Конспект по ознакомлению с окружающим миром "Воздух и его свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Занятие с детьми подготовительной группы, основанное на ряде последовательных опытов с дальнейшим их анализом и обобщением, направленно на обогащение и систематизацию знаний о воздухе,его свойствах и характеристиках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozduh_i_ego_svoystva.docx | 17.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается, обобщить знания детей о роли воздуха в жизни человека.
Воспитательная задача: Воспитывать интерес к эспериментированию, воспитывать аккуратность, усидчивость.
Литературный ряд:
Загадка
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.
(воздух)
Музыкальный ряд: «Облака», муз. В. Шаинский, сл. С. Козлов
Оборудование:
Демонстрационный материал: полиэтиленовый пакет, веер, три контейнера с наполнителями (дольки апельсина, чеснок, духи), самодельные весы, 2 надутых воздушных шарика, игла, бутылка минеральной воды, пластиковый стакан, пластилин, фен, пустая стеклянная бутылка, воздушный шар, миска с горячей водой.
Раздаточный материал: полиэтиленовые пакеты, веера, пластилин, пластиковые стаканы (по количеству детей), бутылки с минеральной водой (из расчета- одна на двоих)
Дети под музыку входят в группу и встают полу кругом.
Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости. Давайте поздороваемся и представимся.
Дети садятся за столы.
Сегодня нас с вами ожидает очень интересное и необычное занятие. Тему же нашего занятия подскажет загадка. Послушаем и попробуем отгадать.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.
Конечно же это- воздух!
1. Воздух вокруг нас. А можем ли мы его увидеть? (Нет) Как вы думаете, почему? (он прозрачный, невидимый, недаром его называют невидимкой)
Давайте все же рассекретим этого невидимку, попробуем его поймать.
Проведем первый опыт.
Опыт № 1: Перед вами обычный полиэтиленовый пакет. Раскрываем его, берем двумя руками и делаем взмах.
Как вы думаете, почему пакет «надулся»? ( мы поймали воздух )
Что вы можете сказать о первом свойстве воздуха? (он невидим, но мы можем его обнаружить)
2. Теперь давайте попробуем выяснить, есть ли у воздуха запах.
Опыт № 2: перед вами веер, берем его и делаем движения в сторону лица. Ваша задача почувствовать есть ли запах у воздуха.
Что заметили? (у воздуха нет запаха)
Поиграем в игру «Отгадай аромат»
Дети встают в круг.
Вы закроете глаза, а я достану предмет. Ваша задача угадать, что я достала.
(предлагается апельсин, духи, чеснок)
Почему вам удалось угадать? (почувствовали запах того, что предлагали понюхать)
Посмотрите, как интересно: воздух не имеет собственного запаха, но может запахи передавать.
3. Как вы думаете, имеет ли воздух вес?
Попробуем его взвесить.
Добро пожаловать в нашу лабораторию.
Дети подходят к столу для опытов.
Опыт № 3. Возьмем самодельные «весы» и два одинаковых надутых воздухом шарика. Подвесим шарики. Уравновесим весы. А теперь проколем один из шариков. Проколотый шарик опустился вниз.
Какой вывод можем сделать? (он легче)
Проколем второй шарик. Они уравновесились.
Что вы можете сказать о весе воздуха? (воздух имеет вес)
Давайте сравним вес воздуха и воды. Для этого сядем за рабочие места.
Дети садятся за столы.
Опыт № 4. Нам понадобится вода с газом, пластилин и прозрачный стакан.
Наливаем воду в стакан и бросаем в нее пластилин. Видите пузырьки это воздух.
Посмотрите, что произошло с пластилином? (он упал на дно)
Пластилин тяжелее воды, поэтому он тонет.
Что происходит с пузырьками воздуха? (они поднимаются на поверхность)
Пузырьки воздуха поднимаются на верх и выталкивают пластилин.
Что можем сказать о весе пузырьков воздуха? (пузырьки воздуха легче воды)
Физминутка
5. Сейчас мы проведем еще один опыт, после которого я хотела бы, чтобы вы мне ответили на вопрос, может ли воздух иметь температуру.
Сейчас я включу фен, на вас подует приятный ветерок (воздух начнет двигаться), я буду переключать режимы.
Что вы можете сказать о температуре ветерка. (он был и прохладным и теплым и горячим)
Конечно, фен нагревает и охлаждает струю воздуха и ее температура меняется.
6. Что происходит с воздухом при его нагревании мы сейчас и узнаем.
Давайте еще раз посетим нашу лабораторию.
Дети подходят к столу для опытов.
Опыт № 6. У меня в руках бутылка, которую достали из холодильника, на горлышке ее надет воздушный шарик. Поставим бутылку в горячую воду.
Что произошло? (шарик начал надуваться)
Дело в том, что при нагревании воздух расширяется и поднимается вверх.
На этом свойстве воздуха основано устройство воздушного шара.
Первый воздушный шар построили братья Жозеф и Мак Монгольфье. Это было очень давно, в 1783 году. Шар был сделан из льняной ткани и бумаги. Братья наполнили его горячим воздухом, потому что горячий воздух легче холодного. Первыми пассажирами стали овца, утка и петух. Их полет продолжался 8 минут. Позднее стали летать и люди, первый полет человека продолжался 25 минут. Теперь шары стали наполнять газами, так как они легче воздуха. Эти полеты стали популярным видом спорта.
Дети садятся на места.
7.Мы уже многое сказали о воздухе и его свойствах.
Как вы думаете, какое значение имеет воздух для человека?
Опыт №7. давайте сделаем глубокий вдох и задержим дыхание. Посмотрим, долго ли мы сможем продержаться без воздуха.
Что вы можете сказать? (без воздуха тяжело, хочется сделать вдох)
Воздух необходим человеку и животным. Без него они погибнут. Если воздух грязный, то человек может заболеть. Что бы быть здоровым необходимо дышать чистым и свежим воздухом, проветривать помещение, сажать растения в комнате и на улице, гулять в парке, в лесу, где много деревьев и чистый воздух, а вблизи дорог воздух загрязнен выхлопными газами машин.
Давайте еще раз вспомним все, о чем мы говорили сегодня на занятии.
На этом наше занятие окончено, давайте поблагодарим наших гостей и попрощаемся.
Под музыку дети уходят из группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД Область "Познание" (Ознакомление с окружающим) на тему "Вода. Свойства воды"
Конспект НОД по области "Познание" (Ознакомление с окружающим), проведенной в старшей группе детей с ЗПР на тему "Вода. Свойства воды"....
Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим "в средней группе "Свойства предметов"
Закрепление знаний детей о свойствах предметов, Воспитание любви и бережного отношения ко всему живому...
Конспект занятия НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Свойства воды» в старшей группе.
Конспект занятия НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Свойства воды»в старшей группе....
Конспект интегрированного (ознакомление с окружающим миром, развитие речи) занятия в старшей группе «Свойства воды»
Материал может быть использован воспитателями как на занятиях по окружающему миру, так и на занятиях по развитию речи....
Конспект НОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим «Воздух и его свойства».
Познакомить детей с тем, что воздух есть вокруг нас, что на Земле кроме четырёх океанов, есть ещё и пятый – воздушный океан. Познакомить детей с понятием «атмосфера», дать представле...
Конспект по ознакомлению с окружающим "Свойство песка"
Цель: Формировать у детей представления о свойствах песка....
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим «Лёд и его свойства» (старшая группа)
Цель:создание социальной ситуации развития детей для ознакомления со свойствами льда в процессе познавательно-исследовательской деятельностиЗадачи:формировать представления детей о льде, его свойствах...