в трубочку, создавая любой образ.

Воспитатель: Молодцы. Какие красивые рисунки у вас получились. Дадим рисункам высохнуть и украсим ими нашу группу. Выходите из-за стола. Все опыты в нашей лаборатории на сегодня закончились. Пора возвращаться в группу.

Рефлексия. Дети проходят через ворота нажимают на звонок (вышли из лаборатории)

Воспитатель: Уважаемые исследователи, давайте подведём итоги нашей работы. Мы с вами провели опыты и узнали: воздух прозрачный, мы его не видим, но можем почувствовать (на мольберт выкладываются карточки для закрепления материала)

- Какой опыт вам понравился больше всего? (Высказывания детей)

- Вам понравилось быть юными исследователями? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательные опыты для дошкольников "Воздух - невидимка"

Дорогие друзья!Если вы любите все таинственное и необычное, если вы любите наблюдать и размышлять, доверяете своим глазам и опыту, значит у вас душа экспериментатора и первооткрывателя.Вы знаете...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности (экспериментирование) в старшей группе "Лаборатория воды". Интеграция образовательных областей "Познание" и "Коммуникация."

Цель этого занятия: расширить и закреплить представления детей о свойствах воды. Дети очень любят экспериментировать. При формировании естественн- научных и экологических понятий и проведение опытов п...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности (экспериментирование) в старшей группе «Лаборатория воды»

Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.Основные задачи:Образовательные задачи:1....

Опыты и эксперименты «Воздух-невидимка». Старшая группа.

Тема занятия: «Воздух-невидимка».Цель: развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.Задачи:Обучающие: обобщить, ранее полученные ...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим "Воздух невидимка"

Цели занятия:Задачи: обучающие – обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах: прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, плотность, он есть повсюду, подвижность; с та...

Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе. «Лаборатория профессора Пробиркина»

Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе.Образовательные области:Коммуникация, познание, безопасность, здоровье.Цель: формирование начальных представлений о здоро...

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Лаборатория воздуха».

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Лаборатория воздуха». Тема: «Лаборатория воздуха»Цель: Обогатить и система...